ПРОБЛЕМЫ

Экологические:
Росбункер 1, 2, 3,
4, 5;
автозаправка 1, 2;
мэрский беспредел
Дачные
Косы 1, 2
Коррупционные 1, 2
Коммунальные
Тарифные 1, 2, 3
Власти 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9
Доска позора
Доска чести

стр. 1 > стр. 2

ПРОБЛЕМЫ КОСЫ

У Вислинской косы накопилось множество проблем. Это и нерешенная проблема переправы, и полная заброшенность, и захламленность этого уникального по красоте природы уголка, разрушение защитного покрова дюн и наступление песка на побережье. А ведь продолжение косы на польской стороне разительно отличается порядком, ухоженностью, курортной привлекательностью.


Попытки «прихватизации» Балтийской косы

В последние годы Балтийскую косу пытаются «прихватизировать» различные ООО под видом инвестирования в косу для строительства всевозможных курортно-рекреационных объектов, в чем им всячески потворствуют коррумпированные местные и областные власти. Наиболее полно существо проблемы освещенно на страницах газеты «Советская Россия» от 20.08.2003 года, статью из которой мы помещаем ниже.

В редакцию передано письмо, подписанное 127 жителями Калининградской области, с пакетом документов. В нем с тревогой говорится о покушении на Балтийскую косу — уникальный уголок нашей земли, самый западный форпост России. Письмо жителей косы, которое мы воспроизводим с некоторыми сокращениями, обнажает мрачную драму не только имущественного, но и территориального передела. Принципиально важно, чтобы к этому было привлечено внимание ответственных государственных органов.

* * *

Балтийская коса исторически является ключом не только к главной базе российских военно-морских сил на Балтике — Балтийску (Пиллау), но и прибалтийским государствам: Польше, Литве, Латвии, Эстонии.

Балтийская коса протяженностью 27 км с севера омывается Балтийским морем, а с юга — Вислинским заливом. На западе граничит с Польской Республикой. На востоке через пролив шириной 400 м примыкает к военно-морской базе Балтийск.

На Балтийской косе в настоящее время расположены объект ПВО и военные склады различного назначения, а также бывший военный аэродром (с 1996г. — недействующий).

До сего времени Балтийская коса имеет статус заказника. Несколько лет назад рассматривался вопрос о переводе Балтийской косы в разряд Национального парка.

До 1998 года аэродром, гавань, военный городок (п. Коса) находились в ведении Балтфлота. Модернизация и строительство этих объектов обошлись нашей стране в сотни миллионов долларов.

Российская часть Вислинской косы — бесценная жемчужина (!), и настоящей цены ей никто не знает (для сравнения: 1 га Вислинской косы на польской части оценивается в 1,5—3 млн. долларов США).

В связи с продвижением НАТО на восток и вступлением в НАТО прибалтийских республик Эстонии, Литвы, Латвии, Польши стратегическое значение Балтийской косы возрастает на несколько порядков, особенно после строительства на территории Эстонии и Латвии РЛС с глубиной отслеживания объектов на территории Белоруссии и России с радиусом в 1500 км! Однако адмирал, командующий Балтфлотом В. Егоров, не видит в этом никакой угрозы для России и расформировывает уникальную эскадрилью гидросамолетов, базирующуюся на Балтийской косе. Ее спешно и просто вышвырнули в неподготовленное место. Военнослужащие уехали, а семьи остались брошенными на произвол судьбы.

Командующий Балтфлотом принимает всевозможные меры, чтобы передать Балтийскую косу немецкому предпринимателю Майстельману! 5 декабря 1994 года глава администрации Балтийского городского округа А. Кузнецов подписывает соглашение с Майстельманом, в котором четко сказано: «Передать в бессрочное пользование инвестиционной компании «Филл Трейдинг» со 100-процентным западным инвестированием…
1. Балтийскую косу.
2. Участки, расположенные вдоль побережья Балтийского моря».

А далее предлагается рассмотреть вопрос о передаче в бессрочное пользование этой компании военного аэродрома, расположенного в северной части Балтийской косы.

10 января 1995 года Кузнецов отдает Майстельману земли, занимаемые всеми службами уникального военного аэродрома на Балтийской косе вместе с военным городком (п. Коса).

По договору Майстельман обязался за каждый год аренды выплачивать 861 тысячу долларов США. Однако, когда оперативники проверили платежеспособность компании Майстельмана, оказалось, что на счету этой фирмы денег не хватит даже на покупку кожаного пиджака в секонд-хенде! Майстельман оказался просто прикрытием, человеком, с чьей помощью кое-кто из сильных мира сего хотел прибрать к рукам уникальный уголок российской земли — самый западный форпост России.

Сведения «о сдаче в аренду» Балтийской косы попали в прессу, и разгорелся скандал. Подписанные документы были спрятаны в глубины сейфов…

Через некоторое время адмирал Балтфлота В. Егоров стал главой администрации (губернатором) Калининградской области, а глава администрации Балтийского округа А. Кузнецов остался по-прежнему на своем посту. И вновь закипела работа по приватизации Балтийской косы.

Некое предприятие (договорились сформировать и назвать позже) под управлением городских властей будет осваивать Балтийскую косу с учетом интересов как жителей косы, так и военно-морской базы Балтийск в строгом соответствии с разработанным и утвержденным Генпланом.

Но это не устраивало кого-то из «сильных мира сего», и в Федеральную целевую программу, таинственным образом избежав всяческого публичного обсуждения, было включено некоммерческое партнерство «Российская лига защиты животных», никому до сих пор не известное в Калининградской области, разумеется, кроме руководства Калининградской области и города Балтийска.

И уже 15 марта 2002 года глава администрации г. Балтийска выделяет «Российской лиге защиты животных» всю Балтийскую косу площадью 2552 га протяженностью 27 км от морского канала до границы с Польшей. В безвозмездное пользование лиге передается и форт — ключ от военно-морской базы Балтийск.

27 мая 2002 года во исполнение постановления главы Калининградской областной администрации мэр г. Балтийска А. Кузнецов издал постановление, которым объявил о формировании и реализации программы по отселению граждан, проживающих на Балтийской косе, по проекту НП «РЛЗЖ-жилье», приостановив при этом регистрацию жителей косы.

Ограничивая жителей косы в правах, глава администрации г. Балтийска, руководствуясь постановлением губернатора, не имел на то законных оснований, так как в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а следовательно, административно и нормативно не подчиняются Калининградской областной администрации.

Права и свободы человека и гражданина согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одно из вышеупомянутых обстоятельств не может быть основанием для незаконного нормотворчества Калининградской областной администрации и мэрии г. Балтийска. Следовательно, их постановления, нарушающие права жителей косы, не являются федеральным законом и подлежат отмене (!).

Нарушая законы и законодательство РФ, Конституцию РФ, губернатор области В. Егоров и мэр г. Балтийска А. Кузнецов поручили освоение Балтийской косы НП «Российская лига защиты животных» по его собственному проекту «Экотехнополис».

Название красивое, но еще больше «радует» сумма выделенных средств: 144 млн. рублей на «Проведение природоохранных мероприятий и развитие туристско-рекреационного потенциала Балтийской косы».

А еще «Лига» продекларировала, что собирается подтянуть частные инвестиции. Может быть, местных предпринимателей? Нет! Местному бизнесу в наполеоновских планах «защитников» нет ни места, ни территорий. Интересы «Российской лиги защиты животных» в Калининграде представляет Теймураз Хутугов.

«Лига» создана некоммерческим партнерством — учреждением «Московский английский клуб» и национальным фондом «Общественное признание». Возглавляет ее эстрадная певица Роксана Бабаян.

27 февраля 2003 года на областном градостроительном комитете обсуждался Генплан природного комплекса Балтийской косы, разработанный Санкт-Петербургским институтом урбанистики и представленный к обсуждению «Лигой защиты животных». Прослушивание этого Генплана показало, что вместо представления природного комплекса косы, состояния его отдельных компонентов, как-то: морского берега косы, береговой дюны, древних дюн, леса, заливного берега косы, животного мира, все услышали только декларативное заявление о необходимости сохранения комплекса косы без каких-либо конкретных конструктивных рекомендаций. О животном мире косы в Генплане вообще ничего не было сказано. Вопросы сохранения редких и исчезающих видов растений и животных вообще не рассматривались, и, судя по Генплану в целом, «Лига…», видимо, вообще не собирается предпринимать какие-либо меры для сохранения природы Балтийской косы. Весь Генплан рассчитан на курортно-рекреационное освоение (а фактически захват Балтийской косы).

В то же время природный комплекс косы давно нуждается в серьезных мероприятиях по восстановлению береговой дюны, сохранению заливного берега косы и в серьезных лесоустроительных работах.

На градостроительном совете достаточно объемно был представлен Генплан создания на месте п. Коса суперсовременного курортно-рекреационного комплекса со строительством 5-звездочных отелей, бизнес-центра (?!), огромного концертно-театрального зала, аквапарка, саундленда, зала для форума ученых, научной станции и даже Площади Согласия с фонтаном Мира (!), а также аэродромного комплекса с авиагидрогаванью.

Самое возмутительное заключается в том, что жителей косы даже не поставили в известность о намечаемом переселении их в Балтийск, не испросив на это их согласия, и не привлекли местных ученых и специалистов для решения проблемы восстановления и сохранения природного комплекса косы.

Вся остальная часть косы искусственно без какого-либо основания поделена на две части. Ближайшая к поселку часть косы предназначена для экстенсивного пользования, и на ней намечается строительство «рыбацких деревень» с коттеджами для размещения «рыбаков», а также автокемпингов.

Вторая половина косы объявлена заповедной, но как раз в заповедной части на поляне с уникальными выходами древних лагунных илов, всего в 3 км от границы (в 5-километровой погранзоне) предлагается строительство VIP-городка (!), то есть 180 объектов спецназначения для особо важных персон, членов Московского английского клуба.

Иными словами, создать закрытую зону отчуждения для солидных особ, естественно, без доступа местных жителей. А ведь имеются планы открытия границы с Польшей и приема с польской стороны достаточно большого контингента туристов.

Налицо многократное нарушение закона об охране природы: в заказнике вообще ничего строить нельзя, кроме научной станции, которая занималась бы именно изучением природного комплекса косы. Но таковая станция уже имеется и работает с 1996 года. Это — Морская станция Атлантического отделения Института океанологии им. П.П  Ширшова Российской академии наук. Сотрудниками этой станции и отделения института совместно со студентами из КГУ, МГУ, КГТУ, РГМУ уже осуществлен большой задел в изучении природного комплекса косы, но абсолютно не был использован в Генплане, представленном «Лигой защиты животных».

Самое удивительное то, что так называемая концепция «Экотехнополиса», разработанная в Москве и Дубне, дважды обсуждалась в Москве с привлечением ученых Университета им. Баумана, Университета им. Менделеева, ученых Дубны, а ученых и специалистов Калининграда и области даже не подумали пригласить на эти обсуждения. От Калининградской области на них присутствовал только вице-губернатор Пирогов. И результат сказался: на областном градосовете не прозвучало никакой концепции «Экотехнополиса», не был представлен, а следовательно, и не обсужден и сам природный комплекс косы.

Что же касается «…реализации программы по отселению граждан, проживающих на Балтийской косе, по проекту НП «Российская лига защиты животных-жилье», то все это, мягко говоря, лишь красивая декларация, не больше того: на Генплане, представленном «Лигой…», нет уже поселка Коса, а только гостиницы, аквапарки, бизнес-центры, 5-звездочные отели, спецобъекты для VIP-персон, театральный зал, зал для форума ученых, автокемпинги и многое другое, но совсем не предусмотрено никакого жилья для отселяемых из поселка Коса. Никаких средств на жилье по проекту НП «Российская лига защиты животных» не выделено.

Переселенцам (1500 человек) с косы понадобятся не менее 30.000 кв. метров жилья в Балтийске. Умножим эту цифру на среднестатистические 300 долларов США за «квадрат» и получим сумму в 9.000.000 долларов США. Таких средств не предусмотрено ни в федеральных целевых программах, ни в каких-либо других программах области и города Балтийска! Может быть, у «Лиги» есть такие деньги?! До сих пор отселяемые жители Балтийской косы от «Лиги» никакого вразумительного ответа на этот важный вопрос не получили (!). Тогда, может быть, губернатор области, одобряя планы «Лиги», подумал о жителях Балтийской косы? Нет. Он поступает и на этот раз так же, как поступил адмирал, командующий Балтфлотом В. Егоров с уникальной эскадрильей гидросамолетов, моряками и их семьями,— выселяет жителей п. Коса в никуда!

Командующему Балтийским флотом адмиралу В. Егорову, а ныне губернатору Калининградской области известно, что «Хьюстонский проект» приговорил Россию к окончательному расчленению и освоению российских территорий странами «семерки», где сказано: «…необходимо прорабатывать отдельную политику для отдельных регионов, особенно выделяя Калининград…»

А почетный гражданин Львова (член «Трехсторонней комиссии» — важнейшей мондиалистической организации, занятой созданием нового мирового порядка) на закрытом заседании американо-украинского совещания заявил, что «…новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России». У него нет сомнений в том, что и Россия будет раздробленной и под опекой (газета «Советская Россия», 20 июня, 2002 года).

Вполне логично, на основании изложенных фактов возникает вопрос: не внедряют ли лица, власти предержащие, решения «Хьюстонского проекта» в жизнь? Надеемся, что на этот вопрос ответят Генеральная прокуратура РФ и федеральные органы безопасности России!

Поэтому и на основании изложенного мы, жители Балтийской косы, обращаемся с убедительной просьбой провести проверку изложенных нами фактов и пресечь нарушение законов РФ и наших законных прав администрацией Калининградской области и городской администрацией города Балтийска.

А также считаем, что имеются основания для вынесения протестов генеральным прокурором РФ на постановления администрации Калининградской области с целью их отмены как нарушающие права жителей Балтийской косы и противоречащие действующему законодательству РФ.

Просим также учесть, что жители пос. Коса отнюдь не против приведения в должный порядок как самого поселка, так и Балтийской косы в целом, а также и нового строительства. И совсем необязательно сносить все здания в поселке: в пределах территории поселка достаточно много свободных площадей для нового строительства, но в разумных пределах.

Мы считаем, что основным заказчиком или основными заказчиками должны быть местные Калининградские фирмы и организации на основании четко разработанного Генплана Балтийской косы и Программы ее освоения.

Жители поселка предлагают:
1. Выделенные по целевой программе развития области средства направить в первую очередь на восстановление и реконструкцию имеющихся в пос. Коса зданий, на развитие жилищно-коммунального хозяйства (водо-, теплоснабжение, электрохозяйство, телефонизация, канализация).
2. Направить из того же источника средства на восстановление и реконструкцию бывшего здания штаба авиаполка, в котором сейчас размещается Морская научная станция Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Это фактически существующий научный центр по изучению природного комплекса Балтийской косы и прилегающих акваторий Балтийского моря, Вислинского залива и Балтийского пролива.
3. Разработать программу и провести исследования по ней природного комплекса Балтийской косы силами ученых и специалистов Атлантического отделения Института океанологии РАН, Калининградского госуниверситета, Калининградского государственного технического университета. Финансирование этих исследований также должно идти за счет средств федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 гг.)».

При всем этом надо учитывать, что значительная часть жителей Косы страдает от безработицы, и лишь небольшая часть вынуждена ездить на работу в Калининград (более 50 км) и заниматься частным промыслом.

При предлагаемом нами варианте развития хозяйства и строительства на косе многие жители поселка смогли бы составить основную часть обслуживающего персонала курортно-рекреационного комплекса.

Что касается самой косы, то приведение ее в порядок и дальнейшее освоение возможны только с получением статуса Национального природного парка. В заказнике какое-либо строительство недопустимо. При таком подходе природа, животные и растительный мир косы будут сохранены и находиться под охраной, а жители — трудоустроены.

Семья Разумовичей,
семья Вербицких,
семья Коптевых, Бондаренко А.П.
и другие,— всего 127 подписей


Коса гибнет!

Балтийская (Вислинская) коса наряду с Куршской косой является жемчужиной нашей природы с уникальной флорой и фауной (разнообразием редких птиц).
Вот как описана коса в одном из путеводителей по Балтике.

«Много неожиданного можно увидеть в зоне контакта моря и суши. И такие чудеса природы, как Куршская и Вислинская косы — длинные и узкие полоски суши, отделяющие от открытого моря заливы.

Косы возникли 6—7 тысяч лет назад из отложений песка и гравия, переносимых течениями вдоль берега. На их поверхности под воздействием преобладающих западных ветров возникли песчаные холмы — дюны, достигающие высоты 60—70 м. Участок длиной в 35 км, расположенный в российской части, носит название Балтийской косы. Далее коса проходит по территории Польши.

Зеленые стройные сосны поднимаются к голубому небу по желто-золотистым гребням дюн, остановившимся в своем движении от шумящего прибоем моря к спокойной глади залива. Воздух насыщен терпким смолистым ароматом хвои и соленым запахом Балтики. В чаще молодых деревьев, закрепляющих сыпучие пески, поют птицы.

Поверхность косы сейчас покрыта искусственными лесонасаждениями. Так человеку пришлось исправлять свою прошлую ошибку, когда естественные леса были вырублены. Освобождённые от растительности пески пришли в движение, и в плену дюн оказались целые посёлки. С начала XX века и до сих пор ведутся лесопосадки, остановившие перемещение песков».

История косы — это непрерывная и жестокая борьба с наступающими песками. Малейшее послабление со стороны людей, и пески начинали пожирать все построенное и посаженное. Чтобы была ясна самая главная проблема косы — сохранение разрушающегося защитного покрова дюн,— приводим ниже исторические хроники по борьбе населения косы с наступающим песком.

Раньше местность нынешней Вислинской косы называлась Фрише Нерунг. «Нерунг» в условном переводе с древнепрусского — это страна, поднявшаяся из моря. Фрише Нерунг имела длину 96 км, площадь ее — 2027 га. Накануне Второй мировой войны там проживало около 200 человек.

Оскар Шлихт в книге «Вест Замланд» пишет, что Фрише Нерунг возникла благодаря подъему песчаных масс, влекомых сильным течением моря, и наносных почв. Рост ее шел одновременно с юга и севера. Старинные хроники датируют ее возникновение 1190 годом после сильного шторма. Хроники же упоминают засыпание песком пролива в 1309—1311 годах. А пролив тогда был в районе замка Лохштедт или там, где сейчас находится застава — самое короткое расстояние между морем и заливом. К 1510 году этот пролив совсем засыпало песком, но образовался пролив между Пиллау и косой.

Сколько здесь жили люди, столько они боролись с песками. Движение дюн сдерживалось укреплениями и насаждениями. Самая высокая дюна имела высоту 35,8 метра. В 1826 году по предложению Хагена высадили березу и ольху от Пиллау до Нойтифа — поселка на косе. Дюны укрепляли железными штангами, которые несколько портили пейзаж, но эта мера была необходима. Еще в 1768 году общество любителей природы Данцига учредило приз тому, кто создаст проект укрепления дюн и способы борьбы с песчаными заносами. Приз был присужден профессору Титиусу, который предложил озеленить дюны сибирской акацией и североатлантическими покровами травы. С 4 апреля 1796 года этим занимался уроженец Хадерслебена, инспектор лодочного хозяйства Сорен Биорн, который завез сюда горные сосны. Лес сажали с как защитной, так и оздоровительной целью. Первые посадки стоили государству 80 тысяч марок в год.

1 января 1918 года пронесся сильнейший ураган, который уничтожил многовековую работу многих людей. Тысячи деревьев были вырваны с корнем. Чтобы не пропала древесина, пришлось срочно поставить лесопилку. Было очевидно, что более стойкими оказались ольха, береза, липа, ива, верба. У самого берега хорошо прижились песчаный овсяник и красный конский щавель. Хорошим укреплением оказался береговой тростник, вырастающий до 2 метров, в сухом виде употреблявшийся зимой для корма скота. Среди животных, обитающих на косе, были олени, лисы и зайцы; и коменданты Пиллау любили там охотиться.

С 1697 года на Фрише Нерунг регулярно стали ходить почтовые лодки. Эта почта просуществовала очень долго. Вначале пролив был не очень широк, так что можно было переговариваться с двух берегов.

С 1676 года шли работы по укреплению береговой линии, был построен Южный мол. Валуны и громадные каменные плиты использовались для его постройки. В 1899 году был построен Западный форт Пиллауской крепости. Вблизи Западного форта вскоре возникла спасательная станция.

Хроники сообщают, что в разные века здесь выбрасывало морем на берег баркасы, мертвых громадных рыб, и эти происшествия суеверные люди рассматривали как предвестники неприятностей. 15 апреля 1455 года море пригнало огромного кашалота длиной 66 футов. По сообщению Хенненбергера, в 1561 году на берег выбросило кита: «Он лежал на песке — 5 саженей толщиной, 9 саженей длиной». В 1709 году была выброшена морем рыба-пила. Необычайное оживление царило на берегу, когда шла салака.

Поселок на косе назывался Нойтиф. В 1822 году здесь было три строения и почтовый домик. Затем здесь вырос веселый зеленый поселок с прекрасным видом на море. Своим развитием и процветанием он обязан наличию почтовых пересылок и увеличением со временем их количества.

Жители поселка занимались также рыболовством: летом — в море, зимой — в заливе. Рыба спасала жителей Нойтифа в период всех войн. Земледелием здесь занимались очень мало, этого не позволяла песчаная почва. Доход приносила и добыча янтаря. При северо-западном ветре нередко счастливчики зарабатывали тысячи марок. Знаменитый географ из Данцига — Филипп Клювер — считал Фрише Нерунг янтарным островом.

На косе обитало множество разновидностей водных птиц. Особенно много было уток. Однажды, сообщает летописец, один рыбак из Нойтифа в течение одного дня добыл 600 диких уток.

Прогулки на косе всегда доставляли путешественникам огромное удовольствие — ведь они оказывались между двух водных стихий, бесконечно тянущихся водных зеркал. Эти прогулки начинались от трактира «Занд», где путники запасались пищей и водой, отправляясь в длительное путешествие. Через 15 минут пешего хода они оказывались у огромной дюны высотой 44 метра, которую называли «шведской горой». Несмотря на то, что дюна была засажена зеленью, она блуждала — бывалые путешественники сравнивали ее с песками Аравии. Через полчаса ходьбы путешественники подходили к небольшому домику лесника. Здесь располагалась закусочная. Еще через полтора часа, свернув влево от главной дороги, через аллею цветущей сирени, они достигали домика лесника — Аибенхакен, а дальше путь шел густым лесом. Местность эта в давние времена называлась Шварцебуш. У места Старого пролива находилась Орденская «осетровая изба», которая потом была перенесена в Пиллау.

До 70-х годов XVII века еще стояло селение Альттид, где было последнее здание администрации надсмотрщиков за уловом янтаря, построенное в 1643 году. Приятно было выйти к берегу залива. Здешняя бухта — настоящее Эльдорадо для птиц. После обхода холма через роскошный ольховый лес путники попадали на Нерунгштрассе, где находилась мемориальная доска, гласившая, что в 1897 году прусский принц убил здесь великолепный экземпляр лося. Дальше участок носил название 22 J. В 1807 году здесь останавливались русские войска. Лес в этом месте напоминал тропики. После пятичасового пешего похода можно было сесть в почтовый вагон и проехать семь холмов: Кессель, Фихтен, Райхер, Ланцигер Брух, Штраубух — место расположения администрации водного хозяйства, осуществлявшего надзор за береговой чертой и на косе, и в Пиллау. К северу от Штраубуха располагались пески, содержащие железо. Самое широкое место косы — 1800 метров — называлось Шайте. Здесь стояла гранитная плита, надпись на которой говорила, что коса — округ Фишхаузена (Приморск). Здесь когда-то была деревня Нармельн, которую поглотила дюна во время шведской войны,— все 12 жилых домов. От Кальберга (Крыница Морска) можно было вновь пройтись пешком по уже знакомым местам, или сесть в почтовый вагон. И долго будут вспоминаться гребни дюн, рокот моря, зелень молодых посадок…

Отсылаем читателя к более подробной информации о географических особенностях Вислинской косы, а здесь остановимся на её наиболее насущных проблемах, природных, а не социальных, хотя одно вытекает из другого.

Вот как выглядит Балтийская коса из космоса.

«Коса гибнет! — сказала мне моя приятельница Галина Ложкова, живущая на косе. — Приезжай, посмотри сама, во что её превратили за короткое время варварским отношением».

И я отправилась туда, но не на прогулку, как обычно, а чтобы сделать фоторепортаж о состоянии косы, этом райском уголке, в котором я всегда с удовольствием гуляла, наслаждаясь прекрасным пейзажем. Вот я на косе, мы с Галиной бродим среди всего этого безобразия, и она мне рассказывает о своей боли.

С 1995 года, когда коса была открыта для свободного посещения, состояние её начало резко ухудшаться. Неограниченный наплыв «отдыхающих», особенно на автотранспорте, потоки «копателей» сказались на её облике и жизни. В отличие от Куршской косы, где доступ автотранспорта ограничен и въезд его с шоссе запрещен, где введена плата за въезд, а деньги идут на благоустройство косы, где природные ресурсы объявлены заповедником,— Балтийская коса, не имея такого статуса и охраны, быстро меняется в худшую сторону.

След от бороздящих косу вдоль и поперек машин
Следы от бороздящих косу вдоль и поперек машин

Колёсами автомашин уничтожены до песка уникальные, поросшие пескодержащими травами дюны («Palve») — песок на огромных площадях наступает на посёлок. Вырублены сотни деревьев на взморье (в том числе, редкие виды сосен). Вырубка ведётся для устройства бивуаков и костров.

Вырытые копателями траншеи уродливо избороздили местность. Всюду кучи мусора (горы бутылок, одноразовых тарелок и банок), оставленные туристами.

Ров, по которому некогда плавали лебеди
Ров, в котором некогда плавали лебеди

Тут и там пейзаж оскверняется свалками мебельного хлама, выбрасываемого местными жителями, валяющимися трубами и арматурой, всего не перечесть. Водяной ров, который когда-то окружал замок, и в котором ещё в 50-е годы водились лебеди, постепенно превращался в помойку. Со временем лебеди исчезли, жили только лягушки, которые будили окрестных жителей по утрам, а сейчас исчезли даже лягушки.

Гибнущие, желтеющие сосны
Гибнущие, желтеющие сосны

Гибнут прекрасные сосны, они желтеют и умирают. И все это результат потребительской, варварской деятельности человека. Разовые посетители, приезжающие устроить привал для шашлыка и водки, не жалея, вырубают деревца, заботливо посаженные не ими, гадят вокруг, и даже не попытавшись как-то убрать за собой, уезжают довольные своим отдыхом, не задумавшись ни на минуту, что погубили ещё один кусочек природы.

Упадок чувствуется и в посёлке видом разрушающихся строений, давно не ремонтированных домов, разрытых улиц для прокладки нового водопровода, но это уже другая проблема.

Нам кажется, что если немедленно не взяться за косу учёным и администрации, которые озаботились бы её защитой, она через 1—2 десятилетия превратится в то, с чего начала образовываться — в гряду песчаных островков без деревьев.

Вот, что рассказала Галина. Она много раз писала в разные инстанции, просила обратить внимание на критическое состояние косы, но никто ни разу не откликнулся. Временщиков мало волнуют проблемы природы, на их век хватит.

Чтобы увидеть все это безобразие, далеко ходить не надо. Я всё это засняла за 10 минут нашей «прогулки». Так что, при желании, приезжайте — полюбуйтесь сами.


Ниже перепечатываем статью Анастасии Черниковой «Захламленный рай» из газеты «Вестник Балтийска», №13 от 29 марта 2007 года.

О Вислинской косе периодически вспоминают как о потенциальном рае для туристов, частенько — как об уникальном уголке природы. Но на практике отношение к косе порой далеко не трепетное.

На днях директор балтийского лесхоза Валерий Логинов показал некоторые свидетельства варварского отношения к природе косы. Пока шли от парома к ангарам, Валерий Михайлович рассказывал: «Перед последним Днем флота, в июле, косу убирали. Не знаю, кого нанимала «Морская звезда», на которой «висят» ангары, но их территория была убрана, причем неплохо. Но собранный мусор так и остался на косе, а его надо вывозить. Одна громадная куча находится у ангара, вторая — на аэродроме. Обращался несколько раз в администрацию округа по этому поводу. Но до сих пор безрезультатно».

Пока катили в служебной «Ниве» ко второй куче, Валерий Логинов успел рассказать, что в то время видел, как работник МУП ЖКХ вывозил мусор на аэродром. И что куча, с технической точки зрения, «сбивает» глиссаду (предпосадочную наклонную прямую), параметры которой очень важны для экипажа самолета при заходе на посадку. «Был у авиаторов, говорил. Но у них тогда шло расследование ЧП — во время парада упал самолет, погибли летчики. Им было не до того. А потом у меня самого много дел было»,— продолжал лесник.

Местный «автобан» кончился, свернули на грунтовку. Немного пришлось пройтись пешком по весенним лужам. Куча (по прикидкам лесника, там выгружались пять-шесть машин) строительного и бытового мусора была ловко замаскирована в кустах. Если бы не следы машины, ведущие к ней, ни за что не найдешь.

Имея в запасе полтора часа до парома, я зашла к начальнику ЖЭУ № 5 Ольге Быковой. О проблемах местного ЖЭУ можно писать отдельный материал. Мусор — одна из самых наболевших. За двадцать дней, пока паром был на профилактическом ремонте и вместо него ходил буксир, его скопилось неимоверное количество. Вообще же мусоровоз переправляется раз в неделю, летом — два. Уборка полностью зависит от переправы. Насчет куч выяснилось следующее. Та, что у ангаров — на совести ООО «Морская звезда». Уборку той территории они производили сами и местных балтийских коммунальщиков не подряжали. Причастность работников ЖКХ ко второй куче Ольга Прокопьевна отрицала: «Если кто-то видел, что вывозил рабочий ЖКХ, значит, должен был записать номер машины. Тогда бы мы начали о чем-то разговаривать. На косе сейчас покупают частные дома, землю под дачи. И каждый хозяин вывозит свой строительный и бытовой мусор, куда посчитает нужным. Как за этим уследить — не знаю. Поэтому это голословное утверждение. Весь бытовой мусор мы вывозим в Балтийск, здесь не складируем. Двигать кучу с места на место смысла нет».

Как выяснилось по возвращении на «большую землю», собственник территории ангаров ранее к административной ответственности не привлекался. Но информация о мусоре на их территории и на аэродроме очень заинтересовала представителей административной комиссии и инспектора санитарного состояния БГО и вывоза ТБО. И весьма вероятно, что, например, вышеупомянутому юридическому лицу придется раскошелиться — минимум на 90000 рублей.


Большой проблемой для жителей косы продолжает оставаться переправа. С начала года стал в опрос о прекращении паромной переправы на косу. В январе состоялось экстренное совещание главы БГО в связи с принятием решения структурами Минобороны о прекращении с 1 февраля паромного сообщения с косой.

Администрация БГО вышла с ходатайством к губернатору области и к командующему Балтфлотом о продолжении перевозок. Обращение было принято с пониманием. По решению командования флота работа парома продлена до 18 июня этого года. Но, в связи с плохим техническим состоянием, паром до 20 февраля становится на ремонт. На это время перевозка будет осуществляться буксиром по графику: с 7.00 до 8.00 — перевозка людей в 2—3 рейса, с 13.30 — перевозка школьников из Балтийска на косу, и с 18.00 до 20.00 — переправа жителей на косу.

Конечно, это решение временное и не решает проблему. Состояние транспортных средств военных, осуществлявших переправу, не позволяет использовать их и далее. Администрацией БГО проводятся работы по созданию гражданской структуры, отвечающей за организацию переправы. Вопрос очень сложный, так как это связано с необходимостью приобретения или взятия в аренду новых транспортных средств, передачи от военных причала, построения вокзала. Все это требует больших средств, которых у города нет. Губернатор, как он заявил на заседании правительства РФ, видит решение этой проблемы в передаче переправы в частные руки. Так что, жители косы, привыкайте жить при капитализме, и готовьтесь платить за переправу. Халява кончается!

Проблема переправы на косу так и остается нерешённой, хотя и стоит на контроле правительства области. В июне осуществляющий переправу паром прекращает свою работу, а конкретного плана решения проблемы у администрации до сих пор нет. Она мечется в выборе вариантов: то ли купить 30-летнее старье в Литве за 2,7 млн. рублей, то ли еще большее старье в Польше, но уже вдвое дороже, то ли заплатить 2,6 млн. рублей за ремонт флотского катера. Но денег все равно нет. Ясно только, что будет создано гражданское предприятие с постепенной передачей его в частные руки. И, как заявил вице-премьер правительства области Юрий Шалимов, жители косы должны платить за переправу, так как они ничем не лучше тех, кто добирается из Балтийска в Калининград. Хорошо сказал! Это он передал мнение губернатора, высказанное им еще в Москве на заседании в правительстве РФ. Ну что ж, жители косы, привыкайте жить при бандитском капитализме. За что боролись — на то и напоролись! У нас теперь всюду бизнес, даже в ЖКХ, как заявил тот же Шалимов. Стонете от непомерных цен за комуналку? Так это мелочи по сравнению с теми ценами, что нужно будет платить новым российским бизнесменам. Вот все передадут в частные руки, тогда поймете, что жили в раю, а были всем недовольны. Правда, зарплата у вас так и останется социалистической, платить же за услуги придется по капиталистическим расценкам, то есть сколько назначит нынешний хозяин нашей земли — капиталист. В такой стране мы ныне живем, сами выбираем себе таких правителей. А если чем недовольны, то попробуйте попасть на прием к главе. Запишитесь и подождите месяц, когда у главы на вас, может быть, и найдется время в последний четверг месяца. А если по какой-либо причине не попали на этот раз, то ждите еще месяц и т.д.

стр. 1 > стр. 2

Траншея, вырытая копателями кабеля
Траншея, вырытая копателями кабеля

 


   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
           
Hosted by uCoz