главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2

ПРОШЛЫЕ СИМВОЛЫ ГОРОДА

СОХРАНИВШИЕСЯ СИМВОЛЫ 2

Памятный знак Г. Хагену (ЛН — Ж3 — 39)

В начале сентября 1887 года на Русской набережной был заложен камень в основание монумента почетному жителю Пиллау Г. Хагену (1797—1884). Открытие состоялось в конце сентября того же года. Его сложили из гранитных валунов, которые использовали при строительстве гаваней Пиллау. Этот монумент хорошо виден с набережной у гостиницы «Золотой якорь» на противоположной стороне гавани. Когда-то его украшал бронзовый барельефный портрет Г. Хагена работы Э. Люрсена (1840—1890). В апрельские дни 1945 года на этой местности шли ожесточенные бои между советскими и немецкими войсками. Чудом уцелевший монумент сохранился до наших дней и был обновлен в 2005 году по инициативе командования судоремонтного завода.

В начале XIX века Пиллау считался городом «второго разряда». Отсутствие удобных гаваней наносило большой ущерб морской торговле прусского государства, поэтому кенигсбергские купцы решили собрать деньги для укрепления берега и строительства современных гаваней в Пиллау.

Эти работы возглавил инженер Готхильф Хаген. Он посвятил себя изучению основ гидротехники. Для ознакомления с защитными средствами морского побережья он побывал во многих странах Европы.

Назначенный в 1826 году инспектором пиллауских гаваней, Г. Хаген приступил к сооружению каменных молов и новых гаваней, применяя самые современные достижения науки и техники. После того, как были выложены камнем стенки Крепостного канала, эта работа продолжилась и на Русской дамбе, постепенно превратившейся в небольшой остров. В 1864 году дамбу соединили с полуостровом .

Озеленив старую часть города, Г.Хаген избавил его от песчаных заносов. По рекомендации Александра Гумбольдта Г. Хагена приняли в члены королевской Академии наук. Он стал почетным доктором философии Боннского университета и членом нескольких десятков технических обществ и организаций. Ему принадлежат многочисленные научные труды, среди которых десятитомное исследование об искусстве гидротехники, в частности — о строительстве гаваней в Пиллау. Г. Хаген был одним из первых, кто сделал все необходимые расчеты для углубления водного пути из Кенигсберга в Пиллау.

Работы по возведению гаваней в Пиллау продолжились и в последующие годы. К концу XIX столетия в окрестностях города появилось десять современных гаваней: Передняя, Внутренняя, Задняя, Крепостная, Строительная, Лесная, две Нефтяные, две Рыбные.

А в 30-е годы XX века для размещения надводных кораблей и подводных лодок германского флота была открыта Морская (Военная) гавань. С 1945 года в ней базируются корабельные соединения Дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Накануне Второй мировой войны для немецкой противолодочной авиации на косе Фрише-Нерунг (ныне — Балтийская коса) была построена Гидрогавань. Сегодня с набережной Морского бульвара можно увидеть огромные ангары для самолетов.

Северный и Южный молы (ЛН — Д1 и Ж3)

Осенью 1510 года гигантские волны одна за другой накатывались на берег, срывая и унося в пучину моря деревья, кустарники и каменные валуны. Вода все ближе подступала к хижинам рыбаков, спасавших свое имущество. Под натиском стихии рухнули стены и перекрытия домов. В одно мгновение бушующий поток поглотил часть косы Фрише-Нерунг, превратив ее в водную пустыню. Именно так появился пролив, названный пиллауским или Фрише-Гафф, что означает «свежий», «опресненный».

О торговом значении этого пролива говорит тот факт, что магистрат города Данцига пытался затопить в нем груженные балластом корабли, не желая допустить его использования кенигсбегскими купцами, не имевшими до этого выхода в Балтику. Столетиями вдоль берега пролива проходили торговые и военные суда европейских стран, а в начале XVIII века местные жители впервые увидели корабль под российским Андреевским флагом.

К 1550 году относятся первые сведения о сооруженных здесь укреплениях. Одному из польских королей они показались недостаточными, и он потребовал усилить защиту пролива. С этой целью из Голландии пригласили двух военных инженеров. В возведенном ими форте постоянно несли караульную службу, а на земляных валах были установлены орудия. На берегу пролива построили таможню, приносившую баснословные доходы, из-за которых разгорались не только дипломатические споры, но и военные конфликты.

С прибрежным течением в пролив поступали большие массы песка, образуя многочисленные мели. Для борьбы с ними уже в середине XVIII века стали использовать землечерпалки, с помощью которых ежегодно вынимали тысячи тонн грунта. Эти работы велись непрерывно. Иногда на помощь людям приходила сама природа. После одного из ледоходов глубина пролива достигла четырех метров.

Проведенные в начале XIX века инженерные расчеты показали, что, во избежание кораблекрушения, безопасная ширина пролива должна быть не менее полукилометра. С этой целью началось возведение Южного и Северного молов, направивших балтийские воды в определенное русло.

Для начала на косе Фрише-Нерунг возвели каменную гряду, выступавшую далеко в море. За валунами водолазы опускались на многометровую глубину у балтийского побережья. С помощью лебедки громадные булыжники вытягивали на берег, а затем на баржах доставляли в Пиллау. С таким трудом возведенное сооружение было обрушено штормовыми ветрами. Тогда для устойчивости мол укрепили свайными конструкциями, засыпав свободное пространство между ними камнем и залив раствором цемента. Торжественное открытие Южного мола состоялось в сентябре 1887 года.

Немало трудностей преодолели строители и Северного мола. Уже готовая часть его обрушилась под ударами стихии. Восстановительные работы вели с настойчивостью и упорством, пока в июне 1883 года не был уложен последний камень в защитную дамбу, на поверхности которой до 1945 года функционировала железная дорога. Оконечность Северного мола, его корона, возвышаясь трехметровой высотой над уровнем моря, привлекает к себе внимание не только любителей рыбной ловли, но и всех, кто держит путь на балтийское побережье. Для защиты молов от непогоды были установлены бетонные волноломы в виде четырехлапых ежов.

Пехотные казармы (ЛН — Е3 — 18)

О прошлом нашего города могут многое рассказать кирпичные дома под черепичной крышей в самом начале проспекта Ленина. Они опоясаны решеткой, чугунный орнамент которой выкован столетие тому назад. Мощные стены из красного кирпича, тяжелые межэтажные перекрытия, глубокие подвалы-убежища говорят о военном назначении этих зданий.

В первые годы XX века для армейского гарнизона Пиллау были построены «южная» и «северная» пехотные казармы. А в самый канун Первой мировой войны напротив железнодорожного вокзала возвели артиллерийскую казарму, хорошо сохранившуюся до наших дней.

В этих домах размещались тысячи пехотинцев, артиллеристов, саперов, кавалеристов и даже музыкантов военного оркестра. Бытовые условия новых казарм многим отличались от крепостных казематов, где более двух столетий жили солдаты местного гарнизона.

Когда эхо революции 1918 года в Германии докатилось и до Пиллау, вместо кайзеровского штандарта над казармами был поднят красный флаг, восторженно встреченный немецкими солдатами, митинговавшими на плацу. Вместе с военнопленными из России они прошли праздничным маршем по улицам города. Спустя некоторое время под сводами казарм вновь зазвучали призывы к дисциплине и порядку. Прибывший из Кенигсберга офицерский отряд разогнал революционный Совет и передал власть в городе коменданту гарнизона.

После окончания Первой мировой войны на территории пехотных казарм были размещены склады артиллерии, продовольствия и амуниции, доставленные сюда с Западного фронта. В 20—30-е годы XX века в казармах находились различные подразделения германской армии.

В годы Второй мировой войны здесь готовили элиту военно-морского флота Германии: специалистов-подводников, в том числе и для службы на «морских собаках». Так назывались подводные лодки-«малютки» — секретное оружие Гитлера. Их собирали на корабельных верфях, одна из которых находилась на Русской набережной в Пиллау.

В Морской (Военной) гавани стояли учебные флотилии субмарин. Выпускники пиллауской школы подводников совершали боевые походы в Северное море и в Атлантику. Часть подводников, эвакуированных из Пиллау, погибла в 1945 году на транспорте «Генерал Штойбен», который был потоплен экипажем подводной лодки «С-13» под командованием капитана 3-го ранга А.И. Маринеско.

Весной 1945 года в пехотных казармах ожидали отправления на запад тысячи граждан Восточной Пруссии. В дни штурма советскими войсками Пиллау здания получили серьезные повреждения. Под их сводами укрылись бойцы и командиры 11-й гвардейской армии, получившие приказ о форсировании морского канала. Полуразрушенные здания были полностью восстановлены лишь в середине 50-х годов XX века.

В послевоенные десятилетия в пехотных казармах находились учреждения Балтийского флота и его Главной базы, личный состав которой завоевал десятки призов Главнокомандующего Военно-Морским флотом Советского Союза и современной России.

В разные годы здесь бывали Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский, Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков, проходили службу будущие командующие флотами: адмиралы В.В. Сидоров, В.Г. Егоров, В.П. Комоедов, А.А. Татаринов. В 1991 году впервые после окончания войны «пехотные казармы» посетили представители Военно-Морских сил Германии. К 300-летию Балтийского флота на территории казарм установили флагшток с Российским Государственным и Андреевским флагами. Уже много десятилетий «пехотные казармы» служат сценической площадкой для съемок фильмов о Второй мировой войне.

Водонапорная башня Х. Хоппа (ЛН — Е4 —15)

Еще в начале XX века жители Пиллау использовали для набора питьевой воды колодцы. Их и сегодня можно увидеть вблизи старых пиллауских домов. И только в курортном местечке Нойхойзер (ныне — поселок Мечниково) имелся водопровод, построенный на деньги кенигсбергских промышленников и купцов, отдыхавших здесь в летнее время. Пользоваться им могли и гости многочисленных пансионатов, отелей и домов отдыха, открытых на модном европейском курорте. Около двадцати лет служащие пиллауского магистрата убеждали руководителей Восточной Пруссии в необходимости городского водопровода и канализации.

Решение о строительстве подобного хозяйственного сооружения в Пиллау приняли после окончания Первой мировой войны. И уже в конце 20-х годов минувшего века состоялась торжественная церемония передачи водопровода магистрату города.

Вода из подземных скважин поступала в водонапорные башни и оттуда, под давлением, в городскую сеть. Такие башни были сооружены на территории пехотных казарм, на Русской набережной и недалеко от железнодорожного вокзала. Немецкие инженеры подсчитали, что было проложено более двадцати трех километров труб.

Одним из символов города стала 32-метровая водонапорная и наблюдательная башня (рядом с многоэтажным домом №62 по проспекту Ленина). Емкость ее резервуара — 300 куб.м. Построенная в 1927 году, она одновременно служила водным резервуаром и наблюдательной вышкой военному гарнизону. Ее верхняя часть, развернутая в сторону Балтийского моря, напоминает боевую рубку военного корабля. Плоская крыша и ленточные окна, несущие опоры создают элегантный образ башни, близкий к совершенной скульптурной форме. Она отличается простотой линий и отсутствием каких-либо излишеств. В этом сооружении были воплощены идеи, отвечавшие эстетике эпохи бурного развития технического прогресса. В первой четверти XX века этот архитектурный стиль, получивший название экспрессионизма, широко распространился в странах Европы.

Автор проекта Густав Карл Ханс Хопп (1890—1971) принадлежал к числу людей, определивших развитие архитектуры двадцатого века. Он родился в семье столяра в старом ганзейском городе Любеке. Получив звание дипломированного инженера после окончания учебы в Карлсруэ и Мюнхене, Хопп прибыл в Кенигсберг, где стал одним из ведущих архитекторов столицы Восточной Пруссии. Работа в управлении городским строительством Кенигсберга позволила ему реализовать творческие замыслы в целом ряде возведенных жилых и административных зданий. В числе немногих авторских работ, сохранившихся на территории Калининградской области,— водонапорная и наблюдательная башня в Балтийске.

Лоцманская башня (ЛН — Ж3 — 23)

На улице адмирала Головко, на самом берегу пролива, возвышается необычная по своей форме 30-метровая башня, воплотившая в себе идеи архитектурного конструктивизма XX века. Характерной особенностью этого стиля являются композиции из геометрических фигур. Лоцманская башня в Балтийске объединяет в единое целое два полуцилиндра, при этом ее внутренний диаметр составляет около восьми метров. Лоцманскую башню возвели в 1936 году к началу Олимпийских игр, проходивших в Германии.

Первые лоцманы в Пиллау появились в начале XVI века. Их обязанности выполняли местные рыбаки, за небольшое вознаграждение проводившие суда морским проливом. Уже в 1608 году в Пиллау создается лоцманская служба. На протяжении полутора столетий она размещалась в деревянной башне, прозванной «мореходной». Ее построили на том месте, где сегодня стоит Балтийский маяк. Заметив в подзорную трубу судно, лоцманы в любое время суток выходили навстречу ему. Больше ста лет лоцманы несли круглосуточную вахту на маяке.

Без помощи лоцманов ветер и течение могли сыграть с кораблем злую шутку. Особое мастерство требовалось от них в весеннее время, когда пролив Фрише-Гафф забивался льдом.

Накануне Второй мировой войны лоцманов переселили в современное кирпичное здание, на первом этаже которого для них была оборудована комната отдыха. Позднее здесь разместился пост рейдовой службы Балтийской военно-морской базы. Его сотрудники вели контроль за кораблями, идущими по Калининградскому каналу и морскому проливу. До 1991 года проход по ним был закрыт для иностранных судов, а капитаны советских кораблей имели служебные карты с обозначением навигационных опасностей.

В начале 90-х годов XX века на лоцманской башне установили первую в регионе автоматизированную систему управления движением судов. На восьми этажах башни расположены самые современные средства наблюдения, позволяющие с точностью до пяти метров определить отклонение судов от оси фарватера. В мае 1995 года была создана единая служба «Общество морских лоцманов», которая обеспечивает проводку судов в порты Калининграда и гавани Балтийска.

Сегодня это архитектурное сооружение известно не только тем, кто морским путем прибывает в наш город. На протяжении десятилетий на площадках вокруг лоцманской башни проходит театрализованное представление, посвященное Дню Военно-Морского флота.

Гостиница «Золотой якорь» (ЛН — Ж3)

Начиная с XVII века на Хакене, где сегодня находится гостиница «Золотой якорь», работали гостевые дворы. За небольшую плату там останавливались все, кто нуждался в еде и ночлеге. Среди гостей было много именитых людей, в их числе и русский царь Петр I.

Самой популярной из восьми гостиниц, открытых в Пиллay в XX веке, была гостиница «Золотой якорь». Ее построили в 1941 году по проекту немецкого инженера Скорта Фрика. В двухэтажном здании было тридцать шесть одноместных и двухместных номеров. Известность гостинице принесли события Второй мировой войны. Здесь находился пункт эвакуации гражданского населения и раненых солдат Вермахта из Восточной Пруссии. Тысячи людей ночевали у стен здания в надежде получить посадочный талон на корабли, уходившие на запад.

В первые послевоенные годы в «Золотом якоре» разместились военные строители Балтийского флота. В реставрации гостиницы принял участие Ленинградский проектный институт Военно-Mорского флота. Многие десятилетия в правом крыле здания работал ресторан с одноименным названием, который пользовался большим успехом у моряков и жителей города. В феврале 1997 года в левом крыле «Золотого якоря» открылся Балтийский дополнительный офис «Инвестбанка». В настоящее время гостиница входит в состав гостиничного комплекса «Славянка» государственного предприятия Министерства Обороны России.

В разные годы в «Золотом якоре» (Морской бульвар, 6) останавливались писатели и ученые, композиторы, артисты театра и кино, летчики-космонавты. Из окон гостиницы открывается чудесный вид на Внутреннюю гавань и Калининградский залив.

главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2

 

Памятный знак Г. Хагену

Северный мол после окончания строительства

Северный мол. Современный вид.

Бывшие пехотные казармы. Современный вид с северной стороны.

Бывшие пехотные казармы. Современный вид с западной стороны.

Водонапорная и наблюдательная башня Х.Хоппа

Лоцманская башня

Гостиница «Золотой якорь»

   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz