ГЕНПЛАН БГО 2008 г.

Генплан стр.1
Генплан стр.2
Генплан стр.3
Генплан стр.4
Обсуждение стр. 5
Обсуждение стр. 6


ГЕНПЛАН
БАЛТИЙСКА
2011 год

Генплан стр. 1
Генплан стр. 2
Генплан стр. 3
Генплан стр. 4
Генплан стр. 5
Генплан стр. 6
Обсуждение


Муниципальная
реформа


Интерактивные
ретроспективные
карты Балтийска
достопримечательности

главная > город > генплан > реформа

БАЛТИЙСК — ПИЛЛАУ

Первое упоминание о  Балтийске (до 27 ноября 1946 года — Пиллау), как о небольшом рыбацком поселении на берегу Балтийского моря, относится к XV веку. В 1725 году Пиллау получил права города. В начале этого столетия город начал развиваться как военно-морская база.

Во время Второй мировой войны Пиллау подвергался интенсивным бомбежкам и очень пострадал в ходе штурма. Однако основная достопримечательность — крепость XVII века — сохранилась до наших дней. Начали ее строить в 1625 году шведы, которые тогда распространили свое владычество и до этих мест. В годы Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи. Тогда же русские солдаты, продолжая гидротехнические работы, возвели дамбу, которая до сих пор называется Русской набережной. Из других сохранившихся достопримечательностей можно отметить маяк, построенный в конце XIX  — начале XX веков, кирху, которая была в последние годы отреставрирована, (сейчас там расположен Свято-Георгиевский морской кафедральный собор), крест Святого Адальберта, весьма почитаемого католиками, и другие. Подробнее >

Балтийск протянулся вдоль побережья, между морем и заливом на 5 км. Территория Балтийского городского округа, образованного в 1994 году, куда входят, кроме города Балтийска, город Приморск и 11 сельских поселков, составляет свыше 40 кв. км. В городе проживает свыше 30 тысяч человек, а на территории округа — чуть меньше 40 тысяч.

Балтийск известен за его пределами следующими главными отличительными особенностями. По-первых — это самый западный город России. Во-вторых — это крупный морской порт с морским терминалом. В третьих — здесь размещена крупнейшая военно-морская база Балтийского флота. Эти особенности и определяют основные характеристики города, его облик, судьбу и будущее. Местоположение Балтийска в составе Калининградской области, являющейся анклавом РФ, и не имеющей общих границ с Россией, существенно осложняет жизнь города, так как его энергообеспечение, транспортная и другие виды связи с Россией проходят через не очень дружественные к нам прибалтийские государства. Сложности транспортной и энергетической коммуникации, с другой стороны, вызывают необходимость поиска других, альтернативных, способов обеспечения региона энергией и транспортными связями. Появляются проекты и начинается строительство собственных источников энергии (пущена первая очередь мощной тепловой электростанции в Калининграде), поиск и начало морской добычи нефти, прокладка газопровода по дну Балтийского моря в Европу с отводом для региона, и, наконец, строительство и пуск в экстлуатацию крупного морского порта и морского терминала в Балтийске, который частично решает транспортную пробрему связи с Россией и европейскими портами.

После распада СССР, у России осталось лишь два крупных морских порта: Санкт-Петербургский и единственный незамерзающий — Калининградский, возможности развития которого исчерпаны из-за малой глубины (6 метров) Калининградского канала, по которому уже не могут проходить современные океанские и большегрузые корабли.

Балтийску самой природой предназначено было стать крупным морским портом мирового значения. Расположенный на узкой косе у входа в Вислинский залив, он, помимо обширных внутренних бассейнов военной гавани, выходит восточной своей стороной на Приморскую бухту, прекрасно защищенную от волн, и способную вместить одновременно суда всех стран, ведущих торговлю на Балтике.

В истории Пиллау уже были периоды, когда, благодаря своему благоприятному положению, он становился важнейшим портом на Балтике. Так, после строительства под руководством выдающегося гидростроителя и архитектора Готгильфа Хагена десяти гаваней, Пиллау становится в конце XIX века привлекательным портом для торговли и стратегическим важным местом базирования военного флота Германии. Так продолжалось до 1901 года, пока не был углублен Кенигсбергский канал, и по нему начали проходить корабли до Кенигсберга, не имевшего другого выхода в море. Значение Пиллау, как порта, начало падать, и, чтобы выжить, город начал развивать курортно-туристическое направление, в чем премного преуспел. С 1921 года вновь начинается возрождение значения Пиллау, уже как порта, где базировался германский военный флот. Так продолжалось до окончания Второй мировой войны, после которой Пиллау стал местом базирования уже Балтийского флота СССР. Развитие же гражданского направления порта задерживалось из-за закрытости города и пришедших в запустение причалов и гаваней.

Возрождение Балтийска, как гражданского порта, началось в начале XXI века. Балтийск находится на линии кратчайшего транспортного маршрута, соединяющего порты Западной и Центральной Европы с центром и югом России, Сибирью и Дальним Востоком.

Близость существующих и проектируемых причальных линий Балтийского порта к открытому морю, незамерзающая акватория, развитая инфраструктура и резервы квалифицированной рабочей силы создали все условия для строительства крупного порта и приема судов осадкой до 12 метров со стороны Приморской бухты и грузооборотом 6—8 млн. тонн в год, что в полтора раза превысило бы грузооборот порта Стокгольм.

Возрождение Балтийска в качестве морского торгового города дало новый импульс развитию не только припортового региона, но и всей инфраструктуры Калининградской области, и, в конечном счете, всей России.

Благодаря договоренности ряда акционерных компаний с командованием Балтийского флота на использование в торговых целях ряда причалов и терминалов военной базы, для осуществления строительства порта была создана ассоциация, в которую вошли все компании, реализующие свои локальные проекты погрузочно-разгрузочных комплексов для переработки генеральных грузов, нефтепродуктов, а также ряд крупных банков и страховых компаний.

Главной задачей ассоциации являлось привлечение финансовых ресурсов для инвестирования как общих для всех участников программ (строительство новых и реконструкция существующих железнодорожных и автомобильных магистралей), так и конкретных проектов участников ассоциации. Следует подчеркнуть, что статус свободной экономической зоны, в которую входит Балтийск, создал исключительно благоприятные условия для целенаправленного привлечения отечественного и зарубежного капитала cпециально разработанными налоговыми и таможенными льготами, включающими установление беспошлинной зоны для зарубежных партнеров, вкладывающих средства в создание портового комплекса. По заказу администрации города Балтийска была разработана Генеральная схема развития торгового порта.

В сентябре 2002 года в 3-ем бассейне было начато строительство грузопассажирского автопаромного терминала. Первый причал был введен в эксплуатацию 26 июня 2003 года.С начала 2003 года начата регулярная работа на терминале по приему грузопассажирских паромов. С апреля 2004 года еженедельные заходы осуществляет грузопассажирский паром «Георг Отс».

Заканчивается строительство железнодорожного паромного терминала на акватории и территории бассейна №4 Балтийской военно-морской базы, граничащего с действующим грузопассажирским автопаромным терминалом в бассейне №3.

В настоящее время еженедельно у причалов паромного комплекса ошвартовываются 5—7 паромов из Германии, Литвы, Швеции, Финляндии, основной части России.

В сентябре 2006 году в присутствии президента РФ В.В. Путина и других VIP-гостей было открыто железнодорожно-паромное сообщение между Балтийском — Санкт-Петербургом (Усть-Лугой) и портами Германии.

В создавшихся условиях чистая прибыль от услуг порта Балтийск составит по предварительным расчетам около 25—30 млн. долларов США в год, что обеспечит окупаемость порта за 8—10 лет. Можно ожидать и более быстрой окупаемости, если учесть экономические последствия строительства порта для окружающего региона.

Особая приграничная морская зона, формируемая вокруг существующего крупного транспортного узла, дополненного крупнейшим в южной части Балтийского моря портом Балтийск, создает благоприятные возможности для включения Калининградской области в межконтинентальную транспортную систему с разветвленными внешнеэкономическими связями. Развитие инфраструктуры морского транспорта обеспечит создание в новом порту торгово-распределительных центров, хорошо отлаженных комплексов, сочетающих портовые причалы, интермодальные терминалы, склады, сферу торговли и услуг, информационные узлы, службу маркетинга и т.д.

Калининградская область, имеющая статус свободной экономической зоны, обладает уникальным геополитическим положением, являясь форпостом России во внешнеэкономических связях с западноевропейскими странами. Международная роль области существенно возрастает в связи с пуском нового мощного порта Балтийск, ввиду возможности круглогодичной навигации и близости к портам Польши, Германии, Швеции, Дании и других стран.

У Балтийска и всей Калининградской области есть прекрасный шанс стать крупнейшим российским торговым центром на Балтике, распахнув уже не «окно», а широкие ворота России в Европу и остальной мир. Подробнее >

Как было указано выше, третьей главной особенностью Балтийска является нахождение здесь крупнейшей Балтийской военно-морской базы, что существенно влияет на облик, состав населения, инфраструктуру и судьбу города. Формирование города как военной-морской базы началось еще в начале XX века.

1 апреля 1921 года Пиллау был объявлен базой германского флота. Свободный доступ в город был закрыт. Крепость также перешла в подчинение ВМС Германии. В те годы в Пиллау дислоцировалось 5-е отделение береговой защиты, которое 1 октября 1926 года было переименовано в V отделение морской артиллерийской защиты (охраны) (V МАА). 1 октября 1933 года в Пиллау, на постоянное место дислокации, была переведена 1-я флотилия тральщиков, а в 1940 году — 1-й учебный дивизион подводных лодок, который в 1943 году разделили на 3-й учебный отряд и 19, 20, 21 и 26-ю флотилии подводных лодок.

Накануне Второй мировой войны в Пиллау были установлены мощные морские батареи: «фон дер Гребен» (170 мм; со стороны моря на косе в 1 км от пролива), «Граф Дона» (170 мм; между Балтийском и Мечниково) и «Великий курфюрст» (280 мм; дальность стрельбы 36 км; при выезде из Балтийска слева от шоссе).

Перед Второй мировой войной в городе дислоцировались следующие морские силы: комендатура в крепости;  администрация морских сил;  артиллерийский арсенал (в 1939 году построено новое здание арсенала на Плантации, близ крепости); морской арсенал минного оружия (построен в 1928/29 году в форту Штиле, разрушен при взрыве форта 26 января 1945 года); в 1938—41 годах построен подобный арсенал на Пайзе (п. Комсомольский); отдел морского вооружения и реставрационных работ; служба оповещения; служба обеспечения (пекарни и бойня); служба обмундирования для офицеров (швейная и сапожная мастерские); команда воздушного наблюдения; морская инженерная служба (штаб в крепости); служба наблюдения за прибрежной полосой; служба морского строительного отдела; морской лазарет; морской суд; морская почта и цензура; морская специальная школа.

История Балтийской военно-морской базы началась еще до захвата советскими войсками города Пиллау. 24 февраля 1945 года на базе Островной ВМБ (о. Лавенсаари) была сформирована Пиллауская военно-морская база с подчинением Юго-Западному морскому оборонительному району (ЮЗМОР). Командиром базы был назначен контр-адмирал Фельдман Николай Эдуардович. 22 июня этого же года Пиллауская ВМБ была расформирована, а все части, входившие в ее состав, переподчинены непосредственно ЮЗМОРу. 26 марта 1946 года вновь сформирована Пиллауская ВМБ Юго-Балтийского флота (с 1 июля Главная база). 18 января 1947 года Главная ВМБ была переименована в Балтийскую ВМБ 4-го ВМФ, а 28 февраля 1948 года ее расформировали, и все части были непосредственно переподчинены командующему БФ. Командир базы сдал дела начальника гарнизона командиру береговой обороны БФ (до 1956 года). С 14 июня 1945 года на базе немецких судоремонтных мастерских создан судоремонтный завод ВМФ СССР, первое крупное предприятие города. В завод на ремонт сразу же встали 5 катеров-тральщиков. На заводе работало до 450 военнопленных немцев. С 1950 г. он стал называться «33-й судоремонтный завод.»

Сейчас город имеет статус главной базы Балтийского флота. Именно здесь сосредоточен основной боевой потенциал корабельного состава БФ. Это определяет и его экономическое развитие, основой которого является ремонт судов, и вся инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность воинских частей и семей военнослужащих. Большое количество бесквартирных офицеров серьезно отражается на социально-экономической сфере региона. В настоящее время в рамках национальной программы жилья начато строительство нескольких домов для офицеров флота.

Самоотверженный ратный труд военнослужащих Балтийской военно-морской базы был по достоинству оценен государством и отмечен правительственными наградами. Около 7 тыс. военнослужащих награждены за годы существования объединения, в том числе 212 орденами. Орден Ленина, 4 ордена Боевого Красного Знамени, 66 орденов Красной звезды, 106 орденов «За службу Родине в СССР» 3 степени и 2 ордена 2 степени, 14 орденов «За военные заслуги», 16 медалей «За Отвагу», медали Нахимова, Ушакова, 4 медали «За отвагу на пожаре» и медаль "За спасение погибающих» — вот неполный перечень наград, которыми был удостоен личный состав военно-морской базы. Орденом Красной Звезды была награждена бригада десантных кораблей. Эта же бригада в 1973 г. удостоена юбилейного Почетного знака ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров за успехи в боевой подготовке, освоение новой техники и в честь 50-летия СССР. В 1980 г. соединению вручен Вымпел Министра Обороны «За мужество и воинскую доблесть».

Таким же Вымпелом награждена и бригада ракетных катеров (1977 г.), а дивизион этого соединения — «Почетным знаком» Совета Министров СССР.

Имеет награду и Балтийская военно-морская база. 14 мая 1980 года Указом Сейма ПНР, в честь 25-летия подписания Варшавского Договора, за заслуги в братской помощи по восстановлению ВМФ ПНР и укреплению обороноспособности Польши, военно-морская база Балтийск была награждена «Командирским орденом за заслуги».

Сегодня в Балтийской военно-морской базе служат дети и внуки тех, кто стоял у истоков ее создания, кто штурмовал город в 1945 году, кто его восстанавливал и строил в послевоенные годы. Нынешнее поколение гордится славными боевыми делами БВМБ, служившими на кораблях и в частях людьми.

Высокий уровень боевой готовности, крепкая воинская дисциплина, качественное выполнение стоящих задач — так сегодня понимают свой долг перед Родиной военнослужащие объединения.

Достаточно динамично развивается в городе туризм. Если несколько лет назад, в основном, это были ностальгирующие бывшие жители Пиллау, то сейчас городские власти пытаются использовать возможности, предоставленные природой: прямо в черте города находится почти 10-километровый отличный песчаный пляж. На другой стороне канала уникальный природный уголок — Балтийская (Вислинская коса).

Вид из космоса старой части города >>>

Раздел ГОРОД включает подразделы: СТАТИСТИКА, СИМВОЛЫ, КАРТЫ, УЛИЦЫ, ЗДАНИЯ, ДЕЛОВОЙ.

Подраздел СТАТИСТИКА содержит статистическую информацию о городе, о численности населения, расположении, территориальном делении, основные показатели его деятельности, о достопримечательностях и т.д.

Подраздел СИМВОЛЫ содержит сведения об основных достопримечательностях города: монументальной скульптуре, памятниках архитектуры, фортификации и различных важных событиях в жизни города.

Подраздел СИМВОЛЫ делится на следующие рубрики: ПРОШЛЫЕ, ПРЕДКОВ, ВОЕННЫЕ и ГОРОДСКИЕ.

Рубрика ПРОШЛЫЕ СИМВОЛЫ перелистывает страницы былого и содержит рассказы об основных достопримечательностях, сохранившихся от прошлой жизни города Пиллау с фотографиями.

Рубрика СИМВОЛЫ ПРЕДКОВ рассказывает о местах, связанных со славой наших предков.

Рубрика ВОЕННЫЕ СИМВОЛЫ рассказывает о мемориалах и памятниках, связанных с героическим военным прошлым города.

Рубрика ГОРОДСКИЕ СИМВОЛЫ рассказывает о памятных знаках и местах Балтийска.

Подраздел КАРТЫ содержит различные карты и рисунки нашего города в исторической ретроспективе, от первых упоминаний о Пиллау до снимка города из космоса со спутника.

Подраздел УЛИЦЫ содержит фотографии и рассказы об улицах города с бывшими их названиями.

Подраздел ЗДАНИЯ содержит фотографии и рассказы об основных зданиях нашего города.

Подраздел ДЕЛОВОЙ содержит фотографии и рассказы о деловых и производственных объектах города.

Раздел ЛЮДИ включает подразделы: ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ, ПРАВИТЕЛИ, НАШИ ГЕРОИ , ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ.

Подраздел ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ содержит рассказы и фотографии почётных граждан Балтийска, оставивших заметный след в истории города своими делами.

Подраздел ПРАВИТЕЛИ содержит рассказы о известных градоначальниках и правителях города от начала его существования до настоящего времени.

Подраздел НАШИ ГЕРОИ содержит рассказы о героической деятельности людей Балтийска или связанных с ним.

Подраздел ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ содержит рассказы об известных людях, так или иначе связанных с нашим городом.

главная > город > генплан > реформа  

Вид Балтийска с вертолета. Изображение с сайта http://portofbaltiysk.narod.ru

Паром «Балтийск» у причала ж/дорожного паромного комплекса порта Балтийск. Изображение с сайта http://portofbaltiysk.narod.ru

Корабли Балтийской военно-морской базы

 

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz