ЛЕТОПИСЬ ПИЛЛАУ IX—XVII век
|
Главная > История > Летопись > Пиллау IX—XVII век > ЛЕТОПИСЬ ПИЛЛАУ XVIII—XIX век 1700 — Что же представлял собой Пиллау при вступлении 1701 — Было построено здание почты на Лицентштрассе. 1701 — Хакен получил право торговли и проведения ярмарки дважды в год (весной и осенью). 1702 — 31 октября свирепствовал такой ураган, что возникла угроза отделения проливом Старого Пиллау от Нового. 1711—1721 — В годы Северной войны Пиллау являлся маневренной базой для судов и экипажей Балтийского флота. 1711 — Наблюдалось нашествие саранчи. 1711 — 8—9 ноября Петр I повторно посетил Пиллау, где он провел всего сутки, следуя заливом из Эльбинга в Кенигсберг. 1718 — Новый Пиллау посетил король Пруссии Фридрих I. Он был поражен оживленной жизнью селения и назвал его: «Мой маленький Амстердам». Наличие порта и торговля послужили толчком к бурному развитию Нового Пиллау. 1725 — 18 января король подписал указ об утверждении городских привилегий селению на Хакене. Это селение, которое к тому времени насчитывало чуть больше 80 домов, вдруг в один миг превратилось в город, который назвали Пиллау. Ему была вручена городская печать с надписью «Печать королевского города Пиллау. 1725 год» и присвоен герб с изображением серебряного осетра с короной, плывущего по морю, на фоне красного неба и голубой воды. Осетр — это символ Пиллау. Первым бургомистром города становится советник лицензий и коммерции Карл Андерсон. Развитие торговли и таможенные сборы способствовали процветанию города. Селение же у горы Пфундбуденберг, у которого позаимствовали его название, стали называть «Старый Пиллау». Хотя оно и возникло раньше, и жителей там было больше, чем в городе, но так и осталось селением, пока его не присоединили в 1902 году к городу. 1734 — Город Пиллау использовался для снабжения русской армии при осаде города Данцига. 1734 — Был такой шторм, что выбросило много кораблей на берег и занесло их песком. 1746 — 1 октября построено здание городской ратуши. Она находилась недалеко от маяка у начала нынешней площади Балтийской славы. До 1945 года здесь было городское управление, полиция, городские весы и касса козначейства, а затем и банк. С 1816 года на ратуше появилась башенка с часами, и высоко над коньком крыши вертелся коронованный осетр, символ города. Здание ратуши сгорело во время штурма Пиллау. 1756—1762 — Вхождение города Пиллау в состав Российской империи. 1757 — Во время Семилетней войны 1758 — В январе русская армия под командованием главнокомандующего генерала Фермора оккупировали Пруссию. 22 января они вошли в Кенигсберг, а 23 января, не встречая вооруженного сопротивления, заняли крепость Пиллау. Гарнизон Пиллау, состоящий из двух рот под командованием полковника фон Вутенова, ушел из крепости 15 января в Мариенвердер (г. Квидзын, Польша). Небольшим отрядом, занявшим крепость, командовал майор Вигант. Первым российским комендантом Пиллау стал 1758 — В сентябре произведен подъем российского флага над бастионом пиллауской цитадели. 1759—1760 — Русскими по указанию генерала Корфа — тогдашнего губернатора Пруссии — была сооружена Русская Набережная (Дамба) для защиты стоянки кораблей от волн и льда. Необходимость такого строительства возникла в результате принятия решения базировать свой парусный флот в Пиллау, но гавань Грабен (Крепостной канал) для него была очень мала. В последующие годы дамба была продлена и расширена, а также принимались меры, предохраняющие ее от заноса песком. Название острова сохранилось даже после ухода русских войск из города и остается без изменений до настоящего времени. 1762 — После смерти царицы Елизаветы 1769 — Зафиксировано падение метеорита. 1793 —Для защиты от песка осенью площадь между крепостью и горой Пфундбуденберг была сначала покрыта глиной, которую брали с вершины горы, а затем здесь началась посадка ивы. 1799 — В городе была эпидемия оспы. 1801 — 3 ноября бушевал сильнейший шторм, принесший много разрушений. В память о нем в Кенигсберге была отлита медаль. 1805 — На горе Швайнсберг (район старого кладбища) была сооружена ветряная мельница, которая, как и Ландмарк на горе Швальбенберг, служила прекрасным ориентиром для моряков. В 1887 году мельницу убрали, так как здесь началось строительство форта «Штиле». 1806 — Закончено восстановление крепости. 1806 — На горе Швальбенберг (ныне — гора Прохладная) для безопасности плавания был установлен специальный знак, служивший более века навигационным ориентиром в светлое время суток. Его автор — известный немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель. Здани е из красных камней в виде раскрытой книги было видно далеко в море. Тысячи птичьих гнезд дали горе имя — Ласточкина гора. 1807 — После победы над русскими войсками 14 июня 1807 года у Фридланда (г. Правдинск), французы События закончились перемирием в Тильзите (г. Советск) — 26 июня 1807 года. Достойно упоминания, что в это тяжелое время не сдались французам лишь три крепости: Пиллау, Кольберг и Грауденц (г. Грудзендз, Польша). 1807 — Участие русско-прусского экспедиционного корпуса под командованием генерала Н.М. Каменского в обороне косы 1809 — В феврале в городе создан магистрат, избрано 27 депутатов. 1811 — 17 января разбушевавшееся море швыряло ледяные глыбы по городу до самого рынка (теперь это остановка «Пирс»), а вода на улицах поднялась до 75 сантиметров. Крыши многих домов были сорваны. Были и человеческие жертвы. 1812 — 30 апреля в крепость Пиллау вошли французские оккупационные войска. Город перенес много страданий во время французской оккупации. После поражения Наполеона в России, стало ясно, что французы из Пиллау добровольно не уйдут. Напряженность в отношениях между французами и пруссаками увеличивалась. 1813 —5 января русские войска вошли в Кенигсберг, а уже 7 января на возвышенности у Старого Пиллау появился отряд из 300 платовских казаков под командованием подполковника Е.И. Бедряга. Они перешли по льду залива на южную оконечность косы и далее на Данциг. 7 февраля показался русский осадный корпус генерала фон Сиверса, угрожающего взять крепость штурмом. 8 февраля французы со всем своим обозом стали уходить из крепости и города — путь их лежал по льду залива на Бальгу. В этот же самый день бургомистр и горожане с необыкновенным ликованием встретили русские войска. К вечеру весь город был празднично освещен и дан блестящий бал для офицеров гарнизона. На другой день русские ушли. 1813 — Построено здание для лоцманской комендатуры и лоцманской службы. 1813 —Для защиты от песка между морем и шоссе были были посажены ивы, сосны, березы, каштаны, плодовые деревья и полевые цветы. Между деревьями проложены широкие дорожки для прогулок. 1815 — Открыта школа для девочек. 1816 — На набережной Морского бульвара завершено строительство самого западного маяка России (начали строить в 1805 году). По одной версии, автором проекта маяка является выдающийся новатор европейской архитектуры XIX века Карл Фридрих Шинкель, по другой версии — 1816 — Первое упоминание о селении Нойхойзер (ныне — поселок Мечниково). 1817 — Основана типография «Пиллауский корабельный лист» капитаном лоцманов Штенке. Она располагалась в здании маяка, затем в доме рядом на улице Лоцманов, №7. 1818 — 17 января, во время сильнейшего шторма, разбушевавшееся море швыряло ледяные глыбы до самого рынка, а на улицах уровень воды превышал 15 сантиметров. Бурей сломало железный шпиль ратуши с железным осетром наверху. Были и человеческие жертвы. 1822 — Открылась навигационная школа. В августе прибыл первый колесный пароход «Коперник», паровую машину которого изготовили в Англии. Судно совершало рейсы по заливу 1823 — Пароход 1830 — Для повышения образования моряков, 1831 — В городе отмечалась вспышка холеры, от которой умерло 68 человек. 1831 — Недалеко от крепости, у деревни Тенкиттен (Летное), поднялся величественный крест святого Адальберта. Он был изготовлен из чугуна, высотой около девяти метров, по заказу польской графини Випольска. Крест стоял на четырёх гранитных тумбах и имел надпись: «Бишоф святой Адальберт пал здесь мученической смертью в 997 году, отдав свою жизнь за свет веры христовой». 1836 — Для защиты города от песчаных заносов и прорывов вод Балтики, были посажены вдоль моря деревья и кустарники, и эти посадки соединились с посадками крепости и Нойхаузена. Район посадок стал называться Плантацией. Посадку делали все жители в обязательном порядке и по строгой норме. 1836 — Отмена ограничений, существовавших с орденских времен, о выходе на морское побережье. 1839 — В июле из Пиллау, спасаясь от кредиторов,тайно, без документов, выехал знаменитый композитор и дирижер Рихард Вагнер с женой на паруснике «Тетис», по направлению к Лондону. Сильный шторм вынудил парусник искать убежища в норвежских фиордах. Эхо в гранитных скалах, крики команды, моская болезнь и страх перед бушующей стихией, оставили сильные впечатления в душе композитора. Впоследствии они вылились в поэтическо-музыкальную форму в опере «Летучий голландец». Это событие стало сюжетом для написания картины, выставленной в современном музее Вагнера в Германии. 1839 — Открыта начальная городская школа. 1840 — Начато строительство Северного мола, которое продолжалось до 1883 года. 1842 — Было обновлено дорожное покрытие между Новым и Старым Пиллау. По обеим сторонам мощёной дороги появились тротуары для пешеходов и посажены пирамидальные липы. В вечернее время улицы освещались газовыми фонарями. 1845 — Зимой температура понижалась до отметки минус 35 градусов. 1848 — Этот год можно назвать годом выхода в свет первой городской газеты. Называлась она «Пиллауские огни» (вначале выходила один раз в неделю). Издатель — Эдуард Занвальд. Инициатором ее создания были не городские власти, а простой учитель А. Эрнст. 1848 — У пиллауского побережья появилась российская эскадра. Пиллауский гарнизон не проводил никаких действий против русского флота. Спустя три месяца военное противостояние закончилось. 1848 — Охватившее всю Германию революционное движение пришло и в Пиллау. Был создан «Демократически-конституционный клуб». В то же время консервативные круги объединились в «Прусский союз». В городе возникли экономические трудности, началась безработица 1849 — Между городом Пиллау и деревней Старый Пиллау проложена шоссейная дорога. Впоследствии эта дорога превратилась в главную магистраль нашего города — проспект Ленина. Дорога также значительно приблизила друг к другу эти два населенных пункта и ускорила их дальнейшее объединение. По мере застройки земель вдоль дороги, она явилась основой для возникновения нескольких улиц, объединенных после 1945 года в Гвардейский проспект, который в 1961 году был переименован в проспект Ленина. 1850 — В конце марта на побережье залива 1856 — 7 марта в Пиллау родился писатель Ганс Генрих Парлов, умер 18 декабря 1928 года в Гренаде (Испания). В 1883 году уехал в Испанию. Парлов написал много книг и статей об Испании, являлся репортером немецких и швейцарских газет. Испания стала для него вторым домом, но он никогда не забывал Пиллау, которому посвятил в 1925 году свое стихотворение «Есть город на море Балтийском …». Положенное на музыку дирижером 1860 — Появилось первое уличное освещение. Было установлено 12 керосиновых фонарей. 1860 — За этот год в Пиллау вошло 2059 и вышло 2052 торговых судна под флагами ведущих морских держав, в том числе, и из России. Сюда привозили сельдь, древесину, рис, металлы, уголь, овес, строевой лес. Отсюда отправляли зерно, лен, коноплю, паклю, пиво, целлюлозу. 1865 — Этот год можно считать годом образования курорта Нойхойзер.В связи с открытием железной дороги Кенигсберг — Пиллау, было решено создать курорт. В 1865 году появляются сначала отдельные виллы, затем и всё поселение, утопающее в зелени и цветах. 26 марта 1949 года курорт Нойхойзер был переименован в поселок «Мечниково», а в 1965 году там было открыто инфекционное отделение 1865 — 11 сентября прошел первый поезд по железной дороге Кенигсберг — Пиллау. Расстояние в 46,5 км он преодолел за 78 минут. Ежедневно в Кенигсберг ходили 3 поезда, к 1911 году их число летом доходило до 10 в день. В начале XX века была создана разветвленная железнодорожная сеть внутри города. 1866 — В городе вспыхнула сильная эпидемия холеры, унесшая много жизней. 1866—1868 — Зимой было три наводнения. 1867 — Купец Фридрих Краузе открыл на Раулештрассе, 7 1868 — Появилась газета «Пиллауские известия». Она просуществовала недолго. 1869 — На косе Фрише Нерунг (ныне — Балтийской/Вислинской) построен форт «Западный», входивший в фортификационный пояс Пиллау. До сих пор на сводах форта можно увидеть памятный камень с датой создания форта. Разрушен во время штурма Пиллау в 1945 году. Подробнее > 1869 — Построен форт «Восточный» для укрепления подступов к цитадели (крепости) Пиллау. Разрушен при штурме крепости в 1945 году. Сохранился обводной канал. Подробнее > 1869 — Были проведены первые соревнования Кенигсбергского 1870 — На улице Лазаретштрассе построен гарнизонный лазарет. После войны в разные годы здание занимали Главный госпиталь ДКБФ и гидрографическая экспедиция. Сейчас там разместился штаб соединения кораблей. 1870 — Начала издаваться газета «Pillauer Merkur» («Пиллауский Меркурий»). Вначале газета выходила один раз в неделю, а затем — три раза в неделю. Ее страницы заполнялись местными известиями и объявлениями, юмористическими рассказами и историческими новеллами. Газета не занималась политикой. Она просуществовала до 1921 года. 1871 — В июне выпал снег. 1880 — В городе Пиллау создана добровольная пожарная команда. Она размещалась на улице Ам Грабен, 18 (позже там разместился сиротский приют). Команда имела свою специальную водокачку и подсобные помещения. В тушении пожаров им помогал своими помпами лоцманский катер «Пилот». В случае пожара на ратуше звонил колокол. В селении Старый Пиллау пожарная команда была образована в 1888 году. 1883 — 30 июня завершено строительство Северного мола, который, вместе с Южным молом, по праву можно назвать морскими воротами города Балтийска. Строительство этих сооружений имело целью защитить пролив от занесения песком, сдерживать выходящий водный поток, обладающий большой разрушительной силой и углубить фарватер до необходимых пределов. Первая попытка сооружения мола (южного) была предпринята 1885 — Город получил своего духовника. 1886 — На собранные пожертвования, поступившие из Голландии, Англии и Шотландии, была построена реформистская кирха из красного кирпича. В 1991 году здесь открылся кафедральный 1887 — 3 сентября было закончено сооружение и состоялось торжественное освящение Южного мола.. На оконечности мола был установлен зеленый огонь.Расстояние между огнями Северного и Южного молов составляет 361,6 м. На Южном молу со стороны канала имеется маленькая бухточка (Карантинная гавань, бывшая Шнеппханхафен), которая возникла еще на начальном этапе строительства в результате внезапно образовавшегося большого прорыва вод. 1888 — В сентябре состоялось открытие памятника выдающемуся немецкому архитектору Готгильфу Хагену, почетному гражданину города, укрепившему и построившему гавань. Его сложили из гранитных валунов, которые использовали при строительстве гаваней Пиллау. 1888 — В городе открыта почта. 1888 — Построена береговая артиллерийская батарея — вытянутые вдоль берега постройки оборонительного характера. Разрушена при штурме Пиллау в 1945 году. Является памятником фортификации и оборонительного зодчества. 1889 — Построен форт «Штиле», названный в честь генерала Фридриха Вильгельма фон Штиле. Форт являлся третьим, самым большим из фортов города. Разрушен 1889 — Фирма «Шихау» из Эльбинга построила в Пиллау плавучий док и судоремонтные мастерские для военных кораблей (эти мастерские стали основой при создании Но, кроме фирмы «Шихау», в городе было несколько верфей, которые занимались ремонтом и строительством судов небольшого водоизмещения и рыбацких катеров. Так, на Хольцвизе, в нижней части гавани Грабен (Крепостной канал), в XIX веке находилась верфь, где строили и ремонтировали парусные суда. В 1817 году ее перенесли вдоль гавани Инненхафен (канал из аванпорта во Внутреннюю гавань), севернее прежнего места, и назвали «Строительной площадкой». 1889 — Впервые начал работать телеграф. 1892 — Началось строительство Кенигсбергского канала, которое продолжалось до 1902 года. 1895 — У вокзала построено паровозное депо. При штурме Пиллау было частично разрушено. В 1953 году закончена его перестройка под Дом спорта. Строительство велось силами личного состава соединений БВМБ. 1897 — В ознаменование Пиллау IX—XVII век >
Пиллау XVIII—XIX век >
|
||||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы |
|||||