|
главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2 ПРОШЛЫЕ СИМВОЛЫ ГОРОДА СОХРАНИВШИЕСЯ СИМВОЛЫ 2 Памятный знак Г. Хагену В начале сентября 1887 года на Русской набережной был заложен камень в основание монумента почетному жителю Пиллау Г. Хагену (1797—1884). Открытие состоялось в конце сентября того же года. Его сложили из гранитных валунов, которые использовали при строительстве гаваней Пиллау. Этот монумент хорошо виден с набережной у гостиницы «Золотой якорь» на противоположной стороне гавани. В начале XIX века Пиллау считался городом «второго разряда». Отсутствие удобных гаваней наносило большой ущерб морской торговле прусского государства, поэтому кенигсбергские купцы решили собрать деньги для укрепления берега и строительства современных гаваней в Пиллау. Эти работы возглавил инженер Готхильф Хаген. Он посвятил себя изучению основ гидротехники. Для ознакомления с защитными средствами морского побережья он побывал во многих странах Европы. Назначенный в 1826 году инспектором пиллауских гаваней, Г. Хаген приступил к сооружению каменных молов и новых гаваней, применяя самые современные достижения науки и техники. После того, как были выложены камнем стенки Крепостного канала, эта работа продолжилась и на Русской дамбе, постепенно превратившейся в небольшой остров. В 1864 году дамбу соединили с полуостровом . Озеленив старую часть города, Г.Хаген избавил его от песчаных заносов. По рекомендации Александра Гумбольдта Г. Хагена приняли в члены королевской Академии наук. Он стал почетным доктором философии Боннского университета и членом нескольких десятков технических обществ и организаций. Ему принадлежат многочисленные научные труды, среди которых десятитомное исследование об искусстве гидротехники, в частности — о строительстве гаваней в Пиллау. Г. Хаген был одним из первых, кто сделал все необходимые расчеты для углубления водного пути из Кенигсберга в Пиллау. Работы по возведению гаваней в Пиллау продолжились и в последующие годы. К концу XIX столетия в окрестностях города появилось десять современных гаваней: Передняя, Внутренняя, Задняя, Крепостная, Строительная, Лесная, две Нефтяные, две Рыбные. Накануне Второй мировой войны для немецкой противолодочной авиации на косе Северный и Южный молы Осенью 1510 года гигантские волны одна за другой накатывались на берег, срывая и унося в пучину моря деревья, кустарники и каменные валуны. Вода все ближе подступала к хижинам рыбаков, спасавших свое имущество. Под натиском стихии рухнули стены и перекрытия домов. В одно мгновение бушующий поток поглотил часть косы О торговом значении этого пролива говорит тот факт, что магистрат города Данцига пытался затопить в нем груженные балластом корабли, не желая допустить его использования кенигсбегскими купцами, не имевшими до этого выхода в Балтику. Столетиями вдоль берега пролива проходили торговые и военные суда европейских стран, а в начале XVIII века местные жители впервые увидели корабль под российским Андреевским флагом. К 1550 году относятся первые сведения о сооруженных здесь укреплениях. Одному из польских королей они показались недостаточными, и он потребовал усилить защиту пролива. С этой целью из Голландии пригласили двух военных инженеров. В возведенном ими форте постоянно несли караульную службу, а на земляных валах были установлены орудия. На берегу пролива построили таможню, приносившую баснословные доходы, С прибрежным течением в пролив поступали большие массы песка, образуя многочисленные мели. Для борьбы с ними уже в середине XVIII века стали использовать землечерпалки, с помощью которых ежегодно вынимали тысячи тонн грунта. Эти работы велись непрерывно. Иногда на помощь людям приходила сама природа. После одного из ледоходов глубина пролива достигла четырех метров. Проведенные в начале XIX века инженерные расчеты показали, что, во избежание кораблекрушения, безопасная ширина пролива должна быть не менее полукилометра. С этой целью началось возведение Южного и Северного молов, направивших балтийские воды в определенное русло. Для начала на косе Немало трудностей преодолели строители и Северного мола. Уже готовая часть его обрушилась под ударами стихии. Восстановительные работы вели с настойчивостью и упорством, пока в июне 1883 года не был уложен последний камень в защитную дамбу, на поверхности которой до 1945 года функционировала железная дорога. Оконечность Северного мола, его корона, возвышаясь трехметровой высотой над уровнем моря, привлекает к себе внимание не только любителей рыбной ловли, но и всех, кто держит путь на балтийское побережье. Для защиты молов от непогоды были установлены бетонные волноломы в виде четырехлапых ежов. Пехотные казармы О прошлом нашего города могут многое рассказать кирпичные дома под черепичной крышей в самом начале проспекта Ленина. Они опоясаны решеткой, чугунный орнамент которой выкован столетие тому назад. Мощные стены из красного кирпича, тяжелые межэтажные перекрытия, глубокие В первые годы XX века для армейского гарнизона Пиллау были построены «южная» и «северная» пехотные казармы. А в самый канун Первой мировой войны напротив железнодорожного вокзала возвели артиллерийскую казарму, хорошо сохранившуюся до наших дней. В этих домах размещались тысячи пехотинцев, артиллеристов, саперов, кавалеристов и даже музыкантов военного оркестра. Бытовые условия новых казарм многим отличались от крепостных казематов, где более двух столетий жили солдаты местного гарнизона. Когда эхо революции 1918 года в Германии докатилось и до Пиллау, вместо кайзеровского штандарта над казармами был поднят красный флаг, восторженно встреченный немецкими солдатами, митинговавшими на плацу. Вместе с военнопленными из России они прошли праздничным маршем по улицам города. Спустя некоторое время под сводами казарм вновь зазвучали призывы к дисциплине и порядку. Прибывший из Кенигсберга офицерский отряд разогнал революционный Совет и передал власть в городе коменданту гарнизона. После окончания Первой мировой войны на территории пехотных казарм были размещены склады артиллерии, продовольствия и амуниции, доставленные сюда с Западного фронта. В годы Второй мировой войны здесь готовили элиту В Морской (Военной) гавани стояли учебные флотилии субмарин. Выпускники пиллауской школы подводников совершали боевые походы в Северное море и в Атлантику. Часть подводников, эвакуированных из Пиллау, погибла в 1945 году на транспорте «Генерал Штойбен», который был потоплен экипажем подводной лодки Весной 1945 года в пехотных казармах ожидали отправления на запад тысячи граждан Восточной Пруссии. В дни штурма советскими войсками Пиллау здания получили серьезные повреждения. Под их сводами укрылись бойцы и командиры В послевоенные десятилетия в пехотных казармах находились учреждения Балтийского флота и его Главной базы, личный состав которой завоевал десятки призов Главнокомандующего В разные годы здесь бывали Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский, Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков, проходили службу будущие командующие флотами: адмиралы В.В. Сидоров, В.Г. Егоров, В.П. Комоедов, А.А. Татаринов. В 1991 году впервые после окончания войны «пехотные казармы» посетили представители Водонапорная башня Х. Хоппа Еще в начале XX века жители Пиллау использовали для набора питьевой воды колодцы. Их и сегодня можно увидеть вблизи старых пиллауских домов. И только в курортном местечке Нойхойзер (ныне — поселок Мечниково) имелся водопровод, построенный на деньги кенигсбергских промышленников и купцов, отдыхавших здесь в летнее время. Пользоваться им могли и гости многочисленных пансионатов, отелей и домов отдыха, открытых на модном европейском курорте. Около двадцати лет служащие пиллауского магистрата убеждали руководителей Восточной Пруссии в необходимости городского водопровода и канализации. Решение о строительстве подобного хозяйственного сооружения в Пиллау приняли после окончания Первой мировой войны. И уже в конце Вода из подземных скважин поступала в водонапорные башни и оттуда, под давлением, в городскую сеть. Такие башни были сооружены на территории пехотных казарм, на Русской набережной и недалеко от железнодорожного вокзала. Немецкие инженеры подсчитали, что было проложено более двадцати трех километров труб. Одним из символов города стала Автор проекта Густав Карл Ханс Хопп Лоцманская башня На улице адмирала Головко, на самом берегу пролива, возвышается необычная по своей форме Первые лоцманы в Пиллау появились в начале XVI века. Их обязанности выполняли местные рыбаки, за небольшое вознаграждение проводившие суда морским проливом. Уже в 1608 году в Пиллау создается лоцманская служба. На протяжении полутора столетий она размещалась в деревянной башне, прозванной «мореходной». Ее построили на том месте, где сегодня стоит Балтийский маяк. Заметив в подзорную трубу судно, лоцманы в любое время суток выходили навстречу ему. Больше ста лет лоцманы несли круглосуточную вахту на маяке. Без помощи лоцманов ветер и течение могли сыграть с кораблем злую шутку. Особое мастерство требовалось от них в весеннее время, когда пролив Накануне Второй мировой войны лоцманов переселили в современное кирпичное здание, на первом этаже которого для них была оборудована комната отдыха. Позднее здесь разместился пост рейдовой службы Балтийской В начале Сегодня это архитектурное сооружение известно не только тем, кто морским путем прибывает в наш город. На протяжении десятилетий на площадках вокруг лоцманской башни проходит театрализованное представление, посвященное Дню Гостиница «Золотой якорь» (ЛН — Ж3) Начиная с XVII века на Хакене, где сегодня находится гостиница «Золотой якорь», работали гостевые дворы. За небольшую плату там останавливались все, кто нуждался в еде и ночлеге. Среди гостей было много именитых людей, в их числе и русский царь Петр I. Самой популярной из восьми гостиниц, открытых в Пиллay в XX веке, была гостиница «Золотой якорь». Ее построили в 1941 году по проекту немецкого инженера Скорта Фрика. В двухэтажном здании было тридцать шесть одноместных и двухместных номеров. Известность гостинице принесли события Второй мировой войны. Здесь находился пункт эвакуации гражданского населения и раненых солдат Вермахта из Восточной Пруссии. Тысячи людей ночевали у стен здания в надежде получить посадочный талон на корабли, уходившие на запад. В первые послевоенные годы в «Золотом якоре» разместились военные строители Балтийского флота. В реставрации гостиницы принял участие Ленинградский проектный институт В разные годы в «Золотом якоре» (Морской бульвар, 6) останавливались писатели и ученые, композиторы, артисты театра и кино, главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2
|
||||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы |
|||||