ПОСЛЕ ВОЙНЫ

1. Нам вместе жить
2. Создание военно-
морской базы

3. На обломках старого
Пиллау

4. Восстановление города
5. Годы пятилеток
6. Перестроечные времена
7. Последнее десятилетие
 

история > послевоенная 1 > послевоенная 2 > послевоенная 3 >
послевоенная 4> послевоенная 5 > послевоенная 6 > послевоенная 7.1 >
послевоенная 7.2 > послевоенная 7.3 > послевоенная 7.4

ИСТОРИЯ ГОРОДА

ПОСЛЕВОЕННАЯ 2

2. Создание военно-морской базы

2.1. Адмирал Кузнецов и Балтийск

Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Герасимовичу Кузнецову не довелось побывать в Балтийске. Однако его деятельность была тесно связана с послевоенной историей этого города. Осенью 1944 года в Ставке Верховного Главнокомандования обсуждался план предстоящей военной кампании. Советская армия готовилась к операциям на Замланде, активное участие в которых принимал Балтийский флот. В проект постановления вошло и предложение адмирала Н.Г. Кузнецова о передаче порта Пиллау для базирования кораблей и частей флота. И уже в начале января 1945 года командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц получил указание о формировании Пиллауской военно-морской базы. В ее состав были включены экипажи торпедных катеров и бронекатеров, рейдовых тральщиков и морских охотников, отличившихся при обороне Ленинграда.

Новый приказ был бы обычным штабным документом, если бы не одно обстоятельство. Впервые имя советскому военно-морскому объединению дал город, стоявший в глубоком тылу противника, в сотнях километров от линии фронта. На второй день после взятия Пиллау сюда прибыл и штаб базы. Он разместился в уцелевших зданиях на набережной крепостного канала. В эти дни город и его окрестности были заполнены частями гвардейских стрелковых дивизий. Вместе с ними здесь находились: 23-й дважды Краснознаменный пограничный отряд НКВД, 34-я зенитная Неманская дивизия Резерва Главного Командования, 5-я бригада разминирования, 9-я понтонная бригада, 26-я железнодорожная бригада и другие. Передав военным морякам трофейные плавсредства, командование 3-м Белорусским фронтом вывело войска из городских кварталов.

По приказу Наркома ВМФ группа флотских специалистов подготовила доклад о состоянии военных объектов и инженерных сетей города. В нем говорилось:

«Северная стенка внутренней гавани имеет в 3—4 местах подрывы протяженностью 18—20 метров. Наиболее серьезно повреждены западная и северная стенки Рыбной гавани, которые подорваны через каждые 20—30 метров на всем протяжении. Из кранового оборудования подорваны два портовых крана, полузатоплен большой плавкран и плавдок. На территории базы имеется большое количество затонувших барж, буксиров и т.п. На судоремонтном заводе здания цехов имеют повреждения артснарядами и взрывной волной.

У въезда в Пиллау по кенигсбергскому шоссе пять казарм, столовая, камбуз, офицерский дом, четыре гаража, лазарет — разрушены на 5—15%. В городке размещались четыре тысячи человек. В крепости сохранились три казармы с камбузом и столовой — разрушения 15—30% и госпиталь на 300 коек — разрушен на 5%. Городская школа подводников: учебный трехэтажный корпус разрушен на 15%, казарма разрушена на 35%, столовая с камбузом, здание управления разрушены на 15% и два дома офицерского состава разрушены на 20—25%. Имеется водонапорная башня с разрушенной котельной. Хлебозавод на три печи с двумя тестомешалками. Оборудование в порядке, требуется легкий ремонт. В районе школы подводников имеется механическая прачечная с дезинфекционной камерой. Оборудование в сохранности. Производительность четыре тонны белья в сутки. Бани не обнаружено. В районе Военной гавани здание душевой на 45 рожков в удовлетворительном состоянии. Специализированных складов не нашли. Имущество находится в разных зданиях, наиболее крупные сгорели. Сохранились здания пяти пожарных команд. Все требуют восстановления. Пожарных автомобилей нет. Два пожарных парохода и два пожарных катера затоплены».

Выводы комиссии оказались неутешительными. Город и его морские сооружения лежали в развалинах.

Во второй половине июня 1945 года Н.Г. Кузнецова вызвали на заседание Государственного Комитета обороны для доклада о послевоенном базировании Балтийского флота. Никто из первых лиц государства заниматься делами флота не любил. Все хорошо знали, что без резолюции Сталина ни одно из решений не будет выполнено. Во время совещания Н.Г. Кузнецов доложил план восстановления и строительства ВМБ Пиллау—Кенигсберг силами строительных организаций флота.

Председателю Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. И.В. Сталину

Для обеспечения скрытности строительства базы и ее дальнейшей деятельности требуется установить в западной части Земландского полуострова режим городов закрытого типа и право въезда и проживания в данном районе гражданского населения по пропускам НКВД. Точно так же необходимо установить строгий режим плавания торговых и рыболовецких судов в районе Пиллау—Кенигсберг и по Кенигсбергскому каналу. Плавание судов по Кенигсбергскому каналу осуществлять с лоцманами под наблюдением представителей НКВД. Выделить зону особого режима. В целях ускорения восстановления базы необходимо передать Краснознаменному Балтийскому флоту: в районе Пиллау—Пайзе все портовые сооружения, склады и мастерские, в районе Кенисберга — Лесную гавань с прилегающими к ней территориями и складом горючего.

Однако принятие этого решения было отложено до окончания войны с Японией. Для участия в ней на Дальний Восток был отправлен отряд бронекатеров, погруженных на железнодорожные платформы в Пиллау.

Осенью 1945 года адмирал флота Н.Г. Кузнецов вновь обратился к И.В. Сталину по поводу финансирования восстановительных работ в Пиллау. В связи с решением об образовании Кенигсбергской области, Н.Г. Кузнецов настаивал на закрытии Кенигсбергского порта для захода иностранных судов, что не входило в планы многих союзных министерств. Так, Министерство рыбной промышленности пыталось закрепить за собой рыбные заводы Пиллау. Однако командование флота отказалось от их передачи, сославшись на указания заместителя Министра Вооруженных Сил СССР Н.Г. Кузнецова. В высших партийных инстанциях разбирались жалобы о самоуправстве военных моряков. В качестве ответа командование флота сообщило, что, согласно указанию товарища И.В. Сталина, Пиллау является главной военно-морской базой Юго-Западного Балтийского флота. А принятое в январе 1947 года постановление СНК СССР «О первоочередных мероприятиях по обеспечению кораблей ЮБФ» юридически закрепило за моряками город и порт Балтийск с прилегающими к нему поселениями, причальными, портовыми и береговыми сооружениями и оборудованием. Сюда запрещалось заходить торговым, рыболовецким и другим судам, за исключением кораблей под военными флагами. Были определены и сроки строительства в городе социальных объектов. В это же время Пиллауская ВМБ была переименована в Балтийскую военно-морскую базу.

В память о выдающемся советском флотоводце Н.Г. Кузнецове одна из улиц города названа его именем. Осенью 1945 года с полуострова Рыбачий в Балтийск прибыла Краснознаменная Киркенесская отдельная бригада морской пехоты, увеличив местный гарнизон на три тысячи человек. Ее саперами в самой узкой части полуострова были установлены наблюдательные вышки и протянута колючая проволока. В приказе, отданном адмиралом Виноградовым, говорилось:
«Для обеспечения бесперебойной работы частей и кораблей ЮЗМОР... в целях ограждения базы Пиллау от проникновения в нее лиц, не имеющих на то права, с 18.09.45 на 20.09.45 принять от начальника инженерной службы ЮЗМОРа возведенное проволочное заграждение на участке Лохштедт—Детский курорт, включив его в район обороны 1-го батальона Вашей бригады. На участке Лохштедт—Детский курорт иметь два контрольно-проверочных поста и один наблюдательный пункт охраны проволочного заграждения. Военному коменданту гарнизона Пиллау обеспечить контрольно-проверочные посты соответствующими инструкциями и наставлениями».

Так вблизи развалин рыцарского замка возникла «сухопутная застава», первым командиром которой стал младший лейтенант П.В. Черницкий, разрешавший въезд и выезд из гарнизона по командировочным удостоверениям, а автотранспорта — по пропускам. Но и эти меры не остановили желающих попасть в город. «В момент проверки документов женщину загородили матросы», «женщина отдала проводнице поезда шелковое платье, и ее провезли под видом кондуктора»,— отмечалось в донесениях начальников караульных смен.

В середине 1946 года, когда город был объявлен зоной особого режима, руководством страны решался вопрос о передаче контроля над въездом в город пограничной службе и о создании пограничного поста в поселке Севастопольском. Однако командованию Военно-Морских Сил удалось сохранить свои позиции, усилив проверку документов у тех, кто прибывал сюда морем. Первыми, кого коснулись новые ограничения, стали военные моряки, лишенные права находиться в городе в служебное время. В течение многих десятилетий гражданам СССР не продавались билеты в Балтийск без разрешения органов милиции. При домоуправлениях работали комиссии, проверявшие прописку у населения. Лица, не имевшие ее, подвергались штрафу и высылались за пределы города. В приказе начальника гарнизона говорилось:

«Всех незаконно въехавших в пределы г. Балтийска и принятых на работу, дальнейшее проживание которых здесь органами милиции не разрешено, немедленно уволить».

Однако число нарушителей не уменьшалось. Виной этому были руководители предприятий и учреждений, принимавшие на работу людей без предоставления им жилья. Любопытный факт: у первых послевоенных жителей отсутствовали снимки с видами города и его окрестностей. Людям не разрешалось не только фотографировать, но и содержать почтовых голубей.

Еще в начале 60-х годов XX века на городском пляже стояли щиты с предупредительными надписями: «Проход в левую и правую сторону запрещен!» Купание в море разрешалось в летний период и было ограничено по времени. С населением проводилась разъяснительная работа, что «...песчаная полоса, когда она не заслежена, служит средством контроля, прошел здесь враг или нет».

После размещения в городе кораблей и соединений флота в его подчинение перешла и военная комендатура. Ее сформировали еще до начала штурма города. А уже в ходе боев начали работать три участковые комендатуры в районе порта, крепости и железнодорожной станции.

Первым военно-морским комендантом гарнизона был назначен майор Павел Захарович Козлов, кавалер многих орденов и медалей, имевший большой опыт флотской службы. Ни он, ни его подчиненные не знали отдыха.

Силами военной комендатуры расчищались дороги и тушились многочисленные пожары. Так, в ночь на первое мая после взрыва в одном из зданий на Русской набережной образовалась многометровая воронка, а огонь охватил соседние дома. По материалам расследования, здесь находился склад фаустпатронов и гранат.

Работники комендатуры затратили немало усилий, чтобы прекратить «массовое катание по городу на велосипедах и мотоциклах и хождение в поисках трофеев». Интересный факт: в комендатуре велся учет радиоприемников. Пользование ими было запрещено решением правительства еще в начале войны. Задержанных патрулями нарушителей дисциплины отправляли на разборку завалов. Каждый из них должен был очистить двести кирпичей и, аккуратно сложив их, предъявить работнику комендатуры. И только после этого ему выдавался пропуск для следования в часть. Силами комендантской службы было организовано и погребение трупов. Только в одном из противотанковых рвов ими захоронено «700 тонн органических отходов» — так именовались в служебных отчетах останки людей и животных.

От комендантской службы особенно доставалось женщинам-военнослужащим, которые носили туфли на высоких каблуках, цветные чулки, распускали по плечам волосы или переодевались в гражданское платье.

В комендатуру обращались за помощью тысячи англичан, поляков, французов, чехословаков, голландцев, югославов, румын, итальянцев и советских граждан, некогда насильно угнанных на работу в Германию. После небольшого отдыха они отправлялись на пункты приема репатриантов и дальше — на сборно-пересылочные пункты.

Напряжение в работе комендатуры спало лишь с началом демобилизации матросов и старшин военных призывов.

2.2. Командиры ВМБ

Послевоенная история города — это история многих поколений советских людей, защищавших морские рубежи Отчизны. В разные годы «Пиллавской ВМБ», «Главной базой 4 ВМФ», «Военно-морской базой Балтийск», «Балтийской эскадрой разнородных сил», «Балтийской ВМБ» командовали замечательные офицеры и адмиралы отечественного флота.

Одним из начальников гарнизона был адмирал Н.И. Виноградов. Пареньком из костромской деревни он пришел учиться в военно-морское училище, а уже позже закончил и военную академию. Во время войны он командовал одним из самых прославленных соединений подводников Северного флота, а затем занимал высокие командные посты на Балтийском флоте и в Главном штабе ВМФ. Перед Н.И. Виноградовым (06.1945—05.1946) и другими начальниками гарнизона — капитанами 1 ранга Г.А. Визелем (05.1946—06.1947) и Д.Г. Жмакиным (06.05.1947—1948) — стояла задача возродить мирную жизнь в бывшем немецком городе, буквально усеянном оружием и снарядами, гранатами и патронами, минами и детонаторами к ним.

2.3. Чрезвычайные происшествия

Ранения, увечья, гибель военнослужащих, мирных граждан и, прежде всего, детей приняли угрожающий характер. Ежедневно военнослужащим гарнизона зачитывались приказы о чрезвычайных происшествиях.

Например, краснофлотец Галкин дивизиона бронекатеров нашел на пирсе миномет и при его разборке произвел случайный выстрел, от которого был тяжело ранен.

Другой краснофлотец, Носов, подобрал валявшуюся немецкую винтовку и начал стрелять по стоявшей недалеко глубинной бомбе. Произошел взрыв, в результате которого он и еще один краснофлотец получили ранения средней тяжести.

Любая находка: якобы брошенный велосипед, гитара или кусок ткани, закрытый почтовый ящик или кусок телефонного провода, — таила смертельную опасность. Отступая, немецкие солдаты оставили немало таких сюрпризов, сделав расчет на человеческое любопытство.

Таблички с надписями: «Проверено. Мин нет!» и «Территория безопасна для пользования населением» еще долго оставались в качестве указателей для передвижения по местности.

Дети играли в любимую игру — «войну», вооружившись боевыми автоматами, винтовками и пистолетами. После подрыва ими склада боеприпасов на Балтийской косе звучала многочасовая канонада. А подростки-ремесленники подожгли один из цехов Морского завода, ведя стрельбу из винтовок зажигательными пулями.

2.4. Разминирование города и моря

Разминирование города началось уже в конце апреля 1945 года. Оно велось воинами 5-й гвардейской мото-инженерной бригады Ставки Верховного Главнокомандования и отдельным инженерным батальоном Балтийского флота. В помощь им были приданы две роты с собаками-миноискателями, проводившие контрольную проверку объектов. За две недели работы саперы собрали и уничтожили около двухсот тысяч мин, фугасов, бомб и снарядов. Только при осмотре причалов, барж, буксиров и мотоботов были обезврежены несколько сотен подготовленных к взрыву фугасов и мин-сюрпризов. Мощные фугасы были заложены и в стены древней цитадели. В Центральном Военно-Морском архиве хранится немецкая карта минирования промышленных предприятий и портовых учреждений Пиллау. И только стремительное наступление советских войск помешало гитлеровцам осуществить эти планы.

Второго июля 1945 года морской охотник МО–545 под командованием лейтенанта В.Л. Шевченко вышел из гавани для несения дозора. Корабль уже находился на створах, когда раздался взрыв и через многометровые пробоины в машинное отделение хлынула вода. Спустя три минуты он затонул вместе с экипажем. Из девятнадцати человек в живых осталось лишь трое, один из которых позднее скончался в военном госпитале. Причиной взрыва стала одна из тысяч магнитных мин, поставленных в годы войны воюющими странами.

Многие мины плавали на поверхности моря и в водах залива, представляя опасность для мореплавания. С ними боролись катерные тральщики — небольшие суда с деревянными корпусами. Один из них установлен сегодня на бетонном пьедестале на территории соединения охраны водного района. С риском для жизни экипажи тральщиков прокладывали свой курс по минным полям. Уничтожение мин стало эффективнее после приема в состав флота трофейных тральщиков.

Житель Балтийска В.Е. Вартанов вспоминал о своем участии в этих операциях:
«Все причалы Морского бульвара были заминированы. Через каждые пятьдесят метров лежали головные части торпед, начиненные взрывчаткой. От них к железнодорожному вокзалу тянулись провода. По рассказам очевидцев, взрыв предотвратил один из советских солдат, открывший стрельбу по немецким минерам. Канал был заполнен большим количеством трупов людей и лошадей, лежавших и вдоль берегов. И нам приходилось баграми расчищать себе путь. Особую опасность для нас представляла баржа со снарядами, затопленная у входа в Военную гавань. Нередко в наши тралы вместе с минами попадались ящики с консервами и фляги с ромом. В море нам запрещалось пользоваться алюминиевой посудой, и мы ели из немецкого фарфора, в большом количестве найденного в подвалах гостиницы “Золотой якорь”».

В течение девяти послевоенных лет моряки-балтийцы полностью очистили от мин водную акваторию. Во второй половине 40-х годов XX века инженерные части Прибалтийского военного округа, повторно разминировав городские кварталы, лесные и земельные массивы Балтийска, обнаружили в подземных хранилищах около миллиона снарядов для немецкой морской артиллерии. И эта находка была далеко не последней. Война напоминала о себе и все последующие десятилетия.

Под руководством начальников гарнизона город был очищен и от «военного мусора». На его уборку по выходным дням выходили тысячи военнослужащих и гражданских лиц. В первую очередь, от мусора освобождались в труднодоступных местах: на городском стадионе, в парке, на пляже, набережных и в Военной гавани. Из-за нехватки автотранспорта мусор на баржах вывозился в море. Заготовленные при этом сотни тысяч кирпичей были отправлены на восстановление жилых домов Ленинграда.

Общественные работы велись на протяжении трех лет. О их масштабах позволяют судить некоторые цифры. Так, до конца 1946 года с территории города убрали 700 тонн снарядов, 284 тонны винтовочных патронов, 4000 единиц автотранспорта, 136 легких орудий, 37 легких танков, 13 тяжелых танков типа «тигр» и «пантера», 5 тяжелых орудий, 51 тягач, 118 походных кухонь, 3000 повозок, 1500 тонн металлолома, 350 железнодорожных вагонов. Через два года в Балтийске собрали еще одиннадцать тысяч тонн металлолома, в том числе 48 паровозов и 350 разбитых и сгоревших вагонов.

2.5. Восстановление города

По решению командования Военно-Морского флота началось восстановление судоремонтного завода, оборудование которого не пострадало от бомб и артиллерийских снарядов. Обследовавшая его комиссия отметила:
«На территории завода сеть железной дороги западноевропейской и узкой колеи, подходящей ко всем цехам и складам, сеть асфальтовых и мощеных дорог. Материалов и инструментов (за исключением измерительных) достаточно для работы в течение текущего года».

В полуразрушенных цехах отсутствовали стекла и гуляли сквозняки. Во время дождя капало с крыш. В ходе штурма города пострадали все инженерные сети завода, в том числе и железная дорога. Площадка с грузами находилась на удалении двух километров от проходной, и нужно было вручную катить вагоны к месту разгрузки. Положение изменилось после того как заводские умельцы отремонтировали автомобили, брошенные в окрестностях города.

Несмотря на эти трудности, мощности завода возрастали быстро. Были оборудованы причальные стенки и установлены портальные краны. На Русской набережной возник заводской поселок с жилыми домами, заводоуправлением и общежитием. В подсобном хозяйстве выращивали урожай и содержали скот.

Первые рабочие были набраны из числа немецких военнопленных, краснофлотцев и вольнонаемных. Большая часть из них утратила за годы войны свои профессиональные навыки. Позднее заводу передали судоремонтный батальон и отдельную судоремонтную роту из матросов, подлежавших увольнению в запас. Во всем коллективе только два человека имели высшее специальное образование. А в конструкторском бюро трудились четыре матроса, окончившие десятилетку.

В заводском отделе кадров заметили, что количество уволенных рабочих превысило число принятых вновь. Текучесть снизилась, когда на смену военнослужащим стали прибывать выпускники ремесленных училищ. Один из них, И.И. Котенков, вспоминал: «Из Балтийска приехал офицер, набиравший столяров и металлистов. Разместили нас в общежитии на Русской набережной.
Из-за отсутствия опыта работы мы получали небольшую зарплату, на которую покупались конфеты, печенье, сахар. Как правило, до следующей получки денег не хватало, и мы часто голодали. Из московского ремесленного училища приехали ребята в форме, а мы ходили в фуфайках. Работали по вечерам, а в свободное время участвовали в заводских и городских субботниках. Удивительно, но за это никто не требовал платы».

С середины 50-х годов завод пополняется кадровыми и квалифицированными рабочими. Технические возможности завода позволили обеспечить ремонт кораблей флота, базировавшихся в Пиллау, в том числе и бывшего немецкого крейсера «Зейдлиц», включенного в состав советского флота. Некоторое время на нем находились немецкие специалисты из числа военнопленных, помогавшие морякам-балтийцам освоить новую для них технику.

Боевая учеба велась и на дивизионе трофейных подводных лодок, немецких тральщиках, десантных баржах и кораблях обеспечения, вставших у причальных стенок после раздела странами-победительницами германского флота. Вместе с ними приписку к Балтийскому порту получили несколько десятков буксиров, пароходов, плавучих кранов, барж. Их малоопытные капитаны опасно маневрировали на узком фарватере, справа и слева от которого были затоплены десятки немецких боевых кораблей и транспортов.

За один послевоенный год спасатели Балтийского флота подняли со дна и сняли с мели 43 корабля. В Калининградском порту отсутствовали квалифицированные лоцманы, и суда по каналу вели практиканты, не имевшие навыков кораблевождения. Так, они не смогли завести в гавань теплоход со штабом Южного Балтийского флота. Ситуацию спас прибывший на помощь экипаж торпедного катера. Для наведения порядка на акватории был создан морской патруль, пронумерованы причальные стенки и выставлены навигационные знаки. Все нарушители рейдовых правил подвергались аресту, а их плавсредствам запрещалось покидать крепостной канал.

Летом 1945 года в одной из гаваней разместилось прославленное соединение Балтийского флота — бригада торпедных катеров. А с выходом в море дивизиона больших морских охотников в июне 1946 года прошли и первые большие учения. В последующие десятилетия моряки Балтийской ВМБ приняли участие в самых крупных из них.

2.6. Празднование Дня ВМФ

Традиционно в последнее воскресенье июля на кораблях флота торжественно поднимают военно-морские флаги и флаги расцвечивания. Так отмечается самый любимый праздник военных моряков — День Военно-Морского Флота. Впервые он прошел в Пиллау летом 1945 года. Командовал парадом командир военно-морской базы контр-адмирал Н.Э. Фельдман. В городе действовал комендантский час, и на берег сошла лишь небольшая часть матросов. Для оставшихся на кораблях отдых перенесли на следующий день. Накануне торжества на городском стадионе разобрали завалы искореженной военной техники и засыпали снарядные воронки. Воины-спортсмены соревновались по легкой атлетике, футболу и волейболу. Первым послевоенным чемпионом флота стал краснофлотец Алексеев, победивший в беге на пять километров.

Спустя год на городском пляже состоялась показательная высадка морского десанта. В этот день на протяжении многих десятилетий в Военной гавани и акватории пролива проходят парады военных кораблей. Моряки-балтийцы демонстрируют применение различных видов техники и вооружения. Свое мастерство показывают морские пехотинцы и летчики Балтики. На сценических площадках и на палубах кораблей выступают артисты ансамбля песни и пляски флота, самодеятельные и творческие коллективы из городов Калининградской области.

Одно из самых ярких празднований Дня Военно-Морского Флота состоялось в 1996 году, в честь 300-летия ВМФ России. А в июле 2000 года участие в военно-морском параде в г. Балтийске принял президент Российской Федерации В.В. Путин.

2.7. Органы управление городом

После окончания войны на территории Восточной Пруссии действовала советская военная администрация, решавшая проблемы гражданского населения. Приказ о создании Управления помощника командира ВМБ по гражданской части поступил в Пиллау в ходе боев на косе Фрише–Нерунг. Однако к его исполнению приступили лишь в августе 1945 года.

В состав этого органа входили: кадровая и плановые части, отделы коммунального и народного образования, финансовый, административно-хозяйственный (спустя год при нем открылся и паспортный стол). Все городское хозяйство состояло из четырех лошадей, восьми повозок и саней, нескольких грузовых, легковых автомобилей и автобусов. Руководил всем Николай Александрович Заварницын, впоследствии занимавший различные хозяйственные должности, в том числе и главного садовода Балтийска. Малочисленные сотрудники Управления своими силами отремонтировали жилой дом и содержали на подсобном хозяйстве стадо коров.

В первый послевоенный год гражданское население города насчитывало 221 человек. О проводимой с ними работе сохранились лишь отрывочные сведения. Решением партийного собрания все служащие Управления обязались «принять участие в очистке и восстановлении города, путем проведения воспитательной работы среди гражданского населения, организации воскресников добиться, чтобы все имеющие возможность работать, поступили на работу... Каждому работнику, прежде всего, озеленить свои усадьбы и к тому же привлечь население. Всему аппарату управления внимательно прислушиваться к голосу масс, вовремя реагировать на запросы, где это необходимо, шире разъяснять вопрос, интересующий гражданина. Провести решительную борьбу с нарушителями общественного порядка, с пьянством, воровством, проституцией, с нарушителями правил социалистического общежития путем ведения воспитательной работы и мерами — в крайнем случае — принуждения». К сожалению, до настоящего времени не обнаружен архив Управления, сданный после расформирования этого органа городскому Совету.

Огромной популярностью среди жителей пользовались танцевальные вечера в Доме Военно-Морского флота, открывшемся летом 1945 года в помещении бывшего немецкого офицерского казино. Дважды в неделю здесь проводились вечера для офицеров гарнизона и членов их семей. С патефонных пластинок звучали модные мелодии вальсов и танго, фокстротов, молдавские и венгерские мотивы.

В одной из его комнат открылась и первая в городе библиотека, которая носит имя писателя-мариниста В.С. Пикуля.

Осенью того же года матросы из второй бригады траления собственными силами восстановили сильно разрушенное здание протестантской кирхи, оборудовав в нем зрительный зал на двести пятьдесят мест, кинобудку и небольшую эстраду.

Сотрудники по гражданской части организовали учет 63 членов профсоюза и в конце октября 1945 года помогли провести профсоюзную конференцию. Первым председателем профкома гарнизона стала Максимова.

Сотрудники Управления помогали лечить гражданских лиц, которых принимали в тесных помещениях 97-й военной поликлиники, открытой в марте 1946 года. Как правило, в одной комнате размещались врачи разных специальностей.

При участии Управления по гражданской части состоялись первые выборы в органы власти. Депутатом Верховного Совета СССР был избран командующий 11-й гвардейской армией К.Н. Галицкий. На встречу с ним у Дома Военно-Морского флота (современный Дом офицеров), украшенного флагами и портретами вождей, собралось множество людей. Среди развалин выступили артисты московской филармонии и театра миниатюр, актеры Ленфильма, ансамбль песни и пляски флота. Весь этот день в клубе бригады торпедных катеров шли бесплатные киносеансы.

2.8. Переименование названий

В апреле 1946 года на политической карте Советского Союза появилась Кенигсбергская область, спустя три месяца ее переименовали в Калининградскую. На ее территории работала комиссия, от сотрудников которой требовалось немало усилий и даже изобретательности. Им предстояло в кратчайшие сроки переименовать все исторические, административные и географические названия Восточной Пруссии. Поступившие предложения передавались в областной центр и утверждались в Москве республиканским правительством. Согласно докладной записке, для Пиллау выбрали имя П.С. Нахимова — одного из самых известных российских адмиралов XIX века, корабельная служба которого начиналась на Балтике.

Названия большинства городов Калининградской области связаны с военной историей России. Так, город Прейсиш–Эйлау стал Багратионовском, в честь русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года; Тапиау — Гвардейском, а пять других городов названы именами Героев Отечественной войны 1941—1945 гг. Как правило, каждому из них предлагалось несколько названий. Сегодня курортный городок Кранц называется Зеленоградском, а к нему примерялись иные имена — Нахимовское и даже... Балтийск.

Принимая во внимание географическое положение Пиллау, комиссия сделала для него окончательный выбор: Балтийск. Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил это решение 27 ноября 1946 года. Эта дата является днем второго рождения города. К новому имени привыкли не сразу. Еще и несколько лет спустя в официальных документах по-прежнему упоминался Пиллау.

Нет ничего удивительного в том, что еще один город балтийского побережья носит такое же имя. Это Палдиски, эстонское название которого является видоизмененным русского — Балтийск. В отечественной истории десятки городов и сотни населенных пунктов имели одни и те же названия.

После решения основной задачи комиссия приступила к переименованию городских районов. Парковую часть планировали назвать Косогоровым. Поселку Нойтиф на косе Фрише-Нерунг предлагалось имя — Причальное. С марта 1949 года это поселок Коса. На местности вокруг лохштедтского замка намечалось построить город Ягодное. Немецкие селения Альт Нойхойзер, Нойхойзер и Детский курорт были объединены в город Бережное. Сегодня на этом месте вырос поселок Мечниково), получивший в марте 1949 года свое имя в честь русского ученого-биолога. А возведенный вблизи от него госпитальный городок стал называться именем академика Павлова.

В декабре 1947 года областной Совет депутатов трудящихся утвердил и географические названия местности. Так появились Балтийская коса и Балтийский заповедник, гора Юбилейная и гора Прохладная, бухта Приморская и другие.

Новые названия городских улиц и площадей появились уже в первые месяцы мирной жизни. Не дожидаясь ходатайства командования флота перед Верховным Советом СССР о их переименовании, солдаты и матросы называли места своего расквартирования именами части или ее командира. И те, и другие часто менялись, что затрудняло работу городских учреждений и служб гарнизона.

В августе 1945 года коммунисты-военнослужащие попросили командующего флотом дать новые имена улицам Пиллау. Об этой просьбе доложили в Наркомат Военно-Морского флота. И спустя неделю из Москвы прибыл офицер, наделенный особыми полномочиями. В помощь ему назначили И.Т. Шевченко, служившего в пиллауском отделе «Смерш». До войны он окончил педагогический техникум, хорошо знал русский язык и литературу. В одной из штабных комнат офицеры, разложив на столе немецкую карту города, с любопытством прочитали названия пиллауских улиц: Верфштрассе, Фабрикштрассе, Лазаретштрассе, Шоссештрассе и другие. Им потребовалось не много времени, чтобы увековечить память соединений и частей армии и флота, принимавших участие в штурме Пиллау. Так появились знакомые всем с детства имена улиц: Флотская, Черноморская, Штурманская, Кронштадтская, Синопская, Киркенесская, Артиллерийская, Ораниен­баумская. Подготовленный ими документ был отправлен на утверждение Г лавнокомандующему ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову.

Если в первые послевоенные годы Балтийск насчитывал 51 улицу, то теперь их стало в два раза больше. Полное переименование всех улиц завершилось к осени 1951 года. Не случайно, что большинство из них связаны с историей нашей страны. Центральная улица Балтийска, названная Гвардейским проспектом,
в 91-ю годовщину со дня рождения основателя Советского государства быша переименована в проспект Ленина. Позднее на карте города появились имена полководцев Дмитрия Донского и Александра Невского, адмиралов Федора Ушакова и Федора Литке, Арсения Головко. Многие городские улицы носят имена классиков отечественной литературы.

Согласно административному делению области, Балтийск вошел в район, центром которого стал город Приморск (бывший Фишхаузен). Собственно говоря, от города сохранились лишь несколько десятков полуразрушенных домов, где проживали менее тысячи человек. По этой причине новым местом пребывания районной власти был выбран Зеленоградск. В это время в Приморске размещались инженерные части флота, работали начальная школа и два магазина.

Вскоре, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР
«Об административно-территориальном устройстве Калининградской области», Балтийск отнесли к городам областного подчинения. Решением областного Совета депутатов трудящихся в него включили десятки населенных пунктов, на землях которых находились подсобные хозяйства войсковых частей, учреждений и предприятий города. Большую часть городской земли занимали леса и кустарники, сады, пасеки и огороды. В последующие десятилетия границы Балтийска неоднократно изменялись.

В качестве временного органа гражданской власти на территории Приморского района, куда входил и город Балтийск, существовало Управление по гражданским делам. Его первым начальником был Я.Т. Кузнецов.

история > послевоенная 1 > послевоенная 2 > послевоенная 3 >
послевоенная 4> послевоенная 5 > послевоенная 6 > послевоенная 7.1 >
послевоенная 7.2 > послевоенная 7.3 > послевоенная 7.4

Адмирал Флота СССР Кузнецов Николай Герасимович

 

Адмирал Трибуц В.Ф.

Адмирал Виноградов Н.И.

 

Памятный знак экипажу малого охотника за подводными лодками «МО-545»

 

На уборку города

 

Восстановление судоремонтного завода

 

Трофейная подводная лодка

 

Праздник - День ВМФ

 

Парад 1984 года

 

Парад Балтийского гарнизона

 

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz