ЛЕТОПИСЬ
ПИЛЛАУ IX—XVII век |
Главная > История > Летопись > Пиллау IX—XVII век > ЛЕТОПИСЬ Хронологию (годы и события) нашего города можно разделить на несколько периодов, связанных с коренными изменениями в судьбе города. Довоенный период, от первых поселений на территории нашего города, первых упоминаний о городе Пиллау до 25 апреля 1945 года, когда штурмом советскими войсками был взят немецкий город Пиллау, и послевоенный период, уже советского города Балтийска.
Место, где сейчас размещается город Балтийск, начало заселяться ПИЛЛАУ IX—XVII век ь. Город образовался из пяти ранее самостоятельных деревень. Это были Вограм, Старый Пиллау, Фишдорф (около крепости), Новый Пиллау (Хакен, Крючок) и имение баронов Крюгер — селение Камстигалль. Большое значение для развития города имели коса (Нерунг) и пролив. Коса образовалась из наносного песка, через неё прорвались воды Балтики и образовали замкнутый водный бассейн — лагуну, выход воды из которой образовал пролив (Бальга). Этот пролив ранее находился у селения Эльбинг. Примерно IX век — Первые сведения о племени пруссов, населявших 997 — В апреле убит прусскими язычниками христианский проповедник Войцех Адальберт, канонизированный римской церковью в июне 999 года. 1004 — Образовался пролив у Лохштедта или «Старый пролив». 1014—1035 — Период правления на Земландском полуострове датского короля Канута. 1253 — Начало завоевания тевтонскими рыцарями юго-западной части Земландского полуострова (район современного города Балтийска). Отряды рыцарей Тевтонского ордена, перейдя по льду Фрише-Хаффа, вторглись на Замланд вблизи места, где потом был построен замок Лохштедт (около нынешней заставы). Пруссы упорно сопротивлялись. Военные действия велись с переменным успехом в течении многих десятилетий. И все же победа досталась ордену, во многом благодаря предательству прусской знати. 1258 — Первое достоверное известие о селении Вограм появляется в документах, датированных 3 мая 1258 года. В документе упоминается о дележе леса между жителями и епископом Замланда. Тогда это селение располагалось у Королевского озера. 1264 — Тевтонский орден и римская церковь обменялись участками земли на пиллауском полуострове. Епископ Замланда получил часть лесных угодий для строительства своей резиденции в Фишхаузене (ныне — Приморск). Рыцарям же досталась песчанная возвышенность, где они возвели один из первых замков ордена на прусской земле, названный Лохштедтом. 1270 — Началось строительство самой старой крепости нашего города — орденский замок Лохштедт. 1300 — В основном закончилось строительство замка Лохштедт, который, к сожалению, не сохранился до настоящего времени, хотя остатки его фундамента еще можно найти в районе Заставы справа от шоссе. Для защиты судоходства по проливу и был построен этот замок рыцарями Тевтонского ордена. Первоначально Лохштедт был резиденцией комтура — главы округа-комтурства. Позже округ Лохштедт вошел в комтурство Кенигсберга. Кстати, территория Балтийского городского округа приблизительно совпадает с территорией комтурства Лохштедт. Подробнее смотри > 1363 — Появился Старый Пиллау в районе нынешнего Поля чудес. Центром Старого Пиллау была гора Пфундебудеберг, на которой распологалась Таможенная изба и, рядом с ней, кирха. Селение делилось на две части: восточные горы — Большой Пиллау, и, западнее, ближе к морю — Малый Пиллау. Обе деревни позже соединились. 1427 — Была сильнейшая засуха — от апреля до августа не выпало ни одного дождя. 1430 — В докладе комтура Бальги великому магистру Тевтонского ордена от 24 августа о работах, производимых для укрепления и предотвращения размывания косы, впервые употребляется слово «пилен».Селение Пиллау (с 1725 года деревня Старый Пиллау) располагалось у горы Пфундбуденберг, которая названа так по имени Пфундбуде (таможенной избы) — старейшего здания этого селения. 1455 — Закончилась война между Польшей и Тевтонским орденом, не в пользу последнего. Именно в документах этого года упоминается впервые селение Камстигалль (п. Севастопольский), в связи с сообщением о сожжении его поляками. 1476 — Селение Камстигалль получило торговые привилегии. Жители Камстигалля занимались, в основном, сельским хозяйством, а также рыболовством и разведением рыб. Разведение новых пород рыб берет свое начало еще с Орденских времен. В Камстигалле разводили карпа в озере "Карпов пруд". 1479 — Произошел прорыв вод у Пиллау. 1510 — 10 сентября, благодаря необычному по силе шторму, Пиллауский пролив стал судоходным. Этот факт имеет для нашего города огромное значение. Ведь в результате создалась важнейшая жизненная артерия будущего города, возможность его существования. 1537 — Построено первое строение на Хакене (Новом Пиллау) — блокгауз для таможни. Южная оконечность Пиллауского полуострова в XVI веке имела форму крючка. Это место так и называли «Хакен», что в переводе с немецкого означает «крючок» (район маяка и площади Балтийской славы). Заселение Хакена происходило не сразу. Вначале маркитанты и рыбаки из Старого Пиллау образовали близ крепости небольшую рыбацкую деревушку Фишдорф, они торговали с солдатами крепости и жителями. 1543 — На Хакене построены складские помещения, в которых лоцманы зимой хранили бочки и прочее имущество, необходимое для обозначения фарватера залива. Этот склад был близ современного маяка. 1550 — До оккупации шведами Пиллау предпринимались три попытки защитить селение от неприятеля постройкой защитных рвов, но они быстро заносились песком. Такая участь постигла защитные рвы, построенные в 1550 и в 1601 годах. Начатое строительство новых укреплений в 1625 году было прервано захватом Пиллау шведскими войсками. 1583 — Жители деревни Вограм построили вблизи моря церковь Святого Адальберта. 1583 — Пиллау получает торговые права. Эти права подтверждены 23 июня 1640 года, так как они были утеряны во время шведской оккупации. 1585 — В небе наблюдалось северное сияние. 1598 — В Старом Пиллау построена кирха. В 1657 году она сгорела от молнии и была восстановлена в 1675 году. 1600 — Cеление Пиллау состояло из двух частей: восточнее горы Пфундбуденберг — Большое Пиллау, западнее — Малое Пиллау. Позднее Малое Пиллау полностью занесло песком. Центром селения была таможня (Пфундбуде), рядом с ней кирха. Дом таможни находился на горе и представлял собой отличное двухэтажное здание с двойными погребами. Еще одним значительным строением Старого Пиллау был осетровый дом у подножья Пфундбуденберг, где мариновали осетра и готовили к продаже икру. Позже дом перенесли к гавани Хинтерхафен (Внутренняя гавань). 1601 — Между Старым и Новым Пиллау были возведены укрепления голландским инженером де Кампом. 1608 — Курфюрст документом от 16 июля утвердил особую лоцманскую службу в Пиллау. Домик лоцманов (Пиллотенхаус) был тогда рядом с кирхой Старого Пиллау, затем, в 1657 году, вахта была переведена на Хакен, где построили специальную лоцманскую башню. Сами лоцманы жили в Старом Пиллау. В 1664 году вышли новые правила лоцманской службы. Различали лоцманскую службу морскую и внутреннюю. 1625 — Началось строительство бастиона по плану Абрахама фон Дона. 1626—1636 — Шведский период в истории города. 1626 — 6 июля у Пиллау совершенно неожиданно появился шведский флот, состоящий из 37 парусников. Защитники рвов успели дать один залп и сдались шведам без сопротивления. Густав II Адольф оставил в Пиллау 3 полка под командованием Николауса Штернешильта, а сам отплыл с ядром основных сил на Браунсберг (г. Бранево, Польша) для нападения на Польшу. Шведы прервали военные действия, и осенью 1626 года расположились на зимних квартирах, а король вернулся на родину. Курфюрст Георг Вильгельм по настоянию Польши усилил крепости Лохштедта и Фишхаузена. Густав II Адольф вновь появился здесь в мае 1627 года и повел решительное наступление на Лохштедт. Вскоре он заключает перемирие с Польшей на 6 лет. Это перемирие ему было необходимо для сохранения оккупационных войск в Пиллау, Лохштедте, Фишхаузене и других городах Замланда, т.к. оккупация приносила большие доходы в виде таможенных сборов. Для защиты пролива и своих войск в Пиллау король Густав II Адольф развил бурное военное строительство. Восточнее крепости, там, где позже будет Курфюрстенбольверк (Морской бульвар), в 1627 году был построен редут. В это же время для обороны Пиллау с севера были построены укрепления, расположенные поперек полуострова от залива к морю, названные «Шведеншанце» (между Балтийском и Мечниково). Но главным было строительство крепости по проекту самого короля. Этим он увековечил свое имя в истории нашего города. 1627 — Построен в Вограме кирпичный завод, который проработал до 1900 года. Кирпич использовался для строительства шведских укреплений. Близ поселка Камстигалль жили работники, изготавливавшие кирпич. С 1795 года он стал называться Кенигсбергский завод. 1629 — Появились первые жилые дома на Хакене, а первыми улицами этого возникающего селения были Лицентштрассе и Хаффштрассе (район маяка). Это селение так и называли «На Хакене». 1632 — Началось строительство пиллауской крепости — цитадели (известной под именем «шведская крепость») по проекту шведского короля Густава II Адольфа. Она была почти правильной пятилучевой формы. Строительством руководил 1635 — Было заключено перемирие, по которому шведы должны были вывести свои оккупационные войска отовсюду, в том числе и из Пиллау. Шведские войска покинули Пиллау, не успев закончить строительство крепости. 1636 —15 января в крепость вошел бранденбургский полк фон Редерна. С этого времени Пиллау стал его постоянным местом дислокации. 1640 — Курфюрстом Бранденбургским стал 1640 — На Хакене появился первый трактир с гостевыми комнатами. Его открыл служащий таможни Амброзиус Бергман, получивший привелегию на торговлю вином. 1646 — На Хакене построена первая гостиница для иностранных моряков. 1646 — Великий курфюрст учредил государственную почту, и был проложен почтовый путь из Берлина в Кенигсберг через Кольберг (г. Колобжег, Польша), Штольп (г. Слупск, Польша), Данциг (г. Гданьск, Польша), 1657 — Губернатор Пиллау приказал вырубить весь лес до Нойхойзера (п. Мечниково), чтобы своевременно можно было заметить приближающегося к крепости неприятеля. Следствием этого непродуманного шага явилось полное занесение песком южной части Пиллауского полуострова, но самым неприятным было то, что песок стал засыпать и саму крепость. 1657 — Для защиты Пиллау курфюрстом была создана флотилия из четырех кораблей («Клевишер Линденбаум», «Любише Шуте», «Курфюрст Бранденбургский» и «Курфюрстлихе Лейб-Яхт») под командой полковника Иоганна фон Хилле. Капитаны и матросы, большей частью, были из Голландии. Военную команду набрали из Пиллауского гарнизона. 1 мая эти корабли вошли в порт Пиллау. 28 мая флотилия впервые вышла в море. Это было крупнейшим событием, ознаменовавшим начало создания курбранденбургского флота — первого прусского флота. Флот принимал участие в боевых действиях против шведов и курсировал (вел крейсерскую службу) у Пиллау. 1657 — Построена первая деревянная лоцманская башня почти там, где позже будет маяк. Снесена в 1804 году. Одновременно служила маяком. 1660 — В конце декабря на город обрушился сильнейший юго-западный ветер и шторм, принесший много жертв. 1669 — 24 ноября в результате сильного ветра песком занесло церковь Адальберта. 1670 — Завершено строительство крепости. 1679 — Пиллау становится портом бранденбургско-прусского флота и местопребыванием морского гарнизона, для которых построили особые бараки, не желая держать их вместе с солдатами; эти бараки располагались на том месте, где сейчас находится улица Флотская. 1680 — 14 августа из гавани Пиллау вышли корабли на ведение каперства против Испании. Это были фрегаты «Фридрих Вильгельм», «Кур-принц», «Доротея», «Фукс» и «Берлин».На следующий год разыгралась битва немецкого флота с флотом Испании 1680 — По распоряжению Вениамина Рауле инженером Бернхардом Шайтхером построена судоверфь на том месте, где позже будет отель «Ильскефалле». Корабельными мастерами были голландцы Гиллис Корнелиус Пекельхеринг и его сын. На верфи работали почти одни голландцы. Здесь были построены корабли «Носорог», «Фортуна», «Фридрих Вильгельм на коне», «Фогель Грайф» и другие. Особенно большое внимание уделял Рауле созданию безопасной, спокойной гавани для парусных кораблей. 1680 — 17 сентября корабли «Вымпела Бранденбурга» и «Мориан» вышли из Пиллау и взяли курс в Западную Африку с целью разведать там обстановку и всё подготовить для создания колонии. Оба корабля принадлежали Вениамину Рауле. Корабли подошли к побережью Гвинеи и заключили договор с тремя вождями диких племен, которые отныне были под защитой бранденбуржцев. На обратном пути «Вымпела Бранденбурга» был захвачен голландцами, а «Мориан» благополучно вернулся домой в августе 1681 года. Для дальнейшей торговли с Гвинеей была основана «Бранденбургско-африканская компания». Резиденция Компании находилась в Пиллау. 1682 — 13 июля первые корабли «Африканской компании» «Курпринц» и «Мориан» вышли из Пиллау и отправились в Гвинею; общее руководство экспедицией находилось в руках майора 1683 — Закончилось строительство корабельной гавани (Крепостной канал). Это была первая прусская 1697 — 5 мая царь Петр I на корабле «Святой Георгий» морем из Либавы (Лиепаи) прибыл в порт Пиллау в составе Великого посольства, но задерживаться здесь не стал, и на следующий день отбыл в Кенигсберг. В Пиллау из Кенигсберга он возвращается 10 июня и остается до 1 июля. Здесь царь изучал артиллерийское дело, наблюдал за артиллерийской стрельбой по морским целям, гулял на свадьбе местного шкипера Иоахима Лянге в домике на Раулештрассе (район причалов №3, 4), отобедал у коменданта крепости полковника Мартина фон Дитмарсдорфа, по приглашению курфюрста выезжал на охоту в Фишхаузен, а 29 июня устроил грандиозный царский фейерверк в честь своих именин. 1697 — Начали регулярно ходить на косу Фрише Нерунг почтовые лодки. Эта почта просуществовала очень долго. Пиллау IX—XVII век >
|
||||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы | |||||