главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2

ПРОШЛЫЕ СИМВОЛЫ ГОРОДА

СОХРАНИВШИЕСЯ СИМВОЛЫ 1

Крест Святого Адальберта

История полуострова, на юго-западной оконечности которого расположен город Балтийск, уходит в глубокую древность. Неизвестно, откуда пришло сюда племя пруссов. Первые сведения о них появились в немецких исторических хрониках IX века. Будучи язычниками, пруссы поклонялись солнцу, луне, звездам, огню и животным, совершали обряды жертвоприношений в священных рощах.

Веками эта земля — Самбия притягивала к себе купцов и путешественников, политиков, военных и обыкновенных искателей приключений. Разными путями в Самбию проникали христианские проповедники, духовные миссии которых, как правило, завершались неудачей. Пруссы отстаивали веру предков, опасаясь потерять свободу и независимость. Одним из таких проповедников был Войцех Адальберт, выходец из знатной чешской семьи. Польский король Болеслав Храбрый обратил его внимание на прусских язычников, набеги которых доставляли ему немалое беспокойство, при этом король умолчал о планах присоединения янтарного края к своим владениям.

Адальберт родился в Либице в 955 году и при рождении получил имя Войцех. Учился в Магдебурге и к 26 годам стал пражским епископом Адальбертом. Однажды Адальберт оставил службу и решил посвятить жизнь миссионерской деятельности. Весной 997 года в сопровождении двух попутчиков-монахов он оказался в Пруссии с единственной целью — окрестить пруссов. Однако те не оценили его благородных устремлений, и после недолгих теологических споров попросту убили миссионера. Считается, что спустя сорок с лишним лет польский король Болеслав Храбрый выкупил у пруссов прах Адальберта и похоронил его в своей столице в Гнезно.

В июне 999 года Римская церковь канонизировала Войцеха Адальберта. С этого времени частицы его святых мощей хранятся в соборах Германии, Италии, Чехии. Адальберт особо почитается в Польской республике, являясь одним из ее духовных покровителей. Считается покровителем Пруссии. Такова официальная версия жизни и подвига Адальберта в Пруссии. Кстати, таковым его признают не только католики, но и православные. В Кёнигсберге Адальберту был посвящен храм, в котором теперь размещается лаборатория института ИЗМИРАН на сегодняшнем проспекте Победы. Улица, которая некогда носила его имя, теперь переименована в улицу Марины Расковой.

Уже в XI веке на месте его гибели появилась небольшая капелла, построенная датским королем Канутом. В последующие века здесь возводили новые храмовые здания.

В XV веке глава Римско-католической церкви папа Евгений призвал христиан совершить паломничество к месту гибели Адальберта. Каждому, кто посетил этот край и внес пожертвования в пользу церкви, на три месяца отпускали все грехи. Торжественные шествия с участием тысяч людей поражали воображение современников. Участвовал в них и последний великий магистр Тевтонского ордена — основатель Кенигсбергского университета герцог Альбрехт.

В 1822 году, при содействии чиновников кенигсбергского магистрата, на месте гибели Адальберта, недалеко от крепости, у деревни Тенкиттен (Летное) поставили небольшой дубовый крест, обнесенный металлической оградой. В 1830 году здесь поднялся величественный крест святого Адальберта. Он был изготовлен из чугуна, высотой около девяти метров, по заказу польской графини Випольска. Крест стоял на четырёх гранитных тумбах и имел надпись: «Бишоф святой Адальберт пал здесь мученической смертью в 997 году, отдав свою жизнь за свет веры христовой». К середине XIX века вокруг десятиметрового чугунного креста, украшенного коваными дубовыми листьями и виноградной лозой, вырос лес, названный «крестовым». В 1897 году, в ознаменование 900-летней годовщины, крест святого Адальберта был обновлен. Он был окружен изящной железной оградой с рoскошными цветниками по периметру. Столетиями крест Адальберта привлекал внимание тысяч людей, а события, связанные с ним, служили источником вдохновения для поэтов и музыкантов.

В ожесточенных боях 1945 года крест был сильно разрушен. В послевоенные годы его остатки размещались на территории полигона Министерства обороны СССР и были закрыты для посещения гражданскими лицами. В конце 90-х годов XX века этот участок земли был передан администрации Балтийского городского округа. Калининградские историки, архивисты и краеведы провели большую поисковую работу и нашли последнее место расположения креста Святого Адальберта. Помощь им оказали военные саперы, которые очистили местность от сотен мин и снарядов, оставшихся со времен войны.

К 1000-летию со дня гибели святого Адальберта администрация Балтийска и мэрия Эльблонга (Польша) приняли решение о восстановлении креста. Его форма, отлитая по специально подготовленным чертежам на польском заводе «Эльзам», отвечает и канонам православия.

Летом 1996 года крест доставили Калининградским заливом к причалу у гостиницы «Золотой якорь». Все монтажные работы выполнила польская строительная компания «Миста». В церемонии открытия десятиметрового стального креста Святого Адальберта 23 апреля 1997 года вместе с многочисленными гостями приняла участие и делегация города Эльблонга. Установленный на морском побережье, крест хорошо виден с кораблей, идущих Балтийским морем.

Шведская крепость (цитадель) (ЛН — Е2 — 11)

Идея строительства крепости, ныне расположенной на улице Красной Армии, принадлежит шведскому королю Густаву II Адольфу. Он мечтал о завоевании всего Балтийского побережья, поэтому и решился летом 1626 года высадиться на пиллауском берегу. Неоднократно посещая Пиллау, Густав II Адольф руководил возведением оборонительных укреплений, отвечавших самым современным на то время фортификационным требованиям. Впрочем, судьба распорядилась таким образом, что король так и не увидел, как земляные валы и рвы стали приобретать форму правильной звезды. Он погиб в сражении на полях Германии.

После заключения перемирия шведы решили продать незавершенные земляные укрепления курфюрсту Георгу Вильгельму. Однако, получив деньги, шведы не торопились покидать Пиллау. Тогда курфюрст в январе 1636 года отдал приказ о занятии укреплений.

Правители Пруссии энергично взялись за строительство крепости. Уже в 1647 году возвели бастионы и два из пяти каменных равелинов. В фундамент крепости уложили четыре тысячи отесанных камней, купленных в Швеции, но большей частью добытых при разборке древних рыцарских замков Бальги и Лохштедта и укреплений города Фишхаузен (ныне — Приморск). На земляном валу вокруг равелинов установили около ста орудий разного калибра. В глубоких казематах хранили сотни тонн пороха и тысячи ядер. К 1670 году все фортификационные сооружения крепости, в основном, были завершены, но их модернизацию вели еще около трех столетий.

Сегодня, как и в прошлом, «шведская крепость» представляет собой пятиугольник со сторонами в восемьдесят метров. Каждый из бастионов имеет собственное имя. Слева направо от главных ворот: Людвиг (позднее — Альбрехт), Пруссия, Кениг, Кениген, Кронпринц. Их окружает широкий ров, на внешней стороне которого расположены пять равелинов: Людвиг, Шторхнес, Фальвинкель, Кронверк, Шинкен-шанц.

Трое ворот связывают цитадель с внешним миром. Пройдя под кирпичной аркой, мы попадем на широкий двор, где находились казармы, склады, гарнизонная кирха, гауптвахта, комендатура и «Палочный дом» для арестантов. В 1707 году, по проекту Шультхайса фон Унфрида, одного из архитекторов Орденского замка в Кенигсберге, построили арсенал. Позднее в нем размещалась экспозиция городского музея. К сожалению, эти здания можно увидеть сегодня лишь на старых фотографиях. И только солнечные часы с 1799 года продолжают отсчитывать время на казарменной стене.

Пиллауская крепость умеет хранить свои тайны. Большая часть ее подземелий замурована или затоплена водой, что затрудняет поиск культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны. В истории «шведской крепости» немало российских страниц. Ее звездное очертание запомнилось Петру Великому во время пребывания в 1697 году в Пиллау, где он обучался теории и практике стрельбы по морским целям.

В Семилетнюю войну (1756—1762) в Пиллау стоял российский гарнизон. Здесь находились склады с продовольствием и фуражом. Весной 1759 года российский флаг доставили из Кронштадта в Пиллау, и уже осенью того же года впервые подняли над одним из бастионов.

Возрождение крепости связано с участием Пруссии в антинаполеоновской коалиции. В 1807 году здесь находился штаб экспедиционного корпуса генерала Н.М. Каменского, а после заключения франко-прусского договора в ней разместились французские войска. Зимой 1813 года российская армия под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова освободила город Пиллау и его крепость. Сюда, в пиллаускую гавань, из России приходили транспорты с оружием, продовольствием, пополнением для русских войск в Заграничном походе.

Для защиты крепости от снарядов большой разрушительной силы, прусские инженеры в конце XIX века возвели вторую кирпичную стену, засыпав образовавшееся пространство песком. В эти годы изменилось и само понятие «крепости», включившее в себя не только цитадель, но и ее форты. На косе Фрише-Нерунг в 1869 году завершилось строительство Западного форта. Одновременно на пиллауском побережье был возведен Восточный форт (на территории современного городского парка имени адмирала А. Головко). В 1889 году в лесном массиве на окраине города (ныне — территория гаражного общества «Якорь») построили форт «Штиле», названный в честь начальника инженерных войск и генерального инспектора крепостей Германии.

В апреле 1945 года цитадель и ее форты взяли штурмом войска 11-й гвардейской армии, а военные саперы обезвредили мощные фугасы, заложенные в крепостной фундамент.

До 1999 года цитадель оставалась закрытой для посещения, и только благодаря открытию на ее территории филиала Музея Балтийского флота все желающие могут ознакомиться с уникальным памятником европейской фортификации XVII—XX веков.

Крепостной канал (ЛН — Ж3)

Крепостной канал — один из своеобразных символов нашего города — несет воды Балтийского моря к стенам древней цитадели. Эта первая искусственная гавань построена в юго-западной части Земландского полуострова. Уже в середине XVII века канал надежно укрывал торговые и военные корабли, стоявшие здесь под защитой крепостных орудий. С запада естественной границей ему служит крепостной ров, а на востоке — берега Внутренней гавани.

С началом строительства в Пиллау бранденбургско-прусского флота канал расширили и значительно углубили. В 1683 году его назвали «Новой корабельной гаванью». Это событие связано с деятельностью одного из самых влиятельных и энергичных сподвижников Великого курфюрста — Бенджамина Рауле, внесшего большой вклад в развитие мореплавания и морской торговли государства. Рауле предоставил в аренду Фридриху Вильгельму корабельную флотилию, возглавил в Пиллау Морскую коллегию. На берегу Крепостного канала возвели верфь, где строили корабли, богато украшенные деревянной резьбой и золочеными фигурами. Рядом с верфью появились одноэтажные казармы для матросов, склады и дома для строителей. Сегодня на этом месте расположено здание флотского общежития. Однако, из-за высокой стоимости работ, корабельная верфь вскоре прекратила свое существование. Морскую столицу Великого курфюрста перенесли на побережье Северного моря в город Эмден.

В 1702 году Крепостной канал приобрел очертания, которые не менялись на протяжении последующих столетий. В настоящее время его площадь составляет около двух гектаров.

В годы Северной войны (1700—1721) здесь пополнял запасы продовольствия и воды галерный флот Петра Великого. Под нейтральными флагами в Крепостном канале швартовались корабли, приобретенные Россией за границей. Их принимали российские матросы и офицеры, прибывшие сюда из Кронштадта.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, Восточная Пруссия в 1758—1762 годах стала одной из российских провинций. В Пиллау из Санкт-Петербурга водным путем доставляли грузы: амуницию, продовольствие, артиллерию для армейских гарнизонов. Для защиты кораблей от штормов в Крепостном канале елизаветинские солдаты соорудили каменную дамбу. С названием «Русская набережная» она сохранилась до нашего времени.

В XVIII веке у моста через Крепостной канал стоял караульный пост. Без разрешения часовых ни один человек не мог прибыть в город или покинуть его.

Во второй половине XIX века на укрепленных берегах канала появилась небольшая верфь, где строили парусники с отличными мореходными качествами.

В первой половине XX века переправиться на другой берег канала можно было за небольшую плату на лодке. На северо-востоке от Крепостного канала находился морской вокзал, куда прибывали океанские пассажирские лайнеры.

В мае 1945 года в канал вошли корабли Охраны водного района Балтийской военно-морской базы. Его набережные обновили военные строители Балтийского флота. Сегодня у моста через канал — любимое место рыбаков-любителей.

Балтийский маяк (ЛН — Ж3 — 22)

Путь кораблям, идущим в гавани Балтийска, указывает маяк, расположенный на набережной Морского бульвара. Преодолев 123 ступеньки по винтовой лестнице, можно подняться на самый верх в застекленное со всех сторон фонарное сооружение, где установлена лампа, заключенная в сверкающие кольца линз. В нескольких местах на нем сохранились выбоины — память о минувшей войне. Светооптический аппарат изготовлен фирмой «Райт-Майер» в Германии.

Автором Балтийского маяка, по неподтвержденной документально версии, является выдающийся новатор европейской архитектуры XIX века Карл Фридрих Шинкель, по другой — им называют инженера-гидротехника Шульца, о жизни и судьбе которого известно довольно мало.

Строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон, родом из Зефельде в Гольштинии. В августе 1803 года Петерсон был назначен инспектором пиллауских гаваней. Он приступил к строительству маяка и завершил его в 1816 году. Под началом Петерсона укрепили береговую черту и начали сооружение каменной гряды на косе Фрише-Нерунг.

Высота Балтийского маяка, огонь которого виден на  расстоянии 16 морских миль, достигает 33,2 метра над уровнем моря. Фундамент маяка сложен из гигантских гранитных блоков, обнесенных полуметровыми сваями, стянутыми для прочности тяжелыми коваными цепями. Несмотря на метровую толщину стен, маяк выглядит легким и стройным, похожим на высокий минарет. Кирпичная кладка маяка — монолит, способный выдержать природные катаклизмы.

Впервые маяк «включили» в январе 1813 года после того, как французский гарнизон оставил крепость. До конца Второй мировой войны вблизи маяка стоял памятник Великому курфюрсту, много сделавшему для развития Пиллау. Судьба благоволила маяку, служившему в 1945 году ориентиром советским летчикам, штурмовавшим Пиллау. Они не подвергали его обстрелам и бомбардировкам. Заминированный немецкими солдатами маяк, по счастливой случайности, избежал разрушений.

Работы по его восстановлению закончились 2 сентября 1945 года. Впрочем, разборка развалин и строительство маячного городка продолжались до 1953 года.

Первоначально источником света служило растительное масло, из-за дороговизны замененное в 1874 году керосином. Внутрь лампы вставляли по шесть фитилей, вложенных один в другой. В середине XIX века появилась газовая лампа. Впервые в европейской практике ее установили на пиллауском маяке, который заработал в автоматическом режиме. После того, как специалисты маячной службы научились использовать сжиженный газ, лампа могла гореть месяцами, не требуя особого ухода. А с 1913 года маячная лампа перешла на электрическое питание.

Днем маяк легко узнаваем благодаря своей оригинальной архитектурной форме, окраске, определенному природному и городскому ландшафту. Для отличия Балтийского маяка от других, в темное время суток применялись цветные стекла. Международным соглашением ему было присвоено специальное освещение. После установки в 1956 году нового аппарата, световые характеристики «проблескового огня» маяка стали следующими: три секунды темноты и девять секунд постоянного света.

Если раньше смотрителям приходилось по нескольку раз в день подниматься на башню маяка, чтобы открыть штору маячной линзы, то с середины 30-х годов XX века это делается автоматически. С момента включения Балтийского маяка в международную систему безопасности, его перестали отключать в светлое время суток. Маяк сам обеспечивает себя электроэнергией.

Окраска маяка носит знаковый характер. До 1930 года он был полностью белым, а в канун Второй мировой войны верхнюю часть маяка покрасили в красный цвет, оставив нижнюю — белой. В первые послевоенные годы сочетание этих цветов изменилось опять в пользу белого цвета.

В 1967 году Балтийскому маяку был присвоен первый класс. Самый западный маяк России был вновь открыт для посещения. За небольшую плату с его высоты можно полюбоваться окрестностями города, увидеть морской залив, Балтийскую косу и побережье.

главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2

 

Крест Святого Адальберта

Цитадель в XIX веке

Шведская цитадель. Современный вид.

Крепостной канал

Балтийский маяк

   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz