ДО ВОЙНЫ 1. В краю древних |
история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 > ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОВОЕННАЯ 9. Между двумя войнами 9.1. Интересы российской разведки На укреплениях пиллауской цитадели частично сохранились изображения прусских орлов. Они появились здесь после окончания франко-прусской войны Масштабами военных приготовлений интересовалась российская военная разведка. Для того чтобы узнать о состоянии пиллауской артиллерии, сюда под видом моряков торгового флота посылались «Моя обязанность доложить,— говорилось в его донесении,— что в случае войны проектируют увеличить на 10 процентов теперешнюю цифру орудий прибрежной обороны. Детальные чертежи этих укреплений будут представлены мною, но не ранее осени, так как для верности и безопасности дела я не должен действовать настойчиво. Мне необходимо поручить одному лицу объехать линию укреплений для выяснения некоторых деталей». Германские власти приняли повышенные меры секретности. По правилам захода кораблей в Пиллау, одновременно у причальной стенки могли находиться не более трех кораблей под иностранными флагами. За их экипажами велось негласное наблюдение. Все эти меры затрудняли действия российских разведчиков, собиравших информацию среди чиновников и служащих военного ведомства Берлина и Кенигсберга. В шифровке на имя морского министра сообщалось о сложностях агентурной работы: «Лицо, сообщившее о морских крепостях, отказывается от дальнейших сообщений, а помянутое мной второе перед самым отъездом отказалось от поручений. Все это понятно. Тюремное заключение грозит каждому попавшемуся, если не больше, попасться же весьма легко. Успех будет зависеть от многих случайностей…» Между Военным и Морским министерствами России возникли разногласия о стоимости покупки чертежей пиллауских укреплений. После долгих переговоров расходы решили поделить пополам. Однако связь «с человеком, имеющим эти чертежи на руках», была утеряна. И только в конце В 1882 году Морскому министерству России стало известно об усилении береговой обороны Пиллау орудиями большой мощности, установленными на укрытых позициях. А в октябре 1894 года морской агент доносил о строительстве новых броневых батарей в Пиллау: «В последнее время германское правительство посвящает этому укрепленному пункту особое внимание и затрачивает на расширение и усовершенствование его крепостных сооружений весьма значительные средства». В 1903 году лейтенант Военно-Морского флота России Л.Б. Кербер получил задание тайно осмотреть укрепления города и крепости Пиллау. Вся операция строилась на простом расчете. Кербер прибыл в Берлин с бумагами по военно-техническому сотрудничеству между Россией и Германией. А так как вручение их было отложено на понедельник, он отплыл пароходом в Данциг и весь следующий день бродил по его улицам, осматривался, нет ли слежки. На окраине Данцига ему удалось сесть в поезд, следовавший в Кенигсберг, и воскресным утром Кербер, не привлекая к себе внимания, вышел на пиллауском вокзале. «На пространстве между вокзалом и городом построена большая трехэтажная казарма и строится еще несколько домов казенного типа. Это указывает на увеличение числа гарнизона и, возможно, числа батарей» — отмечалось в его донесении. Действительно, в 1904 году в северной и южной казармах разместились пехотные подразделения, а накануне Первой мировой войны была построена и артиллерийская казарма. Все эти здания пострадали в годы Второй мировой войны, но были восстановлены, и сегодня их можно увидеть в первозданном величии. Кербер обратил внимание и на столбы с проволочным заграждением, стоявшие по обе стороны от дороги на городской пляж: «Прибрежные укрепления Пиллау все лежат на опушке искусственно разведенного леса, носящего название крепостной плантации. Лес этот разделен на правильные участки шоссенированными хорошими дорогами. К сожалению, большинство из них или закрыто шлагбаумами или же большие щиты с соответствующими надписями извещают, что при прохождении по ним виновные будут немедленно арестованы». Вечером того же дня Кербер выехал в Берлин. В своем отчете он писал: «Вообще со стороны моря, идя вдоль береговой черты, весьма трудно распознать присутствие батарей, так как брустверы сделаны весьма искусно… о чем свидетельствуют насаждения на склонах бруствера. Ни числа, ни калибра пушек определить не удалось». Активное изучение пиллауского побережья началось в 1909 году, когда командующий силами Балтийского флота адмирал Н.О. Эссен представил в Морской Генеральный штаб план минных постановок у берегов Восточной Пруссии. Под его началом морская разведка велась как кораблями, так и соединениями флота. И вскоре пришел успех. Накануне Первой мировой войны морская разведка получила фотокопию плана немецкой обороны Пиллау с размещением двух батарей тяжелых орудий. «Наши рекогносцеры положительно свидетельствуют, что район их расположения охраняется издалека гораздо строже, чем район батарей, расположенных на самом берегу, где орудия сосчитывались нашими офицерами». На основании этих данных командование Балтийского флота сделало вывод, что укрепления Пиллау «могут оказать сильное противодействие как при высадке «Глубина новых гаваней, фарватеров к ней и морского канала будет доведена до 8 метров. Начало работ предполагается в ближайшее время. Имеются сведения относительно минного заграждения фарватера Пиллау. Весь материал, так же как и стальные кабели для заграждения, находится в форте Штилле. Все эти мероприятия характерны тем, что выполняются они как раз в то время, когда начинает выступать на сцену наш флот. И тогда немцам придется оперировать против нас более современными судами. Здесь на эту сторону не упускают обратить внимание». Общий вид сверху Пиллау начала XX века смотри здесь >>> 9.2. Начало Первой мировой войны В жаркие июльские дни 1914 года на песчаных пляжах Пиллау не было видно отдыхающих. По приказу коменданта гарнизона с побережья были убраны ориентиры для военных кораблей, установлены наблюдательные посты и приведена в боевую готовность береговая артиллерия. На подступах к городу были построены новые укрепления, а окна обывательских домов содрогались от выстрелов на гарнизонном стрельбище. Субботним вечером первого августа на городской телеграф пришла телеграмма о начале войны с Россией и мобилизации резервистов, проходивших обучение в цитадели. В последующие недели на полях Восточной Пруссии развернулись ожесточенные сражения, отзвуки которых доносились и до Пиллау. На случай оставления города в Военной гавани изготовили понтонный мост, а часть населения перебралась в более безопасный Данциг. Те, кто решил остаться в городе, запасались едой. Ее доставляли из Кенигсберга на судах, арендованных магистратом. Уже в первые месяцы войны на пиллауский вокзал прибыли составы с беженцами и ранеными немецкими солдатами. А после поражения русской армии в окрестностях города появился небольшой по численности лагерь русских военнопленных, работавших в порту. Под надзором полиции остались до конца войны в Пиллау французы и англичане, отдыхавшие на местном курорте. На их глазах выходили из гавани немецкие крейсеры «Аугсбург» и «Магдебург». Их экипажи ставили мины, вели обстрел русских портов, маяков и пограничных постов. В одной из операций крейсер «Магдебург» наскочил на риф и был подорван командой. Водолазы Балтийского флота нашли в его помещениях секретные документы и шифровальные таблицы. Вместе с ними выходил в море и легкий крейсер «Пиллау». Судьба этого корабля необычна. Под именем «Муравьев-Амурский» он строился по заказу русского правительства, однако с началом войны оказался в составе германского флота. В бою у пролива Скагеррак корабль потерял часть команды и получил тяжелые повреждения. Моряки «Пиллау» активно участвовали в восстании немецких моряков в ноябре 1918 года. После окончания войны корабль передали англичанам, а затем итальянцам. В сентябре 1943 года его потопила американская авиация. Минные постановки у берегов Пиллау проводили и корабли Балтийского флота. В ноябре 1914 года в них участвовал дивизион особого назначения, куда входили современные эскадренные миноносцы. Один из участников этого похода, морской офицер Г.К.Граф, так описал это событие: «Между тем качка все усиливалась… Было решено идти к Пиллау как в более защищенное место. В 1 час 55 минут ночи должна была начаться постановка. Пока все шло благополучно, но с каждой минутой, чем дальше мы углублялись в бухту, тем возможнее становилась случайная встреча с неприятельскими судами, а тогда все наши планы могли рухнуть. Вот и всего полчаса осталось, напряжение достигло апогея. Все лихорадочно вглядывались вдаль, но ничего подозрительного не было… Вот в темноте стали вырисовываться На поставленных русскими моряками минах подорвались торговые корабли немецкого флота. 9.3. Военная жизнь города Гражданское население Пиллау посылало своим солдатам теплые вещи и посылки с продовольствием. Для помощи фронту было собрано около восьми тонн цветных металлов, в том числе и все церковные колокола. Домохозяйки отдали медную кухонную утварь, служившую семейной реликвией и символом домашнего очага. С каждым годом войны снабжение населения все более ухудшалось. Продукты питания выдавались по карточкам. И в 1917 году в Пиллау вспыхнули продовольственные беспорядки. Женщины громили булочные и пекарни, требуя муки и хлеба для голодных детей. Активных участниц арестовали и подвергли заключению. Для голодающих в городе открылись «народные кухни». Не хватало не только еды, но и денег. Решением магистрата были отчеканены цинковые монеты, имевшие хождение наряду с государственными денежными знаками. На лицевой стороне «военных денег» был изображен герб города. Жизнь горожан улучшилась после размещения в Пиллау тыловых органов Восточного фронта. В порту, откуда в Россию уходили корабли, груженные цементом, колючей проволокой, боезапасом и продовольствием, открылись новые рабочие места. У людей появилась возможность приобрести или обменять на «черном рынке» необходимые продукты питания и одежду. 9.4. Революция в Пиллау На фронтах Первой мировой войны погиб каждый десятый солдат — житель Пиллау. В память о них были воздвигнуты памятные знаки и обелиски (подробне о них смотри >>>). После свержения в ноябре 1918 года кайзеровского режима городское управление в течение трех дней проводило праздничные приемы в Доме стрелка. В Пиллау распространялись листовки с антивоенными призывами. Над административными зданиями развевались красные флаги, а по улицам шли демонстрации немецких солдат и русских военнопленных. Власть в городе перешла Совету солдатских депутатов, взявшему под контроль военные объекты, вокзал и телеграф. Для помощи левым силам в Кенигсберге готовились торпедные катера с десантом на борту. Участники митинга в пехотных казармах выбрали рабочий Совет. Город в эти дни напоминал интернациональный лагерь. Отправки домой ожидали тысячи бывших военнопленных — французских, американских и австралийских солдат. Вместе с ними возвращались на родину и немецкие солдаты, воевавшие на Восточном фонте. Однако часть гарнизона отказалась подчиниться штабу революции. Экипажи подводных лодок вышли в море, чтобы сдаться шведским властям. 9.5. После войны Последствием Версальского договора стало превращение города в гигантский военный склад. На железнодорожных путях стояли десятки эшелонов с военным имуществом, вывезенным из германских земель, отошедших к Польше. Повсюду на площадях и улицах Пиллау лежали рулоны материи, ящики с боеприпасами и продовольствием, медикаментами, обмундированием и снаряжением. Возле домов обывателей замерли тяжелые мортиры, доставленные сюда с огневых позиций. Огромное количество ценных вещей не могло не привлечь внимания охотников за легкой добычей. После того как хищения достигли огромных размеров, на улицах появились вооруженные патрули, что привело к забастовке среди местных жителей. Терпение властей переполнила находка среди кладбищенских могил склада с шампанскими винами. Для наведения порядка в Пиллау прибыл По требованию стран Антанты большая часть укреплений на побережье Балтийского моря подлежала уничтожению. Наблюдение за этим было возложено на французскую миссию. Вместе с французами на учениях пиллауского гарнизона присутствовали и советские военные делегации, отмечавшие высокую выучку немецких артиллеристов береговой и зенитной артиллерии. Все предвоенные десятилетия на полигонах Пиллау готовились солдаты и офицеры немецкой армии. Летом 1920 года улицы Пиллау запрудили десятки тысяч человек, прибывших для участия в плебисците о принадлежности южных районов Восточной Пруссии. Только в один из дней одновременно сошли на празднично украшенный флагами и транспарантами берег двенадцать тысяч человек. Отсюда к местам голосования они доставлялись по железной дороге. В памяти жителей Пиллау осталось еще одно событие осени того же года, когда по улицам города прошли солдаты в остроконечных шлемах с красными звездами. Это были части Красной Армии, разбитые под Варшавой. По соглашению с прусским правительством отсюда их отправили на родину. Послевоенная жизнь в Пиллау постепенно налаживалась. Домой из плена возвратились солдаты и торговые моряки, интернированные в портах Австралии и Америки. Городские власти купили для них участки земли вдоль Кенигсбергского шоссе. В эти годы на месте рыбацких хижин строились многоэтажные дома и на Камстигале. Кирпич для них выпускался на заводе, расположенном у подножия горы Швальбенберг. Больше всего бытовых проблем испытали жители Хакена. Их дома, В ноябре 1927 года состоялась праздничная церемония передачи в городское управление водопроводной сети и канализации. Их строили больше десяти лет. Для жителей Пиллау, бравших воду из колодцев, это событие имело особое значение. При помощи электронасосов вода из артезианских скважин поступала в резервуары, откуда подавалась в дома и квартиры. Водонапорная башня архитектора Ганса Хоппа — одно из самых высоких строений города. Ее высота составляла 32 метра, а емкость резepвyapa — 300 кубометров. Башня имела систему очистительных фильтров. Она служила и в качестве наблюдательного пункта. До сегодняшнего дня сохранились еще три водонапорные башни. Самая старая из них находится на территории пехотных казарм, две других — в южной части Русской набережной и рядом с Домом спорта. (подробнее о водонапорной башне Хоппа смотри >>>) В те годы большинство городских дорог получили асфальтовое покрытие и брусчатку. Вместо деревянных мостов были установлены металлические конструкции. Весь зеленый покров полуострова и косы В эти десятилетия проводилась реформа школьного образования. В городе открылись народная и средняя школы, профессиональные лицеи для мальчиков и девочек, реальная гимназия. 9.6. Торговля с СССР Зимой 1929 года десятки кораблей под разными флагами попали в ледяной плен на рейде Пиллау. Немецкое правительство обратилось за помощью к Советскому правительству. Прибывший ледокол «Ермак» разбил метровые льды и вывел корабли на чистую воду. 9.7. Визит советских кораблей В августе 1929 года из Кронштадта в заграничное плавание вышел отряд кораблей Балтийского флота. В приказе начальника Морских Сил СССР говорилось о «демонстрации наших достижений». Согласовывая план визита, немецкая сторона опасалась, что местные коммунисты будут преследовать свои цели. Один из советских участников этих переговоров писал: «…немецкий морской штаб не может представить, что мы такие же цивилизованные моряки, как и другие нации». Германским властям было обещано, что советские моряки будут соблюдать все международные правила и церемонии. И все же в одном вопросе советские дипломаты проявили настойчивость. Время захода в Пиллау пришлось на выходные дни. Это дало возможность жителям города посетить советские эсминцы «Рыков» и «Ленин», которые впервые совершили официальный визит в Пиллау. Поход готовился тщательно. Среди экипажей проводилась большая разъяснительная работа, как вести себя с населением. С представителями «буржуазии» следовало держать себя «строго выдержанно, корректно и вежливо, с сознанием достоинства пролетарского государства», к рабочим же проявлять «дружественное и теплое отношение, проникнутое пролетарским гостеприимством». Особое отношение к эмигрантам из России: их не пускать на корабли. Чтобы запретить обмен денег за границей, у краснофлотцев переписали номера «советских червонцев». Сведения о кораблях разрешалось давать только те, что были изложены в немецком справочнике по иностранным флотам. Во второй половине августа 1929 года оба эсминца подошли к приемному бую. Командовал отрядом командир РККФ П.И. Смирнов. У входа в пролив их встретил адъютант коменданта крепости. Обменявшись салютом наций, корабли ошвартовались во внутренней гавани. Первым стал к берегу «Рыков», а бортом к нему «Ленин». Многочисленные жители приветствовали заход советских кораблей. Во время визита к коменданту крепости был задан вопрос о порядке увольнения в город. «Никаких ограничений,— последовал ответ. От имени городского совета экипажам кораблей вручили пятьсот пачек сигарет. Официальные лица Пиллау посетили эсминец «Ленин» с ответным визитом. На корабле их интересовало все — от ходового мостика до порядка в кубриках. «Все было в блестящем состоянии»,— говорилось в отчете об этом посещении. Гостей угостили бутербродами с паюсной икрой. Диковинная еда понравилась. Несколько баночек ее в знак признательности подарили бургомистру, коменданту крепости и командиру артиллерийского отряда. На городском стадионе в этот же день состоялись спортивные состязания: встреча по футболу, эстафета и традиционное перетягивание каната. А в гавани прошли шлюпочные гонки, победила команда с эсминца «Рыков». Вечером того же дня состоялся прием у бургомистра. На следующий день командный состав отправился на экскурсию на янтарный завод, а затем — на банкет к коменданту крепости. Ночью экипажи кораблей были подняты по тревоге. На берегу, рядом с местом стоянки кораблей, загорелась булочная. Боевому расчету, прибывшему через несколько минут на место пожара, удалось потушить его. Власти города поблагодарили советских моряков за самоотверженные действия. Экипажи эсминцев побывали в Эльбинге, входившем в состав Восточной Пруссии. На улицах города их встретили немецкие коммунисты с плакатами в руках. Ситуацию спасли сами краснофлотцы. Они стали играть популярные мелодии на своих музыкальных инструментах. Советские офицеры дали прием в пиллауском казино. Угощение готовилось на кораблях. Немецким таможенникам выдали расписку, что оно не предназначено для продажи. На вечере офицерам гарнизона показали фильм на английском языке «Москва в Октябре». В каждом бородатом русском немцы «узнавали» Льва Троцкого, одного из видных деятелей большевистской партии. Членов семей немецких офицеров напоили чаем с вареньем в корабельной кают-компании. После завершения визита в отчете командира отряда отмечалось, что ему удалось сэкономить двести марок. За дни пребывания в Пиллау на кораблях Балтийского флота побывали местные жители, курсанты артиллерийского училища, советские специалисты, работники дипломатической и торговой миссий. На время посещений были убраны политические лозунги и портреты советских вождей. Впрочем, экскурсии не поощрялись, «…если таковые не смогут быть использованы рабочими организациями». В визите в Пиллау приняли участие 356 краснофлотцев и 29 командиров РККФ. Кроме них, в составе экипажей находились курсанты военно-морского училища имени М. Фрунзе. «Поведение краснофлотцев в городе было безупречным. Вели себя культурно и пленили немцев в целом и местное население в частности,— рапортовал командир и комиссар похода П.И. Смирнов. — С немцами были установлены простые дружеские отношения, построенные на достойном отношении друг к другу. Немцы были чрезвычайно вежливы, но не назойливы. Инструкции СССР были выполнены в точности, и визит, безусловно, укрепил международные отношения. Удачность посылки эсминцев в Восточную Пруссию подтверждается не только немцами, но и всеми фактами. Испытания команды, произведенные немцами на спортивном празднике, дали более чем хорошие данные для соответствующих выводов обеими сторонами. Немцы не ожидали увидеть миноносцы в таком блестящем состоянии со всех точек зрения». К концу визита изменился и характер сообщений в местной прессе: от сдержанных комментариев — к дружеским статьям. Жители Пиллау провожали советские корабли с букетами цветов. В знак особого доверия командирам эсминцев было разрешено покинуть гавань самостоятельно. На рейде «Рыков» и «Ленин» встретились с крейсером «Авророй» и благополучно возвратились в Кронштадт. 9.8. Развитие туризма и экономики Советские моряки были не единственными, кто посещал в эти годы Восточные ворота Германии. К середине В 1941 году по проекту инженера Скорта Фрика была построена гостиница «Золотой якорь», сохранившая свое имя до нашего времени. Однажды, уже в советский период, в ней останавливался будущий лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский. Экономика города находилась на подъеме. В 1929 году начал работать судостроительный завод фирмы Утром и вечером от железнодорожного вокзала отходил 9.9. Культурные события Жизнь города была богата и культурными событиями. В конце В Пиллау родился и вырос немецкий писатель Ганс Парлов. Юнгой на парусном судне он совершил дальние океанские плавания, впечатления от которых стали сюжетами для его книг. В Кенигсберге и Геттингене Парлов изучал историю и географию. В качестве стипендиата прусского министерства культуры он отправился в Испанию, где провел большую часть своей жизни, написав романы, принесшие ему европейскую известность. Кроме прозы, Парлов писал стихи. Одно из них — «Есть город на море Балтийском» — было положено на музыку дирижером военно-морского оркестра и стало гимном Пиллау. 9.10. Нацистское правление С приходом к власти нацистской партии для жителей города начался новый отсчет времени. Улицам стали давать имена: «Хорста Веселя», «Геринга», «Штурмовиков». Нацисты демонтировали бюст президента Германии социал-демократа Ф. Эберта, сооруженный на деньги рабочих и служащих пиллауской железной дороги. Канцлеру Адольфу Гитлеру во время посещения Пиллау было присвоено звание почетного гражданина города. Несколько мелких предприятий, гостиница и рыбоконсервная фабрика принадлежали фонду Эрика Коха, правителя Восточной Пруссии. Люди перестали посещать лавки и магазины, принадлежавшие евреям. Партийные активисты писали мелом на так называемых «досках позора» фамилии тех, кто пользовался их услугами. Опасаясь за свою жизнь, все еврейское население Пиллау, продав имущество, покинуло город. В конце В 1936 году тихие и уютные улицы города выглядели еще наряднее. Корабли в гаванях были расцвечены флагами. На ратушной площади бургомистр приветствовал многочисленных гостей, среди которых находился и командующий 9.11. Подготовка к войне В августе 1939 года в Пиллау прибыли войска, принявшие участие в войне против Польши. У причальных стенок расположились На пяти аэродромах в окрестностях города базировались самолеты морской авиации, совершавшие разведывательные полеты вдоль советских границ. Строительство еще одного аэродрома намечалось у горы Швальбенберг, где возвели ангары и вспомогательные строения. Однако завершить работы не удалось. Стали ощущаться колебания почвы. Местность передали военным морякам, построившим здесь современную гавань для стоянки кораблей, включая тяжелые крейсеры. Причальные стенки гавани имели устройства для подачи воды, пара, топлива, электроэнергии, воздуха высокого давления и постоянного тока. Здесь же находились многочисленные склады и укрытия, железобетонные хранилища и сеть трубопроводов. В предвоенные годы в гарнизоне работали: судоремонтный завод, подземный Постепенно менялись и городские границы. К Новому Пиллау присоединился Старый Пиллау, а затем и местность вокруг крепости. Позднее в черту города включили Русскую набережную и Внутреннюю гавань. С 1937 года под управление пиллауского бургомистра перешло селение Камстигаль, а с 1943 года — курортное местечко Нойхойзер. Благодаря этому площадь Пиллау выросла до 1026 гектаров к 1922 году и до 1752 гектаров к 1941 году; число жителей составило 12.271 человек. Это не считая военнослужащих, размещенных в четырех военных городках, и того, что семьи офицерского состава жили в Кенигсберге. Вид сверху на Пиллау На занятиях солдаты гарнизона заучивали наизусть фразы из немецко-русского разговорника: «Есть ли запас бензина, масла, продуктов?», «Есть ли здесь советские войска и патрули?», «Дома, из которых стреляют, будут сожжены, а жители расстреляны». история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 > |
|
|||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы |
|||||