главная > город > символы > предки

ПРЕДКИ

В этой рубрике рассказывается о памятных местах и памятниках, связанных со славными страницами российской истории и c нашими великими предками, имевшими отношение к городу Пиллау, его судьбе и истории.

Памятник Петру I (ЛН — Ж3 — 9)

Легендарная личность русского царя Петра Великого вызвала к жизни огромное количество произведений искусства. Особое место среди них принадлежит памятникам, установленным как в России, так и за ее пределами.

Пребывание царя реформатора в небольшом немецком городке Пиллау стало одним из самых ярких событий в его истории. В 1697 году в Западную Европу из России выехало Великое посольство, в составе которого под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился русский царь Петр I. На его личной печати был изображен плотник с набором оружия и корабельных инструментов. В сопровождении небольшого числа спутников и охраны Петр вышел в Балтийское море на торговом судне «Святой Георгий», нанятом для него курляндским герцогом у купцов из города Любека. Утром пятого мая судно отдало якорь на рейде Пиллау. С его палубы был виден высокий берег, вытянувшийся желтой полосой до самого горизонта. На самом берегу пролива возвышалась маячная башня. Именно таким впервые увидел Петр I Пиллау. Здесь он провел несколько недель, ожидая результата выборов среди претендентов на польский престол.

О русском царе все же стало известно далеко за пределами Пиллау. Увидеть его хотели не только жители Замланда, но и многочисленные дипломаты

Свободное время Петр I проводил в обществе моряков, в основном, выходцев из Голландии, язык которых хорошо знал. Он выдавал себя за капитана, вербовавшего матросов на каперскую службу, являвшуюся особой формой государственного морского разбоя. В Пиллау Петр I отпраздновал свои именины, устроив иллюминацию в виде триумфальной арки. Буквы, горевшие лазоревым светом, сделали зрелище ярким и красивым. Более всего ему нравились морские прогулки, которые он совершал ежедневно, находясь в Пиллау. Когда местный шкипер позвал его на свадьбу своей дочери, приглашение было принято.

Второй раз Петр I посетил Пиллау с супругой Екатериной I. В конце 1711 года они возвращались из Померании в Петербург и переночевали в доме таможенного инспектора. А в 1716 году государь проходил вдоль пиллауских берегов с галерной эскадрой. Интерес, проявленный московским царем к Пиллау, вызвал озабоченность у прусских правителей, поспешно построивших здесь новые укрепления и артиллерийские позиции. На помощь местному гарнизону прибыл отряд солдат. Вполне возможно, что в планы Петра Великого входило присоединение Пиллау к своим владениям.

Идея создании памятника Петру I в самом западном городе России возникла у жителей Балтийска в ходе подготовки к празднованию 300-летия Военно-Морского Флота России. Это отвечало одной из традиций русского народа отмечать рубежи своего Отечества знаками и монументами.

Немало предприятий, организаций и фирм в городе и области откликнулись на призыв помочь увековечить память о Петре Великом.

В декабре 1995 года на Морском бульваре был заложен камень, а уже 31 января 1996 года провели конкурс на лучший проект памятника государственному деятелю и дипломату Петру Великому — основателю Российского флота. Творческие группы представили рабочую модель памятника и архитектурный план его установки. Авторами эскизных проектов были калининградские скульпторы и мастера из города Курска. В феврале 1996 года их работы экспонировались на выставке в Доме культуры Балтийска. Лучшим был признан проект участников международных и республиканских конкурсов, членов Союза художников России из Курска — И.А. Минина и В.И. Бартенева.

Уже в мае 1996 года скульпторы выполнили в глине рабочую модель. В том же году заслуженный архитектор РСФСР В.Г. Еремеев разработал план реконструкции местности.

Авторы проекта изготовили памятник методом художественной выколотки, когда вычеканивается разогретая листовая медь толщиной в несколько миллиметров. Затем из отдельных частей производится спайка всей фигуры, скрепленной для прочности стальным каркасом. В этой работе скульпторам помогали курские мастера С.М. Горякин и Г.Ф. Дреев.

Скульпторы взялись за подготовку медного постамента прямоугольной формы. Его украсили рельефами, отобразившими наиболее значимые события эпохи Петра Великого: «Полтавская битва», «Дипломатическая миссия Петра», «У истоков российского флота», «Картуш». Эти работы выполнили мастера одного из курских оборонных заводов.

В феврале 1998 года военно-транспортная авиация Балтийского флота доставила памятник в Калининградскую область. До начала установки он хранился на территории одной из воинских частей Балтийска.

На торжественном открытии, состоявшемся 6 июня 1998 года, присутствовали делегации из Голландии, Польши и Германии, представители муниципальных образований и региональные власти, крупные бизнесмены и промышленники, духовенство. У причала стояли боевые корабли флота, а на набережной проходило театрализованное представление «Виват, Петр!»

Высота памятника с постаментом — 6,4 метра, вес — 2,5 тонны. Петр Великий изображен в полный рост с подзорной трубой в правой руке, левой придерживает лежащий на пюпитре сверток документа. Уверенность и непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в его фигуре. Взгляд царя устремлен на морской залив и далее на запад — в Европу. Скульптурный силуэт Петра I прекрасно сочетается с окружающей архитектурой и является центром одного из красивейших ансамблей города.

Историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт»
(ЛН — Д1 — 42)

По мнению специалистов, историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт» не имеет аналогов в России. Памятник на Северном молу Балтийска — Главной базы Балтийского флота — установлен в ознаменование исторических побед русской армии и флота, когда во время царствования дочери Петра Великого государыни Елизаветы Петровны (1743—1761), Восточная Пруссия на несколько лет стала одной из российских провинций. В эти годы в пиллауской цитадели стояли полки русской армии, а в Крепостном канале швартовались корабли Балтийского флота. Обнаруженные здесь большие запасы «солнечного камня» специальным курьером доставили ко двору российской императрицы, высоко оценившей этот дар. Елизавета Петровна подписала указ об отправке в столицу «в должном ассортименте» всего янтаря, собранного в Пруссии.

Прусский король Фридрих Великий не простил жителей города, присягнувших российской короне. За годы своего правления он ни разу не посетил Пиллау.

После смерти императрицы Елизаветы Петровны вступивший на престол император Петр III заключил мир с прусским королем, вернув ему завоеванные российской армией земли, в том числе и Пиллау. И все же русские солдаты оставили о себе добрую память, построив защитную дамбу, названную их именем (ныне — Русская набережная).

Императрица Елизавета Петровна изображена скульптором такой, как диктуют традиции парадного портрета: верхом на коне, в платье и в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в парике и маленькой женской треуголке на голове. Символично изображение Елизаветы, представленной в пору расцвета своей красоты. Кажется, будто она лично встречает все корабли, идущие Балтийским проливом в Калининградский порт. Властный жест отведенной назад руки как бы показывает, что за ее плечами Великая Россия. Блестящая наездница много времени проводила верхом и принимала на лошади военные парады. При ней впервые разработана дамская униформа для верховой езды: сочетание мужского мундира с женским платьем. Скульптор сознательно посадил императрицу лицом к Европе в знак уважения к соседям.

По замыслу автора, в царственном облике императрицы запечатлены грани ее характера: державная властность, решительность, незаурядный дар политика и военачальника и в то же время естественность и обаяние, олицетворяющие Россию, прославляющие ее.

Высота конной статуи — 6,3 метра, вес — 12 тонн. Общая высота сооружения — 14 метров.

В качестве постамента избрано стилизованное фортификационное укрепление, выполненное из огромных каменных глыб в форме православного креста, идеально привязанное к окружающей местности. Форт расположен вблизи «шведской крепости». Его размеры: 52 метра в длину, 25 метров в ширину , высота 5 метров. На верхней площадке установлен трехметровый постамент из бронзовых плит. На одной из них изображен российский императорский герб. Во внутренних помещениях форта будет открыт историко-культурный центр с экспозицией, посвященной освоению Россией Балтийского моря. Автор композиции — московский скульптор Георгий Вартанович Франгулян.

Идея создания историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт» принадлежит администрации президента Российской Федерации, Министерству культуры и администрации Калининградской области. Средства на строительство памятника Елизавете Петровне были собраны «Славянским фондом России», а на сооружение форта — фондом «Елизаветинский форт».

Первоначально предполагалось установить уникальную скульптуру в Калининграде, но, посетив город, скульптор и автор работы Г. Франгулян не нашел необходимой для возведения комплекса возвышенности. И когда ему предложили разместить памятник в самой западной точке страны — у основания Северного мола, это предложение счастливым образом совпало с первоначальным замыслом скульптора, настоявшего на решении о переносе памятника в Балтийск.

Скульптор прекрасно учел все точки рассмотрения памятника. Статуя имеет четкие очертания силуэта и видна издалека. Интересный эффект возникает в вечернее время, когда выхваченная из ночной тьмы снопом света конная статуя кажется летящей в пространстве. По словам Г. Франгуляна, «скульптура Елизаветы Петровны на коне войдет в историю. Это пока единственный в России памятник, посвященный императрице».

Сложнейшая работа над его созданием началась в мае 2003 года, когда на Казанском экспериментально производственном заводе была закончена гипсовая отливка. Затем мастера приступили к отливке в бронзе фрагментов фигуры императрицы, коня и плиты для постамента. Во второй половине июля бронзовый памятник был отправлен в Москву. Как известно, бронза является наиболее ценным архитектурным материалом, устойчивым к любым погодным условиям. 21 мая 2003 года в Балтийске прошла церемонию закладки памятника.

Скульптуру Елизаветы Петровны переправили в разобранном виде в Санкт-Петербург, а оттуда на пароме — к месту сборки, где в сентябре 2003 года ее смонтировали специалисты Всероссийского художественно-производственного объединения, в цехах которого отлили конный памятник императрице Елизавете.

Весь историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт», занимающий площадь около одного гектара, впечатляет не только своей архитектурной и художественной формой. Он словно голос живой истории! Интересен факт, что памятники великим людям России — Петру I и Елизавете Петровне, отцу и дочери,— установлены вблизи друг от друга на береговой черте морского пролива.

Памятный знак «300 лет Балтийскому флоту»
(ЛН — Е3 — 51)

В ноябре 2003 года в сквере перед гарнизонным Домом офицеров установили памятную монументальную композицию «300 лет Балтийскому флоту» — символ морской славы России.

За свою трехвековую историю моряками-балтийцами одержано немало блистательных побед, способствовавших утверждению России на Балтике и превращению ее в великую морскую державу. Более четырехсот географических названий на карте мира носят имена адмиралов и офицеров флота. Лучшие его представители внесли бесценный вклад в развитие военно-морского искусства и корабельного вооружения, в отечественную науку и культуру. Это великие флотоводцы и государственные деятели — адмиралы Ф.Ф. Ушаков и М.П. Лазарев, П.С. Нахимов и В.А. Корнилов, С.О. Макаров и Н.О. Эссен; первооткрыватели В.И. Беринг, Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, Г.И. Невельской, Ю.Ф. Лисянский и Ф.П. Литке; полярные исследователи А.И. Вилькицкий и А.В. Колчак; композитор Н.А. Римский-Корсаков; скульптор Ф.П. Толстой; художники-маринисты А.П. Боголюбов, В.В. Верещагин; изобретатель радио и радиолокации А.С. Попов; физик Б.С. Якоби; кораблестроитель А.Н. Крылов; автор проекта первого в мире самолета А.Ф. Можайский; собиратель русского слова В.И. Даль и многие другие проходили службу на Балтийском флоте.

Строительство Балтийского флота ознаменовало рождение новой России. В начале XVIII века страна вступила в Северную войну, имея лишь несколько гребных судов, а вышла из нее великой морской державой с первоклассным линейным и галерным флотом. В годы Первой мировой, гражданской войн, иностранной интервенции флот успешно сражался на подступах к Петрограду. Неувядаемой славой покрыли себя моряки Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. Они защищали блокадный Ленинград, участвовали в освобождении от фашистов Прибалтики и в боях за Восточную Пруссию. На сухопутных фронтах воевали более ста тысяч моряков-балтийцев, ста семидесяти трем из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза, в том числе четырем — дважды. В послевоенные годы корабли флота несли боевую службу в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах, выполняли дипломатическую миссию, посетив с визитами десятки портов Европы, Азии, Америки и Африки, участвовали в крупных международных учениях.

Первоначально памятный знак «300 лет Балтийскому флоту» в 1995—2003 годах находился в Калининграде перед штабом флота, а затем его перенесли в Балтийск в связи с установкой на его месте памятника основателю российского флота — Петру Великому.

По замыслу автора Ирины Николаевны Медер, тринадцатиметровый флагшток является символом двенадцати апостолов. Если считать от вершины, то первая точка в метре от нее, где развевается военно-морской российский флаг, связана с именем первозванного апостола Андрея, покровителя Русской земли и мореходов. Не случайно на пике флагштока, курсом на северо-восток, установлен декоративный металлический фрегат «Надежда» — копия того шлюпа, на котором наш соотечественник адмирал И.Ф. Крузенштерн в 1803—1806 гг. первым в России совершил кругосветное плавание. Парусный кораблик изготовлен по эскизам участника того знаменитого похода.

Флагшток размещен в центре квадратной мозаичной площадки с девятиметровыми сторонами, а ее углы сориентированы по сторонам света. Форма квадрата является символом материальности. Завершенность всей композиции придают кованые резные ворота со знаками: Север, Юг, Запад, Восток,— аллегорией беспредельной открытости души и чистоты помыслов моряков Балтики. На площадке изображена роза ветров и выполнена мозаичная надпись «Балтийскому флоту 300 лет. 1703—2003».

Архитектор памятного знака В.А. Бороздин. Автор эскиза и исполнитель кованых ворот — член союза художников России Г. Медер.

Памятный знак «190 лет Маячной службы России»
(ЛН — Ж3 — 52)

На территории маячного городка установлен окруженный оградой с цепями небольшой гранитный обелиск, надпись на котором гласит: «Здесь 08.06.1997 года заложена капсула с посланием будущим поколениям маячников в честь 190-летия Маячной службы России. Капсулу вынуть 08.06.2007 г.»

Как известно, кораблям нужны маяки. В нашей стране они появились в период создания регулярного Военно-Морского флота, и уже к концу XVIII века из девятнадцати российских световых маяков пятнадцать работали на Балтийском море. Это были высокие башни с площадками для сжигания угля или дров, к тому же они принадлежали частным лицам, которым в качестве платы разрешалось присваивать имущество кораблей, потерпевших крушение.

Имя офицера Балтийского флота Л.В. Спафарьева (1765—1847) мало известно. А между тем, именно ему все российские моряки обязаны началом строительства маяков и навигационных знаков на Балтийском море, да и на других морях. По его инициативе появилось новое «Положение о маяках», которым предусматривалось, в частности, введение масляного освещения. С этого документа и началась Маячная служба в России. В память о трудах моряка-изобретателя на одном из островов в Охотском море светит маяк имени Спафарьева.

Спустя многие десятилетия на маяках установили светооптические аппараты, действующие на большом расстоянии. В XX веке в Советском Союзе морские пути освещали 500 маяков, из них 131 — на Балтике. В 1991—1994 гг. часть маяков передали прибалтийским государствам. На территории Ленинградской и Калининградской областей осталось всего 40 световых маяков.

Корабли, идущие в Калининградский порт, платят маячный сбор, от которого освобождены лишь терпящие бедствие или нуждающиеся в ремонте суда. В народе о маяках говорят, что это святыни морей, принадлежащие всем, и поэтому они неприкосновенны.

Музей Балтийского флота (ЛН — Ж3 — 20)

В двухэтажном старинном особняке на улице Кронштадтской разместилась экспозиция, посвященная истории Балтийского флота, с которой познакомились десятки тысяч людей.

Внимание посетителей привлекают не только музейные залы, но и архитектура здания: стрельчатые окна, ажурные кованые ограждения на лестничных пролетах. Строение в псевдоготическом стиле и сегодня служит украшением нашего города.

Его строительство тесным образом связано с историей правосудия в этой части Земландского полуострова. В 1685 году сюда прибыл судья. В течение нескольких столетий Морской суд находился на месте одного из современных домов, расположенных на Морском бульваре.

Вместе с городскими привилегиями в 1725 году в Пиллау появилась и гражданская юстиция. Пиллауский губернатор, до этого момента вершивший суд среди местных жителей и солдат гарнизона, неохотно отдал правосудие в руки королевских юристов, разместившихся на Ярмарочной площади. В 1903 году состоялось торжественное открытие пиллауского суда первой инстанции.

В ходе штурма Пиллау советскими войсками здание сильно пострадало . Многочисленные отверстия от пуль и снарядов видны на кирпичных стенах и ступенях парадной лестницы, ведущей на второй этаж. После разминирования помещений в них разместилась советская военная комендатура, работники которой следили за порядком и дисциплиной военнослужащих в городе. Всех нарушителей направляли на расчистку развалин и уборку пиллауских улиц.

Позднее здесь находились парикмахерская и один из первых городских ресторанов «Балтика». И лишь в 1957 году большую часть здания передали Музею Балтийского флота, образованному директивой Главного штаба Военно-Морского Флота СССР.

Немалая часть музейных предметов поступила сюда из Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург). Среди них — абордажное огнестрельное и холодное оружие, с которым моряки-балтийцы сражались во флоте Петра Великого. Историческая ценность — штурвал с яхты «Полярная звезда», бывшей летней резиденции семьи последнего русского императора Николая II.

В коллекции музея находятся предметы из кабинета вице-адмирала С.О. Макарова. На его настольных часах сохранилась гравировка крылатой фразы: «Помни войну!» На уникальной схеме Порт-Артура мы видим место гибели ученого и флотоводца. Нельзя пройти мимо фрагмента обшивки корпуса крейсера «Олег», пробитого японским снарядом в Цусимском сражении.

О форме одежды чинов Морского ведомства рассказывает уникальная коллекция фигурок матросов и офицеров, выполненная ветераном флота по подлинным рисункам того времени. Рядом с ними установлены модели галеры, парусных и броненосных кораблей. У каждой из них своя неповторимая история. Это дань памяти кораблестроителям и мастеровым, командирам и экипажам флота. На живописный полотнах современных маринистов отражены эпизоды морских сражении и дальних походов, общественных и духовных событий, проходивших с участием военных моряков. В музейной библиотеке хранится старейший российский журнал «Морской сборник», не прекращавший своего издания с середины XIX века .

Когда музей перевели в город Таллин, в Балтийске остался его филиал, вновь ставший музеем после вывода из Прибалтики Балтийского флота. Сегодня здесь можно увидеть выставки о флагманах флота и его разведчиках, о морских летчиках и морской пехоте.

Кафедральный Свято-Георгиевский Морской собор
Балтийского флота (ЛН — Ж3 — 25)

Исторически сложилось так, что до революции православные россияне несли на себе большую часть тягот флотской службы. В эпоху Петра Великого на церковные средства издавали военно-морскую литературу. Богослужение на кораблях носило обязательный характер и проводилось ежедневно. Нарушителей подвергали денежным штрафам и физическим наказаниям. В патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах заготавливали корабельный лес и регулярно проводили рекрутские наборы. На церковь возлагали уход за ранеными и больными, а также престарелыми чинами флота. Впервые в Кронштадтском морском госпитале в качестве помощниц появились женщины-монахини.

В дореволюционной России многие государственные награды носили религиозный характер. Петру Великому принадлежит идея поместить на военно-морском флаге изображение креста Святого Андрея — покровителя Руси. Высшей наградой кораблю за мужество и воинскую доблесть был Георгиевский кормовой флаг, с вручением которого экипаж переименовывался в гвардейский, а матросские бескозырки отличались особыми ленточками с тремя черными и двумя оранжевыми полосами цвета пороха и пламени.

В разные периоды истории Балтийского флота десятки кораблей и судов носили имена святых апостолов, пророков, православных великомучеников и церковных праздников, при этом церковной иерархии соответствовал класс и ранг корабля.

Флотское духовенство участвовало в морских походах, кругосветных плаваниях и экспедициях, вдохновляло воинов на подвиги во время сражений. Советская власть упразднила институт военных священников и отделила церковь от государства. Но, несмотря на это , многие верующие защищали Отчизну в годы Великой Отечественной войны. В конце XX века на Балтийском флоте началось возрождение духовно-религиозной деятельности.

В мае 1991 года в нашем городе стал действовать Кафедральный Свято-Георгиевский Морской собор Балтийского флота (ул. Адмирала Н. Кузнецова, 3).

Появление православного храма в Балтийске не случайно. Так, в конце XVII века в составе Великого посольства в Пиллау прибыла походная церковь, где в день именин Петра I прошли всенощные бдения и литургия, за что священники получили в награду тринадцать золотых монет. В середине XVIII века российские коменданты Пиллау заботились о православной церкви в крепости, сохраняя инвентарь, впоследствии вывезенный в Кронштадт.

Готический собор — свидетель многих событий. Его возвели в 1866 году на деньги прихожан реформистской общины, собранные ими в Голландии, Англии и Шотландии. Фасадная часть здания разделена несколькими рядами стрельчатых окон. В собор ведут три входа: центральный и два — с внутреннего дворика. Помещение кирхи, служившее аудиторией для проповедника, имело скромное архитектурное убранство. Вдоль стен располагались галереи для прихожан, а солнечный свет проникал сюда через цветные витражи окон. Завершенность интерьеру придавал арочный потолок. В 1934 году помещение кирхи перестроили. Здание сильно пострадало во время штурма Пиллау в апреле 1945 года. Следы от пуль и снарядов и сегодня видны на его стенах. В послевоенные десятилетия здесь долгое время размещался клуб моряков, затем военный склад.

Летом 1996 года в соборе установили часть уникального иконостаса, над которым девять месяцев трудились искусные резчики по дереву из города Сафоново Смоленской области. Продолжительный экономический кризис не позволил мастерам завершить начатую работу. Об общем замысле иконостаса можно судить лишь по царским вратам. Декоративная резьба их нижнего яруса посвящена обитателям моря, среднего — земле, а верхнего — небесной сфере. Символический характер носит и художественное оформление нижней части иконостаса в виде ажурной вязи канатов и якорей в морской пене, изображение розы ветров, дельфинов, морских коньков и звезд. Плащи Архангелов Михаила и Гавриила окрашены в цвета навигационных огней на Северном и Южном молах — красный и зеленый. Центральное место над иконостасом занимает фреска, сюжетом которой послужила библейская притча «По морю как по суху». В августе 1997 года состоялась церемония освящения иконостаса, что означало восстановление церкви в общественной и духовной жизни, внесение ее в реестр храмов Калининградской епархии.

25 ноября 2001 года в соборе установили раку в форме морского корабля с частицей мощей адмирала Ф.Ф. Ушакова, перенесенных из Санаксарского монастыря в Мордовии. Прославленный адмирал первым из моряков причислен к лику православных святых. До него подобной чести были удостоены два русских полководца — Александр Невский и Дмитрий Донской. День памяти святого праведного Федора Ушакова отмечается в день его прославления — 5 августа и в день его кончины — 15 октября.

Адмирал Ф.Ф. Ушаков начинал свою службу на Балтийском флоте, был создателем Черноморского флота России и первым его командующим. Не проиграв ни одного сражения на море, выйдя в отставку, он посвятил оставшуюся жизнь общественной и духовной деятельности. Славные победы адмирала Ф.Ф. Ушакова укрепили мощь российского государства, а благодарная память о патриоте и человеке прошла через века. Орден и медаль его имени, учрежденные в годы Великой Отечественной войны, стали символом доблести и чести военных моряков. На иконе с ликом Ф.Ф. Ушакова приведены его знаменательные слова: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

главная > город > символы > предки

Памятник Петру I

 

Историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт»

Верхушка памятного знака

Памятный знак «190 лет Маячной службы России»

Музей Балтийского флота

Музей - вид сзади

Кафедральный Свято-Георгиевский Морской собор Балтийского флота

Собор - вид сбоку

   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz