ПОСЛЕ ВОЙНЫ

1. Нам вместе жить
2. Создание военно-
морской базы

3. На обломках старого
Пиллау

4. Восстановление города
5. Годы пятилеток
6. Перестроечные времена
7. Последнее десятилетие
 

история > послевоенная 1 > послевоенная 2 > послевоенная 3 >
послевоенная 4> послевоенная 5 > послевоенная 6 > послевоенная 7.1 >
послевоенная 7.2 > послевоенная 7.3 > послевоенная 7.4

ИСТОРИЯ ГОРОДА

ПОСЛЕВОЕННАЯ

5. Годы пятилеток

5.1. Морская жизнь

В 70—80-е годы XX века жизнь Балтийска определялась особым укладом гарнизонного городка, буквально замиравшего в дни учений. Даже один перечень их названий занял бы многие страницы этой книги. Об их участниках можно сказать крылатой фразой: «В море — дома, на берегу — в гостях». Приметой времени стали посыльные матросы с противогазными сумками через плечо, спешившие в рассветные часы оповестить своих командиров о начале очередного «Наката», «Вала», «Океана», «Прилива» или «Запада».

За поведением и внешним видом моряков-балтийцев на городских улицах наблюдали военные патрули, а на комендантском плацу не смолкал барабанный бой, под который печатали строевой шаг нарушители дисциплины. Часть городских служб и учреждений быта работали по особому графику, отвечавшему нуждам флота и заботам о его служащих.

За помощь военным морякам Польши указом сейма этой республики военно-морская база Балтийск была награждена командорским орденом «За заслуги».

Десятки раз из Военной гавани уходили в Атлантику и в Средиземное море отряды кораблей. Семьи, проводившие своих мужей и отцов в длительное плавание, ожидала многомесячная разлука.

Рекорд плавания установил экипаж большого десантного корабля «Донецкий шахтер». В конце 70-х годов с морскими пехотинцами на борту он находился в течение 227 суток у берегов юго-западной Африки. Порывистый ветер, снежные заряды, крутая волна и выматывавшая душу качка проверяли выдержку моряков-балтийцев.

Это были годы «холодной войны», когда на низких высотах советские корабли облетали натовские летчики, тренируясь в нанесении «учебных ударов». Опасно маневрировали и надводные корабли «вероятного противника».

О выдержке и мастерстве балтийских моряков восхищенно отзывалась зарубежная пресса. Одна из французских газет писала о визите крейсера «Свердлов» и эсминца «Настойчивый» в порт Шербур в 1974 году: «Поведение наших гостей, надо сказать, отличается от поведения других моряков. Их дисциплинированность весьма впечатляет. Вежливость, любезность вообще заложены в природе славянского характера».

Однако и в короткие военные будни в жизни гарнизона происходило немало событий. В один из осенних дней 1975 года в гавань вернулся корабль, на надстройке и верхней палубе которого были видны следы пуль и осколков. Об участии его экипажа в военно-морском параде в Риге многие жители Балтийска узнали в самом конце XX века. А тогда у большого противолодочного корабля «Сторожевой» стояла охрана, запрещавшая появляться вблизи него. Вскоре корабль с новой командой был отправлен на Дальний Восток. Главным же героем этой истории стал заместитель командира по политической части капитан 3 ранга В.М. Саблин, проживавший с семьей в небольшой двухкомнатной квартире на улице Ушакова. В праздничный день Великого Октября, арестовав командира, он вышел на «Сторожевом» в открытое море, чтобы объявить о политических требованиях к руководству страны и правящей партии. Для поимки «изменников Родины» были направлены самолеты и корабли флота. В.М. Саблина предали военному суду и расстреляли. Вместе с ним пострадали и другие члены экипажа. Об этом человеке написаны книги и сняты кинофильмы. Его сложной и противоречивой судьбе посвящена экспозиция в государственном музее современной истории (г. Москва).

5.2. Трудовые пятилетки Балтийска

Не будем забывать, что эти десятилетия были не только годами «застоя», вся страна жила «трудовыми пятилетками», во многом изменившими и жизнь города Балтийска. Каждый год очередной пятилетки именовался по-своему: «решающий», «определяющий», «завершающий»… Повсюду на самых видных и почетных местах висели графики социалистического соревнования и принятые обязательства «дать продукции больше, лучшего качества, с наименьшими затратами».

Соревнованием были охвачены не только все предприятия и коллективы, но и сам город Балтийск, ставший лидером в соревновании с городом Светлым. Только за одну девятую пятилетку (1971—1975 гг.) промышленные предприятия Балтийска отчислили в городской бюджет 6 миллионов рублей прибыли, выполнив на два месяца раньше установленного срока государственный план. Это равнялось результатам их работы за восемь предыдущих лет. Объем производства увеличился наполовину, главным образом, за счет производительности труда. А выпуск сверхплановой продукции достиг одного миллиона рублей. При этом большинство коллективов отработало несколько дней в году на сэкономленных материалах, топливе и электроэнергии.

Вступил в строй филиал калининградского завода «Союзгазавтоматика». Как и головное предприятие, он носил имя «60-летия образования СССР». На выпускаемой продукции для газовой отрасли страны стоял заводской знак качества. В просторных цехах были установлены станки с числовым программным управлением. Обслуживали их рабочие с инженерной подготовкой. Высокий социальный статус получила профессия наладчика станков с ЧПУ. Для рабочих были созданы хорошие бытовые условия, а их столовая пользовалась популярностью у всех жителей города.

После реконструкции на полную мощность заработали цеха Морского завода. В них появились трубопроводный и электромонтажный участки. Работать сюда пришли десятки молодых специалистов с высшим или средне-специальным образованием.

Рядом с городским рынком открылся современный комплекс административных, бытовых зданий автопредприятия. На смену автобусам марки «Шкода» поступили комфортабельные «Икарусы» и «ЛАЗы». Вместе с ними каждое утро покидал гараж грузовик, который три десятилетия доставлял свежий хлеб в магазины города.

За годы десятой пятилетки балтийские водители перевезли 40 миллионов пассажиров, освоив новые пригородные и междугородные маршруты. В дни московской олимпиады на своих автобусах они обслуживали ее участников. После отмены кондукторов пассажиры сами отрывали пятикопеечные проездные билеты. Половину доходов автопредприятию приносил его светловский филиал.

В 1974 году впервые к вокзальному перрону привели свой состав машинисты тепловоза. Так была перевернута последняя страница в истории становления паровозного сообщения в нашем городе.

В 1975—1980 гг. было построено новое здание хлебокомбината, первого из пищевых предприятий области работавшего на жидком топливе. Железобетонные конструкции для его строительства изготовили в Латвии. Благодаря хорошим условиям труда и высокой зарплате на предприятии прекратилась текучесть кадров. Ежедневно одиннадцать наименований балтийского хлеба поступало в города Приморск и Светлый.

В Балтийске впервые смонтировали и освоили самое современное оборудование для телеграфной связи. Новая АТС позволила установить прямую автоматическую связь с областным центром. А с междугородного телефона-автомата можно было круглосуточно звонить в Москву, Таллин, Ригу, Минск, Вильнюс. В городе открылись новые почтовые отделения, капитально отремонтировали узел связи, проложили десятки километров телефонных линий.

В подсобных хозяйствах содержалось 1,5 тысячи свиней и более 400 голов крупного рогатого скота. Кроме мяса и молока, в магазины города поступали и овощи, выращенные на полях подшефного совхоза «Янтарный» — крупного многоотраслевого хозяйства в Зеленоградском районе.

За свой напряженный труд победители соревнования были удостоены не только вымпелов и подарков, но и государственных наград. Орденом «Знак почета» был награжден А.С. Самосват, орденом Трудового Красного Знамени — А.С. Лазарев, А.С. Новикова, орденом Трудовой Славы III степени — Ю.Г. Куликов, Г.Ц. Гливинская, Ф.В. Шишко, В.К. Белевич и другие. Почетное звание «Заслуженный врач РСФСР» было присвоено главному врачу городской больницы Т.И. Бондаренко. За успехи в труде в ознаменование столетия со дня рождения В.И. Ленина 600 человек наградили юбилейной медалью «За доблестный труд».

В Балтийске ежегодно проводились профессиональные конкурсы среди представителей шестнадцати профессий. Для обмена опытом передовики производства выезжали на предприятия Калининграда, Светлого, Лиепаи и Кронштадта.

В начале 70-х годов депутаты городского Совета решили создать галерею ветеранов Балтийска, тех, кто проработал не менее двух десятков лет на одном из предприятий и внес свой вклад в развитие города. За исполнение заказа взялись калининградские художники. К сожалению, этот план не был реализован.

Сохранились фамилии людей, о которых в те годы знали все. Это: К.А. Ананьева — фельдшер скорой помощи, М.А. Веселов — токарь Морского завода, М.А. Галеева — директор кинотеатра «Шторм», В.И. Гайлевич — старший механик буксира, М.С. Данилова — главный бухгалтер военторга, Н.К. Кочергин — шофер автопредприятия, О.Г. Кубанева — старшая операционная сестра Главного госпиталя флота, А.К. Кукушкина — тестовед хлебокомбината, М.Ф. Мельничук — начальник котельной, В.И. Самсонов — главный строитель Морского завода, В.М. Смелов — закройщик индивидуального пошива, П.Г. Стадниченко — прораб гидротехнического участка, А.Ф. Лаппо — шофер воинской части.

В советский период истории городом руководили сразу два человека. Первые секретари городского комитета партии отвечали, в первую очередь, за политическую работу и воспитание горожан, а председатели горисполкома занимались вопросами экономики.

Одним из хозяйственников города был Алим Иванович Гурьев, в течение двенадцати лет исполнявший эти обязанности. После окончания срочной службы в Балтийске он навсегда связал свою жизнь с этим городом. Благодаря его активной деятельности были налажены отношения со многими регионами бывшего СССР. Военно-транспортной авиацией флота в город доставляли фрукты из Средней Азии, а из республик Прибалтики — мясо и молоко, промышленные товары. Привезенная из сибирского Абакана пилорама позволила решить проблемы ремонта городских квартир. Гурьеву удалось добиться у заместителя министра связи (племянника командира Балтийской военно-морской базы) новый узел связи. А однажды, с группой ветеранов-адмиралов Балтийского флота, будучи на приеме у председателя Совета Министров Российской Федерации, ему удалось подписать документ о новых штатах Балтийского горисполкома. Так были введены новые должности специалистов коммунального хозяйства. Об А.И. Гурьеве рассказывали, что он мог уговорить любого чиновника выделить для Балтийска необходимые денежные средства и дефицитные материалы.

В эти десятилетия руководители города принимали участие в учениях Балтийского флота. На полигонах и командных пунктах военные и гражданские руководители Балтийска не только обсуждали вопросы развития города, но и согласовывали общие позиции для доклада в Министерство обороны и в администрацию Калининградской области. Благодаря совместным действиям менялся и внешний облик Балтийска.

5.3. Генеральный план реконструкции и развития города

После многолетних обсуждений в начале 70-х годов XX века был принят новый генеральный план реконструкции и развития. Для его выполнения Совет Министров Российской Федерации выделил значительные финансовые средства, которые были вложены в создание единого городского центра и организации мемориальной зоны Морской набережной. Предполагалось и сооружение водноспортивной станции на побережье Приморской бухты. Будущий силуэт города определялся «пятиэтажками». К возведению «девятиэтажек» относлись с осторожностью, планируя их только в отдельных случаях. Все попытки работников горисполкома договориться с командованием гарнизона о застройке старой части города, где еще сохранились дома, разрушенные войной, оказались безуспешными. Любое строительство на улице Кронштадтской, по мнению военных, мешало противоракетной обороне кораблей в гаванях Балтийска. С их мнением согласились и руководители области. Компромисс нашли архитекторы «Калининградгражданпроекта», предложившие создать на этом месте главную площадь города с мемориалом «Балтийская слава».

Одним из любимых мест жителей и гостей нашего города стал променад вдоль морского пролива. Сюда всегда любили приходить художники и учащиеся школы искусств. Многие годы на этой местности находились многочисленные хозяйственные постройки, в которых содержался домашний скот жильцов прилегавших улиц. Сараи снесли при поддержке сотрудников милиции, арестовавших нескольких горожан, активно выступавших против этой акции. Военные строители Балтийского флота возвели каменный парапет и провели озеленение набережной.

Наиболее масштабные работы проводились на проспекте Ленина, дорожное покрытие которого, как заметил один из депутатов городского Совета, больше напоминало лицо больного оспой. В связи с архитектурной особенностью проспекта, многие из работ были выполнены методом «народной стройки» в течение пяти лет. Каждые десять метров дороги были закреплены за организациями, учреждениями города и воинскими частями. Потребовалось совершить около трех тысяч рейсов, чтобы доставить сюда землю, щебенку и асфальт. Вдоль проспекта снесли все заборы и хозяйственные постройки, а проезжую часть расширили на полтора метра, заново установив ливневую канализацию. Деревянные опоры уличного освещения заменили на металлические, закрепив на них светильники с ртутными и люминесцентными лампами. Сотни новоселов стали жильцами «свечек» — так стали называть девятиэтажные дома, построенные у подножия горы Школьной.

В первой половине 70-х годов обладателями бесплатных квартир стали 1.400 семейств. Жилищные условия людей улучшились после нового обращения городских властей и командования флота к правительству РСФСР.

Несколько лет потребовалось военным строителям, чтобы возвести жилой массив на улице Ушакова, где проживала половина горожан.

В 1985 году был возведен первый из девяти домов в новом микро­районе «Северный». С подключением их к газовой магистрали завершилась газификация города. Для содержания жилья, переданного в ведение городского Совета, были созданы коммунальные службы.

В эти годы проводились общегородские выставки садоводов и цветоводов, конкурсы на лучшую фотографию, рисунок и эмблему города. Красили фасады зданий, разбивали газоны, цветники, скверы по улицам Красной Армии, Серебровской, Сенявина, обновляли рекламу. На многих балконах росли мини-сады. Жильцы дома № 28 по улице Ушакова выступили с инициативой «за образцовое содержание дома и окружающей территории».

Жители города и воины гарнизона собирали деньги на сооружение памятников, помогали возводить их, принимали участие в установлении фамилий погибших и ухаживали за братскими могилами на улице Красной Армии, в поселках Севастопольский и Коса.

5.4. Экологические проблемы

Вопросы экологии и окружающей среды все больше беспокоили городские власти. Потребовалось три десятилетия, чтобы залечить раны, нанесенные войной зеленому покрову полуострова, восстановить три тысячи гектаров леса. С этой целью в питомнике Балтийского лесхоза выращивали саженцы липы, бука, каштана и сосны.

В городе и его окрестностях росли деревья редких пород: каштан конский, береза далекарийская, дуб пирамидальный, туя западная, ель голубая, дуб черешатый, клен остролистный, кипарис хвойный, тополь берлинский.

Без специального разрешения начальника пограничной заставы, чьи наблюдательные вышки были установлены вдоль всего побережья, запрещался въезд на Балтийскую косу. О правилах поведения на ней предупреждали красочные надписи на огромных щитах Южного мола. И все же песчаные дюны подступали к жилым кварталам. Для борьбы с ними в Балтийске открылся участок береговой защиты, сотрудники которого высаживали кустарники и засевали траву. Рассказы на радио и телевидении о целебных свойствах облепихи привлекли на побережье не только любителей ягод, но и составителей цветочных композиций. Для защиты кустарника было установлено проволочное заграждение и организовано дежурство милицейских патрулей.

В конце 70-х годов по итогам республиканского конкурса по благоустройству Балтийск был объявлен одним из лучших городов России.

Особой популярностью пользовался плакат: «Балтиец! Береги родное море!» После долгих споров и согласований в различных ведомствах властям города удалось перенести очистные сооружения в поселок Мечниково. Сточные воды получили необходимую биологическую очистку. Улучшалось и очищение гаваней Балтийска от загрязнения нефтепродуктами, наносившими урон рыбному промыслу. Заходившая в залив рыба имела привкус топлива и технических масел.

В прибрежных водах водились угорь, треска, камбала, лосось, сиг и чехонь. Весенняя путина начиналась с ловли салаки и заканчивалась поздней осенью промыслом леща и судака. Рыбацкие лодки, шлюпки и баркасы не имели регистрации, но были лучше оснащены, чем те, которыми пользовались инспектора рыбнадзора. Последним удалось установить контроль за использованием плавательных средств с помощью милиции.

В жизни горожан большую роль играли и погодные условия. Большой ущерб наносили штормовые ветра. А для расчистки железной дороги от снежных заносов зимой 1973 года были привлечены сотни военнослужащих и рабочих. В ноябре 1981 года три разрушительных урагана обрушились на город. Порывы ветра валили деревья и линии электропередачи, срывали крыши домов. Была прервана связь и остановлена подача воды, затоплены городской парк, стадион и часть улицы Ушакова.

5.5. Культура, образование

Преодолевать многочисленные трудности всегда легче людям молодого возраста. Именно этим и отличалось население Балтийска, большей частью не перешагнувшее тогда и тридцатилетнего рубежа. Образовательный уровень жителей оставался одним из самых высоких в Калининградской области. Высшее образование имели врачи и учителя, инженеры и офицеры армии и флота, работники культуры.

Каждый четвертый балтиец учился. В школах города работали более двухсот учителей, воспитателей, вожатых, мастеров производственного обучения. Большинство из них имело педагогический стаж свыше пятнадцати лет. Одними из первых в Калининградской области школы Балтийска стали использовать телевидение.

Труд десятков педагогов был отмечен знаком «Отличник народного просвещения». Директор средней школы №7 О.А. Карелина награждена орденом «Знак Почета».

В городе прошла реформа среднего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних направляла на работу всех, кто не имел аттестата об окончании средней школы. За их учебу в вечерней школе и школе рабочей молодежи несли ответственность не только педагоги, но и руководители предприятий.

Школьные проблемы обсуждались на собраниях военнослужащих гарнизона. Военные моряки помогли создать школьные музеи и уголки боевой славы, клубы «Поиск», «Следопыт», «Юные друзья флота». Подготовленная ими команда средней школы №7 трижды становилась призером Всесоюзной военно-спортивной игры «Орленок», обойдя в финале москвичей и школьников Украины.

Тысячи подростков посещали занятия в музыкальной и художественной школе, многочисленные кружки при домах культуры и Доме офицеров. Пионерская и комсомольская организации объединили детей и молодежь города в движение по благоустройству улиц и дворов, организации отдыха, помощи ветеранам войны и труда, патриотическому воспитанию.

5.6. Герои войны в городе

Многие годы в Балтийске жил один из легендарных героев Великой Отечественной Петр Михайлович Петров. С первого и до последнего дня войны он прошагал по ее дорогам, закончив боевой путь у стен Кенигсберга. Демобилизовавшись, остался жить на этой земле. В начале 50-х годов переехал в Балтийск, служил мичманом, а затем работал в главном госпитале флота. Когда строители Волгограда обнаружили в засыпанной землянке штабные документы, о его подвигах узнала вся страна. Будучи командиром зенитного орудия, сержант П.М. Петров сбил двадцать фашистских самолетов, из них половину — в битве за Сталинград. Превзойти или даже повторить его боевой успех не смог никто. Документы и награды аса-зенитчика сегодня хранятся в Музее войск противовоздушной обороны страны в городе Москве.

Прославленный флотоводец Н.Г. Кузнецов подписал свою фотографию жителю нашего города Анатолию Константиновичу Птицыну: «В знак памяти о вашем героизме в годы Великой Отечественной войны». Это документальное свидетельство подвига, совершенного старшиной 2 статьи А.К. Птицыным в марте 1945 года, во время боя с отрядом фашистских торпедных катеров. Оставшиеся в живых советские моряки попали в немецкий плен. Преодолев невероятные испытания, ему и его товарищам удалось вернуться в свою часть. Уже в мирные годы А.К. Птицын больше полвека не покидал капитанского мостика, а часы своего досуга посвящал поэзии.

На этих и других примерах готовили молодежь к службе в Вооруженных Силах СССР работники военкомата. Чтобы продолжить семейные династии, многие юноши избрали профессию офицера. Большая часть призывников имела высшее и среднее образование и спортивные разряды. Многие из них, пройдя особый отбор, попали в элитные части морской пехоты Балтийского флота.

5.7. Городские службы жизнеобеспечения

За состоянием здоровья населения наблюдали 335 врачей и медсестр. Прием больных в городской поликлинике вели врачи четырнадцати специальностей.

«Земной поклон вам — волшебники в белых халатах» — подобные записи ежедневно появлялись в «Книге учета жалоб и предложений», лежавших в регистратуре медицинских учреждений города.

В разных районах города открылись пункты охраны правопорядка. Вместе с участковыми милиционерами в них работали общественные советы и товарищеские суды, решения которых доводились до сведения рабочих коллективов. По вечерам на городских улицах дежурили люди с красными повязками на рукаве. Это были народные дружинники, направленные предприятиями и учреждениями города в помощь милиции. За участие в патрулировании им предоставлялся дополнительный отпускной день. Заметным событием стало и появление в Балтийске собственного нотариуса.

5.8. Властные структуры города

Возросло влияние Совета депутатов трудящихся на работу предприятий и организаций на территории города. Деятельность народных избранников строилась на общественных началах. От основной работы они освобождались лишь на время депутатских сессий. Городской Совет образовал постоянные комиссии: планово-бюджетную, по социалистической законности и охране правопорядка, по промышленности, транспорту и связи, по культурно-просветительской и спортивно-массовой работе, по делам молодежи, здравоохранению и социальному обеспечению, по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения, по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и охране природы. С просьбами, жалобами и предложениями сюда приходили тысячи балтийцев.

Не меньшее количество писем и заявлений поступало и в вышестоящие органы власти. Так, одна из жительниц города опоздала на работу по вине автопредприятия, куда и обратилась за справкой. Спустя несколько месяцев она получила ее с помощью редакции столичного журнала «Человек и закон».

5.9. Бытовые проблемы

По-прежнему не хватало хороших товаров и услуг. Несмотря на то, что в 80-е годы вклады населения Балтийска в сберегательный банк возросли до десяти миллионов рублей, люди записывались в очереди на приобретение бытовой техники, одежды и обуви. После успешного выполнения задач в море корабельного офицера поощрили... правом внеочередной покупки мебели. При этом военная торговля, получившая от строителей флота торговую базу с холодильными камерами и овощехранилищем, не могла увеличить объемы продаж населению — для этого не было фондов. Распределявшие их министерства и ведомства однажды «забыли» выделить Балтийску чай и кофе, детское питание, крахмал, приправы и специи, овощные и фруктовые консервы.

К началу 80-х годов горожане имели более двухсот автомобилей. По объему услуг на одного жителя Балтийск занимал шестое место в области. Новое здание комбината бытового обслуживания было спроектировано как для поселка городского типа. Наибольшей популярностью у молодых семей, еще не имевших своего хозяйства, пользовался пункт проката телевизоров, холодильников и постельных принадлежностей. Новым видом услуг стало изготовление цветных фотографий. Из-за высокой стоимости их заказывали только в дни особых торжеств.

5.10. Духовная жизнь города

Жизнь людей была наполнена не одними заботами о материальных благах, но и духовными переживаниями. Повсюду: в школах и трудовых коллективах, на собраниях пенсионеров прошли обсуждения новой Конституции СССР. Балтийцы внесли в ее проект сотни своих предложений и замечаний. В те же годы состоялись и громкие читки трудов руководителя КПСС и Советского государства Л.И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». В книжном магазине их продавали «в нагрузку» к современным отечественным и зарубежным авторам. Жители города ежегодно покупали книг на сумму больше ста тысяч рублей. В их почтовые ящики ежедневно раскладывали около шестисот наименований газет и журналов. В среднем на каждого горожанина приходилось по одному экземпляру периодических изданий.

Многие годы при Доме офицеров работало литературное объединение. Участие в нем принимали М. Кабаков, В. Лукашенко, И. Пантюхов, Н. Суслович, В. Сысоев, Ю. Шевченко, ставшие затем авторами многих поэтических сборников. Подробнее об этом можно прочесть здесь >>>

Политические беседы о судьбах партии и страны, носившие доверительный характер, вели на кухнях собственных квартир. Но все равно об этом становилось известно сотрудникам госбезопасности. Ими были прекращены дискуссии учащихся профессионально-технического училища о гуманизме ученого А.Д. Сахарова и творчестве писателя А.И. Солженицына, объявленных диссидентами. Органы КГБ обнаружили радиолюбителей, которые передавали в городской эфир музыкальные записи западных радиостанций.

На сценических площадках Балтийска еженедельно шли спектакли и концерты самодеятельных и профессиональных артистов. Согласно статистике, количество посадочных мест в учреждениях культуры Балтийска, в расчете на тысячу человек, в четыре раза превышало этот показатель в Калининграде. В Балтийске нередко проходили массовые мероприятия. Юбилейную дату — 25-летие Балтийска — отметили выставками, концертами, чествованием первых жителей города. Была установлена городская Доска почета. И даже попытались снять документальный фильм. Физкультурники участвовали в зимних и летних спартакиадах, проведении стартов «День пловца» и «День бегуна». Городские команды побеждали в областных соревнованиях по плаванию, волейболу, городошному спорту и сдаче комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Жители города совершали человеколюбивые подвиги. К примеру, начальник технического отдела Морского завода Геннадий Кузьмич Данилов, рискуя жизнью, спас девочку, упавшую в морском канале между бортом корабля и причальной стенкой.

история > послевоенная 1 > послевоенная 2 > послевоенная 3 >
послевоенная 4> послевоенная 5 > послевоенная 6 > послевоенная 7.1 >
послевоенная 7.2 > послевоенная 7.3 > послевоенная 7.4

Цех филиала завода «Союзгазавтоматика»

Морской завод

 

 

Хлебокомбинат

 

 

Променад Морского бульвара, 80-е годы

 

Дома на проспекте Ленина, 80-е годы

 

Дом культуры, 80-е годы

 

Библиотека им. Белинского, 80-е годы

 

Дом офицеров

Военный парад 9 мая 1984 года

Шагает пионерия

 

 

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz