![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||
![]() |
|||||
ХРОНИКА ШТУРМА 1. В германской дальней НЕМЕЦКИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ 1. Оборонительная
|
ИСТОРИЯ ГОРОДА ВОЕННАЯ 1. Последний штурм 1.1. Эвакуация через Пиллау С началом Второй мировой войны город погрузился в маскировочную мглу. Вновь погасли огни маяка. Все чаще с Восточного фронта стали прибывать раненые и приходить извещения о гибели немецких солдат на просторах России. На городском кладбище вблизи современного Дома культуры появилось захоронение нескольких десятков немецких летчиков — жителей Пиллау, погибших у стен далекого Ленинграда. Рождественские праздники 1945 года большинство жителей Пиллау провели в кругу близких родственников. Военные дороги находились еще вдали от города. Правда, в домах и квартирах стало намного теснее. Со всех уголков Германии сюда стекались тысячи беженцев, потерявших свой кров. Еще осенью сюда прибыли транспорты из Латвии и Эстонии. Сходившие на берег люди говорили: «Русских не остановить! Они будут здесь». В середине января 1945 года от артиллерийской канонады на полках зазвенела посуда. Советские войска вели ожесточенные сражения на границах Восточной Пруссии. Немецкие жители, покинувшие города и селения Замланда, двигались по тонкому льду залива в надежде достичь противоположного берега. Их колонна растянулась на многие километры. Повозки и тележки с домашними вещами бесследно исчезали в многочисленных полыньях, пробитых для прохода судов с боеприпасами и военным имуществом С каждым днем возрастало напряжение и среди пиллауских жителей. По улицам разъезжали машины с громкоговорителями, из которых доносились слова: «Жители Пиллау! Берите детей и документы, продовольствие, все вещи оставляйте здесь». Обочины дорог, ведущих в гавани, были заняты повозками и автомобилями. Но они все прибывали и прибывали. К месту стоянки кораблей отряды полиции и жандармерии пропускали лишь тех, кто имел посадочный номер. Люди оставляли багаж на причалах, взбирались на суда по канатам и плетеным трапам. В толпе беженцев скрывались и немецкие солдаты, переодетые в женское платье. История штурма Пиллау будет неполной без описания героических атак немецких кораблей Героя Советского Союза (посмертно), командира подводной лодки Об «атаке века» написано много и подробно. 30 января 1945 года, на подходах к Данцигской бухте, командир подводной лодки Бывший туристический лайнер «Вильгельм Густлоф» уже давно стал плавучей учебной базой немецких подводников. В момент потопления на его борту находилось 3700 обученных специалистов-подводников, которые следовали к месту назначения, а также женский батальон ВМФ, войсковое соединение «Вильгельм Густлоф» стал самым крупным военным транспортом, потопленным в годы войны нашими подводниками. Есть легенда, что именно на «Густлофе» немцы вывозили в Германию знаменитую «Янтарную комнату». По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор. Вопреки стойким и красивым легендам в Германии не было трехдневного траура, и Гитлер не объявлял Маринеско личным врагом. Сообщение о гибели лайнера могло подорвать у германской нации стойкость духа. В этом же походе 10 февраля Для командира подводной лодки Александр Маринеско по тоннажу потопленных вражеских транспортов и кораблей (42.557 т) оказался самым результативным подводником. Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей субмарины, да еще в надводном положении, что смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа. Однако сам Маринеско до самой смерти не будет считать себя героем и никогда не назовет тот поход Уже 20 февраля 1945 года командир Однако из-за нарушений «режима», как пишут о спортсменах, это звание Маринеску так и не было присвоено. После войны судьба Маринеску пошла наперекосяк. Он умер в госпитале от рака в 1963 году всеми забытый. Только через 27 лет, в 1990 году, после многочисленных представлений и ходатайств главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. Чернавина, члена военного совета — начальника ПУ ВМФ адмирала В. Панина, ветеранов флота и широкой общественности указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 3 ранга Маринеско А.И. посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, хотя еще в конце Только в январе из Пиллау в море вышло около ста кораблей, а в феврале их число увеличилось в два с половиной раза. Большей частью это были небольшие суда и пароходы. В мирное время их использовали для морских прогулок вдоль побережья. Переходы на океанских лайнерах были небезопасны после гибели «Вильгельма Густлова». Погибших на нем людей доставили в Пиллау, и, несмотря на тайные похороны, об их участи узнали все. 1.2. Взрыв в форту Штилле В дни зимней эвакуации из Пиллау имело место событие, ставшее одной из неразгаданных тайн Второй мировой войны. В подземном заводе форта Штилле взорвалось несколько тысяч морских мин. В его цехах круглосуточно работали военнопленные, извлекавшие морскую смесь — вещество, необходимое для минирования подступов к Кенигсбергу. Они жили в лагерных бараках, устроенных над подземельем. На смену больным и умершим сюда привозились новые партии бельгийцев, французов, поляков и русских. Большая часть из них погибла, оказавшись в эпицентре страшного взрыва. Из полутора тысяч заключенных в живых осталось не более четырех сотен человек. После взрыва образовался огромный кратер — 350 метров длиной, 150 метров в ширину и глубиною в 75 метров. По воспоминаниям очевидцев, каменные глыбы носились метеоритами по воздуху, а выпавший накануне снег стал «Я постепенно обретаю присутствие духа, ищу бараки, но луна освещает развороченную землю, смешанную со снегом, откуда торчат балки, доски, куски дерева и всевозможные обломки. Огонь в нескольких метрах от меня напомнил о том, что я раздет. Мне холодно. Уцелевшие в этой трагедии сидят вокруг живительного костра, где тлеют обугленные трупы. Мы с трепетом приближаемся к центру «землетрясения», обходя вырванные деревья и огромные бетонные блоки. Во взглядах читается тревога за руки и ноги — они отмерзают. Мы наугад находим вход в форт Штилле и ускоряем шаг. Грубая остановка: лязг оружия, предупредительные оклики. Появляются немецкие солдаты и окружают нас». На следующий день были расстреляны советские военнопленные, вступившие в неравную схватку с охраной лагеря. Место их захоронения неизвестно. Остается загадкой: взрыв в форту Штилле был случайностью или актом самопожертвования неизвестных героев, приблизивших ценой собственной жизни победу над общим врагом? Уже много лет вместе с российскими историками ведут поиск своих сограждан, оставшихся в земле Пиллау, и сотрудники посольства Франции в России. Можно лишь предположить, что узники форта Штилле захоронены в районе Северного мола, где в августе 2000 года открылось интернациональное кладбище, на котором покоятся останки около восьми тысяч немецких солдат и офицеров, а также мирных жителей двадцати четырех национальностей… 1.3. Подготовка к обороне Чтобы не допустить прорыва советских войск на пиллауский полуостров, немецкое командование сформировало боевые группы из разбитых и отступавших частей. Для усиления обороны сюда переправилась морем свежая пехотная дивизия из Либавы. А в штабе армейской группы «Замланд», расположенном в Нойхойзере, была разработана операция «Западный ветер». Ее целью являлось восстановление снабжения Кенигсберга из гаваней Пиллау. О принимаемых мерах говорилось в одном из приказов Вермахта: «Все солдаты всех подразделений, находящиеся вне своих частей на улицах, в селениях, в обозе или в колоннах беженцев, в лазарете, не будучи раненными, будут задерживаться и подлежат расстрелу на месте». Зимой 1945 года в Восточной Пруссии начались новые бои. При поддержке морских батарей и кораблей германского флота третья танковая армия заняла «Рейхсдорогу 131», которая вела из Пиллау в Кенигсберг. Однако успех противника не остановил наступления советских войск. В марте 1945 года По просьбе гаулейтера Э. Коха, обратившегося к Гитлеру «в связи с военной необходимостью вывезти из Пиллау несколько десятков тысяч человек, так как масса беженцев находится между защитниками и противником и ослабляет силы сопротивления гарнизона», с конца марта их эвакуация возобновилась. Авиация Балтийского флота и союзники-англичане поставили сотни мин в Кенигсбергском канале и на подходах к пиллауским гаваням, по которым вела постоянный огонь и советская артиллерия, усилившая свои позиции вокруг города. Чтобы избежать людских потерь, немецкое командование приказало построить у оконечности Северного мола и на косе Фрише-Нерунг деревянные мосты. В темное время суток к этим мостам швартовались транспортные корабли. Одним из них был небольшой пароход «Карлскруе», принявший на борт больше тысячи беженцев и раненых, рабочих-железнодорожников и солдат из элитного полка «Герман Геринг». В сопровождении тральщиков судно буквально пробиралось вдоль побережья. Его обнаружили советские торпедоносцы. После попадания торпеды «Карлскруе» переломился пополам и затонул, спаслось всего около ста человек. Всего же из Пиллау было эвакуировано морем около полумиллиона беженцев, главным образом женщин, стариков, детей и раненых солдат. Остававшееся в Пиллау население испытало большие трудности Ранним утром 4 апреля 1945 года последний железнодорожный состав вышел из Кенигсберга в направлении Пиллау. Спустя несколько дней гарнизон Кенигсберга сложил оружие и последовал в плен за комендантом крепости генералом Ляшем. Взятие столицы Пруссии советскими войсками изменило обстановку на Замланде. Командующий 1.4. Взятие Фишхаузена Советским войскам не удалось с ходу взять город Фишхаузен. Атаки и контратаки следовали непрерывно днем и ночью. Один из немецких солдат вспоминал: «Перед обедом в течение получаса упало почти 500 бомб. Уже после первой волны город полыхал во всех концах и углах. Позднее русские сбросили бомбы и на наши позиции, вызвав большие пожары. Здесь, восточнее Фишхаузена, мне многое пришлось увидеть и пережить. Советский летчик, спускаясь на парашюте из сбитого самолета, стрелял по нам из автомата. По нему открыли массированный огонь. И на землю он уже опустился мертвым. Между налетами новых бомбардировщиков нам удалось покинуть город, так как удерживать в нем позиции было уже нельзя». И только в ходе ночного штурма 17 апреля город остался в руках наступавших войск. Вся линия фронта осветилась сигнальными ракетами. Стихийный салют продолжался более часа. На железнодорожном переезде Фишхаузена под артиллерийский обстрел попала машина А.В. Василевского, выехавшего на передовые позиции, чтобы разобраться в причинах медленных темпов наступления. Упорство, с которым оборонялись немецкие войска, заставило его принять решение о замене 1.5. Система обороны Пиллау В ночь на 18 апреля части и соединения Уже после окончания операции оборона противника была внимательно изучена. Занятый немцами полуостров вытянулся в северо-восточном направлении на пятнадцать километров. Мелкий зернистый песок позволил быстро окопаться. Поросшие кустарником и деревьями дюны служили естественным препятствием для движения боевой техники. По всему побережью тянулись высокие обрывы. Через полуостров пролегали одна железная и одна шоссейная дороги. Проселки в это время года оставались практически непроходимыми. Леса и сады маскировали линию обороны. К тому же весна выдалась холодной, с дождями и утренними туманами. Низкая облачность затрудняла действия советской авиации. На эти преграды опиралась мощная система из шести оборонительных рубежей, каждый из которых был неприступен. 1. В 2-х километрах севернее Лохштедта. Он состоял из противотанкового рва (ширина 4 м, глубина 2,5 м). Перед ним в 100 м и за ним две сплошные линии траншей полного профиля. Железнодорожное полотно и шоссейную дорогу перекрывали пять рядов противотанковых надолбов. Всего 2. Лохштедт — Детский курорт (в Павлово). Состоял из двух линий траншей полного профиля. На восточной окраине Лохштедта 3 дзота. Шоссе прикрывалось 3. Нойхойзер (Мечниково). Наиболее подготовленный к обороне рубеж. Передний край состоял из сплошной линии траншей полного профиля. У шоссе 3 дзота. Южнее траншеи 4. В 1 км севернее города Пиллау. Состоял из линии траншей полного профиля. На каждые 100 м было Пятый и шестой оборонительные рубежи находились на северной окраине города и состояли из траншей с проволочным заграждением. Систему оборонительных рубежей немцев смотри на плане «Штурм Пиллау» >>> Подступы к городу со стороны моря прикрывали 18 бетонированных дотов, расположенных по западному берегу полуострова. Значительную артиллерийскую поддержку сухопутной группировке оказывали корабли на рейде Пиллау В окрестностях города действовали четыре аэродрома. Дорожная сеть позволяла противнику маневрировать силами, формировать и посылать в бой новые части. По советским войскам вели огонь до 50 артиллерийских, минометных и реактивных батарей, в том числе и шесть В Пиллау оборонялись около 40 тысяч солдат и офицеров В журнале боевых действий 1.6. Штурм Пиллау Общее наступление советских войск началось в одиннадцать часов 20 апреля. В артиллерийской подготовке участвовали 600 орудий и реактивных минометов. В этот день советская авиация сделала 1500 вылетов. Пехота при поддержке танков и самоходок была встречена губительным огнем орудий, замаскированных на опушке леса. С каждой новой атакой напряжение боя нарастало. По всему фронту шли рукопашные схватки. Немцы шесть раз переходили в контратаки, оттесняя наступавшие части. Бои за противотанковый ров шли весь день и всю ночь. Только отдельным группам советских воинов удалось достичь его. Все попытки продвинуться дальше не имели успеха. В этот день На следующее утро бои развязались с новой силой. Батарея морских орудий Святого Адальберта была взята гвардейцами в рукопашном бою. Штурмовые группы Военный совет армии докладывал, что 22 апреля «противник мощным заградительным огнем артиллерии и минометов, а также огнем танков, самоходных установок, оказывал упорное сопротивление, особенно в опорных пунктах и минометных траншеях в лесном массиве. Отмечены действия 34 полевых батарей противника, 16 зенитных минометных батарей, 21 отдельного орудия и до 30 орудий прямой наводки. В боевых порядках пехоты действовало 50 танков и самоходных орудий. С рейда Пиллау вели огонь 8 боевых кораблей. За день боя захваче но 300 пленных и уничтожено, по неполным данным, до 1300 солдат и офицеров». У берега была обнаружена немецкая подводная лодка, ушедшая на глубину после короткой артиллерийской дуэли. К исходу дня сопротивление немецких войск стало ослабевать. Штаб немецкой обороны отдал приказ об эвакуации из города небоеспособных частей, полицейских, чиновников и партийных функционеров. Советской авиацией были уничтожены склады с боеприпасами и горючим, техникой и вооружением. Пожары в городе уже никто не тушил, а полевая жандармерия перестала нести охрану переправы и мест посадки на корабли. Гаулейтер Восточной Пруссии Э. Кох покинул свое имение на косе В наступившей темноте воины-гвардейцы продвигались вперед, уничтожая огнеметами опорные пункты противника. Немецкое командование пыталось спасти положение, вводя в бой свежие силы. В город переправилась пехотная дивизия Второй по счету танковый ров стал неожиданным препятствием для наступающих советских войск. Командующий армией генерал К.Н. Галицкий приказал прекратить наступление. Специальные подразделения прочесывали лес, в котором еще укрывалось немало солдат и офицеров противника. Время от времени в нем вспыхивали рукопашные схватки. Весь день 23 апреля велась разведка боем, были сменены части, понесшие большие потери, а вместо выбывших из строя назначены новые командиры. На передовую позицию подвезли боезапас и горячее питание. Артиллеристы выдвинули свои орудия на прямую наводку. И вновь над полем боя повисла тревожная тишина. Уже глубокой ночью немецкие части удалось оттеснить в глубину леса и переправить через ров боевую технику и пехоту. Весь день 24 апреля две гвардейские стрелковые дивизии вели бои за Нойхойзер, на окраинах которого закрепились остатки танковой дивизии «Великая Германия». Наша артиллерия делала проемы в зданиях, чтобы в них могла ворваться пехота. Старший сержант Комендант морской обороны Восточной Пруссии капитан 1 ранга X. Штробель позднее вспоминал: «…с падением батареи у Нойхойзера началась последняя фаза сражения за город Пиллау. Боеприпасы у немецких войск были почти исчерпаны, потери в живой силе были огромны. Противник вел артиллерийский и минометный огонь вблизи города. Свои концерты не прекращали и «сталинские органы». На низкой высоте над городом целый день летали штурмовики. Они превращали в руины стоящие здания. Казематы цитадели представляли собой перепаханные руины. Мое укрытие получило несколько прямых попаданий и большей частью обвалилось. Но город еще держался. Батарея на Северном молу вела огонь по продвигавшимся вдоль пляжа танкам и пехоте противника». В ночь на 25 апреля штаб немецкой обороны переправил через пролив около пятнадцати тысяч солдат и офицеров и семь тысяч раненых. Зарево освещало весь город, а на Русской набережной пылали дома и строения верфи. Повсюду гремели взрывы. На пирсах творилась неописуемая паника. Немецкие солдаты вплавь пытались добраться до противоположного берега. Из Задней гавани вышли буксир «Адлер» и танкер «Кольк». Кроме экипажей, на борту находились рабочие городского Водоканала. Люди, стоявшие на палубе, заметили советские танки на причалах. Они стали последними жителями, оставившими Пиллау. Накануне днем гвардейцы капитана Скипы овладели траншеей на берегу залива и, продвигаясь вдоль нее, вышли в тыл противника в Камстигаль. В результате этого маневра город был обойден и с востока. Весь день 25 апреля шли схватки в казармах военного городка Химмельрайх, на территории порта и гаваней, где противники сражались за каждый причал. Каждый подвал, этаж или чердак дома приходилось брать штурмом. Чем ближе советские солдаты подходили к проливу, тем ожесточеннее сопротивлялся противник. Особенно упорные бои велись в парке Плантаже. Вся земля в этом районе была пристреляна ружейно-пулеметным огнем и артиллерией, но это лишь на короткое время остановило продвижение воинов Утром 25 апреля на командный пункт генерала К.Н. Галицкого позвонил Маршал Советского Союза А.В. Василевский. Он сообщил, что в 23 часа по московскому времени в столице будет дан салют в честь гвардейцев, овладевших городом и крепостью Пиллау. Это означало, что к этому часу бои в городе должны быть завершены. По приказу командующего на передовую убыли офицеры полевого управления и политотдела армии. Под стены цитадели был направлен весь армейский резерв: десятки орудий крупного калибра, танки и тяжелые самоходные орудия. Здесь оставался последний очаг сопротивления. Под покровом ночи штабу Указание о салюте, данное Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным, не подлежало отмене. За взятие Пиллау был назначен салют второй категории — двадцать артиллерийских залпов из двухсот двадцати четырех орудий. На час раньше прозвучал такой же салют войскам Война подходила к концу, и в штабах спешили с победными рапортами. В донесении Военного совета В этом документе, который хранится в Подольском архиве Министерства обороны России, последняя фраза оказалась зачеркнутой карандашом. В таком виде доклад поступил в Генеральный штаб. И когда разноцветные гроздья салюта зависли над Красной площадью, солдаты и офицеры К группе советских разведчиков, вступивших в бой на Северном молу, противник обратился на русском языке: «Прекратите огонь. Мы сдаемся». Несколько сотен немцев сложили оружие и в сопровождении троих автоматчиков отправились в плен. Ожесточенные бои велись и в небе над Пиллау. За время наступления летчики Двадцати девяти летчикам за успешное выполнение боевых заданий было присвоено звание Героя Советского Союза. Старший лейтенант Б.М. Афанасьев в районе Пиллау обнаружил готовящийся к выходу в море караван из двадцати кораблей и навел на них самолеты-штурмовики. В этом бою он вступил в единоборство с четырьмя немецкими летчиками и сбил одного из них. Эскадрилья майора А.И. Балабанова нанесла последний бомбовый удар по косе Особенно большой урон был нанесен гитлеровцам в районе Нойтифа — крупного узла обороны противника. Во время бомбежки аэродрома в районе Пиллау старшего лейтенанта Ю.И. Пыркова разрывом снаряда ранило в ногу. С трудом управляя самолетом, пилот дотянул до своего аэродрома, сразу же после посадки лишился сознания от потери крови. Врачам удалось спасти ему жизнь. Подполковник Ф.А. Усачев, командир отдельного разведывательного авиаполка Балтийского флота, лично вел разведку морских целей и фотографировал особо важные оборонительные сооружения противника. Отличились при штурме Пиллау и моряки Балтийского флота. Бригада торпедных катеров на подступах к городу провела несколько поисковых операций, вынудив немцев отказаться от использования крупных транспортов при эвакуации войск и населения с полуострова. Штурм города и крепости Пиллау дался дорогой ценой. Таких тяжелых потерь не знали даже ветераны Подводя итоги всей операции, генерал К.Н. Галицкий отмечал: «До овладения Пиллау Кенигсбергский порт и верфь не имели важного значения, так как они были полностью изолированы от моря. Овладение Пиллау во много раз укрепило стратегические позиции нашего флота на Балтийском море. Отныне все Балтийское море, за исключением районов Датских проливов, под контролем. Ни один порт не подвергнется больше блокаде, пока Пиллау в наших руках». 1.7. Захват косы Фрише-Нерунг Еще никогда в истории косы Оборона косы Днем 25 апреля бойцы Перед полком стояла задача — переправиться через пролив и закрепиться на берегу до подхода главных сил. К месту посадки были собраны десятки яхт, парусных лодок и рыбацких шхун. Сюда же доставили и автомобили-амфибии. Гвардейцы, захватив первую траншею, выкатили на берег пушки и вынесли минометы. На окраине поселка Нойтиф (ныне — Коса) захватили фабричный цех с арсеналом крупнокалиберных пулеметов, стрельбе из которых обучились у пленных инструкторов. Противник, прикрываясь танками и артиллерией, атаковал десантников каждые полчаса. Немцам удалось проникнуть в подвалы здания, где завязался рукопашный бой. Гитлеровцев расстреляли в упор и забросали гранатами. Вторая волна десанта попала под сильный огонь и, понеся большие потери, оказалась сброшенной в воду. Лишь небольшой группе солдат в наступившей темноте удалось пробиться к своим. Уже в сумерках высадившийся на пристань стрелковый батальон во главе с заместителем командира гвардии капитаном А. Панариным закрепился на полоске земли немногим более ста пятидесяти метров в длину и столько же до уреза воды. Расчет противотанкового орудия вел огонь из окна первого этажа стоявшего вблизи дома. Когда в живых остался один артиллерист, А. Панарин, будучи смертельно раненным, продолжил стрельбу. В числе первых ворвался в Нойтиф гвардии старшина роты С.П. Дадаев. Отбив четыре атаки, он был трижды ранен и скончался на поле боя. Его именем названы улицы в Калининграде и Балтийске. Среди тех, кто форсировал морской канал, был и гвардии старший сержант Е.И. Аристов, обеспечивший бесперебойную связь с командованием. В одной из атак он захватил вражеский пулемет и его огнем поддержал своих товарищей. В напряженном бою десантники ворвались в ангары немецкой морской авиации. За смелость и отвагу, проявленную при захвате и защите плацдарма на косе Следом за ними из Внутренней гавани форсировали пролив воины Когда во время боя вышла из строя линия связи, помощник начальника связи Ожесточенное сражение в северной части косы не прекращалось ни на час. После прохода передовых частей в тылу советских войск остались многочисленные группы немцев и власовцев, стрелявших из укрытий, блиндажей и даже с вершин деревьев. В течение Успешно действовали Еще в ходе подготовки к штурму Пиллау была спланирована операция по высадке десанта на пиллауский полуостров в районе городского парка и со стороны залива. Ее исполнение поручалось командованию Балтийского флота. В гаванях Кранца (ныне — г. Зеленоградск) и Нойнкурена (ныне — г. Пионерский) были собраны катерные тральщики и бронекатера. Однако после взятия Пиллау командование Поздним вечером 25 апреля 1945 года от причалов янтарного завода отошли корабли с десантом из сводного полка Десант поддержали огнем артиллерия В 1 час 45 минут торпедные катера Героя Советского Союза С.А. Осипова развернутым строем подошли к берегу. За ними последовали другие высадочные средства. Десантники в ледяной воде с ходу заняли часть побережья, захватив в плен около полутора тысяч немецких солдат и офицеров, при помощи которых на берег выгрузили боезапасы. Овладев первыми траншеями, гвардейцы повели наступление в глубь косы, разгромили штаб немецкой дивизии и захватили документы и пленных. На лесной дороге им встретилась колонна гитлеровцев, отступавших из Пиллау. Противник прорвал оборону десанта и, выйдя к штабу полка, освободил своих пленных. Немецкий полковник приказал расстрелять каждого десятого из них, а оставшихся в живых бросили в бой против советского десанта. Командир «западных» полковник Л.Т. Белый, заняв круговую оборону на командном пункте, вел многочасовой бой в окружении, поддерживая связь по рации со своими силами. Положение десантников оставалось серьезным, редели их ряды, и все труднее было сдержать атаки немцев. Особенно яростно противник атаковал небольшую высоту. У ее защитников, отбивших пятнадцать атак, подошел к концу боезапас. В критический момент боя по рядам пронеслось: «Подмога! Моряки на помощь идут!» Это был экипаж торпедного катера №802, попавшего в песчаную ловушку. Несмотря на все попытки, им не удалось сняться с мели. И тогда краснофлотцы сошли на берег. Вместе с пехотинцами они захватили немецкое орудие. В их руках оно действовало безотказно. Среди тех, кто погиб в этом бою, был корабельный боцман Юрий Иванов. Юношей из уральского городка Малая Вишера он поступил в школу юнг, закончить которую помешала война. С ее первых дней Ю. Иванов участвовал в боевых походах и десантах, был отмечен орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». Останки героя впоследствии перезахоронили в Балтийске. Вместе с мужчинами участвовали в этом десанте и женщины-связистки и санинструкторы. Именем одной из них — Александры Серебровской — названа улица в Балтийске. Выпускница Московского государственного университета Серебровская ушла на фронт, сменив карьеру ученого на тяжелую работу в лазарете морской пехоты. Один из свидетелей ее последнего боя писал: «Четырнадцать раз фашисты переходили в контратаки, пытаясь сбросить нас в воду. На отдельных участках их подразделения, составленные из офицеров, шли на нас без выстрела, хотели подавить морально. Но десантники выстояли. Шура была молодцом. Она вытаскивала раненых, буквально под огнем перевязывала их. Так длилось несколько часов. Потом понадобилось эвакуировать раненых на катера. Сделать это оказалось очень трудно: вся прибрежная полоса находилась под минометным огнем. Шура одной из первых прошла к судам, увлекая за собой остальных. Раненые были доставлены, но осколок вражеской мины сразил Шуру наповал». Ее посмертно наградили орденом Отечественной войны первой степени. Со стороны залива на косу Около девяти часов утра 26 апреля на косу Основные статистические данные штурма Пиллау. На Пиллауском полуострове и косе В порту Пиллау были уничтожены 2 подводные лодки, 10 транспортов, плавучий док, более 100 вспомогательных судов, буксиров и барж. Потери Соединения и части, участвовавшие в штурме Пиллау: 11-я гвардейская армия 8-й гвардейский стрелковый корпус: 1-я воздушная армия 5-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус: 3-я воздушная армия 11-й истребительный авиационный корпус: Краснознаменный Балтийский флот 1-я гвардейская морская железнодорожная артиллерийская бригада; Герои штурма Пиллау и косы Фрише-Нерунг Звание Героя Советского Союза за штурм Пиллау и косы Фрише-Нерунг получили: Количество павших в боях советских воинов, захороненных в братских могилах Приморска, Балтийска и на косе:
Приморск: 790 рядовых; Балтийск и коса: 376 рядовых; Герои Советского Союза, павшие в боях при штурме Пиллау и косы: 1. Герой Советского Союза летчик 74-го гвардейского штурмового авиаполка 2. Стрелок 17-го гвардейского стрелкового полка 3. Командир минометной роты 248-го гвардейского стрелкового полка
|
|
|||
![]() |
|||||
|
|||||