|
главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2 ПРОШЛЫЕ СИМВОЛЫ ГОРОДА СОХРАНИВШИЕСЯ СИМВОЛЫ 1 Крест Святого Адальберта История полуострова, Веками эта земля — Самбия притягивала к себе купцов и путешественников, политиков, военных и обыкновенных искателей приключений. Разными путями в Самбию проникали христианские проповедники, духовные миссии которых, как правило, завершались неудачей. Пруссы отстаивали веру предков, опасаясь потерять свободу и независимость. Одним из таких проповедников был Войцех Адальберт, выходец из знатной чешской семьи. Польский король Болеслав Храбрый обратил его внимание на прусских язычников, набеги которых доставляли ему немалое беспокойство, при этом король умолчал о планах присоединения янтарного края к своим владениям. Адальберт родился в Либице в 955 году и при рождении получил имя Войцех. Учился в Магдебурге и к 26 годам стал пражским епископом Адальбертом. Однажды Адальберт оставил службу и решил посвятить жизнь миссионерской деятельности. Весной 997 года в сопровождении двух попутчиков-монахов он оказался в Пруссии с единственной целью — окрестить пруссов. Однако те не оценили его благородных устремлений, и после недолгих теологических споров попросту убили миссионера. Считается, что спустя сорок с лишним лет польский король Болеслав Храбрый выкупил у пруссов прах Адальберта и похоронил его в своей столице в Гнезно. В июне 999 года Римская церковь канонизировала Войцеха Адальберта. С этого времени частицы его святых мощей хранятся в соборах Германии, Италии, Чехии. Адальберт особо почитается в Польской республике, являясь одним из ее духовных покровителей. Считается покровителем Пруссии. Такова официальная версия жизни и подвига Адальберта в Пруссии. Кстати, таковым его признают не только католики, но и православные. В Кёнигсберге Адальберту был посвящен храм, в котором теперь размещается лаборатория института ИЗМИРАН на сегодняшнем проспекте Победы. Улица, которая некогда носила его имя, теперь переименована в улицу Марины Расковой. Уже в XI веке на месте его гибели появилась небольшая капелла, построенная датским королем Канутом. В последующие века здесь возводили новые храмовые здания. В XV веке глава Римско-католической церкви папа Евгений призвал христиан совершить паломничество к месту гибели Адальберта. Каждому, кто посетил этот край и внес пожертвования в пользу церкви, на три месяца отпускали все грехи. Торжественные шествия с участием тысяч людей поражали воображение современников. Участвовал в них и последний великий магистр Тевтонского ордена — основатель Кенигсбергского университета герцог Альбрехт. В 1822 году, при содействии чиновников кенигсбергского магистрата, на месте гибели Адальберта, недалеко от крепости, у деревни Тенкиттен (Летное) поставили небольшой дубовый крест, обнесенный металлической оградой. В 1830 году здесь поднялся величественный крест святого Адальберта. Он был изготовлен из чугуна, высотой около девяти метров, по заказу польской графини Випольска. Крест стоял на четырёх гранитных тумбах и имел надпись: «Бишоф святой Адальберт пал здесь мученической смертью в 997 году, отдав свою жизнь за свет веры христовой». К середине XIX века вокруг десятиметрового чугунного креста, украшенного коваными дубовыми листьями и виноградной лозой, вырос лес, названный «крестовым». В 1897 году, в ознаменование В ожесточенных боях 1945 года крест был сильно разрушен. В послевоенные годы его остатки размещались на территории полигона Министерства обороны СССР и были закрыты для посещения гражданскими лицами. В конце Летом 1996 года крест доставили Калининградским заливом к причалу у гостиницы «Золотой якорь». Все монтажные работы выполнила польская строительная компания «Миста». В церемонии открытия десятиметрового стального креста Святого Адальберта 23 апреля 1997 года вместе с многочисленными гостями приняла участие и делегация города Эльблонга. Установленный на морском побережье, крест хорошо виден с кораблей, идущих Балтийским морем. Шведская крепость (цитадель) Идея строительства крепости, ныне расположенной на улице Красной Армии, принадлежит шведскому королю Густаву II Адольфу. Он мечтал о завоевании всего Балтийского побережья, поэтому и решился летом 1626 года высадиться на пиллауском берегу. Неоднократно посещая Пиллау, Густав II Адольф руководил возведением оборонительных укреплений, отвечавших самым современным на то время фортификационным требованиям. Впрочем, судьба распорядилась таким образом, что король так и не увидел, как земляные валы и рвы стали приобретать форму правильной звезды. Он погиб в сражении на полях Германии. После заключения перемирия шведы решили продать незавершенные земляные укрепления курфюрсту Георгу Вильгельму. Однако, получив деньги, шведы не торопились покидать Пиллау. Тогда курфюрст в январе 1636 года отдал приказ о занятии укреплений. Правители Пруссии энергично взялись за строительство крепости. Уже в 1647 году возвели бастионы и два из пяти каменных равелинов. В фундамент крепости уложили четыре тысячи отесанных камней, купленных в Швеции, но большей частью добытых при разборке древних рыцарских замков Бальги и Лохштедта и укреплений города Фишхаузен (ныне — Приморск). На земляном валу вокруг равелинов установили около ста орудий разного калибра. В глубоких казематах хранили сотни тонн пороха и тысячи ядер. К 1670 году все фортификационные сооружения крепости, в основном, были завершены, но их модернизацию вели еще около трех столетий. Сегодня, как и в прошлом, «шведская крепость» представляет собой пятиугольник со сторонами в восемьдесят метров. Каждый из бастионов имеет собственное имя. Слева направо от главных ворот: Людвиг (позднее — Альбрехт), Пруссия, Кениг, Кениген, Кронпринц. Их окружает широкий ров, на внешней стороне которого расположены пять равелинов: Людвиг, Шторхнес, Фальвинкель, Кронверк, Шинкен-шанц. Трое ворот связывают цитадель с внешним миром. Пройдя под кирпичной аркой, мы попадем на широкий двор, где находились казармы, склады, гарнизонная кирха, гауптвахта, комендатура и «Палочный дом» для арестантов. В 1707 году, по проекту Шультхайса фон Унфрида, одного из архитекторов Орденского замка в Кенигсберге, построили арсенал. Позднее в нем размещалась экспозиция городского музея. К сожалению, эти здания можно увидеть сегодня лишь на старых фотографиях. И только солнечные часы с 1799 года продолжают отсчитывать время на казарменной стене. Пиллауская крепость умеет хранить свои тайны. Большая часть ее подземелий замурована или затоплена водой, что затрудняет поиск культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны. В истории «шведской крепости» немало российских страниц. Ее звездное очертание запомнилось Петру Великому во время пребывания в 1697 году в Пиллау, где он обучался теории и практике стрельбы по морским целям. В Семилетнюю войну Возрождение крепости связано с участием Пруссии в антинаполеоновской коалиции. В 1807 году здесь находился штаб экспедиционного корпуса генерала Н.М. Каменского, а после заключения Для защиты крепости от снарядов большой разрушительной силы, прусские инженеры в конце XIX века возвели вторую кирпичную стену, засыпав образовавшееся пространство песком. В эти годы изменилось и само понятие «крепости», включившее в себя не только цитадель, но и ее форты. На косе В апреле 1945 года цитадель и ее форты взяли штурмом войска До 1999 года цитадель оставалась закрытой для посещения, и только благодаря открытию на ее территории филиала Музея Балтийского флота все желающие могут ознакомиться с уникальным памятником европейской фортификации Крепостной канал Крепостной канал — один из своеобразных символов нашего города — несет воды Балтийского моря к стенам древней цитадели. Эта первая искусственная гавань построена С началом строительства в Пиллау бранденбургско-прусского флота канал расширили и значительно углубили. В 1683 году его назвали «Новой корабельной гаванью». Это событие связано с деятельностью одного из самых влиятельных и энергичных сподвижников Великого курфюрста — Бенджамина Рауле, внесшего большой вклад в развитие мореплавания и морской торговли государства. Рауле предоставил в аренду Фридриху Вильгельму корабельную флотилию, возглавил в Пиллау Морскую коллегию. На берегу Крепостного канала возвели верфь, где строили корабли, богато украшенные деревянной резьбой и золочеными фигурами. Рядом с верфью появились одноэтажные казармы для матросов, склады и дома для строителей. Сегодня на этом месте расположено здание флотского общежития. В 1702 году Крепостной канал приобрел очертания, которые не менялись на протяжении последующих столетий. В настоящее время его площадь составляет около двух гектаров. В годы Северной войны В царствование императрицы Елизаветы Петровны, Восточная Пруссия В XVIII веке у моста через Крепостной канал стоял караульный пост. Без разрешения часовых ни один человек не мог прибыть в город или покинуть его. Во второй половине XIX века на укрепленных берегах канала появилась небольшая верфь, где строили парусники с отличными мореходными качествами. В первой половине XX века переправиться на другой берег канала можно было за небольшую плату на лодке. В мае 1945 года в канал вошли корабли Охраны водного района Балтийской Балтийский маяк Путь кораблям, идущим в гавани Балтийска, указывает маяк, расположенный на набережной Морского бульвара. Преодолев 123 ступеньки по винтовой лестнице, можно подняться на самый верх в застекленное со всех сторон фонарное сооружение, где установлена лампа, заключенная в сверкающие кольца линз. В нескольких местах на нем сохранились выбоины — память о минувшей войне. Светооптический аппарат изготовлен фирмой Автором Балтийского маяка, по неподтвержденной документально версии, является выдающийся новатор европейской архитектуры XIX века Карл Фридрих Шинкель, по другой — им называют инженера-гидротехника Шульца, о жизни и судьбе которого известно довольно мало. Строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон, родом из Зефельде в Гольштинии. В августе 1803 года Петерсон был назначен инспектором пиллауских гаваней. Он приступил к строительству маяка и завершил его в 1816 году. Под началом Петерсона укрепили береговую черту и начали сооружение каменной гряды на косе Высота Балтийского маяка, огонь которого виден на расстоянии 16 морских миль, достигает 33,2 метра над уровнем моря. Фундамент маяка сложен из гигантских гранитных блоков, обнесенных полуметровыми сваями, стянутыми для прочности тяжелыми коваными цепями. Несмотря на метровую толщину стен, маяк выглядит легким и стройным, похожим на высокий минарет. Кирпичная кладка маяка — монолит, способный выдержать природные катаклизмы. Впервые маяк «включили» в январе 1813 года после того, как французский гарнизон оставил крепость. До конца Второй мировой войны вблизи маяка стоял памятник Великому курфюрсту, много сделавшему для развития Пиллау. Судьба благоволила маяку, служившему в 1945 году ориентиром советским летчикам, штурмовавшим Пиллау. Они не подвергали его обстрелам и бомбардировкам. Заминированный немецкими солдатами маяк, по счастливой случайности, избежал разрушений. Работы по его восстановлению закончились 2 сентября 1945 года. Впрочем, разборка развалин и строительство маячного городка продолжались до 1953 года. Первоначально источником света служило растительное масло, Днем маяк легко узнаваем благодаря своей оригинальной архитектурной форме, окраске, определенному природному и городскому ландшафту. Для отличия Балтийского маяка от других, в темное время суток применялись цветные стекла. Международным соглашением ему было присвоено специальное освещение. После установки в 1956 году нового аппарата, световые характеристики «проблескового огня» маяка стали следующими: три секунды темноты и девять секунд постоянного света. Если раньше смотрителям приходилось по нескольку раз в день подниматься на башню маяка, чтобы открыть штору маячной линзы, то с середины Окраска маяка носит знаковый характер. До 1930 года он был полностью белым, а в канун Второй мировой войны верхнюю часть маяка покрасили в красный цвет, оставив нижнюю — белой. В первые послевоенные годы сочетание этих цветов изменилось опять в пользу белого цвета. В 1967 году Балтийскому маяку был присвоен первый класс. Самый западный маяк России был вновь открыт для посещения. За небольшую плату с его высоты можно полюбоваться окрестностями города, увидеть морской залив, Балтийскую косу и побережье. главная > город > символы > прошлые – несохранившиеся 1 > несохранившиеся 2 > сохранившиеся 1 > сохранившиеся 2
|
||||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы |
|||||