ЛЕТОПИСЬ

ПИЛЛАУ

IX—XVII век
XVIII—XIX век
XX век—1945 год

БАЛТИЙСК

 











Главная > История > Летопись > Пиллау IX—XVII век >
Пиллау XVIII—XIX век > Пиллау XX—1945 год > Балтийск

ЛЕТОПИСЬ

ПИЛЛАУ

XVIII—XIX век

•1700 — Что же представлял собой Пиллау при вступлении в XVIII-й век? К востоку от горы Пфундбуденберг стояла деревня Пиллау (Старый Пиллау), далее поселок Вограм в несколько домов и на берегу залива — деревня Камстигалль. От деревни Пиллау к заливу тянулась отмель шириной не более 400—500 метров с поворотом к проливу. Эта отмель и называлась Хакен. Здесь находилась крепость, оборонительные рвы и небольшой прибрежный поселок (Новый Пиллау). Все леса от Пиллау и почти до Фишхаузена вырубили еще в 1630-х годах. Они выросли опять, и их через 30 лет вырубили вновь. К 1700 году дюны опять поросли мелким кустарником да перелесками. Природа яростно мстила за порубки: во время сильных ураганов возникала опасность отделения крепости и селения на Хакене от остального полуострова. В крепости стояла небольшая каменная кирха. Еше одна кирха была в Пиллау под горою на развилке дорог. Небольшая гавань, песчаные дюны, море, пролив и залив — вот и весь Пиллау.

•1701 — Было построено здание почты на Лицентштрассе.

•1701 — Хакен получил право торговли и проведения ярмарки дважды в год (весной и осенью).

•1702 — 31 октября свирепствовал такой ураган, что возникла угроза отделения проливом Старого Пиллау от Нового.

•1711—1721 — В годы Северной войны Пиллау являлся маневренной базой для судов и экипажей Балтийского флота.

•1711 — Наблюдалось нашествие саранчи.

•1711 — 8—9 ноября Петр I повторно посетил Пиллау, где он провел всего сутки, следуя заливом из Эльбинга в Кенигсберг.

•1718 — Новый Пиллау посетил король Пруссии Фридрих I. Он был поражен оживленной жизнью селения и назвал его: «Мой маленький Амстердам». Наличие порта и торговля послужили толчком к бурному развитию Нового Пиллау.

•1725 — 18 января король подписал указ об утверждении городских привилегий селению на Хакене. Это селение, которое к тому времени насчитывало чуть больше 80 домов, вдруг в один миг превратилось в город, который назвали Пиллау. Ему была вручена городская печать с надписью «Печать королевского города Пиллау. 1725 год» и присвоен герб с изображением серебряного осетра с короной, плывущего по морю, на фоне красного неба и голубой воды. Осетр — это символ Пиллау. Первым бургомистром города становится советник лицензий и коммерции Карл Андерсон.

Развитие торговли и таможенные сборы способствовали процветанию города. Селение же у горы Пфундбуденберг, у которого позаимствовали его название, стали называть «Старый Пиллау». Хотя оно и возникло раньше, и жителей там было больше, чем в городе, но так и осталось селением, пока его не присоединили в 1902 году к городу.

•1734 — Город Пиллау использовался для снабжения русской армии при осаде города Данцига.

•1734 — Был такой шторм, что выбросило много кораблей на берег и занесло их песком.

•1746 — 1 октября построено здание городской ратуши. Она находилась недалеко от маяка у начала нынешней площади Балтийской славы. До 1945 года здесь было городское управление, полиция, городские весы и касса козначейства, а затем и банк. С 1816 года на ратуше появилась башенка с часами, и высоко над коньком крыши вертелся коронованный осетр, символ города. Здание ратуши сгорело во время штурма Пиллау.

•1756—1762 — Вхождение города Пиллау в состав Российской империи.

•1757 — Во время Семилетней войны (1756—1763 годы) в июне русские войска своим флотом блокировали прусские морские берега, и Пиллау получил ощутимый урон в морской торговле. В июле русский флот обстрелял крепость. Однако ему не удалось разрушить ее укрепления. Многие жители Пиллау в страхе бежали в Кенигсберг. Поздней осенью парусный флот покинул рейд Пиллау.

•1758 — В январе русская армия под командованием главнокомандующего генерала Фермора оккупировали Пруссию. 22 января они вошли в Кенигсберг, а 23 января, не встречая вооруженного сопротивления, заняли крепость Пиллау. Гарнизон Пиллау, состоящий из двух рот под командованием полковника фон Вутенова, ушел из крепости 15 января в Мариенвердер (г. Квидзын, Польша). Небольшим отрядом, занявшим крепость, командовал майор Вигант. Первым российским комендантом Пиллау стал инженер-майор Родион Николаевич Гербель. В Пиллау расположился сводный батальон Муромского, Троицкого, Нижегородского и Ростовского полков русской армии. Во всех оккупированных районах образовались русские провинции,— и Пиллау не был исключением. В крепости была открыта христианская церковь. После прочтения манифеста русской императрицы Елизаветы Петровны, жителей города и окрестных селений привели к присяге. Новые подданные обещали хранить верность русскому правительству. На стенах домов появились российские гербы.

•1758 — В сентябре произведен подъем российского флага над бастионом пиллауской цитадели.

•1759—1760 — Русскими по указанию генерала Корфа — тогдашнего губернатора Пруссии — была сооружена Русская Набережная (Дамба) для защиты стоянки кораблей от волн и льда. Необходимость такого строительства возникла в результате принятия решения базировать свой парусный флот в Пиллау, но гавань Грабен (Крепостной канал) для него была очень мала. В последующие годы дамба была продлена и расширена, а также принимались меры, предохраняющие ее от заноса песком. Название острова сохранилось даже после ухода русских войск из города и остается без изменений до настоящего времени.

•1762 — После смерти царицы Елизаветы (05.01.1762), ее племянник Петр III — пламенный поклонник Фридриха Великого — заключил мир с прусским королем; его супруга Екатерина II (Великая), став императрицей после убийства Петра III (июль 1762 года), осталась верна заключенному пакту о мире, поэтому в середине сентября русские войска были выведены из Восточной Пруссии.

•1769 — Зафиксировано падение метеорита.

•1793  —Для защиты от песка осенью площадь между крепостью и горой Пфундбуденберг была сначала покрыта глиной, которую брали с вершины горы, а затем здесь началась посадка ивы.

•1799  — В городе была эпидемия оспы.

1801 — 3 ноября бушевал сильнейший шторм, принесший много разрушений. В память о нем в Кенигсберге была отлита медаль.

1805 — На горе Швайнсберг (район старого кладбища) была сооружена ветряная мельница, которая, как и Ландмарк на горе Швальбенберг, служила прекрасным ориентиром для моряков. В 1887 году мельницу убрали, так как здесь началось строительство форта «Штиле».

1806 — Закончено восстановление крепости.

1806 — На горе Швальбенберг (ныне — гора Прохладная) для безопасности плавания был установлен специальный знак, служивший более века навигационным ориентиром в светлое время суток. Его автор — известный немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель. Здани е из красных камней в виде раскрытой книги было видно далеко в море. Тысячи птичьих гнезд дали горе имя — Ласточкина гора.

1807 — После победы над русскими войсками 14 июня 1807 года у Фридланда (г. Правдинск), французы (утром 16 июня) подошли к Кенигсбергу и, после отхода войск генерала фон Рюхеля, оккупировали его. В этот же день Наполеон решил вопрос о взятии крепости Пиллау. 18 июня французские войска заняли гору Пфундбуденберг и церковный двор Старого Пиллау.

События закончились перемирием в Тильзите (г. Советск) — 26 июня 1807 года. Достойно упоминания, что в это тяжелое время не сдались французам лишь три крепости: Пиллау, Кольберг и Грауденц (г. Грудзендз, Польша).

•1807 — Участие русско-прусского экспедиционного корпуса под командованием генерала Н.М. Каменского в обороне косы Фрише-Нерунг от наполеоновских войск.

•1809 — В феврале в городе создан магистрат, избрано 27 депутатов.

•1811 — 17 января разбушевавшееся море швыряло ледяные глыбы по городу до самого рынка (теперь это остановка «Пирс»), а вода на улицах поднялась до 75 сантиметров. Крыши многих домов были сорваны. Были и человеческие жертвы.

1812 — 30 апреля в крепость Пиллау вошли французские оккупационные войска. Город перенес много страданий во время французской оккупации. После поражения Наполеона в России, стало ясно, что французы из Пиллау добровольно не уйдут. Напряженность в отношениях между французами и пруссаками увеличивалась.

1813 —5 января русские войска вошли в Кенигсберг, а уже 7 января на возвышенности у Старого Пиллау появился отряд из 300 платовских казаков под командованием подполковника Е.И. Бедряга. Они перешли по льду залива на южную оконечность косы и далее на Данциг. 7 февраля показался русский осадный корпус генерала фон Сиверса, угрожающего взять крепость штурмом. 8 февраля французы со всем своим обозом стали уходить из крепости и города — путь их лежал по льду залива на Бальгу. В этот же самый день бургомистр и горожане с необыкновенным ликованием встретили русские войска. К вечеру весь город был празднично освещен и дан блестящий бал для офицеров гарнизона. На другой день русские ушли.

•1813 — Построено здание для лоцманской комендатуры и лоцманской службы.

•1813 —Для защиты от песка между морем и шоссе  были были посажены ивы,  сосны, березы, каштаны, плодовые деревья и полевые цветы. Между деревьями проложены широкие дорожки для прогулок.

•1815 — Открыта школа для девочек.

•1816 — На набережной Морского бульвара завершено строительство самого западного маяка России (начали строить в 1805 году). По одной версии, автором проекта маяка является выдающийся новатор европейской архитектуры XIX века Карл Фридрих Шинкель, по другой версии — инженер-гидротехник Шульц. Строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон, родом из Зеефельде в Гольштинии. Высота маяка, огонь которого виден на расстоянии 16 морских миль, достигает 33,2 метра над уровнем моря. Фундамент маяка сложен из гигантских гранитных блоков, обнесенных полуметровыми сваями, стянутыми для прочности коваными цепями. Несмотря на метровую толщину стен, маяк выглядит легким и стройным, похожим на высокий минарет. До конца Второй мировой войны вблизи маяка стоял памятник Великому курфюрсту. Советские летчики ориентировались по маяку и не подвергали его бомбардировкам. Заминированный немецкими солдатами маяк, по счастливой случайности, избежал разрушения. Работы по его восстановлению закончились 2 сентября 1945 года. Разборка развалин и строительство маячного городка продолжалось до 1953 года. Первоначально источником света служило растительное масло. В 1874 году его заменили керосином. Впервые в европейской практике в середине XIX века на пиллауском маяке была установлена газовая лампа, работавшая в автоматическом режиме. С 1913 года маячный огонь стал электрическим. Балтийский маяк сейчас светит в режиме: 9 секунд — свет, 3 секунды — отсутствие света. До 1930 года маяк был полностью белым, а в канун Второй мировой войны верхнюю часть маяка покрасили в красный цвет, оставив белой нижнюю. В 1967 году Балтийскому маяку был присвоен первый класс. Здесь находится центр маячной службы Балтийского региона. На него возложены обязанности обеспечения навигационной безопасности в акватории Балтийского порта, контроль за работой огней, створных знаков, которые находятся на всех молах и на северо-западной дамбе. Сейчас маяк открыт для посещения. С его высоты можно полюбоваться окрестностями города, увидеть морской залив, Балтийскую косу и побережье.

•1816 — Первое упоминание о селении Нойхойзер (ныне — поселок Мечниково).

•1817 — Основана типография «Пиллауский корабельный лист» капитаном лоцманов Штенке. Она располагалась в здании маяка, затем в доме рядом на улице Лоцманов, №7.

•1818 — 17 января, во время сильнейшего шторма, разбушевавшееся море швыряло ледяные глыбы до самого рынка, а на улицах уровень воды превышал 15 сантиметров. Бурей сломало железный шпиль ратуши с железным осетром наверху. Были и человеческие жертвы.

•1822 — Открылась навигационная школа. В августе прибыл первый колесный пароход «Коперник», паровую машину которого изготовили в Англии. Судно совершало рейсы по заливу Фрише-Хафф, перевозя пассажиров, почту и грузы.

•1823 — Пароход «Анна-Мария» открыл постоянное сообщение между Пиллау и Кенигсбергом.

•1830 — Для повышения образования моряков, в 1822/23 годах в Кенигсберге была открыта Навигационная школа, которая в 1830 году была переведена в Пиллау и разместилась на Кёнигсбергер Штрассе, 3. Там обучали штурманскому делу. В 1843 году к ней примкнула школа юнг. Школа подчинялась директору навигационных школ Восточной и Западной части Пруссии и Померании, находящемуся в Данциге.

•1831 — В городе отмечалась вспышка холеры, от которой умерло 68 человек.

•1831  — Недалеко от крепости, у деревни Тенкиттен (Летное), поднялся величественный крест святого Адальберта. Он был изготовлен из чугуна, высотой около девяти метров, по заказу польской графини Випольска. Крест стоял на четырёх гранитных тумбах и имел надпись: «Бишоф святой Адальберт пал здесь мученической смертью в 997 году, отдав свою жизнь за свет веры христовой».

•1836 — Для защиты города от песчаных заносов и прорывов вод Балтики, были посажены вдоль моря деревья и кустарники, и эти посадки соединились с посадками крепости и Нойхаузена. Район посадок стал называться Плантацией. Посадку делали все жители в обязательном порядке и по строгой норме.

•1836 — Отмена ограничений, существовавших с орденских времен, о выходе на морское побережье.

•1839 — В июле из Пиллау, спасаясь от кредиторов,тайно, без документов, выехал знаменитый композитор и дирижер Рихард Вагнер с женой на паруснике «Тетис», по направлению к Лондону. Сильный шторм вынудил парусник искать убежища в норвежских фиордах. Эхо в гранитных скалах, крики команды, моская болезнь и страх перед бушующей стихией, оставили сильные впечатления в душе композитора. Впоследствии они вылились в поэтическо-музыкальную форму в опере «Летучий голландец». Это событие стало сюжетом для написания картины, выставленной в современном музее Вагнера в Германии.

•1839 — Открыта начальная городская школа.

•1840 — Начато строительство Северного мола, которое продолжалось до 1883 года.

•1842 — Было обновлено дорожное покрытие между Новым и Старым Пиллау. По обеим сторонам мощёной дороги появились тротуары для пешеходов и посажены пирамидальные липы. В вечернее время улицы освещались газовыми фонарями.

•1845 — Зимой температура понижалась до отметки минус 35 градусов.

•1848 — Этот год можно назвать годом выхода в свет первой городской газеты. Называлась она «Пиллауские огни» (вначале выходила один раз в неделю). Издатель — Эдуард Занвальд. Инициатором ее создания были не городские власти, а простой учитель А. Эрнст.

•1848 — У пиллауского побережья появилась российская эскадра. Пиллауский гарнизон не проводил никаких действий против русского флота. Спустя три месяца военное противостояние закончилось.

•1848 — Охватившее всю Германию революционное движение пришло и в Пиллау. Был создан «Демократически-конституционный клуб». В то же время консервативные круги объединились в «Прусский союз». В городе возникли экономические трудности, началась безработица из-за морской блокады со стороны Дании.

•1849 — Между городом Пиллау и деревней Старый Пиллау проложена шоссейная дорога. Впоследствии эта дорога превратилась в главную магистраль нашего города — проспект Ленина. Дорога также значительно приблизила друг к другу эти два населенных пункта и ускорила их дальнейшее объединение. По мере застройки земель вдоль дороги, она явилась основой для возникновения нескольких улиц, объединенных после 1945 года в Гвардейский проспект, который в 1961 году был переименован в проспект Ленина.

•1850 — В конце марта на побережье залива Фрише-Хафф началось быстрое таяние снега, которого за эту зиму накопилось очень много. Хлынувшие в залив потоки воды вызвали сильное течение, которое не только разрушило песчаную отмель в проливе, но и углубило его с четырех до семи с половиной метров. Это природное явление позволило заходить в Пиллау самым современным кораблям.

•1856 — 7 марта в Пиллау родился писатель Ганс Генрих Парлов, умер 18 декабря 1928 года в Гренаде (Испания). В 1883 году уехал в Испанию. Парлов написал много книг и статей об Испании, являлся репортером немецких и швейцарских газет. Испания стала для него вторым домом, но он никогда не забывал Пиллау, которому посвятил в 1925 году свое стихотворение «Есть город на море Балтийском …». Положенное на музыку дирижером военно-морского оркестра Арно Кюном, оно стало гимном города под названием «Пиллауская песня». На Плантации одна из улиц названа его именем «Ганс-Парлов-Штрассе».

•1860 — Появилось первое уличное освещение. Было установлено 12 керосиновых фонарей.

•1860 — За этот год в Пиллау вошло 2059 и вышло 2052 торговых судна под флагами ведущих морских держав, в том числе, и из России. Сюда привозили сельдь, древесину, рис, металлы, уголь, овес, строевой лес. Отсюда отправляли зерно, лен, коноплю, паклю, пиво, целлюлозу. Из-за нехватки складских помещений, большое количество грузов лежало под открытым небом.

•1865 — Этот год можно считать годом образования курорта Нойхойзер.В связи с открытием железной дороги Кенигсберг — Пиллау, было решено создать курорт. В 1865 году появляются сначала отдельные виллы, затем и всё поселение, утопающее в зелени и цветах. 26 марта 1949 года курорт Нойхойзер был переименован в поселок «Мечниково», а в 1965 году там было открыто инфекционное отделение военно-морского госпиталя БФ.

•1865 — 11 сентября прошел первый поезд по железной дороге Кенигсберг — Пиллау. Расстояние в 46,5 км он преодолел за 78 минут. Ежедневно в Кенигсберг ходили 3 поезда, к 1911 году их число летом доходило до 10 в день. В начале XX века была создана разветвленная железнодорожная сеть внутри города. В 30-е и 40-е годы для доставки иногородних рыбаков и военнослужащих, в большом количестве прибывающих по утрам на вокзал, было введено два местных железнодорожных маршрута.

•1866 — В городе вспыхнула сильная эпидемия холеры, унесшая много жизней.

•1866—1868 — Зимой было три наводнения.

•1867 — Купец Фридрих Краузе открыл на Раулештрассе, 7 (3 причал) отель «Ильскефалле». Этот отель был самым знаменитым в Пиллау. Он стоял на историческом месте — именно здесь в XVII-м веке была курфюрстская верфь, основанная Рауле. В 1702—1719 годах на этой территории, принадлежащей «Английскому товариществу» стояла пивоварня (здание сгорело 23 мая 1742 года). На вывеске отеля был изображен хорек. Скоро слава этого заведения далеко шагнула за пределы провинции. До Первой мировой войны здесь собиралась избранная публика и офицеры гарнизона; они называли себя «хорьками». Разрушен в 1945 году.

•1868 — Появилась газета «Пиллауские известия». Она просуществовала недолго.

•1869 — На косе Фрише Нерунг (ныне — Балтийской/Вислинской) построен форт «Западный», входивший в фортификационный пояс Пиллау. До сих пор на сводах форта можно увидеть памятный камень с датой создания форта. Разрушен во время штурма Пиллау в 1945 году. Подробнее >

•1869 — Построен форт «Восточный» для укрепления подступов к цитадели (крепости) Пиллау. Разрушен при штурме крепости в 1945 году. Сохранился обводной канал. Подробнее >

•1869 — Были проведены первые соревнования Кенигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года стали проводиться регулярно.

•1870  — На улице Лазаретштрассе построен гарнизонный лазарет. После войны в разные годы здание занимали Главный госпиталь ДКБФ и гидрографическая экспедиция. Сейчас там разместился штаб соединения кораблей.

•1870  — Начала издаваться газета «Pillauer Merkur» («Пиллауский Меркурий»). Вначале газета выходила один раз в неделю, а затем — три раза в неделю. Ее страницы заполнялись местными известиями и объявлениями, юмористическими рассказами и историческими новеллами. Газета не занималась политикой. Она просуществовала до 1921 года.

•1871  — В июне выпал снег.

•1880 — В городе Пиллау создана добровольная пожарная команда. Она размещалась на улице Ам Грабен, 18 (позже там разместился сиротский приют). Команда имела свою специальную водокачку и подсобные помещения. В тушении пожаров им помогал своими помпами лоцманский катер «Пилот». В случае пожара на ратуше звонил колокол. В селении Старый Пиллау пожарная команда была образована в 1888 году.

•1883 — 30 июня завершено строительство Северного мола, который, вместе с Южным молом,  по праву можно назвать морскими воротами города Балтийска. Строительство этих сооружений имело целью защитить пролив от занесения песком, сдерживать выходящий водный поток, обладающий большой разрушительной силой и углубить фарватер до необходимых пределов. Первая попытка сооружения мола (южного) была предпринята в 1767—1768 годах инженером Лилиенталем. Примитивное сооружение продержалось недолго, и было разбито волнами. В 1871 году началось новое строительство Северного мола. Высота мола над уровнем моря равнялась 3,14 м, ширина — 8 м. На оконечности установили железную круглую башню с красным огнем, а вдоль мола были проложены рельсы.

•1885 — Город получил своего духовника.

•1886 — На собранные пожертвования, поступившие из Голландии, Англии и Шотландии, была построена реформистская кирха из красного кирпича. В 1991 году здесь открылся кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота.

•1887 — 3 сентября было закончено сооружение и состоялось торжественное освящение Южного мола.. На оконечности мола был установлен зеленый огонь.Расстояние между огнями Северного и Южного молов составляет 361,6 м. На Южном молу со стороны канала имеется маленькая бухточка (Карантинная гавань, бывшая Шнеппханхафен), которая возникла еще на начальном этапе строительства в результате внезапно образовавшегося большого прорыва вод.

•1888 — В сентябре состоялось открытие памятника выдающемуся немецкому архитектору Готгильфу Хагену, почетному гражданину города, укрепившему и построившему гавань. Его сложили из гранитных валунов, которые использовали при строительстве гаваней Пиллау. Когда-то его украшал бронзовый барельефный портрет Г. Хагена работы Э. Люрсена. В 1938 году памятник был перестроен, и его переместили ближе к берегу. В 1945 году здесь шли ожесточенные бои. После войны на месте, где был портрет Хагена, на гранитном камне рисовали то звезду, то якорь. Чудом уцелевший монумент сохранился и был обновлен в 2005 году судоремонтным заводом.

•1888 — В городе открыта почта.

•1888 — Построена береговая артиллерийская батарея — вытянутые вдоль берега постройки оборонительного характера. Разрушена при штурме Пиллау в 1945 году. Является памятником фортификации и оборонительного зодчества.
Подробнее >

•1889 — Построен форт «Штиле», названный в честь генерала Фридриха Вильгельма фон Штиле. Форт являлся третьим, самым большим из фортов города. Разрушен 26.01.1945 года в результате взрыва бомбы. Подробнее >

•1889 — Фирма «Шихау» из Эльбинга построила в Пиллау плавучий док и судоремонтные мастерские для военных кораблей (эти мастерские стали основой при создании 33-го судоремонтного завода). В Пиллау фирма строила торпедные катера, которые проходили здесь же ходовые испытания. 4 октября 1929 года Пиллауский филиал фирмы был закрыт.

Но, кроме фирмы «Шихау», в городе было несколько верфей, которые занимались ремонтом и строительством судов небольшого водоизмещения и рыбацких катеров. Так, на Хольцвизе, в нижней части гавани Грабен (Крепостной канал), в XIX веке находилась верфь, где строили и ремонтировали парусные суда. В 1817 году ее перенесли вдоль гавани Инненхафен (канал из аванпорта во Внутреннюю гавань), севернее прежнего места, и назвали «Строительной площадкой».

•1889 — Впервые начал работать телеграф.

•1892 — Началось строительство Кенигсбергского канала, которое продолжалось до 1902 года.

•1895 — У вокзала построено паровозное депо. При штурме Пиллау было частично разрушено. В 1953 году закончена его перестройка под Дом спорта. Строительство велось силами личного состава соединений БВМБ.

•1897  — В ознаменование 900-летней годовщины был обновлен крест святого Адальберта. Он был окружен изящной железной оградой с роскошными цветниками по периметру.

Пиллау IX—XVII век > Пиллау XVIII—XIX век >
Пиллау XX—1945 год
> Балтийск

 

 
   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz