ЛЕТОПИСЬ

ПИЛЛАУ

IX—XVII век
XVIII—XIX век
XX век—1945 год

БАЛТИЙСК

 











Главная > История > Летопись > Пиллау IX—XVII век >
Пиллау XVIII—XIX век > Пиллау XX—1945 год > Балтийск

ЛЕТОПИСЬ

ПИЛЛАУ

XX век — 1945 год

•1900 — В Старом Пиллау возникли первые мастерские по обработке янтаря.

•1901 — С этого года началось систематическое и планомерное присоединение к городу близлежащих селений и территорий. Первоначальная площадь города составляла всего 23,8 га. Он был зажат, как тисками, между Морским и Крепостным каналами, но, как и всякому городу, ему требовался рост.

•1901 — 15 ноября открыт Кенигсбергский канал, соединивший город Кенигсберг через Пиллау с Балтикой. Канал мог пропускать корабли с осадкой до 6 метров. Длина канала составила 33 км. Он был мореходен и зимой. Это стало тяжелым событием для Пиллау, т.к. доход от таможенных сборов с кораблей, заходящих в его гавань, значительно сократился. Свернули свои работы судоремонтные верфи, ремонтные мастерские, прекратилось строительство индустриальных объектов и газового хозяйства. Началась безработица. Город пришёл в упадок. Однако, удалось найти новые источники процветания города. Пиллау решили превратить в морской курорт.

•1903 — Построена первая телефонная станция и установлена междугородняя связь.

•1903 — 1 апреля Старый Пиллау, Вограм, Новый Пиллау и крепость были объединены в единый город. Официально город делился на две части и имел два почтовых отделения: Пиллау-1 и Пиллау-2. Число жителей достигло 10 тысяч.

•1903 — Построено здание, где размещался до войны городской суд. Теперь это Музей Балтийского флота. Внимание посетителей привлекают не только музейные залы, но и архитектура здания: стрельчатые окна, ажурные кованые ограждения на лестничных пролетах. Строение в псевдоготическом стиле служит украшением нашего города. В ходе штурма Пиллау здание сильно пострадало. После разминирования помещений в них разместилась советская военная комендатура. Позднее здесь находились парикмахерская и один из первых ресторанов города — «Балтика». В 1957 году большую часть здания передали Музею Балтийского флота. Когда музей перевели в город Таллин, в Балтийске остался его филиал, вновь ставший музеем после вывода из Прибалтики Балтийского флота.

•1904 — Построен «Ансамбль зданий казарм пехотных частей», где размещались разбросанные раньше по всему городу казармы военных частей. После окончания Первой мировой войны, на территории пехотных казарм были размещены склады артиллерии, продовольствия и амуниции. В 20—30-е годы в казармах находились различные подразделения германской армии. В годы Второй мировой войны здесь готовили элиту военно-морского флота Германии: специалистов-подводников. В дни штурма Пиллау здания получили серьезные повреждения. Полуразрушенные здания были полностью восстановлены в середине 50-х годов. В послевоенные годы в казармах находились учреждения Балтийского флота и его Главной базы. К 300-летию Балтийского флота на территории казарм установили флагшток с Российским Государственным и Андреевским флагами.

•1904 — Пущен в эксплуатацию газовый завод. Вначале он давал 60—70 тыс. куб.м газа в год, но постепенно его мощность увеличивалась, и к 1939 году достигла 1 млн. 750 тыс. куб.м газа в год.

•1904 — Построена паровая мельница в районе нынешней улицы Головко.

•1904 — Почта расположилась в новом здании на Курфюрстенбольверк, 8 (ныне — Морской бульвар в районе маяка).

•1905 — Построена «Водонапорная башня» по аналогии с подобными сооружениями на территории Германии и Австрии.

•1905 — Создан туристический центр «Дорожный Союз Пиллау». Он издает «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллаусский еженедельник».

•1905 — Основана типография Юлиусом Троге, где печаталась «Пиллаусская общественная газета».

•1905 — 14—18 июля в городе прошла первая парусная регата в рамках «Пиллауской недели».

•1905 — Произошел подземный толчок и семь наводнений за год

•1906 — Построено здание, где располагались учебные заведения. Теперь — это Матросский клуб.

•1907 — Построен кирпичный завод, который находился между горой Прохладной и Внутренней гаванью. Производительность завода — 1 млн. кирпичей в год.

•1908 — Появилась газета, которую назвали «Пиллауская общественная газета». Издатель — Юлиус фон Трёге.

•1910 — Был освящён единственный храм в Пиллау, который имел башню. «Домик пастора» — единственное здание, которое осталось от комплекса строений прихода католиков «Мария — Звезда моря».

•1910 — Было построено административное здание. Сейчас в нем размещается лицей №1.

•1910 — Осенью капитан Вишке Раймер приобрел моторный бот и организовал первое постоянное сообщение между Пиллау и Нойтифом (до 10 рейсов ежедневно).

•1910 — Между Морским каналом и равелином Шторхнест близ крепостных ворот Фаульвинкель (район вертолетной площадки на Северном молу) была построена новая деревянная лоцманская башня, которая простояла до 1937 года.

•1911 — Создан «Дорожный Союз Пиллау» (туристический центр). Этот союз начал издавать «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллауский еженедельник», широко известную в Европе. Возникают разнообразные спортивные общества, проводятся парусные регаты, массовые спортивные игры, праздник пляжа, праздник гавани, превращавшийся в грандиозный праздник Моря. Все это привлекало многочисленных туристов из Германии и других стран. Пиллау становится морским курортом.

•1913 — Открыт городской краеведческий музей в нескольких комнатах магистрата, усилиями бургомистра и историка К. Хаберлянда.

•1913 — В городе появился первый кинотеатр на 120 мест, где впервые был показан немой фильм. Он располагался на улице Лотценштрассе, 2. Его называли «Метрополь» и «Адмиральское кино». В народе его называли «Блошиное кино».

•1914 — Для детей, больных туберкулезом, в лесу у Лохштедта с 1906 года началось строительство детского морского курорта, который должен был открыться в августе 1914 года, но началась война, и там стали лечить раненых. После войны курорт был восстановлен, и в нем принимали детей от 4 до 14 лет (санаторий был рассчитан на 80 мест).

После Второй мировой войны на этом месте образовался Госпитальный поселок, который в 1951 году переименовали в Павлово. Сейчас здесь размещается военно-морской госпиталь Балтийского флота.

•1914 — В результате сильного ветра вода залила крепость и были разрушены стенки колокола.

•1914 — Напротив вокзала была построена казарма для артиллеристов. С 1946 по 1968 год здесь размещалась редакция газеты «Страж Балтики», затем общежитие морской инженерной службы.

•1914 — 1 августа была объявлена всеобщая мобилизация. Усилилась охрана морского побережья. Следующие недели принесли в город лихорадочное возбуждение: создавалось народное ополчение, которое влилось в военный гарнизон города. В Камстигалле срочно оборудовали лазарет на 800 коек.

Нападения на Пиллау, как ожидалось, не было, т.к. русские не показали особого рвения к действиям на море. И всё же, русскому миноносцу «Новик» в начале ноября 1914 года удалось поставить западнее Пиллау 50 мин, которые уничтожили многие немецкие корабли. Военный гарнизон крепости резко уменьшился в связи с отправкой большей его части на фронт. В городе остались, в основном, женщины и дети.

В результате этой войны Восточная Пруссия оказалась отрезанной от Германии. В связи с этим значение Пиллау значительно возросло, так как он становится единственным портом Германии восточнее Вислы.

•1914 — Осенью городу была оказана большая честь — строящийся в Данциге малый крейсер был назван «Пиллау». Судьба этого корабля необычна. Он строился по заказу русского правительства под именем «Муравьев-Амурский», однако с началом войны он оказался в составе германского флота. В бою у пролива Скагеррак корабль потерял часть команды и получил тяжелые повреждения. Моряки крейсера активно участвовали в восстании немецких моряков в ноябре 1918 года. После войны корабль передали англичанам, а потом итальянцам. В сентябре 1943 года его потопила американская авиация.

•1915 — 15 марта в городе были введены продовольственные карточки. Нужда достигла высшего предела в суровую зиму 1916 года.

•1916 — Построен городской архив, в котором хранились документы Вограма, Старого Пиллау и крепости.

•1916 — В цехгаузе крепости был открыт городской музей.

•1917 — В городе вспыхнули продовольственные беспорядки из-за серьезного ухудшения снабжения населения. Женщины громили булочные и пекарни, требуя муки и хлеба для голодных детей. Активных участниц арестовали и подвергли заключению. Для голодающих в городе открылись «народные кухни».

•1918 — 10 ноября в Пиллау совершилась революция. Был создан Совет рабочих и солдат. Его возглавил офицер-ополченец писатель из Берлина Константин Якоб Давид (родился в Константинополе в 1886 году). Это восстание было подавлено 9 марта 1919 года батальоном под командованием майора Ульриха фон Заукена.

•1920 — Было решено создать морскую службу Восточной Пруссии. Основой морской службы «Восточная Пруссия» были три крупных корабля — «Ганзейский город Данциг», «Пруссия» и «Танненберг». В летний сезон ходил еще турбоход «Кайзер»

•1920 — Между Нойтифом и Пиллау была установлена постоянная почтовая связь. Такое же сообщение существовало и между Пиллау-1 и Русской Дамбой, паромная переправа была организована между Русской Дамбой и Нойтифом.

•1921 — 1 апреля Пиллау был объявлен базой германского флота. Свободный доступ в город был закрыт. Крепость также перешла в подчинение ВМС Германии.

В те годы в Пиллау дислоцировалось 5-е отделение береговой защиты, которое 1 октября 1926 года было переименовано в V отделение морской артиллерийской защиты (охраны) ( V МАА). 1 октября 1933 года в Пиллау, на постоянное место дислокации, была переведена 1-я флотилия тральщиков, а в 1940 году — 1-й учебный дивизион подводных лодок, который в 1943 году разделили на 3-й учебный отряд и 19, 20, 21 и 26-ю флотилии подводных лодок. Накануне Второй мировой войны в Пиллау были установлены мощные морские батареи.

•1922 — На улице Шоссештрассе, 16 открылась фабрика по производству минеральной воды. С 1946 года — цех по изготовлению карамели и мороженого. С 1954 года — межшкольные мастерские.

•1922 — 1 апреля открылась профессиональная школа. Вначале в ней было 3 ремесленных класса и 1 торговый (всего 101 ученик). Пиллау стал первым городом провинции, который сумел поставить профобразование на солидную основу. В 1936 году в школе было три ремесленных класса (99 учеников), два класса для малограмотных (83 мальчика) и пять классов по ведению домашнего хозяйства (139 девочек). В 1936 году ремесленная школа разместила многие классы в старом школьном здании на Оберст-фон-Геррманн-Штрассе, 2 (бывшая Высшая школа для девочек).

•1923 — С февраля город стал получать электроэнергию от единой Восточно–Прусской электросистемы. В то время, как Кенигсберг с 1890 года уже имел электроэнергию, в Пиллау не было возможности обеспечить себя электричеством. Только перед Первой мировой войной город был подключен к электросети, но после войны это стало невозможным. В 1923 году Пиллау был окончательно подключен к электросети Восточной Пруссии. В городе быстро увеличивалась потребность в электроэнергии.

•1925 — Открыт кинотеатр в отеле «Немецкий дом». Здесь часто устраивались художественные выставки.

•1925 — На углу Гинденбургштрассе/Хольцвизе построено здание для водной полиции Пиллау. В управлении водной полиции было 2 офицера и 20 полицейских чиновников. С 1946 года здесь разместился отдел внутренних дел г. Балтийска.

•1926 — 3 июня открыты народная и средняя школы для всего города в здании Анатомического театра.

•1926 — Для морского курорта Нойхойзер стали издавать так называемый «Курортный листок».

•1927 — В апреле все рыбаки Пиллау объединились для совместной работы по ловле и переработке рыбы в единое общество «Рыболовецкое общество Пиллау». Началась интенсивная добыча и переработка трески, семги, камбалы, судака, корюшки и шпрот. Причем, добыча шпрот возросла настолько, что Пиллау становится главным местом добычи ее в зимнее время.

•1927 — В сентябре 1927 года было пущено в эксплуатацию хозяйство канализации и водопровода для города, а 12 ноября оно было в торжественной обстановке передано администрации города. Основная водонапорная башня имела высоту 32 метра и емкость резервуара 300 куб.м (сохранилась до наших дней, находится у дома №63 по пр. Ленина). Вода из четырех артезианских колодцев глубиной до 76 м поступала в отстойник, и оттуда под давлением в городскую сеть. На улице Фридрих-Вильгельм-Штрассе, непосредственно у канала, была построена автоматическая фильтрующая станция.

•1927 — Были заасфальтированы дороги города, все деревянные мосты были заменены на железобетонные. Посажено много деревьев

•1928/29 — Необычайно суровая зима. 14 февраля температура воздуха достигла отметки минус 43 градуса по Цельсию. С февраля по апрель 1929 года пролив был блокирован на протяжении 50 миль в длину и 20 миль в ширину ледяным панцирем толщиной от 3 до 5 метров. . В лед вмерзло 14 кораблей в гавани и 16 на рейде. 8 апреля в Пиллау из Ленинграда, по просьбе Германии, пришел русский ледокол «Ермак» и освободил город от ледяного плена.

•1929 — С 19 по 21 августа в Пиллау с официальным визитом находились советские эсминцы «Рыков» и «Ленин». Это был первый официальный визит советских ВМФ за рубеж. Командовал отрядом командир РККФ П.И. Смирнов. Корабли ошвартовались во внутренней гавани. Многочисленные жители приветствовали заход советских кораблей. Официальные лица Пиллау посетили эсминец «Ленин» с ответным визитом. На городском стадионе в этот день состоялись спортивные состязания с советскими моряками: встреча по футболу, эстафета и традиционное перетягивание каната. В гавани прошли шлюпочные гонки, победила команда с эсминца «Рыков». Вечером состоялся прием у бургомистра. На следующий день командный состав отправился на экскурсию на янтарный завод, а затем — на банкет к коменданту крепости.

•1929 — Вступил в строй судоремонтный завод около дока (судостроительная фирма Шихау-Эльбинг). Вместе с военными кораблями на его верфях строились и ремонтировались суда пиллауских рыбаков.

•1932 — Открыта Высшая реальная гимназия для совместного обучения мальчиков и девочек. Открыта мореходная школа.

•1932 — Город посетил крейсер «Кёльн», взявший шефство над Пиллау. На спасательную станцию городского пляжа был передан новый бот «Кляйнненштенберг».

•1933 — Появилось первое радиовещание. Передачи велись из Кенигсберга.

•1934 — Построен морской вокзал. Пароходы «Морской службы Восточной Пруссии» осуществляли связь Пиллау с Килем, Хельсинки, Мемелем, Лиепаей, Ригой, Свинемюнде, Сойотом и др.

•1934 — Был построен «Дом стрелка» — отель, казино. Теперь — это Дом офицеров флота.

•1934  — В мае наблюдался сильный снегопад.

•1934 — В сентябре начались работы по строительству аэродрома между горой Швальбенберг и Русской Дамбой. Но сначала необходимо было решить сложную задачу по осушению болотистого места, которое осталось здесь от ушедших вод Фриш-Хаффа. Болото засыпали тем грунтом, который остался при проведении углубления фарватера, а также, частично, грунтом с горы Швальбенберг.

•1935 — Закончено строительство артиллерийских казарм «Химмельрайх» с различными вспомогательными постройками (хозяйственными, административными, и площадками для воинских упражнений). С 1945 по 1948 год здесь находилось около 2000 немецких военнопленных, затем размещалась часть ПВО, а с 1991 года городок передан морской части федеральной пограничной службы.

•1935 — Сгорел самый большой ресторан в Пиллау, расположенный на Плантации.

•1936 — В городе открывается автобусное сообщение. В декабре этого же года открывается автобусное сообщение между Пиллау и Нойхойзером.

•1936 — К началу  года сооружение аэродрома между горой Швальбенберг и Русской Дамбой, гидротехнические постройки, посадочные полосы, гаражи, производственные мастерские, бензоколонка, а также подключение всех сооружений к железнодорожной сети — всё было готово. Но, недостаточно осушенная земляная площадь была подвержена колебаниям, поэтому в 1936—37 годах все строения были снесены, и на этом месте построили Военно-морскую гавань для стоянки кораблей военного флота. Реализация проекта по созданию аэродрома была перенесена в район Нойтифа.

•1936 — 2 марта сгорела находящаяся в дальней гавани рыбоконсервная фабрика фирмы Гош-Гамбург. 300 человек осталось без работы.

•1936 — В мае, для «Единого немецкого юношеского туристического союза», на Фридрих-Вильгельм-Штрассе было построено новое здание и названо именем адмирала фон Трота. В 1947 году в этом здании разместились ГК КПСС и горисполком, а с 1977 года — школа искусств.

•1936 — 16 мая произошла закладка нового здания Морского вокзала.

•1936 — Селение Камстигалль было включено в город Пиллау, под управление пиллауского бургомистра.

•1936 — 18 октября оберпрезидент присвоил городу Пиллау титул «Морской город», и ему была выдана новая городская печать «Морской город Пиллау. 1936 год», на печати также было написано «Магистрат королевского морского города Пиллау».

•1936 — В северной части Русского острова открылась верфь Курта Закута, занимавшаяся строительством маленьких рыбацких катеров.

•1938 —Ранней весной начались строительные работы по созданию Военно-морской гавани для стоянки кораблей военного флота. Предполагалось построить: порт, стартовые дорожки, слипы, железобетонные ангары, оружейную мастерскую, складские помещения, гидротехнические сооружения, котельную, бензоколонки, торпедные мастерские, 8 казарм, производственные здания, казино, жилые дома, и в конце 1939 года почти вся программа была реализована.

•1938 — На берегу моря город проложил променад на одном уровне с пляжным рестораном. Длина его равнялась 500 метров. Ресторан был открыт в мае 1927 года и вмещал 300 человек. Там в любой сезон подавали горячие и холодные блюда.

•1938 — В декабре Гамбургским отделение фирмы Гош на Русской Набережной была открыта рыбоконсервная фабрика. У горы Швальбенберг был построен кирпичный завод.

•1939 — В Камстигалле начато строительство военного городка.

•1939 — В августе прибыли войска, принимавшие участие в войне против Польши. У причальных стенок расположились минотральные подразделения, учебная дивизия подводников, а, затем, и несколько флотилий подводных лодок. На пяти аэродромах в окрестностях города базировались самолеты морской авиации, совершавшие разведывательные полеты вдоль советских границ. У горы Швальбенберг построили современную гавань для стоянки кораблей, включая тяжелые крейсеры. Причальные стенки гавани имели устройства для подачи воды, пара, топлива, электроэнергии, воздуха высокого давления и постоянного тока. Здесь же находились многочисленные склады и укрытия, железобетонные укрытия и сеть трубопроводов. В гарнизоне работали судоремонтный завод, подземный минно-торпедный завод, два коксогазовых завода, цементный завод, консервный, колбасный заводы, железнодорожное депо, парниковое хозяйство.

•1940 — На Плантации (Парк имени адмирала Головко) построен стадион. С тех пор он стал местом проведения спортивных общегородских соревнований и футбольных турниров.

•1941 — На Хакене (ныне — городской район между Крепостным каналом и Морским бульваром) построен отель "Золотой якорь" по проекту немецкого инженера Скорта Фрика. В двухэтажном здании было тридцать шесть одноместных и двухместных номеров. Во время Второй мировой войны здесь находился пукт эвакуации гражданского населения и раненых солдат Вермахта из Восточной Пруссии. В послевоенные годы здесь размещались военные строители Балтийского флота. В настоящее время гостиница входит в состав гостиничного комплекса «Славянка» МО РФ.

•1941 — С начала Второй мировой войны город был замаскирован. Погасли огни маяка. На городском кладбище, вблизи современного Дома культуры, появилось захоронение нескольких десятков немецких летчиков — жителей Пиллау, погибших у стен далекого Ленинграда.

•1943 — Курорт Нойхойзер (ныне — Мечниково) был включен в состав города.

•1945 — Зимой в подземном заводе Штиле, где работали военнопленные, взорвалось несколько тысяч морских мин. Из полутора тысяч заключенных, оказавшихся в эпицентре взрыва, в живых осталось не более четырех сотен. На месте взрыва образовался огромный кратер — 350 метров длиной, 150 метров шириной и глубиной в 75 метров. Советские военнопленные, вступившие в неравную схватку с охраной лагеря, была расстреляны.

•1945 — 24 февраля сформирована Пиллауская военно-морская база (позднее — Балтийская военно-морская база).

•1945 — В марте юго-западнее Кенигсберга советскими войсками была разгромлена 4-я немецкая армия, остатки которой переправились в окрестности Пиллау, куда устремился и новый поток беженцев. С конца марта началась их эвакуация.

•1945 — 4 апреля из Кенигсберга в Пиллау отправился последний железнодорожный состав. Спустя несколько дней гарнизон Кенигсберга сложил оружие и сдался в плен вслед за комендантом крепости генералом Ляшем.

•1945 — В середине апреля советская авиация и артиллерия нанесли массированный удар по Пиллау, вызвав в нем сильные пожары и разрушения. Армии 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. Каждый из 42 километров шоссейной дороги Кенигсберг—Пиллау давался им с огромным напряжением сил и большими потерями.

•1945 — 17 апреля, в ходе ночного штурма, был взят город Фишхаузен. В ночь на 18 апреля части и соединения 11-й гвардейской армии заняли боевые позиции для штурма Пиллау.

•1945 — В 11 часов 20 апреля началось общее наступление советских войск. Пиллау обороняло 40 тысяц солдат и офицеров шести пехотных и танковых дивизий, двух отдельных танковых батальонов, танковой дивизии «Великая Германия», гаубично-артиллерийской бригады, бригады штурмовых орудий, зенитной дивизии, отдельных зенитных полков и множества других частей, отдельных соединений и боевых групп. Обороняющиеся имели трехмесячный запас продовольствия и боеприпасов. В артиллерийской подготовке перед наступлением участвовало 600 орудий и реактивных минометов. В этот день советская авиация сделала 1500 вылетов. Пехота, при поддержке танков и самоходок, была встречена губительным огнем орудий, замаскированных на опушке леса. Немцы шесть раз переходили в контратаки, оттесняя наступавшие части. Все попытки продвинуться дальше не имели успеха.

•1945 — 21 апреля бои разгорелись с новой силой. Был преодолен первый противотанковый оборононительный рубеж. Ураганным огнем встретил советских солдат замок Лохштедт. Сутки не удавалось подавить сопротивление обороняющихся.

•1945 — К исходу 22 апреля сопротивление немецких войск стало ослабевать. Был отдан приказ об эвакуации из города небоевых частей. Советской авиацией были уничтожены склады с боеприпасами и горючим, техникой и вооружением. Город горел. Второй противотанковый ров стал серьезным препятствием для наступающих войск.

•1945 — Весь день 23 апреля велась разведка боем, были сменены части, понесшие большие потери. Глубокой ночью немейкие части удалось оттеснить в глубину леса и переправить через ров боевую технику и пехоту.

•1945 — Весь день 24 апреля две гвардейские стрелковые дивизии вели бои за Нойхойзер, на окраине которого закрепились остатки танковой дивизии «Великая Германия». Вечером наши войска овладели частью третьего противотанкового рва и ворвались на городские окраины. Был водружен красный флаг над одним из домов. Несмотря на ожесточенное сопротивление, оборона противника была сломлена.

•1945 — В ночь на 25 апреля были переправлены через пролив около 15 тысяч немецких солдат и офицеров и 7 тысяч раненых. Город полыхал. На пирсах творилась паника. Немецкие солдаты пытались вплавь добраться до противоположного берега. Город был окружен. Весь день шли схватки в казармах военного городка Химмельрайх, на территории порта и гаваней, где противник сражался за каждый причал. Каждый подвал, этаж или чердак приходилось брать штурмом. Особенно упорные бои шли в парке Плантаже. К 20-ти часам немецкий гарнизон Восточного форта сложил оружие. К вечеру советские солдаты переправились через крепостной канал в старую часть города, где бои продолжались всю ночь. Штурм города и крепости дался дорогой ценой. Таких тяжелых потерь еще не знала 11-я гвардейская армия.

•1945 — Утром 26 апреля на косу Фрише-Нерунг высадились основные силы сводного полка 13-го гвардейского корпуса. «Восточный» и «западный» десанты соединились с частями 11-й гвардейской армии, уничтожив и взяв в плен несколько тысяч немецких солдат и офицеров. Но и после окончания десантной операции бои на Фрише-Нерунге продолжались еще до победных майских дней 1945 года.

•1945 — В последние дни перед штурмом, Пиллау представлял собой огромный перевалочный пункт по отправке стекавшихся со всего Замланда беженцев; через пролив на косу Фрише-Нерунг и морским маршрутом на полуостров Хель. Всего в период с 23 января по 24 апреля через Пиллау было эвакуировано: в Нойтиф и далее по косе на запад около 180 000—200 000 человек, а морским путем на транспортных судах около 141 000 раненых и 451 000 беженцев.

На этом заканчивается история немецкого города Пиллау и начинается история уже советского города Балтийска.

Пиллау IX—XVII век > Пиллау XVIII—XIX век >
Пиллау XX—1945 год > Балтийск

 

 
   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz