ГЕНПЛАН

Генплан стр.1
Генплан стр.2
Генплан стр.3
Генплан стр.4
Обсуждение стр. 5


Туристам и гостям








В этом разделе мы поместили основные сведения о Балтийске, интересные для туристов и гостей, собирающихся посетить наш город.

Местность, занимаемая нынешним Балтийским городским округом, издревле привлекала своей сказочной красотой, чудесным лесом, спускавшимся по дюнам к многокилометровому песчанному пляжу. Отличное геополитическое и транспортное положение позволяет создать здесь прекрасной морской курорт, что при правильной стратегической политике может стать одним из основных направлений развития округа.

Наш сайт посвящен Балтийску, поэтому основные сведения о городе, его достопримечательностях, истории, культуре можно получить путешествуя по разделам сайта.

В разделе ГОРОД можно получить основные сведения о Балтийске, его СТАТИСТИКЕ, о его УЛИЦАХ с подробным указанием их на карте города, историей их появления и старыми названиями.

О достопримечательностях города с фотографиями, подробным описанием и расположением их на карте города можно узнать в разделе СИМВОЛЫ. Это памятники истории и культуры, исторические места, архитектурные и мемориальные объекты, сохранившиеся от ПРОШЛОЙ истории Пиллау, рассказывающие о наших ПРЕДКАХ, сыгравших значительную роль в истории Пиллау, об истории ВОЕННОГО времени и ГОРОДСКИЕ символы.

О людях, внесших существенный вклад в историю и судьбу Пиллау-Балтийска, можно узнать в разделе ЛЮДИ. Это рассказ о ПОЧЕТНЫХ ГРАЖДАНАХ города, о его ПРАВИТЕЛЯХ, об ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ, связанных с городом своим рождением, деятельностью или пребыванием в нем.

Об истории города с образования первых поселений на местах, где расположен нынешний Балтийск, до настоящего времени, можно узнать в разделе ИСТОРИЯ и подразделе ЛЕТОПИСЬ.

О культурной жизни города, его ЦЕНТРАХ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВЕ можно узнать в разделе КУЛЬТУРА.

Много интересного о Балтийске можно увидеть в ГАЛЕРЕЕ, где фотографии рассказывают о ГОРОДЕ, ПРИРОДЕ, МОРЕ, ОБЛАКАХ, ЦВЕТАХ и др.


В разные времена на  территории, где ныне расположен Балтийск, предпринимались успешные попытки создания привлекательного морского курорта европейского значения. Ниже приводим исторические данные по этому вопросу.

Дорога из Кенигсберга в Пиллау вела по узкому полуострову. Перед взором утомленных ездою путников тянулся унылый и однообразный пейзаж из песчаных дюн, кое-где поросших чахлой растительностью. Однако с приближением к руинам лохштедтского замка ландшафт менялся фантастическим образом. Отсюда начинался «прусский парадиз», или «земной рай», как любовно называли всю эту местность в XIX веке. Буковые и дубовые деревья в лохштедтском лесу достигали в диаметре четырех и более метров. Под их могучими кронами раскинулся цветущий травяной ковер. Местные жители убирали с него прошлогоднюю листву и сучья, отапливая ими свои жилища. Из-за обилия птиц здесь было мало насекомых.

В 1799 году кенигсбергский профессор Иоган Готтлиб Гассе издал книгу, в которой одна глава называлась: «Прусские претензии быть страной янтаря и прародиной человечества», где, употребив всю свою ученость, он утверждал, что именно это место — колыбель всего человечества, что библейское описание райского сада — Эдема — совпадает с тем, что открывается взору пришедшего сюда. И хотя можно подвергнуть сомнению, что именно здесь был Эдем, несмотря на роскошную красоту этой местности, нельзя не согласиться, что это действительно страна янтаря.

Место, где располагается современный поселок Мечниково, с давних времен потрясало своей живописной красотой всякого, кто здесь бывал.

Кенигсбергский профессор Ц.Х. Раппольт, уроженец Фишгаузена (Приморск), в 1742 году назвал его «прусским раем» — это был прекраснейший уголок Пруссии.

Оскар Шлихт в книге «Западный Замланд» рассказывает о неком путешественнике, который пришел сюда в XIX веке, побывав во многих уголках земли, претендующих называться райскими, и был охвачен мистическим чувством, окунувшись в благоухание диких роз и пение соловьев. Жители близлежащих населенных пунктов называли это место «Семь холмов».

В 1806 году один кенигсбергский врач, побывав здесь, написал: «На берегу Балтийского моря, около Пиллау, есть такое тихое, святое место, что его можно назвать раем; деревья стоят так, что между ними можно свободно гулять. Это прекрасный лес, в котором каждое дерево прекрасно».

Другой путешественник удивлялся, что «здесь тысячи птиц и ни одного насекомого, ни одного комара — может быть, из-за свежего морского воздуха или из-за обилия птиц». Лес, похожий на парк, доставлял огромное удовольствие проезжим путешественникам. А табличка с указанием, что здесь на 54,35° северной широты находится самая северная буковая роща, навевала мысль о вечности мира.

Правда, за годы наполеоновских войн зеленый покров на Замланде сильно пострадал, и всем жителям Пиллау пришлось участвовать в его восстановлении. Вдоль морского побережья и на «крепостной плантации» они высадили тысячи саженцев лиственных и хвойных деревьев.

В начале XIX века, по примеру англичан, на Замланде стали модными морские купания. Из рыбацких деревушек, расположенных на балтийском побережье, выросли знаменитые морские курорты. Кенигсбергская пресса, обсуждавшая выбор мест для их строительства, называла в числе претендентов и «прусский парадиз». Широкий песчаный берег и морской воздух привлекли к себе внимание отдыхающих, поселившихся и в Старом Пиллау.

Для свободного выхода к морю комендантом крепости подписывались пропуска. После отмены «янтарных правил», ограничивавших доступ к побережью, в Старом Пиллау появилось несколько десятков купальных кабинок, разделявших мужскую и женскую часть пляжного общества. Позднее между ними установили кабинки для семейных пар.

В XIX веке были написаны самые интересные страницы истории курорта Нойхойзер (ныне — п. Мечниково), что переводится на русский язык как «новые дома». Сохранился рассказ об одиноком рыбаке, построившем на побережье собственный дом и коптильню для рыбы. Затем в этой местности поселились семьи служителей, в обязанности которых входило наблюдение за береговой чертой. Когда здесь из поселка начал развиваться курорт, его пытались назвать «Юлиенбад», то есть «июльский курорт», но название Нойхойзер победило.

Курорт основал генеральный арендатор янтарного промысла Замланда Карл Дуглас в 1816 году. Дуглас обратился к прусскому правительству за разрешением построить здесь «морскую купальню», которая могла бы стать достойным конкурентом курорту в Кранце (ныне — г. Зеленоградск). В отказе, полученном им, говорилось о якобы малой целебности воды в этой части Балтийского моря. Дуглас перенес сюда свою резиденцию, выкупив для этой цели несколько крестьянских подворий. Посещавшие его друзья и знакомые по достоинству оценили этот чудесный уголок природы. Сначала он построил дом для летнего отдыха своей семьи. Затем здесь стали строить дома кенигсбергские аристократы.

Приток желающих отдохнуть в Нойхойзере увеличился со строительством железной дороги Кенигсберг–Пиллау. С 1865 года сюда устремились кенигсбергские купцы, которые построили целые улицы: Элерсштрасе, Лаублейерштрасе, Штельтерштрасе. Около домов владельцы высаживали огромные сады, которые особенно прекрасны были в цвету весной. Так же прекрасно было и пение соловьев в садах. А зимой замечательные виллы закрывались на ключ с отъездом их обитателей.

Жители Нойхойзера любили прогуливаться на Поранкухенберг — дословно: «гора — сковорода для пирога». Отсюда открывался чудесный вид на море, на залив, на весь Пилаусский полуостров. Вдалеке виднелась коса. На улице, ведущей к пляжу, стоял великолепный дом, в котором отдыхала жена кайзера Августа — Виктория Штифтунг.

Отдыхающих привлекал и широкий песчаный пляж без единого камушка. В 1893 году были построены сходни к морю и уютная стеклянная веранда на самом берегу.

Если в 1858 году в Нойхойзере жило 28 человек, то уже в начале XX века, со строительством водопровода и канализации, жителей стало более ста. За лето Нойхойзер принимал в довоенное время около 1600 отдыхающих.

К середине XIX века селение Нойхойзер было застроено виллами прусских дворян и кенигсбергских промышленников, проводивших здесь большую часть летних месяцев. Интересен факт, что их именами назывались и улицы селения.

Если в первые годы его жизнь замирала в зимние месяцы, то в дальнейшем в Нойхойзере постоянно проживали сотни человек. Тут не было суеты, характерной для других мест отдыха на побережье, куда выезжали на выходные дни тысячи жителей Кенигсберга.

О популярности нового курорта свидетельствует путеводитель, изданный в Кенигсберге в 1912 году на русском языке. «Еще несколько лет тому назад дикий уголок ныне пользуется популярностью, и курортная литература посвящает ему много места. Между морем и заливом, среди хвойного и лиственного леса, таинственно укрылся балтийский курорт Нойхойзер. В часе езды от Кенигсберга — место аристократических вилл, райский уголок для детей, диадема на западном побережье Земланда. Защищенный от ветра лесом и холмами, он предназначен для каждого, кто ищет после напряженной работы и изнурительной деятельности покой и отдых, идеальную красоту и здоровое пребывание. В этих словах нет преувеличения. Стоит только побывать здесь, чтобы убедиться в справедливости означенного описания. Сезон в Нойхозере считается с 15 июня до 15 сентября…».

Сюда приезжали учиться пению из Скандинавии, России, Италии, Испании и даже из далекой Америки. Здесь в детском санатории проходили курс лечения сотни больных туберкулезом. По обе стороны дороги в окружении садов стояли дома под черепичными крышами, стены которых были увиты плющом. Дальше, от летней террасы, путь вел к променаду для морских прогулок. И уже от него далеко в море уходили широкие деревянные подмостки для любителей природы, наблюдавших за закатом солнца и многоцветной палитрой вечернего неба. Теплые ванны, водопровод, канализация и паровое отопление появились здесь раньше, чем в Пиллау, поставив Нойхойзер на одну ступень с самыми известными курортами побережья.

В 1935 году отдыхающих принимали четыре отеля: «Валькруг», «Балтийский», «Немецкий дом», «Пруссия», около десятка пансионов, три детских приюта и многочисленные виллы. К услугам гостей были рестораны, кондитерские и кафе. Два раза в неделю здесь проходили концерты и танцевальные вечера.

После Второй мировой войны курортное место Нойхойзер перестало существовать. Лишь чудом сохранившиеся строения напоминают о его прошлом. И все же целебный характер этой местности привлекает сюда множество людей и сегодня.

15 ноября 1901 был открыт Кенигсбергский канал, соединивший город Кенигсберг через Пиллау с Балтикой. Канал мог пропускать корабли с осадкой до 6 метров. Длина канала составила 33 км. Он был мореходен и зимой.

Это стало тяжелым событием для Пиллау, т.к. доход от таможенных сборов с кораблей, заходящих в его гавань, значительно сократился. Свернули свои работы судоремонтные верфи, ремонтные мастерские, прекратилось строительство индустриальных объектов и газового хозяйства. Началась безработица. Город пришёл в упадок.

Однако удалось найти новые источники процветания города. Пиллау решили превратить в морской курорт. Бургомистр Эндер вышел с идеей: превратить город в морской курорт, чтобы туризм стал новым источником дохода жителей. Для этого нужно было создать инфраструктуру, провести строительство водопровода, канализации, электрических сетей и газопровода.

В 1905 году был создан туристический центр «Дорожный Союз Пиллау». Этот союз начал издавать «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллауский еженедельник», широко известную в Европе.

Возникают разнообразные спортивные общества, проводятся парусные регаты, массовые спортивные игры, праздник пляжа, праздник гавани, превращавшийся в грандиозный праздник Моря. В городе прошла парусная регата в рамках «Пиллаусской недели». Все это привлекало многочисленных туристов из Германии и других стран. Пиллау становится модным морским курортом.

Пиллау имел продвинутую инфраструктуру туризма и был очень популярным курортом. Золотые берега, прекрасные парки и лесные массивы привлекали в Пиллау десятки тысяч туристов каждый год. Портовые сооружения позволяли пришвартоваться рядом с городом судам круиза до 4000 человек на борту. Кроме того, порт имел причалы и средства обслуживания для парусных лодок и яхт.


Еще одним примечательным местом, достойным внимания гостей Балтийска является коса. Так выглядит из космоса коса и пролив, отделяющий ее от Балтийска .

Вид из космоса Балтийской косы и пролива, отделяющего ее от Балтийска

Балтийская (Вислинская) коса наряду с Куршской косой является жемчужиной нашей природы с уникальной флорой и фауной (разнообразием редких птиц).
Вот как описана коса в одном из путеводителей по Балтике.

«Много неожиданного можно увидеть в зоне контакта моря и суши. И такие чудеса природы, как Куршская и Вислинская косы — длинные и узкие полоски суши, отделяющие от открытого моря заливы.

Косы возникли 6—7 тысяч лет назад из отложений песка и гравия, переносимых течениями вдоль берега. На их поверхности под воздействием преобладающих западных ветров возникли песчаные холмы — дюны, достигающие высоты 60—70 м. Участок длиной в 35 км, расположенный в российской части, носит название Балтийской косы. Далее коса проходит по территории Польши.

Зеленые стройные сосны поднимаются к голубому небу по желто-золотистым гребням дюн, остановившимся в своем движении от шумящего прибоем моря к спокойной глади залива. Воздух насыщен терпким смолистым ароматом хвои и соленым запахом Балтики. В чаще молодых деревьев, закрепляющих сыпучие пески, поют птицы.

Поверхность косы сейчас покрыта искусственными лесонасаждениями. Так человеку пришлось исправлять свою прошлую ошибку, когда естественные леса были вырублены. Освобождённые от растительности пески пришли в движение, и в плену дюн оказались целые посёлки. С начала XX века и до сих пор ведутся лесопосадки, остановившие перемещение песков».

История косы — это непрерывная и жестокая борьба с наступающими песками. Малейшее послабление со стороны людей, и пески начинали пожирать все построенное и посаженное. Чтобы была ясна самая главная проблема косы — сохранение разрушающегося защитного покрова дюн,— приводим ниже исторические хроники по борьбе населения косы с наступающим песком.

Раньше местность нынешней Вислинской косы называлась Фрише Нерунг. «Нерунг» в условном переводе с древнепрусского — это страна, поднявшаяся из моря. Фрише Нерунг имела длину 96 км, площадь ее — 2027 га. Накануне Второй мировой войны там проживало около 200 человек.

Оскар Шлихт в книге «Вест Замланд» пишет, что Фрише Нерунг возникла благодаря подъему песчаных масс, влекомых сильным течением моря, и наносных почв. Рост ее шел одновременно с юга и севера. Старинные хроники датируют ее возникновение 1190 годом после сильного шторма. Хроники же упоминают засыпание песком пролива в 1309—1311 годах. А пролив тогда был в районе замка Лохштедт или там, где сейчас находится застава — самое короткое расстояние между морем и заливом. К 1510 году этот пролив совсем засыпало песком, но образовался пролив между Пиллау и косой.

Сколько здесь жили люди, столько они боролись с песками. Движение дюн сдерживалось укреплениями и насаждениями. Самая высокая дюна имела высоту 35,8 метра. В 1826 году по предложению Хагена высадили березу и ольху от Пиллау до Нойтифа — поселка на косе. Дюны укрепляли железными штангами, которые несколько портили пейзаж, но эта мера была необходима. Еще в 1768 году общество любителей природы Данцига учредило приз тому, кто создаст проект укрепления дюн и способы борьбы с песчаными заносами. Приз был присужден профессору Титиусу, который предложил озеленить дюны сибирской акацией и североатлантическими покровами травы. С 4 апреля 1796 года этим занимался уроженец Хадерслебена, инспектор лодочного хозяйства Сорен Биорн, который завез сюда горные сосны. Лес сажали с как защитной, так и оздоровительной целью. Первые посадки стоили государству 80 тысяч марок в год.

1 января 1918 года пронесся сильнейший ураган, который уничтожил многовековую работу многих людей. Тысячи деревьев были вырваны с корнем. Чтобы не пропала древесина, пришлось срочно поставить лесопилку. Было очевидно, что более стойкими оказались ольха, береза, липа, ива, верба. У самого берега хорошо прижились песчаный овсяник и красный конский щавель. Хорошим укреплением оказался береговой тростник, вырастающий до 2 метров, в сухом виде употреблявшийся зимой для корма скота. Среди животных, обитающих на косе, были олени, лисы и зайцы; и коменданты Пиллау любили там охотиться.

С 1697 года на Фрише Нерунг регулярно стали ходить почтовые лодки. Эта почта просуществовала очень долго. Вначале пролив был не очень широк, так что можно было переговариваться с двух берегов.

С 1676 года шли работы по укреплению береговой линии, был построен Южный мол. Валуны и громадные каменные плиты использовались для его постройки. В 1899 году был построен Западный форт Пиллауской крепости. Вблизи Западного форта вскоре возникла спасательная станция.

Хроники сообщают, что в разные века здесь выбрасывало морем на берег баркасы, мертвых громадных рыб, и эти происшествия суеверные люди рассматривали как предвестники неприятностей. 15 апреля 1455 года море пригнало огромного кашалота длиной 66 футов. По сообщению Хенненбергера, в 1561 году на берег выбросило кита: «Он лежал на песке — 5 саженей толщиной, 9 саженей длиной». В 1709 году была выброшена морем рыба-пила. Необычайное оживление царило на берегу, когда шла салака.

Поселок на косе назывался Нойтиф. В 1822 году здесь было три строения и почтовый домик. Затем здесь вырос веселый зеленый поселок с прекрасным видом на море. Своим развитием и процветанием он обязан наличию почтовых пересылок и увеличением со временем их количества.

Жители поселка занимались также рыболовством: летом — в море, зимой — в заливе. Рыба спасала жителей Нойтифа в период всех войн. Земледелием здесь занимались очень мало, этого не позволяла песчаная почва. Доход приносила и добыча янтаря. При северо-западном ветре нередко счастливчики зарабатывали тысячи марок. Знаменитый географ из Данцига — Филипп Клювер — считал Фрише Нерунг янтарным островом.

На косе обитало множество разновидностей водных птиц. Особенно много было уток. Однажды, сообщает летописец, один рыбак из Нойтифа в течение одного дня добыл 600 диких уток.

Прогулки на косе всегда доставляли путешественникам огромное удовольствие — ведь они оказывались между двух водных стихий, бесконечно тянущихся водных зеркал. Эти прогулки начинались от трактира «Занд», где путники запасались пищей и водой, отправляясь в длительное путешествие. Через 15 минут пешего хода они оказывались у огромной дюны высотой 44 метра, которую называли «шведской горой». Несмотря на то, что дюна была засажена зеленью, она блуждала — бывалые путешественники сравнивали ее с песками Аравии. Через полчаса ходьбы путешественники подходили к небольшому домику лесника. Здесь располагалась закусочная. Еще через полтора часа, свернув влево от главной дороги, через аллею цветущей сирени, они достигали домика лесника — Аибенхакен, а дальше путь шел густым лесом. Местность эта в давние времена называлась Шварцебуш. У места Старого пролива находилась Орденская «осетровая изба», которая потом была перенесена в Пиллау.

До 70-х годов XVII века еще стояло селение Альттид, где было последнее здание администрации надсмотрщиков за уловом янтаря, построенное в 1643 году. Приятно было выйти к берегу залива. Здешняя бухта — настоящее Эльдорадо для птиц. После обхода холма через роскошный ольховый лес путники попадали на Нерунгштрассе, где находилась мемориальная доска, гласившая, что в 1897 году прусский принц убил здесь великолепный экземпляр лося. Дальше участок носил название 22 J. В 1807 году здесь останавливались русские войска. Лес в этом месте напоминал тропики. После пятичасового пешего похода можно было сесть в почтовый вагон и проехать семь холмов: Кессель, Фихтен, Райхер, Ланцигер Брух, Штраубух — место расположения администрации водного хозяйства, осуществлявшего надзор за береговой чертой и на косе, и в Пиллау. К северу от Штраубуха располагались пески, содержащие железо. Самое широкое место косы — 1800 метров — называлось Шайте. Здесь стояла гранитная плита, надпись на которой говорила, что коса — округ Фишхаузена (Приморск). Здесь когда-то была деревня Нармельн, которую поглотила дюна во время шведской войны,— все 12 жилых домов. От Кальберга (Крыница Морска) можно было вновь пройтись пешком по уже знакомым местам, или сесть в почтовый вагон. И долго будут вспоминаться гребни дюн, рокот моря, зелень молодых посадок…

о городе > как проехать > карта города > где остановиться >
что посмотреть > история > перспективы

Курорт Нойхойзер

Променад на пиллаусском пляже

Ресторан на берегу моря в Пиллау

   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz