ДО ВОЙНЫ

1. В краю древних
пруссов

2. Государство
Тевтонского ордена

3. Шведская крепость
4. Петр I в Пиллау
5. Пиллау в XVIII веке
6. Российские страницы
Пиллау

7. Наполеоновские
страницы Пиллау

8. Пиллау в XIX веке
9. Между двумя
войнами

история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 >
довоенная 5 > довоенная 6 > довоенная 7 > довоенная 8 > довоенная 9

ИСТОРИЯ ГОРОДА

ДОВОЕННАЯ

3. Шведская крепость

3.1. Необходимость строительства крепости

В первой половине XVI века последний Верховный магистр ордена Альбрехт, ставший герцогом Пруссии, присягнул польскому королю. Вместе с ним это сделали представители всех городов и замков герцогства, в их числе и наместник Лохштедта.

Европу сотрясали бесконечные династические войны. Столетие длился спор между Польшей и Швецией за первенство на берегах Балтийского моря. В силу географического положения и политических обязательств, Пруссия оказалась втянутой в эти события, в ходе которых Замланд не раз становился ареной боевых действий, а его жители — легкой военной добычей. О праве на эту землю заявил германский кайзер, собравший рыцарей для высадки в Пиллау. Его поддержал и ганзейский город Данциг, купечество которого пыталось затопить в проливе Фрише-Гафф суда с балластом, что могло нанести серьезный ущерб морской торговле Кенигсберга. Но этим планам не довелось сбыться. Они развеялись вместе с пороховым дымом от огня прусской береговой артиллерии. Отступая, наемники сожгли рыбацкое селение Камстигаль.

Вассальный договор возложил на Альбрехта оборону пиллауского побережья. К 1550 году относятся первые сведения о сооруженных здесь укреплениях. Польскому королю они показались недостаточными, и он потребовал новых мер по защите пролива. С этой целью из Голландии пригласили двух военных инженеров. В возведенном форте военные постоянно несли караульную службу, а на земляных валах установили новые орудия. Рядом с фортом построили здание для сотрудников таможни.

Все оживленнее становилось судоходство в проливе Фрише-Гафф, а значит, возрастали и доходы, поступавшие отсюда в кенигсбергскую казну. Дозорную службу несли торговые суда, вооруженные на деньги прусских купцов. Все это обострило отношения с Польшей, требовавшей передать в ее руки таможню и желавшей разместить в Пиллау свой гарнизон. Однажды утром на пиллауском рейде появился корабль под голландским флагом. Корабль беспрепятственно вошел в гавань и стал на якорь в ожидании выгрузки соли. Прибывшие на борт досмотрщики обнаружили замаскированные артиллерийские орудия и укрытых под палубой солдат. Поднятая по тревоге прусская береговая охрана не допустила высадки поляков на берег. Неудачный десант не остановил польских притязаний. В письме, доставленном в Пиллау, говорилось о желании короля посетить эту местность. В ответном послании сообщалось, что в пиллауских укреплениях слишком мало места для королевской свиты. Одновременно из Кенигсберга поступил тайный приказ, запрещавший полякам бывать в этих местах. Для поиска компромисса потребовались длительные переговоры. Стороны сошлись на 100 тысячах гульденов, которые ежегодно будут поступать в Польшу из таможни Пиллау. Эти выплаты прекратились во второй половине XVII века.

В 1603 году правление Пруссией перешло в руки бранденбургских курфюрстов. Согласие польского короля оговаривалось целым рядом условий. Одно из них заключалось в необходимости защиты прусского побережья, и особенно пиллауского пролива, что, собственно, входило и в планы бранденбургских правителей, мечтавших о расширении своих владений и контроле над морской торговлей Кенигсберга. Под их покровительством оказалось и пиллауское поселение, которому отводилась роль опорного пункта в борьбе со старым прусским дворянством и кенигсбергским купечеством. Последнее, опасаясь за свои права и привилегии, выступало против политического союза с Бранденбургом. Под любыми предлогами купцы отклоняли требования курфюрстов о выделении материалов и людей для ремонта береговых укреплений. Интересно, что именно в Пиллау состоялись первые переговоры курфюрста Фридриха Вильгельма с кенигсбергскими советниками об устройстве нового государства. Бюргеры Кенигсберга выступали против разрыва отношений с Польшей, ведя с ее правителями закулисные переговоры. В октябре 1662 года курфюрст неожиданно высадился в Пиллау во главе двух тысяч солдат. Оставив в Пиллау и Фишхаузене преданные ему гарнизоны, он выступил в Кенигсберг, сорвав планы «вольнолюбивых» горожан.

3.2. Шведское вторжение

Вернемся в июльское утро 1626 года, когда у побережья Пиллау встала на якорь эскадра шведского флота. Королевский придворный поэт писал, что мачты закрыли всю линию горизонта. Без единого выстрела на песчаную отмель высадился десант, полонивший две сотни прусских солдат. Их отпустили, взяв обещание не воевать против шведов. О том, что границы курфюршества перешла двадцатитысячная шведская армия, в Кенигсберге узнали от офицера, командовавшего обороной Пиллау. Отправленные на помощь гарнизону Лохштедта солдаты встали под знамена короля Густава II Адольфа. Лишь спустя десять дней правитель Швеции уведомил курфюрста о прибытии его эскадры к прусским берегам.

Отец шведского короля оставил сыну в наследство три неоконченные войны, мало войска и еще меньше денег. Овладев восточной половиной Балтийского моря, Густав II Адольф мечтал и о покорении южного берега, поэтому он и решился перенести военные действия в Пруссию. Этому не могли помешать даже родственные связи между правителями. Лишенный возможности защитить свои владения, курфюрст Георг Вильгельм был вынужден держаться нейтралитета. Назначенное им следствие о сдаче Пиллау длилось полгода. Несмотря на свидетельские показания, судьям так и не удалось найти виновных.

В октябре шведский король уплыл на родину, а весной 1627 года вновь высадился в Пиллау и энергично принялся за осаду Данцига. Курфюрсту не оставалось ничего другого, как принять предложение о перемирии. Шведы обещали покинуть прусские владения, оставив часть сил, необходимых для обороны побережья.

Переговоры между двумя правителями закончились подписанием шестилетнего мира в 1629 году. Шведы получили большую часть таможенных доходов Пиллау, что имело особое значение для Густава I Адольфа, нуждавшегося в средствах для ведения войны. В шведскую казну поступали семь процентов от стоимости ввозимых товаров, перечень которых занимает множество страниц, хранящихся сегодня в Стокгольмском архиве.

Шведский гарнизон в Пиллау насчитывал около двух тысяч пехотинцев и кавалеристов. Среди них было немало финнов и выходцев из далекой Шотландии. В казармах из сырого леса мест на всех не хватало, и тогда в склонах дюн были вырыты землянки. Свирепствовавшие эпидемии унесли сотни человеческих жизней. Местных жителей заставляли ухаживать за больными солдатами, подвергая опасности заразиться.

Однажды зимой корабли с провиантом не смогли пробиться сквозь льды залива, и шведские солдаты стали совершать набеги по всему побережью в поисках фуража и еды. Непосильным бременем для местных жителей стала контрибуция. Зимой 1635 года в окрестностях Фишхаузена и на косе Фрише-Нерунг шведами было собрано более двух с половиной тысяч талеров.

3.3. Начало строительства оборонительных укреплений

Густав II Адольф неоднократно посещал Пиллау, осматривал новые укрепления и руководил ходом их строительства. Постепенно оборонительные валы с палисадами, покрытые глиной, рвы, казарменные постройки стали приобретать черты пятиугольной крепости, план которой утвердил сам король. Первоначально всеми работами руководил военный инженер Генрихус Томас, но вскоре они прекратились из-за отсутствия финансов. Спустя три года строительство продолжил голландский инженер Матиуш Вентц, командовавший полком, в который вербовали солдат со всей Европы. Из-за болезней и дезертирства численность солдат-рабочих сократилась вдвое.

Строительным материалом для крепости служила глина, которую добывали у подножия горы Пфундбуденберг и доставляли на конных по возках к побережью. Прусские крестьяне писали жалобы шведскому канцлеру, что их заставляют трудиться во время уборки урожая. Попытка использовать прессованный песок привела к удорожанию работ и плохому их качеству. Это отмечалось и в докладе инспекторов, осматривавших осенью 1634 года пиллауские укрепления. Тогда шведский фельдмаршал Врангель предложил прорыть судоходный канал для перевозки глины водным путем, но осуществить это ему не удалось, опять же из-за отсутствия средств. Незадолго до своей гибели Густав II Адольф отдал распоряжение об окончании строительства крепости. Крепость должна отвечать самым современным фортификационным требованиям эпохи. Время высоких стен и средневековых башен уже миновало. По замыслу короля Швеции, строить новую крепость предполагалось из камня. Создание системы бастионов было тогда техническим новшеством, а близость моря определяла ее особенности: низкий земляной вал и широкий ров. Внутри крепости должно быть достаточно места для размещения постоянного гарнизона, а в случае осады — более значительных сил. Но парламент страны не одобрил королевских планов: к этому времени на строительство крепости была затрачена огромная сумма — 180 тысяч талеров. Одновременно в Пиллау были построены два четырехугольных редута по обе стороны пролива. Впрочем, по оценке самих же шведов, эти фортификации оказались малопригодны для обороны.

В 1635 году шведы отказались от своего присутствия на Замланде, а укрепления в Пиллау предполагали разрушить. Однако практический расчет подсказал им иное решение: продать недостроенную крепость курфюрсту за десять тысяч талеров. (Первоначальная цена была в десять раз выше, однако прусская сторона тянула с переговорами, предъявив счет за вырубленные леса в окрестностях лохштедтского замка.) По указу курфюрста Георга Вильгельма необходимую сумму собрало прусское население, заплатив особый налог. С каждого жилого дома во всех городах и селениях Замланда, за исключением обедневших жителей Фишхаузена, взимали по три гульдена. Но, получив деньги, шведы не спешили покинуть Пиллау. Они потребовали выплатить жалованье своим солдатам перед отправкой их на родину. В качестве ответного хода курфюрст назначил полковника фон Даргитца первым губернатором Пиллау и отдал приказ о занятии укреплений. В середине января 1636 года бранденбургские солдаты вступили в крепость. Интересен следующий факт: новый командир гарнизона не скрывал шведских симпатий, но курфюрст не поменял своего решения.

Среди местных жителей Густав II Адольф пользовался большой популярностью. Его именем называли новорожденных мальчиков. Жителям селения Нойхойзер был известен небольшой водоем, названный королевским озером. По преданию, Густав II Адольф принимал в нем ванны. После смерти короля политические интриги вынудили вдову короля покинуть родину. Из Стокгольма ее доставили в Пиллау и уже отсюда — к новому месту жительства, в город Инстербург (ныне — Черняховск).

Шведское присутствие в Пиллау определило дальнейшую судьбу этой части полуострова. В этот период началось строительство дорог, жилых н служебных построек, развивалась торговля. И все же окончание владычества шведов стало событием исключительной важности. В честь его в Кенигсберге отчеканили медаль.

Место расположения шведского лагеря находилось в окрестностях Пиллау, вблизи селения Нойхойзер (ныне — поселок Мечниково). Вплоть до середины XX века его охотно посещали многочисленные туристы. Но в результате Второй мировой войны местный ландшафт значительно изменился. Потребуется еще немало усилий для его восстановления.

3.4. Строительство крепости

По приказу курфюрста возведение крепости продолжилось, хотя ее строителям приходилось преодолевать серьезные трудности. О них сообщал курфюрсту военный инженер Иоганн Батес:

«До сих пор дело с пиллауским строительством здесь, в Пруссии, обстояло очень плохо, и временами строилось ненужное, ненадлежащим образом..., а что нужное упускалось...»

Землекопы и ремесленники отказывались работать, требуя приезда своих семей, с которыми они не виделись много месяцев. Чтобы не допустить побегов рабочих, на дорогах, ведущих к Пиллау, выставлялись караулы. Денег не хватало на выплату жалованья самому Батесу. И все же к 1647 году крепостные сооружения уже представляли собой правильную «бастионную звезду». В основание пиллауской крепости уложили четыре тысячи отесанных камней, взятых при разборке стен старинных рыцарских замков Лохштедта, Бальги и укреплений Фишхаузена. Вокруг равелинов вырос земляной вал, на котором установили около ста орудий различного калибра. В глубоких казематах хранились сотни тонн пороха и тысячи ядер.

К 1670 году строительство крепости было завершено, однако ее модернизацию продолжали и в последующие столетия. Так, в 1707 году по проекту Шультхайса фон Унфрида, одного из архитекторов орденского замка в Кенигсберге, был построен арсенал. Среди крепостных сооружений его выделяло особое архитектурное убранство. Подковообразное здание располагалось в нескольких метрах от крепостного вала. Примыкавшие к нему флигели образовывали внутренний дворик для чистки и ремонта оружия и выставок военных трофеев. Кроме главного входа, во внутренние помещения вели еще шесть ворот, чтобы в случае военной опасности гарнизон мог быстро вооружиться. (О величии и правильности форм пиллауской крепости в XVIII веке писал профессор Кенигсбергского университета Рапольт.)

В годы Семилетней войны (1756—1763) на территории крепости размешался гарнизон русской армии. Российские коменданты вели большие работы по содержанию и ремонту пиллауской крепости. После окончания войны она была возвращена Пруссии. По приказу короля Фридриха II со всех фортов сняли артиллерию, а большую часть гарнизона перевели в Кенигсберг.

Первый русский консул Кенигсберга И.В. Исаков, посещавший в эти голы Пиллау, писал:

«Сия крепость окружена земляным валом и рвом, токмо вал не только частью обвалился, но и ров со стороны моря почти наравне с валом песком занесен, а на прочищения оного и потребные округ крепости починки от короля суммы никакой не определено, да и внутри крепости дома каменные и прочие строения по указу королевскому с публичного торгу за бесценок проданы, кроме комендантского дома и того строения, в который отправляемые туда арестанты содержатся».

Прусское правительство обратило внимание на состояние крепости лишь в связи с участием страны в антинаполеоновской коалиции. В докладе королевской комиссии отмечалось, что затраты на ее восстановление сравнимы с постройкой новой. Стоимость работ оценили в 645 тысяч талеров. Удивительно, но эти средства были найдены. Работы поручили военному инженеру Паулю Гонтцентбаху, швейцарцу по происхождению, многие годы жившему в Пиллау. Благодаря его энергии завершилось строительство казематов, были очищены от песчаных заносов крепостные рвы и восстановлены земляные валы. Чтобы согреть рабочих в холодное время, по его приказу в окрестных селениях сожгли все сады и деревянные заборы.

3.5. Модернизация крепости

К концу 1806 года пиллауская крепость отвечала всем требованиям военного искусства. Вместе с тем, толчком к ее развитию стало появление в 60-х годах XIX века нарезной артиллерии взамен гладкоствольной. Новые орудия обладали двумя неоспоримыми преимуществами: дальнобойностью и сильным разрушительным действием. В основу новой модернизации, прошедшей после окончания франко-прусской войны (1870—1871), легли труды прусских, французских и австрийских фортификаторов, а также русского военного инженера Сухтелена. Для защиты крепости от артиллерийского огня со стороны моря на расстоянии одного метра была возведена вторая кирпичная стена, а пространство между ними засыпано песком. Получилась трехметровая сложная толщина кирпича и песка. На этих работах немало потрудились французские пленные, туда же ушла и значительная доля французской контрибуции. Изменилось и само понятие крепости. Ею стали называть все оборонительные сооружения Пиллау: цитадель и ее форты представляли собой совершенно самостоятельные постройки, снабженные сильным гарнизоном и вооружением, достаточным для длительной обороны. На косе Фрише-Нерунг в 1869 году завершилось строительство Западного форта. В эти же годы на пиллауском побережье был возведен и Восточный форт. В лесном массиве на окраине Пиллау в 1889 году построили форт Штилле, названный в честь начальника инженерных войск и генерального инспектора крепостей Германии.

Пиллауские форты находятся на удалении друг от друга в несколько километров. Их казематы строились из кирпича со сводами толщиною в один метр и трехметровым земляным накатом. А после применения в артиллерии фугасных бомб, чтобы усилить эти сооружения, был применен новый строительный материал — бетон. В целях маскировки все казематы и внутренние строения фортов были срезаны вровень с высотою вала. Пиллауская крепость была дополнена хорошо развитой сетью шоссейных дорог, укрытых насаждениями.

В справочнике по военно-морским силам Германии, изданном в Петрограде в годы Первой мировой войны, сообщались следующие сведения об укреплениях Пиллау:

«...расположены на узкой полосе между Балтийским морем и Фриш-Хафом, разделенной проливом около 200 сажен... Укрепления Пиллау состоят из центрального ядра и нескольких отдельных батарей и укреплений при общем диаметре эллипса, образуемого всею площадью этих построек, от 3 километров (по морскому фронту). Центральное ядро образует:
1) старинная крепостица с пятью усиленными равелинами, бастионными фронтами, имеющими водяные рвы;
2) смежный с нею фронт, прикрывающий город с севера;
3) редут, расположенный на Русской дамбе, и, наконец,
4) кронверк на противоположной городу (юго-западной) стороне пролива.
Далее, на северном берегу пролива, по возвышенной гряде, идущей вдоль берега моря, тянется линия новейших береговых батарей и укреплений...»

Вид с птичьего полета на шведскую крепость >>>

В 1921 году сухопутную крепость передали военно-морским силам Германии. Накануне и в годы Второй мировой войны в ней появились новые укрепления: артиллерийские позиции, траншеи, ходы сообщений, наблюдательные вышки, многочисленные амбразуры и бойницы. На входах установили металлические ворота.

В апреле 1945 года цитадель и форты взяли штурмом воины 11-й гвардейской армии. При этом большая часть зданий на территории крепости была разрушена.

Во второй половине XX века в цитадели, закрытой для жителей города, разместили части и тыловые органы Балтийского флота. И только в День Победы здесь собирались советские ветераны войны. В 1999 году часть крепостных сооружений передали Музею Балтийского флота, открыв доступ к замечательному памятнику военного зодчества европейских народов.

3.6. Описание крепости

И сегодня цитадель крепости представляет собой пятиугольник со сторонами в восемьдесят метров. Каждый из ее углов называется бастионом и имеет свое имя: Людвиг (Альбрехт), Пруссия, Кёниг (Король), Кенигин (Королева), Кронпринц (Наследный принц). Их окружает водный ров шириной 30—40 метров, перед которым расположены пять равелинов: Людвиг, Шторхнест, Фаульвинкель, Кронверк, Шинкеншанц.

Во внутренний двор цитадели ведут трое ворот. Главный вход когда-то украшала массивная башня для несения караульной службы. Много позже на башне установили каменную статую Великого курфюрста, созданную скульптором Кипшкопфом. Она разрушилась под воздействием времени и ветров. Пройдя под кирпичной аркой, мы попадем на широкий двор, где находились казармы, склады, гарнизонная кирха, гауптвахта, комендатура и «палочный дом» для арестантов. К сожалению, эти здания мы можем увидеть сегодня только на фотографиях. Подземелья цитадели служили тюрьмой. На узников надевали кандалы и приковывали к стенам цепями. Три года в одиночной камере провел магистр Кенигсбергского университета Иоганн Эрнст Грабе (1666—1711). В разные исторические эпохи в цитадели размещался лагерь для военнопленных французских и русских солдат.

Однажды на крепостном дворе повесили двух прусских гренадеров, похитивших ювелирные украшения из цитадели. Это были драгоценные камни с «московитской», или «русской», короны, принадлежавшей сыну польского короля Сигизмунда III Владиславу IV , претенденту на русский престол в 1610—1612 годах. Корону передали одному из курфюрстов в качестве залога. Попытки вернуть ее в польскую казну не принесли успеха. По приказу Фридриха Великого ее переплавили на монеты.

Пиллауская крепость умеет хранить свои тайны. И сегодня к ней привлечено внимание — в связи с поиском культурных ценностей, вывезенных из Кенигсберга в годы Второй мировой войны. На чертежах отмечены подземелья, большинство из которых замурованы или затоплены водой, что, безусловно, затрудняет их исследования. И все же находки продолжаются. Несколько лет назад из крепостного рва был поднят церковный колокол XVII века. Покрытые изумрудной зеленью валы, красный кирпич равелинов, многометровые стены казарм, зеркальная водная гладь крепостного канала и солнечные часы, отмеряющие время с 1799 года, — эти немые свидетели разных исторических эпох навсегда останутся в памяти каждого, кто хотя бы однажды видел их.

3.7. О гарнизоне и жителях крепости

Немецкий историк Пиллау К. Хаберлянд дал следующее описание прибытия сюда постоянного прусского гарнизона:

«...и потянулся длинный обоз от Лохштедта к Пиллау в сопровождении семи артиллерийских орудий, арьергард которого составляли упряжки лошадей с домашним скарбом и бредущими за ними толпами женщин и детей — солдатских семей. Перед глазами наемников открылась безрадостная картина их будущего местожительства. К проливу тянулась пустынная песчаная коса, едва достигающая в ширину 300—400 метров ... на этой полоске летающих и перемещающихся песков у пролива стояла крепость, валы которой лишь кое-где были каменными, а большую часть их составляли заборы и деревянный частокол, обмазанный глиной...»

Шествие возглавлял полковой знаменосец. На его стяге были изображены рыцарская рука, крепко держащая меч, и сосуд с языками пламени. Текст на полотнище гласил: «Живи достойно. Да не постигнет тебя несчастье».

Сюда пришли люди, служба для которых стала ремеслом и средством к существованию. Солдат нанимали, как рабочих: на год, на одну кампанию, на определенное время года, иногда на месяц. Само собою разумеется, перебежчиков в полк принимали с распростертыми объятиями, а пленных упрашивали или заставляли вступать в свои ряды. Когда вербовка за деньги не получалась, в ход шло насилие. На стол клали деньги и веревку, чтобы человек сделал выбор между службой и повешением, как писал один из современников.

Единственное, что объединяло этих людей, был мундир: голубой сюртук, серые суконные или кожаные штаны до колен, серые чулки и широкополая шляпа. Большую часть офицеров составляли выходцы из Франции, которые с трудом понимали своих подчиненных, говоривших на смеси датского, шведского, польского и эстонского языков. Пиллауский гарнизон участвовал в военных походах. Из турецкой кампании с берегов далекого Днепра домой вернулся лишь каждый четвертый солдат и офицер.

Гарнизонная жизнь в XVII веке была трудной. Барабанный бой поднимал солдат на утреннюю молитву. Их скудный завтрак состоял из кружки пива и тарелки супа. Один из офицеров писал, что его подчиненные обеспечены хуже деревенских собак. Да и жалованье выплачивалось нерегулярно, коменданту Пиллау приходилось выдавать его из личных средств. Вдова одного коменданта предъявила курфюрсту счет в несколько тысяч талеров.

О проблемах пиллауского гарнизона свидетельствуют документы той эпохи, «...должна была одна баржа с зерном и некоторыми необходимыми вещами из Кенигсберга в крепость пройти. И потому я, уверенный в том, что она будет задержана, откомандировал 6 мушкетеров с приказом, что должны они привести баржу в крепость. А если солдат пошлют силою отбивать баржу, то должны они тех прикладами отбивать, что и случилось...» — докладывал в Кенигсберг комендант крепости.

Однажды голодающие солдаты захватили в Пиллау иностранный корабль с грузом на борту. Часть его была продана или обменена на продовольствие. Этот случай не остался без последствий. В Пруссии ввели специальный налог на содержание пиллауского гарнизона: по две марки с городского жителя и меру зерна с крестьян. Но и эти средства с трудом взимали с обнищавшего населения. У неплательщиков отбирали скот и продавали имущество. Впоследствии губернатор Пиллау получил право расходовать на нужды солдат девятую часть таможенных доходов.

На крепостных работах были заняты солдатские жены и дети. Местом отдыха для них служила соломенная постель на барачном полу или в каземате, где шум и разноязычный гомон не прекращались до позднего вечера. Из-за бытовой неустроенности возникали бесчисленные конфликты. Но после издания губернаторского приказа, запретившего ссоры между женщинами, их накал немного ослаб, так как виновные подвергались различным штрафам.

3.8. Начало строительства города

На старинной карте крепости изображены губернаторский дом, жилые бараки, конюшни и гарнизонная кирха. В здании реформистской церкви в воскресные дни обучали грамоте. А в 1644 году на территории крепости построили здание гарнизонной школы, ставшее одним из первых школьных заведений в Пруссии. Вблизи крепостных стен на оконечности полуострова стали появляться жилища ремесленников и рыбаков. Здесь же, в мастерских, чинили и корабельную оснастку. Возникшее селение называлось «Хакен», что в переводе с немецкого языка означает «крючок». Именно с него началось строительство будущего города. А зарождение этого селения относится к середине XVI столетия, когда на морских картах южной части нового пролива была отмечена песчаная отмель. Затем вместо нее образовался островок необычной формы, который впоследствии соединился с пиллауским полуостровом.

Одним из первых каменных строений на Хакене стал Дом Лицензий. Таким именем была названа и первая улица, проходившая там, где сегодня стоит Балтийский маяк. Дома на ней принадлежали англичанам, занятым пивоварением, торговлей и морскими перевозками. Между англичанами и солдатами гарнизона то и дело возникали драки и потасовки, следствием которых был обмен дипломатическими нотами. Как правило, власти Кенигсберга приносили англичанам свои извинения. Для распрей находились разные причины. Команда одного из английских судов поссорилась с капитаном, потребовав от него расчета и выдачи личных вещей. Получив отказ, моряки покинули судно. По дороге в Кенигсберг их встретил курфюрст, охотившийся в окрестностях Фишхаузена. Выслушав жалобу моряков, он пригласил их на службу. Англия обвинила его в потворстве «морским служителям», нарушившим присягу, и потребовала денежной компенсации за нанесенный ущерб. Но на этот раз курфюрст проявил твердость и не пошел ни на какие уступки.

В 1640 году на Хакене появился первый трактир с гостевыми комнатами. Его открыл служащий таможни Амброзиус Бергман, получивший привилегию на торговлю вином. Спустя столетие число трактиров на Хакене достигло пятидесяти. Закрывались они по сигналу колокола, призывавшего загулявших матросов вернуться на свои корабли.

В 1646 году в этом районе появилась первая гостиница для иностранных моряков. Когда количество домов, выстроенных вдоль залива, достигло нескольких десятков, появилась еще одна улица — «У гавани». На ней поселился и Генрих Фризе, уроженец Кенигсберга, впоследствии профессор медицины. С 1672 года он вел врачебную практику в Пиллау и был назначен гарнизонным врачом. Наиболее популярным средством его лечения было пускание крови. Считалось, что у человека ее не должно быть слишком много. Открытие аптеки состоялось лишь в 1695 году. Она могла появиться и раньше, но этому помешал комендант крепости, запретивший офицерам и солдатам пользоваться услугами бывшего придворного брадобрея.

В случае военной опасности строения на Хакене подлежали сносу, а их жители должны были искать укрытие в крепости или бежать в безопасное место. По мнению военных, дома мешали прицельному огню крепостной артиллерии. Жители Хакена обратились к курфюрсту с просьбой сохранить их собственность. После длительной переписки последовал долгожданный указ. Дома сберегали при выполнении двух условий: уплаты налогов и согласия хозяев разобрать их с началом войны. В связи с этим делом впервые упоминается селение Новое Пиллау, выросшее у крепостных стен. В ответ на многочисленные прошения его жители получили особую привилегию — право свободной торговли. До этого оно принадлежало лишь кенигсбергским купцам.

3.9. Французский правитель Пиллау

Военная и судебная власть в Пиллау находилась в руках губернатора. За все время на этом посту сменился 21 человек. Постепенно должность утратила свое значение и стала носить почетный характер. А так как резиденция губернатора находилась в Кенигсберге, его помощником стал комендант крепости Пиллау.

К сожалению, о деятельности большинства губернаторов сохранилось немного воспоминаний. Наибольший интерес вызывает история француза Пьера де ла Каве, выходца из старинного, но обедневшего дворянского рода. По религиозным причинам он покинул родину и поступил на службу при голландском дворе. Жизнь молодого офицера изменилась после знакомства с бранденбургским курфюрстом, назначившим Пьера де ла Каве командиром прусской гвардии. Сформированные им роты гвардейцев разместились в городах Фишхаузене и Пиллау. К тому же, он стал личным телохранителем правящей четы, пользуясь их особым расположением. Это позволяло ему оказывать Франции важные дипломатические услуги, отмеченные высшей государственной наградой. В течение двадцати двух лет Пьер де ла Каве исполнял обязанности губернатора Пиллау. С его судьбой связаны многие легенды. По одной из них, на ужин к Пьеру де ла Каве в пиллаускую крепость приглашались молодые женщины. Молва приписывала губернатору вину в их последующем исчезновении. Об этом говорили и слуги, находившие в камине остатки женской одежды и украшений. Запомнился он и прусским чиновникам, которых обучал вежливому обращению и светским манерам, используя в качестве пособия обыкновенную палку. Но большую часть своего времени губернатор отводил строительству и обороне крепости. Его энергичные действия едва не стали причиной экологической катастрофы. По приказу Пьера де ла Каве на побережье полуострова и косе Фрише-Нерунг были вырублены зеленые насаждения. Через короткое время жилища селян оказались засыпанными песком, дюны подступили и к крепостным стенам. Более ста лет жители Пруссии устраняли последствия этого необдуманного решения. В награду за многолетнюю службу Пьер де ла Каве получил обширные земельные владения в окрестностях города Инстербурга (ныне — Черняховск). В своем имении он занимался разведением знаменитой тракененской породы лошадей. Большую часть своего наследства он завещал слугам, они-то и исполнили его последнюю волю: каждое утро приходили в усыпальницу, где хранилось забальзамированное тело, и пели «О боже, сжалься над ним!» Память об этом удивительном человеке жива и в наши дни. Во Франции существует общественная организация имени Пьера де ла Каве. Ее благотворительная деятельность хорошо из­вестна и жителям нашего города.

3.10. Великий курфюрст и Бенджамин Рауле — строитель флота Пиллау

На протяжении многих лет Пиллау оставался важнейшей морской гаванью бранденбургско-прусского герцогства. В планы его правителей входило сооружение здесь большого морского порта. Особое значение имела близость к Кенигсбергу, который, по словам одного путешественника, обладал особым магнетизмом — притягивал к себе товары, деньги и средства передвижения. Новый порт на Балтийском море мог стать опасным конкурентом кенигсбергским купцам, они выступили против планов его строительства. Их поддержали и владельцы лихтеровозов — так назывались небольшие суда, служившие средством доставки грузов из Пиллау в Кенигсбергский порт. Образцом европейской морской державы в это время была Голландия, имевшая большие заморские колонии. В свои юные годы ее не раз посещал Фридрих Вильгельм, ставший впоследствии Великим курфюрстом. В 1657 году из числа арендованных им кораблей была создана военная флотилия, в мае того же года бросившая якорь в пиллауской гавани.

Для покупки собственных кораблей в казне курфюрста не было денег. Ими ссудил голландский купец Бенджамин Рауле, ставший флагманом нового флота. Суда курфюрста под его командованием захватили несколько десятков торговых судов, что вызвало возмущение голландских купцов, понесших большие убытки. Но курфюрст взял Рауле под свою защиту и направил в Пиллау, «чтобы возглавить в Пруссии мореплавание и судоходство и создать флот, который может служить военным и торговым целям». В разные годы Рауле носил титулы морского советника, корабельного директора, обер-инспектора морского дела и даже генерального директора флота. В литературе его часто называют «адмиралом курфюрста». Но это не совсем так. Рауле не был флотоводцем, он оставался всего лишь торговым моряком.

Для строительства верфи Рауле предоставили полную свободу действий. Заручившись поддержкой торговых людей Кенигсберга, он привлек на работы около тысячи солдат и матросов. Для поддержания порядка и дисциплины по приказу Рауле в гавани построили виселицы и тюремные камеры. Чтобы не прекращать строительства флота и в зимнее время, были сооружены закрытые эллинги. Корабли, сходившие со стапелей, украшались деревянной резьбой и золочеными фигурами. Рядом с верфью выросли казармы для матросов, склады и дома для строителей. К сожалению, они не сохранились, за исключением черно-белого рисунка здания адмиралтейской коллегии. Оно было построено невдалеке от того места, где сегодня находится городская гостиница «Золотой якорь». Двухэтажное здание длиной около сорока метров выглядело довольно уютным. На его крыше была установлена колокольня, повидимому, служившая для проведения церковных служб. Во дворе размещались конюшни и административные помещения.

Работавшие на верфи плотники, кузнецы, парусные, компасные и колокольные мастера, как и матросы, были выходцами из Голландии. К их числу принадлежали и корабельные мастера — отец и сын Пекельхеринги. В руках голландских купцов находилась торговля в Пиллау. Они не только привозили сюда свои товары, но и оказали влияние на культуру и нравы местных жителей. Голландский язык стал языком общения. Многие голландские семьи остались здесь на постоянное жительство. Вместе с ними из Амстердама прибыл и первый корабельный священник Абрахам Рюйтс, вскоре ставший настоятелем реформаторской общины в Пиллау. Но большую известность он получил благодаря своей предприимчивости: оформил на имя жены патент на право торговли в Пиллау лекарственными товарами и пряностями.

Деньги для строительства кораблей поступали от продажи янтаря. Чтобы предотвратить хищение, последовал указ курфюрста, запрещавший вести его обработку в Пиллау. Население могло оставить город только после личного досмотра.

Для безопасности стоянки новых кораблей в 1683 году по инициативе Рауле был построен канал, который назвали Новая корабельная гавань или Крепостной канал. Его местоположение определялось дальностью стрельбы крепостных орудий, под защитой которых он находился. (С 1702 года ширина канала остается неизменной). Благодаря этим работам Хакен приобрел свои современные очертания.

На пиллауской верфи были построены три фрегата и несколько шняв из корабельного леса, доставленного сюда из далекой Шотландии. На корме «Фридрих Вильгельм на коне» был изображен всадник. При длине корабля 50,5 метра, ширине 10,4 метра и осадке 4,6 метра на его палубах располагалось 50—60 орудий. Судьба корабля оказалась печальной: во время одного из морских походов в проливе Гибралтар его атаковали и сожгли французские корабли. Экипаж, пройдя пешком всю Европу, возвратился в родную гавань.

В августе 1680 года из гавани Пиллау в море вышел отряд кораблей, на мачтах которых развевались белоснежные флаги с красными орлами. Их плавание у берегов Америки продолжалось около года. Многие торговые суда стали их добычей, в том числе и два испанских корабля серебряного флота. Стоимость захваченных товаров покрыла все расходы на организацию похода. Еще один испанский корабль был приведен в Пиллау. Известие об этом едва не стало поводом к войне с Испанией. На борту находился груз с дорогостоящим текстилем и кружевами. Казна курфюрста пополнилась сразу на сто тысяч талеров.

В сентябре 1680 года от стенки крепостного канала отошли два корабля. Их путь лежал к западному побережью африканского континента. Собственно говоря, первое путешествие в Африку было не совсем удачным. Самым ценным оказался договор, заключенный с вождями местного племени о торговле и строительстве укреплений. Так на побережье современной Ганы возник форт Фридрихсбург.

На обратном пути один из кораблей захватили голландцы. После долгих переговоров его вернули курфюрсту, но уже без груза слоновых бивней, лежавших в трюме. Второй корабль благополучно прибыл в Пиллау. Для организации торговли в 1682 году была основана бранденбургско-африканская компания. Ее интересам служили гавани и корабельная верфь в Пиллау. Отсюда морские пути вели в Центральную Америку, Африку и к островам Индийского океана. Наибольшие доходы приносила торговля африканскими рабами. К тому времени торговый флот курфюрста насчитывал 32 корабля. Однако вскоре дела Африканской компании пошли на убыль. Бранденбургские купцы отказались вступить в нее в качестве пайщиков. Помимо Рауле, делами компании занимались несколько придворных чиновников, сам курфюрст и его сын.

Наследники Великого курфюрста проявили мало интереса к морской торговле и вскоре продали колонию голландцам. Через два столетия на развалинах форта обнаружили несколько чугунных орудий. Их достави ли в Пиллау и установили возле Балтийского маяка.

Все эти годы Бенджамин Рауле был защищен от нападок завистников и недоброжелателей. Однако после смерти Великого курфюрста звезда Рауле закатилась. Против него выдвинули обвинение в растрате государственных денег, но в ходе проверки ничего противозаконного в его деятельности обнаружить не удалось. Правда, при этом выяснилось, что он был не так богат, как считалось, и имел большие долги. Длительный арест и болезни подорвали силы Рауле. Он умер в нищете, всеми забытый. Позднее одна из улиц Пиллау была названа его именем (современная набережная у причалов № 3 и № 5). К сожалению, дом, в котором жил Рауле, не сохранился. Он был разрушен советской авиацией в апреле 1945 года.

После непродолжительного времени, в 1683 году, морскую столицу курфюрста перенесли на побережье Северного моря в город Эмден. Главная причина заключалась в географическом преимуществе нового места, откуда начинался более короткий и удобный путь в Африку. Известно и то, что корабли на эмденской верфи никогда не строили, на ней вели лишь ремонтные работы.

Так закончился один из самых интересных и ярких периодов в истории Пиллау, связанный с именем Великого курфюрста. Для всей Пруссии он был довольно неудобным правителем, чуждым большинству населения своими реформистскими взглядами и мечтой о море и морских походах.

В 1912 году магистрат Пиллау принял решение о сооружении памятника Великому курфюрсту и обратился с этой просьбой к германскому императору. Согласие было получено при условии, что деньги на постамент соберут жители города. Сборы и пожертвования составили необходимую сумму. Бронзовую копию мраморного памятника работы скульптора Ф. Шапера (1841 — 1919) отлили в Берлине, а постамент по его же проекту изготовили в Кенигсберге. Памятник высотой в два с половиной метра изображал стоявшего у пня курфюрста, одетого в камзол, украшенный орденом. В фундамент памятника заложили медную капсулу с газетами и монетами своего времени. В 1913 году состоялось торжественное открытие монумента, установленного рядом с маяком.

В конце Второй мировой войны памятник отправили на переплавку в Гамбург. Но, по стечению обстоятельств, он не был разрушен английскими оккупационными войсками, уничтожавшими символы германского милитаризма. В 1954 году «Великого курфюрста» обнаружили на одном из гамбургских складов металлолома. После реставрации его открыли вновь, в немецком городе Эккернфёрде, расположенном на побережье Балтики.

В Балтийске сохранился постамент памятника. Многие годы у школы № 6 на нем стоял бюст В.И. Ленина. Затем постамент перевезли на территорию Балтийской цитадели, где его можно увидеть и сегодня.

история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 >
довоенная 5 > довоенная 6 > довоенная 7 > довоенная 8 > довоенная 9

Пиллау в 1601 году. На переднем плане гора Пфундбуденберг

 

Шведский флот у берегов Пиллау в 1626 году

 

Шведский король Густав II Адольф

 

Шведские укрепления в Пиллау. 1635 год

 

План пиллауской цитадели

 

План форта Западный

 

План форта Восточный

Вид цитадели со стороны канала. 1927 год

 

Главные ворота в цитадель. 1930 год

 

Солдаты и офицер пиллауского гарнизона в XVII веке

 

Губернатор Пиллау Пьер де ла Каве с семьей курфюрста

 

Скульптура Бенджамина Рауле

 

Корабли брандербургского флота

 

Прибытие Великого курфюрста в Пиллау

 

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz