ЛЕТОПИСЬ

ПИЛЛАУ

IX—XVII век
XVIII—XIX век
XX век—1945 год

БАЛТИЙСК











Главная > История > Летопись > Пиллау IX—XVII век >
Пиллау XVIII—XIX век > Пиллау XX—1945 год > Балтийск

ЛЕТОПИСЬ

Хронологию (годы и события) нашего города можно разделить на несколько периодов, связанных с коренными изменениями в судьбе города.

Довоенный период, от первых поселений на территории нашего города, первых упоминаний о городе Пиллау до 25 апреля 1945 года, когда штурмом советскими войсками был взят немецкий город Пиллау, и послевоенный период, уже советского города Балтийска.

 

Место, где сейчас размещается город Балтийск, начало заселяться в IX веке. На выбор места в большой степени повлияли природные явления. Благодаря сильным ветрам и течениям образовались бухты и проливы, позволившие воздвигнуть здесь защитную крепость и построить удобную для судоходства и рыбной ловли гаван

ПИЛЛАУ

IX—XVII век

ь. Город образовался из пяти ранее самостоятельных деревень. Это были Вограм, Старый Пиллау, Фишдорф (около крепости), Новый Пиллау (Хакен, Крючок) и имение баронов Крюгер — селение Камстигалль. Большое значение для развития города имели коса (Нерунг) и пролив. Коса образовалась из наносного песка, через неё прорвались воды Балтики и образовали замкнутый водный бассейн — лагуну, выход воды из которой образовал пролив (Бальга). Этот пролив ранее находился у селения Эльбинг. Примерно в 1311-м году образовался второй пролив у Лохштедта (в районе нынешней заставы). В 1479 году после сильного шторма произошёл ещё один прорыв вод, который стал судоходным после шторма в 1510-м году. Природа сама готовила будущее для создания здесь порта. Но задолго до этих природных явлений берег был уже заселён, благодаря наличию здесь дорогостоящего янтаря.

•IX век — Первые сведения о племени пруссов, населявших юго-западную часть Земландского полуострова, где сейчас находится город Балтийск. Здесь находилась земля Самбия, относящаяся к балтийской ветви индогерманских народов, имевших общие корни с литовцами и латышами. Узкая полоса земли шириной от одного до двух клометров отделяла воды Балтики от залива Фрише-Хафф (сейчас это Вислинский и Калининградские заливы). В этих местах водилось много диких животных и птиц, а прибрежные воды изобиловали промысловой рыбой. Пруссы торговали солнечным камнем. Немалую часть времени пруссы проводили в военных походах и набегах на соседние земли. Будучи язычниками, они поклонялись солнцу, луне, звёздам, огню и животным, совершая обряды жертвоприношения в священных рощах.

•997 — В апреле убит прусскими язычниками христианский проповедник Войцех Адальберт, канонизированный римской церковью в июне 999 года.

•1004 — Образовался пролив у Лохштедта или «Старый пролив».

•1014—1035 — Период правления на Земландском полуострове датского короля Канута.

•1253 — Начало завоевания тевтонскими рыцарями юго-западной части Земландского полуострова (район современного города Балтийска). Отряды рыцарей Тевтонского ордена, перейдя по льду Фрише-Хаффа, вторглись на Замланд вблизи места, где потом был построен замок Лохштедт (около нынешней заставы). Пруссы упорно сопротивлялись. Военные действия велись с переменным успехом в течении многих десятилетий. И все же победа досталась ордену, во многом благодаря предательству прусской знати.

•1258 — Первое достоверное известие о селении Вограм появляется в документах, датированных 3 мая 1258 года. В документе упоминается о дележе леса между жителями и епископом Замланда. Тогда это селение располагалось у Королевского озера.

•1264 — Тевтонский орден и римская церковь обменялись участками земли на пиллауском полуострове. Епископ Замланда получил часть лесных угодий для строительства своей резиденции в Фишхаузене (ныне — Приморск). Рыцарям же досталась песчанная возвышенность, где они возвели один из первых замков ордена на прусской земле, названный Лохштедтом.

•1270 — Началось строительство самой старой крепости нашего города — орденский замок Лохштедт.

•1300 — В основном закончилось строительство замка Лохштедт, который, к сожалению, не сохранился до настоящего времени, хотя остатки его фундамента еще можно найти в районе Заставы справа от шоссе. Для защиты судоходства по проливу и был построен этот замок рыцарями Тевтонского ордена. Первоначально Лохштедт был резиденцией комтура — главы округа-комтурства. Позже округ Лохштедт вошел в комтурство Кенигсберга. Кстати, территория Балтийского городского округа приблизительно совпадает с территорией комтурства Лохштедт. Подробнее смотри >

•1363 — Появился Старый Пиллау в районе нынешнего Поля чудес. Центром Старого Пиллау была гора Пфундебудеберг, на которой распологалась Таможенная изба и, рядом с ней, кирха. Селение делилось на две части: восточные горы — Большой Пиллау, и, западнее, ближе к морю — Малый Пиллау. Обе деревни позже соединились.

•1427 — Была сильнейшая засуха — от апреля до августа не выпало ни одного дождя.

•1430 — В докладе комтура Бальги великому магистру Тевтонского ордена от 24 августа о работах, производимых для укрепления и предотвращения размывания косы, впервые употребляется слово «пилен».Селение Пиллау (с 1725 года деревня Старый Пиллау) располагалось у горы Пфундбуденберг, которая названа так по имени Пфундбуде (таможенной избы) — старейшего здания этого селения.

•1455 — Закончилась война между Польшей и Тевтонским орденом, не в пользу последнего. Именно в документах этого года упоминается впервые селение Камстигалль (п. Севастопольский), в связи с сообщением о сожжении его поляками.

•1476 — Селение Камстигалль получило торговые привилегии. Жители Камстигалля занимались, в основном, сельским хозяйством, а также рыболовством и разведением рыб. Разведение новых пород рыб берет свое начало еще с Орденских времен. В Камстигалле разводили карпа в озере "Карпов пруд".

•1479 — Произошел прорыв вод у Пиллау.

•1510 — 10 сентября, благодаря необычному по силе шторму, Пиллауский пролив стал судоходным. Этот факт имеет для нашего города огромное значение. Ведь в результате создалась важнейшая жизненная артерия будущего города, возможность его существования.

•1537 — Построено первое строение на Хакене (Новом Пиллау)  — блокгауз для таможни. Южная оконечность Пиллауского полуострова в XVI веке имела форму крючка. Это место так и называли «Хакен», что в переводе с немецкого означает «крючок» (район маяка и площади Балтийской славы). Заселение Хакена происходило не сразу. Вначале маркитанты и рыбаки из Старого Пиллау образовали близ крепости небольшую рыбацкую деревушку Фишдорф, они торговали с солдатами крепости и жителями.

•1543 — На Хакене построены складские помещения, в которых лоцманы зимой хранили бочки и прочее имущество, необходимое для обозначения фарватера залива. Этот склад был близ современного маяка.

•1550 — До оккупации шведами Пиллау предпринимались три попытки защитить селение от неприятеля постройкой защитных рвов, но они быстро заносились песком. Такая участь постигла защитные рвы, построенные в 1550 и в 1601 годах. Начатое строительство новых укреплений в 1625 году было прервано захватом Пиллау шведскими войсками.

•1583 — Жители деревни Вограм построили вблизи моря церковь Святого Адальберта.

•1583 — Пиллау получает торговые права. Эти права подтверждены 23 июня 1640 года, так как они были утеряны во время шведской оккупации.

•1585 — В небе наблюдалось северное сияние.

•1598 — В Старом Пиллау построена кирха. В 1657 году она сгорела от молнии и была восстановлена в 1675 году.

•1600 — Cеление Пиллау состояло из двух частей: восточнее горы Пфундбуденберг — Большое Пиллау, западнее — Малое Пиллау. Позднее Малое Пиллау полностью занесло песком. Центром селения была таможня (Пфундбуде), рядом с ней кирха. Дом таможни находился на горе и представлял собой отличное двухэтажное здание с двойными погребами. Еще одним значительным строением Старого Пиллау был осетровый дом у подножья Пфундбуденберг, где мариновали осетра и готовили к продаже икру. Позже дом перенесли к гавани Хинтерхафен (Внутренняя гавань).

•1601 — Между Старым и Новым Пиллау были возведены укрепления голландским инженером де Кампом.

•1608 — Курфюрст документом от 16 июля утвердил особую лоцманскую службу в Пиллау. Домик лоцманов (Пиллотенхаус) был тогда рядом с кирхой Старого Пиллау, затем, в 1657 году, вахта была переведена на Хакен, где построили специальную лоцманскую башню. Сами лоцманы жили в Старом Пиллау. В 1664 году вышли новые правила лоцманской службы. Различали лоцманскую службу морскую и внутреннюю.

•1625 — Началось строительство бастиона по плану Абрахама фон Дона.

•1626—1636 — Шведский период в истории города.

•1626 — Шведско-польская война — это один из периодов Тридцатилетней войны (1618—1648), которая велась между двумя враждующими религиозными течениями (католическим и протестантским) за господство в Европе. Густав II Адольф избрал плацдармом для борьбы с Польшей крепость Пиллау, так как другая дорога в Польшу шла через город Данциг (г. Гданьск, Польша), который был значительным укрепленным пунктом. Гарнизон Пиллау насчитывал всего 240 солдат и находился под командованием подполковника Себастьяна фон Хохендорфа. Он оборонял защитные рвы на Хакене, строительство которых было еше не окончено.

6 июля у Пиллау совершенно неожиданно появился шведский флот, состоящий из 37 парусников. Защитники рвов успели дать один залп и сдались шведам без сопротивления. Густав II Адольф оставил в Пиллау 3 полка под командованием Николауса Штернешильта, а сам отплыл с ядром основных сил на Браунсберг (г. Бранево, Польша) для нападения на Польшу.

Шведы прервали военные действия, и осенью 1626 года расположились на зимних квартирах, а король вернулся на родину. Курфюрст Георг Вильгельм по настоянию Польши усилил крепости Лохштедта и Фишхаузена. Густав II Адольф вновь появился здесь в мае 1627 года и повел решительное наступление на Лохштедт. Вскоре он заключает перемирие с Польшей на 6 лет. Это перемирие ему было необходимо для сохранения оккупационных войск в Пиллау, Лохштедте, Фишхаузене и других городах Замланда, т.к. оккупация приносила большие доходы в виде таможенных сборов.

Для защиты пролива и своих войск в Пиллау король Густав II Адольф развил бурное военное строительство. Восточнее крепости, там, где позже будет Курфюрстенбольверк (Морской бульвар), в 1627 году был построен редут. В это же время для обороны Пиллау с севера были построены укрепления, расположенные поперек полуострова от залива к морю, названные «Шведеншанце» (между Балтийском и Мечниково). Но главным было строительство крепости по проекту самого короля. Этим он увековечил свое имя в истории нашего города.

•1627 — Построен в Вограме кирпичный завод, который проработал до 1900 года. Кирпич использовался для строительства шведских укреплений. Близ поселка Камстигалль жили работники, изготавливавшие кирпич. С 1795 года он стал называться Кенигсбергский завод.

•1629 — Появились первые жилые дома на Хакене, а первыми улицами этого возникающего селения были Лицентштрассе и Хаффштрассе (район маяка). Это селение так и называли «На Хакене».

•1632 — Началось строительство пиллауской крепости — цитадели (известной под именем «шведская крепость») по проекту шведского короля Густава II Адольфа. Она была почти правильной пятилучевой формы. Строительством руководил инженер-строитель из Голландии Матиас Вентц. После заключения перемирия (1635 год), по которому шведы должны были уйти с территории Восточной Пруссии, курфюрст Георг Вильгельм купил у них недостроенную крепость. Закончено строительство в 1670 году.

•1635 — Было заключено перемирие, по которому шведы должны были вывести свои оккупационные войска отовсюду, в том числе и из Пиллау. Шведские войска покинули Пиллау, не успев закончить строительство крепости.

•1636 —15 января в крепость вошел бранденбургский полк фон Редерна. С этого времени Пиллау стал его постоянным местом дислокации.

•1640 — Курфюрстом Бранденбургским стал 20-летний Фридрих Вильгельм, прозванный в народе «Великим курфюрстом». Он основатель прусской власти и прусского величия. Пиллау многим обязан ему.

•1640 — На Хакене появился первый трактир с гостевыми комнатами. Его открыл служащий таможни Амброзиус Бергман, получивший привелегию на торговлю вином.

•1646 — На Хакене построена первая гостиница для иностранных моряков.

•1646 —  Великий курфюрст учредил государственную почту, и был проложен почтовый путь из Берлина в Кенигсберг через Кольберг (г. Колобжег, Польша), Штольп (г. Слупск, Польша), Данциг (г. Гданьск, Польша), Фрише-Нерунг и Пиллау. Почта доставлялась из Пиллау в Кенигсберг: летом за пять часов, а зимой за 9,5 часов. Морская почта имела два галиота, которые курсировали между Пиллау и Свинемюнде (г. Свиноуйсьце, Польша) (1680 г.).

•1657 — Губернатор Пиллау приказал вырубить весь лес до Нойхойзера (п. Мечниково), чтобы своевременно можно было заметить приближающегося к крепости неприятеля. Следствием этого непродуманного шага явилось полное занесение песком южной части Пиллауского полуострова, но самым неприятным было то, что песок стал засыпать и саму крепость.

•1657 — Для защиты Пиллау курфюрстом была создана флотилия из четырех кораблей («Клевишер Линденбаум», «Любише Шуте», «Курфюрст Бранденбургский» и «Курфюрстлихе Лейб-Яхт») под командой полковника Иоганна фон Хилле. Капитаны и матросы, большей частью, были из Голландии. Военную команду набрали из Пиллауского гарнизона. 1 мая эти корабли вошли в порт Пиллау. 28 мая флотилия впервые вышла в море. Это было крупнейшим событием, ознаменовавшим начало создания курбранденбургского флота — первого прусского флота. Флот принимал участие в боевых действиях против шведов и курсировал (вел крейсерскую службу) у Пиллау.

•1657 — Построена первая деревянная лоцманская башня почти там, где позже будет маяк. Снесена в 1804 году. Одновременно служила маяком.

•1660 — В конце декабря на город обрушился сильнейший юго-западный ветер и шторм, принесший много жертв.

•1669 — 24 ноября в результате сильного ветра песком занесло церковь Адальберта.

•1670  — Завершено строительство крепости.

•1679 —  Пиллау становится  портом бранденбургско-прусского флота и местопребыванием морского гарнизона, для которых построили особые бараки, не желая держать их вместе с солдатами; эти бараки располагались на том месте, где сейчас находится улица Флотская.

•1680 — 14 августа из гавани Пиллау вышли корабли на ведение каперства против Испании. Это были фрегаты «Фридрих Вильгельм», «Кур-принц», «Доротея», «Фукс» и «Берлин».На следующий год разыгралась битва немецкого флота с флотом Испании у Санта-Ванцетта, перешедшая в войну Испании с прусско-немецким флотом. Наконец, в этом же году, из Пиллау вышла первая экспедиция для завоевания колоний. После окончания компании, в Пиллау остались три корабля  — «Доротея», «Руммельпотт» и шнява «Литауер Бауер».

•1680 — По распоряжению Вениамина Рауле инженером Бернхардом Шайтхером построена судоверфь на том месте, где позже будет отель «Ильскефалле». Корабельными мастерами были голландцы Гиллис Корнелиус Пекельхеринг и его сын. На верфи работали почти одни голландцы. Здесь были построены корабли «Носорог», «Фортуна», «Фридрих Вильгельм на коне», «Фогель Грайф» и другие. Особенно большое внимание уделял Рауле созданию безопасной, спокойной гавани для парусных кораблей.

•1680 — 17 сентября корабли «Вымпела Бранденбурга» и «Мориан» вышли из Пиллау и взяли курс в Западную Африку с целью разведать там обстановку и всё подготовить для создания колонии. Оба корабля принадлежали Вениамину Рауле. Корабли подошли к побережью Гвинеи и заключили договор с тремя вождями диких племен, которые отныне были под защитой бранденбуржцев. На обратном пути «Вымпела Бранденбурга» был захвачен голландцами, а «Мориан» благополучно вернулся домой в августе 1681 года. Для дальнейшей торговли с Гвинеей была основана «Бранденбургско-африканская компания». Резиденция Компании находилась в Пиллау.

•1682 — 13 июля первые корабли «Африканской компании» «Курпринц» и «Мориан» вышли из Пиллау и отправились в Гвинею; общее руководство экспедицией находилось в руках майора и камер-юнкера Отто Фридриха фон дер Гребена. В Гвинее фон дер Гребен основал форт «Гросс-Фридрихсбург». Вскоре он на паруснике «Мориан» вернулся в Германию, а «Курпринц» был послан с партией рабов в Америку.

•1683 — Закончилось строительство корабельной гавани (Крепостной канал). Это была первая прусская военно-морская гавань и первая гавань Пиллау. Состоялось открытие первой аптеки в городе.

•1697 — 5 мая царь Петр I на корабле «Святой Георгий» морем из Либавы (Лиепаи) прибыл в порт Пиллау в составе Великого посольства, но задерживаться здесь не стал, и на следующий день отбыл в Кенигсберг. В Пиллау из Кенигсберга он возвращается 10 июня и остается до 1 июля. Здесь царь изучал артиллерийское дело, наблюдал за артиллерийской стрельбой по морским целям, гулял на свадьбе местного шкипера Иоахима Лянге в домике на Раулештрассе (район причалов №3, 4), отобедал у коменданта крепости полковника Мартина фон Дитмарсдорфа, по приглашению курфюрста выезжал на охоту в Фишхаузен, а 29 июня устроил грандиозный царский фейерверк в честь своих именин.

•1697 — Начали регулярно ходить на косу Фрише Нерунг почтовые лодки. Эта почта просуществовала очень долго.

Пиллау IX—XVII век >
Пиллау XVIII—XIX век > Пиллау XX—1945 год > Балтийск

 

 
   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz