ДО ВОЙНЫ

1. В краю древних
пруссов

2. Государство
Тевтонского ордена

3. Шведская крепость
4. Петр I в Пиллау
5. Пиллау в XVIII веке
6. Российские страницы
Пиллау

7. Наполеоновские
страницы Пиллау

8. Пиллау в XIX веке
9. Между двумя
войнами

история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 >
довоенная 5 > довоенная 6 > довоенная 7 > довоенная 8 > довоенная 9

ИСТОРИЯ ГОРОДА

ДОВОЕННАЯ

1. В краю древних пруссов

1.1. Свидетели прошлого

История этой земли уходит в глубокую древность. Удаленность от античного мира с его центрами цивилизации объясняет ошибки географов, которые не совсем точно наносили на карту очертания балтийского побережья в первом тысячелетии нашей эры.

Веками пиллауский полуостров притягивал к себе внимание миссионеров, путешественников, купцов и политиков, военных и многочисленных искателей приключений. Для них в типографиях европейских столиц было отпечатано 108 различных планов этой местности, самый ранний из которых датирован 1500 годом. К сожалению, многие из оригиналов оказались утрачены во время Второй мировой войны.

Внимание к Пиллау проявляло и военное ведомство России. Отечественные картографы до 1945 года выпустили три десятка навигационных и топографических карт, которые дают представление о российской геополитике в южной части Балтийского моря.

Первые немногочисленные публикации об истории Пиллау появились во второй половине XIX века. Их авторами были местные краеведы, получившие доступ к древним правовым актам. Однако по неизвестной причине строители новой ратуши вывезли на свалку часть старых бумаг. Не сохранились и материалы городского архива. В 1944 году ящики с ними были отправлены в железнодорожном вагоне в город Золдин (ныне — город Мыслибож, Польша). О прибытии груза на станцию назначения сообщалось в магистрат Пиллау. К сожалению, дальнейшая судьба этих документов остается загадкой. До настоящего времени дошло не так уж много подлинных свидетельств о прошлом Пиллау.

И все же они есть. Большая часть их хранится в Прусском культурном центре Берлина. Именно там находится и личный архив доктора К. Хаберлянда, в начале XX века исполнявшего обязанности бургомистра Пиллау. Его заслуги были отмечены не только званием почетного жителя города, но и именем одной из улиц в районе городского парка. Однако наибольшую известность ему принесли книги и статьи по истории Пиллау, сохранившие свою популярность до настоящего времени. Российский читатель знает о них благодаря переводам Е.В. Нагимовой, многие годы работавшей в Музее Балтийского флота.

Усилиями К. Хаберлянда в 1913 году в нескольких комнатах магистрата открылся краеведческий музей. В 1929 году его перенесли в крепостной арсенал. Основу коллекции составляли многочисленные карты и схемы города и крепости, подлинные указы эпохи Великого курфюрста и российской императрицы Елизаветы Петровны, печатный станок, образцы оружия, изделия из фарфора и археологические находки. Кроме предметов старины и быта, здесь были представлены морские пейзажи, картины из жизни рыбаков, модели рыбацких лодок и старинных кораблей. В экспозиции находились серебряные щиты пиллауских боевых стрелков 1724 года.

В конце Второй мировой войны ящики с музейными предметами, для большей безопасности разделив на несколько частей, отправили на Запад. На территории современной Польши железнодорожный состав попал в окружение. О дальнейшей судьбе музейных ценностей ничего не известно. По счастливой случайности уцелели экспонаты, перевезенные морским путем. Они бережно хранятся в музейном собрании Пиннеберга, небольшого немецкого городка на севере Германии. Среди них находки археологов, сделанные в разные годы в окрестностях Пиллау: кремневые, костяные, каменные орудия труда, бронзовая зубчатая корона и фрагменты лодки, выдолбленной из цельного дерева. Эти предметы относятся к разным эпохам: неолиту, бронзовому и железному векам.

По утверждению немецких историков, хранилищем музейных ценностей стали подземелья Лохштедта. Однако версия об их гибели во время штурма замка советскими войсками в апреле 1945 года не нашла своего подтверждения. Сразу же после окончания боев в лохштедских подвалах были обнаружены значительные художественные ценности: книги и архивные документы, изделия из серебра, бронзы и фарфора. Подобные находки случались здесь и в последующие десятилетия. Так, в начале шестидесятых годов XX века в развалинах замка был найден тайник с музейными сервизами. Если принять во внимание тот факт, что ни одно из многочисленных подземных сооружений в городе не обследовалось специалистами-археологами, можно предположить, что часть пиллауского музея могла уцелеть.

В годы «холодной войны» историю города писали по разные стороны «железного занавеса», принося в жертву объективность и искажая правду. И только в начале 90-х годов XX века возникли новые подходы к изучению прошлого и настоящего нашего города.

1.2. Самбия и ее жители

О древности заселения этой территории балтийского побережья свидетельствуют обнаруженные места стоянок и погребений. Особенно много их в окрестностях города Приморска (бывший Фишхаузен). Откуда пришли сюда древние люди, не совсем ясно. В немецких исторических хрониках IX века говорится о племени пруссов, населявших юго-западную часть Земландского полуострова. Известия о них доходили до нас, как правило, «из вторых рук».

Языческая Пруссия была небольшим островком, конфедерацией из одиннадцати земель. На севере и востоке она граничила с Великим княжеством Литовским, на западе и юге — с королевством Польским. Калининградская область занимает ныне часть Самбии, Скаловии, Натангии и Бартии.(см. карту Пруссии в XIII веке)

В старославянском языке слово «прусс» употреблялось в значении «кобыла», так как наряду с земледелием пруссы занимались животноводством и особенно разведением лошадей. Ученые относят пруссов к балтийской ветви индогерманских народов, говоря об их общности с литовцами и латышами. Завоеватели-тевтонцы не проявляли интереса к истории и культуре древнего народа, не имевшего к тому же своей письменности. Словарь немецко-прусского языка состоял всего лишь из 802 слов. Кроме пруссов, на этой земле жили и другие западнобалтийские племена, имевшие общие торговые и хозяйственные связи, культуру и верования. Житель Самбии «…по сравнению с прочими варварами, красив телом, отважен духом, превосходит все соседние народы талантом, искусством и ремеслами»,— писал о них в середине XII века Бартоломей Английский. А вот что сообщали о пруссах другие современники:
«У них было много меда, янтаря и рыбы. Богатые люди пили кобылье молоко, бедняки — мед… Славились прусские племена своей храбростью. И когда приходило к ним войско, то никто не ждал, чтобы к нему присоединился товарищ, а рубил он своим мечом, пока не умирал».

Узкая полоса земли шириною от одного до двух километров отделяла воды Балтийского моря от «прусского» залива, более известного как Фрише-Хафф, что означает «свежий», «малосоленый». На современных навигационных картах и в руководствах для плавания часть лагуны к югу от государственной границы называется Вислинским заливом, а к северу от нее — Калининградским заливом.

Песчаные и глинистые почвы полуострова были малопригодны для занятия земледелием, зато в этих местах водилось много диких животных и птиц, а прибрежные воды изобиловали промысловой рыбой. Пруссы торговали солнечным камнем, украшения из которого высоко ценились во всех уголках Европы. Днем и ночью на полуострове неслась дозорная служба. Конные воины предупреждали жителей о военной опасности, а подступы к селениям были защищены оборонительными валами высотой около трех метров и протяженностью до одного километра. Их возводили из песка, а внешнюю сторону обкладывали валунами. Одно из этих укреплений проходило южнее современного поселка Береговое. Остатки другого вала можно обнаружить в окрестностях Балтийска. Немалую часть времени пруссы проводили в военных походах и набегах на земли соседей. Оружие и доспехи они изготавливали сами, владея секретами обработки бронзы и железа.

Характер пруссов подробно описан в «Хронике земли прусской». Они «редко приступали к какому-либо делу, пока не узнавали, бросив по обычаю свой жребий, у богов своих, воспоследствует ли им добро или зло. Они не заботились о запасной или нарядной одежде, да и до сих пор не заботятся; как снял ее сегодня, так завтра и надевает, не обращая внимания, что она вывернута наизнанку. Они не пользуются мягкими ложками и тонкими яствами. В качестве напитка они пьют простую воду и мед, или брагу и кобылье молоко, а молоко это пьют только тогда, когда его освятят. Иных напитков они испокон века не знали. Никому среди них не позволено просить подаяние. Нищий свободно ходит у них от дома к дому и без зазрения совести ест, когда угодно. Если у них совершается убийство, то примирение наступит только после того, как этого убийцу или его близкого убьют родичи убитого. Когда, по неожиданному стечению обстоятельств, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями, то обычно кончают самоубийством».

Свободолюбивый народ не смогли покорить ни завоеватели из Скандинавии, пересекавшие на своих ладьях Балтийское море, ни датский король Канут, правивший на Замланде в 1014—1035 годах. Будучи язычниками, пруссы поклонялись солнцу, луне, звездам, огню и животным, совершая обряды жертвоприношений в священных рощах. Во многих местах Самбии найдены камни, на которых выбит древнейший герб Киева — трезубец. (Вероятно, он символизирует триаду древнепрусских богов: Перкуна — бога молнии и грома в огненном венце; Потола — бога-старца, бога подземного мира и смерти с головами человека, лошади и коровы в качестве атрибутов; Потримпа — бога-юношу, бога рек, источников и плодородия). Любопытно, что в прусском календаре было лишь два времени года: зима и лето. В XIII веке, из-за нашествия Тевтонского ордена, коренное население стало покидать морское побережье и переселяться вглубь материка.

1.3. Зарождение Пиллау

Происхождение слова Пиллау имеет военные корни. Оно означает «укрепленную гору» или «замок на возвышенности». По легенде, один из королей гóтов в середине VI века построил на горе Пфундбуденберг свое жилище, назвав его Найтепиле. Выбор этой местности не был случайным. Отсюда открывался чудесный вид на полуостров и водную гладь залива. Столетиями на вершине горы находилось прусское поселение. Его последний владелец, вождь по имени Свайно, погиб в бою с тевтонскими рыцарями на подступах к нему. Добычей воинов-христиан стали несколько деревянных срубов овальной формы, крытых соломой. В центре этих жилищ находился открытый очаг, служивший для обогрева и приготовления пищи. Дым выходил через отверстие в крыше или стене, и внутри жилище было покрыто слоями копоти. Захватив пленных и домашний скарб, тевтонцы сожгли первое известное нам пиллауское поселение. А произошло это в начале XIII века.

Большую часть горы срыли в начале XIX века. Потребовалось немало усилий для восстановления ее зеленого покрова. Многие десятилетия у жителей Пиллау бытовало поверье о духе горы Пфундбуденберг, обитавшем в ее подземелье. Вход в него загораживала массивная дверь с таинственными знаками «У» и «Р». Стоило рядом с ней крикнуть «Ур!», как из сумерек появлялось существо в белом одеянии. При возгласе «Ру!» оно безмолвно исчезало. Покрытая мраком история каким-то образом связана с местными жителями, спустя столетия поселившимися у подножия горы. За буйный нрав и скандальное поведение они содержались здесь под арестом.

Окружение из современных многоэтажных построек не лишило гору ее привлекательности. Большинству горожан она известна под именем Школьной. Выбор нового имени определило расположенное вблизи старейшее учебное заведение города.

Когда-то у подножия горы был один из морских проливов. Первые упоминания о нем относятся к 1376 году, в связи с таможенными сборами с проходивших по нему судов. Однако, в конце XV века природа вмешалась в планы прусских правителей, накрыв пролив многометровым слоем песка.

1.4. Ранняя история косы

Прошлое и настоящее города неотделимо от косы Фрише-Нерунг (современное название — Балтийская  (Вислинская) коса). Немецкие историки города К. Хаберлянд и Б. Вёбке писали, что она значительно старше, чем утверждали составители средневековых хроник, относивших ее появление к 1190 году. Своим рождением коса обязана морскому течению, приносившему сюда огромные массы песка и стволы лиственных деревьев. Небольшой островок, возникший у побережья, постепенно расширялся в северном и южном направлениях, образовав за многие столетия искусственную дамбу.

С происхождением косы связано множество имен: Нерей, Нериа, Нердиа, Нерге, Неринг и, наконец, Фрише-Нерунг. Все они означают часть суши, которая, подобно пловцу, то появляется среди волн, то исчезает в них. Этот образ был навеян морской стихией, под воздействием которой менялся рельеф косы, последовательно появлялись и исчезали проливы, о существовании которых и сегодня спорят исследователи. Противоречивые и неточные сведения, дошедшие до нас, не позволяют установить географические координаты и время существования проливов. С большей степенью достоверности можно говорить лишь об одном из них. (см. схему изменения рельефа косы)

В сентябре 1510 года на косу Фрише-Нерунг обрушился шторм огромной силы. От его ударов потерпел крушение датский парусник, шедший с грузом соли. Обломками корабля был усыпан пиллауский берег. Невольным свидетелем этой трагедии стал один из обитателей лохштедтского замка. Все увиденное и пережитое в этот день он сравнивал с приходом конца света. Гигантские волны одна за другой накатывались на побережье, срывая и унося в пучину деревья, кустарники и каменные валуны. Вода все ближе подступала к хижинам рыбаков, пытавшихся спасти свое имущество. Под натиском стихии рухнули стены и перекрытия домов. В одно мгновение бушующий поток поглотил часть косы, превратив ее в водную пустыню. Именно так, по словам очевидца, появился пролив Фрише-Хафф, сыгравший особую роль в истории Пиллау.

Дюнные гряды косы — невысокие, не превышают сорока метров. Большая часть их растительного ландшафта создана трудом многих поколений жителей города. Уход за горной сосной из немецких Альп, «возведение авандюн» и сооружение многокилометрового плетня на побережье служило сохранению первозданной природы. В январе 1918 года ураганный ветер повалил выращенный здесь лес.
Но едва утихла непогода, как посадка зеленых насаждений возобновилась. В настоящее время лесная площадь косы составляет 80 процентов всей территории. Здесь насчитывается около шестисот видов различных растений, мхов и лишайников.

Вторая половина минувшего века внесла изменения в политическую географию косы, проведя по склонам дюн государственную границу между Россией и Польшей. Общая протяженность Балтийской (Вислинской) косы — 56 километров, из которых около 26 километров относятся к Калининградской области. Наибольшая ширина косы находится у мыса Главный и составляет 1852 метра или одну морскую милю. А ее размеры в районе поселка Коса всего лишь 1666 метров.

1.5. Святой Войцех Адальберт

В нескольких километрах от контрольно-пропускного пункта на въезде в Балтийск, на морском побережье, установлен крест Святого Адальберта. Тысячелетие тому назад здесь произошло событие, о котором говорили в самых отдаленных уголках Европы. Разными путями в Самбию проникали христианские миссионеры. Их духовные миссии, как правило, завершались неудачей, пруссы упорно отстаивали веру предков, опасаясь потерять вместе с ней свободу и независимость.

Одним из таких проповедников был Войцех Адальберт, выходец из знатной чешской семьи. Его с юных лет отдали на попечение церкви. В средние века это отвечало традициям воспитания и образования детей из богатых фамилий. В течение девяти лет Адальберт получал образование в городе Магдебурге, где готовили священников для славянских стран. Глубокая религиозность и пытливый ум молодого чеха выделили его среди товарищей. Духовным наставником юноши стал магдебургский епископ, давший ему свое имя. После окончания учебы Адальберта избрали главой христианской церкви в Праге. Однако интриги местной знати вынудили его покинуть родину и поселиться в одном из римских монастырей. Глава римской церкви приказал ему возвратиться в Чехию. Его дорога домой пролегала через многие страны Европы. В Польше Адальберт встретился с королем Болеславом Храбрым, который пожаловался на прусских язычников, набеги которых доставляли ему немалое беспокойство. При этом король умолчал о планах расширить свои владения в янтарном крае. Весной 997 года Адальберт с отрядом солдат и двумя священниками отправился из Гданьска в Самбию. Готовясь встретиться с пруссами, он заранее изменил свою внешность, отрастив длинные волосы и бороду.

Это путешествие давно уже стало предметом научных исследований, которые, подробно описывая малозначимые детали, предлагают различные варианты его маршрута по Самбии. Надо полагать, что за прошедшее тысячелетие на этой местности произошли большие изменения. Так, Балтийская (Вислинская) и Куршская косы во время «жития» Адальберта разделялись на несколько островов. А устья рек Вислы и Прегеля были более полноводными и делились на рукава.

По наиболее распространенной версии, Адальберт и его спутники высадились на острове в заливе Фрише-Хафф, откуда были изгнаны вооруженным прусским дозором. Новая попытка сойти на берег оказалась более удачной. В хронике Тевтонского ордена говорится о большом торговом центре пруссов, который находился между Фишхаузеном (ныне — пос. Приморск) и Меденау (ныне — пос. Логвино).

Для встречи с ними собралось множество людей. На вопрос старейшины племени о цели их прибытия Войцех Адальберт рассказал о своем пасторском долге. «Будь доволен, что ты добрался безнаказанным до этого места, и как быстрое возвращение дает тебе надежду остаться в живых, так и малейшее продвижение вперед принесет вред и смерть. Нами и всей этой страной повелевает общий закон и одинаковый образ жизни»,— прозвучали слова старейшины.

Несколько дней Адальберт и его спутники шли вдоль берега залива в направлении Польши. На опушке леса, где они расположились на отдых, их настигла толпа разъяренных пруссов во главе со жрецом по имени Сикко. Расправившись с проповедником, пруссы оставили невредимыми его товарищей.

Со временем смерть Адальберта обросла множеством легенд. Одна из них гласит, что король Болеслав Храбрый выкупил его останки за меру золота, равную весу тела христианского мученика. В июне 999 года римская церковь канонизировала Войцеха Адальберта. С этого времени его «святые мощи» хранятся во многих храмах, соборах, часовнях и капеллах Германии, Италии, Чехии. Так, например, в Праге святому Адальберту посвящено семь храмов. В период 1297—1302 годов в Кенигсберге (Альтштадт) существовал собор святого Адальберта, сооруженный по инициативе одного из епископов Замланда. Адальберт особо почитаем в Польше — этот мученик является одним из ее духовных покровителей.

Европейскую известность приобрела и небольшая часовня на месте предполагаемой гибели проповедника. Ее построил датский король Канут в начале XI века. Многие годы она служила ориентиром для мореплавателей. Однако со временем деревянное сооружение пришло в полную негодность. В орденское время на ее месте возвели кирху Святого Адальберта. Память о первом христианском святом на прусской земле была увековечена рыцарями Тевтонского ордена в капелле лохштедтского замка.

В XV веке глава римско-католической церкви папа Евгений призвал всех христиан совершить паломничество к месту гибели Адальберта. Каждому, кто посетил этот край и внес пожертвование в пользу церкви, на три месяца отпускались все грехи. Паломничество в святое место было занятием небезопасным. В 1463 году во время церковного праздника на многочисленных паломников напали вооруженные поляки. Многие прихожане были убиты. Спасшийся бегством магистр ордена оставил нападавшим все свое имущество и повозку.

Торжественные шествия с участием тысяч и тысяч паломников поражали воображение современников. Местом отдыха для многочисленных путников служила приходская деревня Адальбертен, выросшая у стен кирхи. Однако большая часть прихожан была слишком бедна, и герцогская казна оставалась пустой. Целый век на содержание кирхи не выделялось средств, и она обвалилась в ноябре 1669 года. Церковную утварь, кафедру и алтарь по приказу Великого курфюрста перенесли в капеллу лохштедтского замка. В конце XIX века алтарь из церкви Святого Адальберта продали… на дрова. По счастливой случайности он попал в руки знатока искусства и был спасен. После длительной реставрации алтарь был отдан на хранение в замок польского города Мальборк. А руины древней кирхи еще долго привлекали внимание начинающих художников. В 1822 году здесь впервые соорудили деревянный крест, обнесенный металлической оградой.

Более подробно о восстановлении креста Святого Адальберта можно прочесть на странице ПРОШЛЫЕ СИМВОЛЫ ГОРОДА

история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 >
довоенная 5 > довоенная 6 > довоенная 7 > довоенная 8 > довоенная 9

Житель Самбии

 

Пиллау в 1601 году. Па переднем плане гора Пфундбуденберг

 

Святой Адальберт

 

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz