ДО ВОЙНЫ 1. В краю древних |
история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 > ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОВОЕННАЯ 5. Пиллау в XVIII веке 5.1. Получение Пиллау статуса города В 1714 году прусский король Фридрих Вильгельм I впервые посетил Пиллау. Голубая даль Балтийского моря, черепичные крыши домов, разноцветные флаги на мачтах кораблей в гавани — все это выглядело довольно живописно и произвело на него неизгладимое впечатление. «Мой маленький Амстердам» — называл Пиллау король, впоследствии приезжавший сюда неоднократно. Зажиточные бюргеры и цеховые мастера в 1722 году обратились к местному судье с просьбой: «Не может ли он испросить для Пиллау права города и права пивоварения, снять с граждан налоги на содержание гарнизона с тем, чтобы нам содержать не сто солдат, а только пятьдесят». Прошение долго оставалось без ответа. Наконец 18(29) января 1725 года был подписан указ: «Мы нашим всемилостивейшим особенным расположением к преданным нам обывателям Пиллау объявляем эту местность городом, присваиваем магистрату и обывателям все прерогативы и привилегии, которыми пользуются все малые города нашего королевства, за исключением тех, какие нами дарованы особо». Эти привилегии не распространялись на налоговые и таможенные сборы и выдачу лицензий. Кроме того, споры жителей и солдат гарнизона решались в присутствии офицеров. Все судебные дела, в которых речь шла о физических наказаниях, рассматривались в высших королевских инстанциях. И все же губернатору Пиллау не удалось убедить короля в том, что бедные и отягощенные долгами жители Хакена вряд ли смогут воспользоваться данными им привилегиями. 5.2. Герб Пиллау Королевским указом новый город получил и свой герб — плывущего по морю осетра, украшенного короной, напоминавшей по форме ту, что носили первые прусские короли. Еще ее называли янтарной короной. Выбор осетра в качестве символа Пиллау имеет свое объяснение. На протяжении многих столетий осетр оставался самой ценной из промысловых рыб. В сети пиллауских рыбаков во время весеннего нереста рыбы и ее возвращения в море в осенний период попадали В старинных церковных книгах упоминался королевский осетровый повар из Старого Пиллау. Изготовленный по его рецепту деликатес в бочках с вином отправлялся во многие страны мира, прежде всего в Англию и Францию. Пиллауская осетровая икра не уступала своим качеством той, что производили в России. Многие известные люди приезжали в Старый Пиллау, чтобы полакомиться ею. Среди них был и Иммануил Кант. Известно, что великий философ фактически не покидал Кенигсбеpгa, и это было одним из самых дальних его путешествий. Уезжая, он забыл здесь свою рукопись, впоследствии обнаруженную при разборке старого дома. Сегодня она хранится в Берлинской Академии наук. В XVIII веке количество осетра в заливе заметно снизилось. Промышленные стоки вод нанесли непоправимый вред среде его обитания. В XIX столетии ежегодно вылавливали уже десятки осетров, а в XX веке были отмечены лишь единичные случаи их вылова. В настоящее время осетровый промысел переместился в Ботнический залив. К сожалению, о происхождении самого рисунка герба известно довольно мало. В 1916 году, в соответствии с новыми правилами германской геральдики, герб получил свою известную форму: серебряный осетр в золотой короне на фоне красного неба и голубой воды. А в 1993 году Совет народных депутатов города Балтийска утвердил официальный исторический герб города, над эскизом которого работали члены городского общества «Пиллау» и сотрудники Музея Балтийского флота. Вместо прежнего начертания имени на нем появилась крепостная башня, а в нижней части герба — дата образования города: 1725 год. 5.3. Русские в Пиллау В эти годы Пиллау вновь привлек к себе внимание далекой России. Прусский король разрешил использовать свою гавань для снабжения русских войск, осаждавших Данциг. В 1734 году транспорты Балтийского флота доставили в Пиллау артиллерию. На флагманском корабле адмирала Гордона состоялся Военный совет. С общего согласия всех командиров решили: «ходить в виду Пиллау до окончания выгрузки артиллерии, понеже оставить оную на рейде Пиллау не без страху». Командующий русской эскадрой докладывал в Санкт-Петербург: «Намерение мое идти к Данцигу оставил, ибо беспрестанно французские фрегаты лавируют около Пиллау, и для того, пока оная артиллерия выгрузится, то буду ее защищать». Приезжавшие из Кенигсберга прусские генералы и офицеры знакомились с вооружением и устройством российских кораблей. Помощь русским оказали прусские моряки, по приказу коменданта переправившие орудия на судах и лодках на косу Интерес к городу проявила и российская разведка, которой удалось получить «оригинальный план прусской крепости Пилав». Под видом путешественников сюда засылались армейские офицеры, владевшие немецким языком. Им поручалось «сколько возможно будет увидеть и сведать, описывать, стараясь тайно, и не подавали бы повод за шпионов себя признавать и арестовывать». 5.4. Жизнь города Первым городским бургомистром и одновременно судьей был советник лицензий и коммерции Карл Андерсон. Весь его штат состоял из одного письмоводителя, советника и нескольких членов магистрата. Только через двадцать лет выстроили здание городской ратуши, названное Домом справедливости. В течение двух столетий в нем размещались: городское управление, городская полиция, касса казначейства и городской банк. Разрушенная в годы Второй мировой войны ратуша стояла там, где сегодня установлены гостевые трибуны на площади «Балтийская слава». Как известно, Фридрих I заселял обезлюдевший от чумы Замланд. По приглашению короля в 1732 году в Пиллау прибыли эмигранты из Зальцбурга, изгнанные с родины за свои религиозные убеждения. Здесь их ожидал торжественный прием, средства для которого были собраны местными жителями. Среди тех, кто остался жить в Пиллау, были ремесленники, священнослужители и купцы — люди образованные и с высокой культурой. Переселенцам выдавались кредиты на покупку скота, предоставлялись жилые и хозяйственные постройки. На шесть лет они освобождались от уплаты большей части налогов. На деньги «новых горожан» велось строительство домов, возводившихся по королевскому указу на голландский манер. Их проекты рассматривала и утверждала специальная комиссия. Государство выдало ссуды всем желающим и взяло на себя часть расходов по доставке материалов. Уже к концу XVIII столетия в городе числилось 150 «обывательских домов». В первой половине XVIII века жизнь портового города носила бурный характер. В 1725 году в нем открылась международная «морская касса для бедных». Деньги в нее вносили мореплаватели из Голландии, Англии, городов Бремена и Данцига, делая это каждый раз во время заходов в Пиллау. Собранные средства шли на оказание помощи семьям погибших и умерших моряков. По сведениям того времени, в Пиллау работали: двенадцать пивных заведений, две торговые лавки пряностей, четыре пекарни, три мясных лавки, три сапожных и семь портняжных мастерских. Большая часть их размещалась в районе, где сегодня находится площадь «Балтийская слава». Расстояние между домами было небольшим, и возле них запрещалось оставлять повозки, складывать вещи и мусор. Возле дверей стояли бочки с водой и кожаными ведрами. В тушении пожаров участвовали все жители. Городская пожарная команда и башня для наблюдения появились в Пиллау лишь в конце XIX века. Уличного освещения не существовало, и каждый, кто выходил на улицу в вечернее время, нес в руке смоляной факел. Позже стали пользоваться ручными фонарями. На узких улочках Хакена всегда было многолюдно. Два раза в год здесь проходили торговые ярмарки. Крестьяне и рыбаки из окрестных селений продавали или обменивали продукты. Свой товар привозили купцы из далекой Украины. Однажды коменданту крепости стало известно, что мясник из Пиллау не рассчитался за партию волов, приобретенных у них, «…что есть несправедливость большая, так как эти люди, чужие здесь, тем могут быть отвращены от того чтоб в будущем привозить сюда свой скот,— писал местный чиновник. — Мы не сомневаемся, что наш высокочтимый глава эти осложнения незамедлительно силой права устранит и подобающей настойчивостью заставит мясника заплатить». Рынок работал по расписанию, а продавцу разрешалось одновременно вести торговлю лишь с одним покупателем. Городской магистрат строго следил за тем, чтобы лавочники имели двухмесячные запасы продуктов: зерна, муки и мяса. При этом доски с ценами выставлялись на всеобщее обозрение. Делалось это на случай различных бедствий, и прежде всего, инфекционных заболеваний, когда прекращалось любое сообщение между селениями Замланда. Назначенные комендантом офицеры проверяли вес выпеченного хлеба. «Легкий хлеб» конфисковывался на нужды госпиталя. За комендантом крепости оставалось решающее слово и при утверждении стоимости мучной выпечки. Наградой за хорошее качество были лишние монетки, которые оставляли булочнику при покупке хлеба. В 1730 году в Пиллау построили соляной магазин. С конца XVII века в Пруссии была установлена «соляная» монополия — запрет на покупку импортной соли — и определены нормы ее потребления. А в каждой семье соль хранилась в ящиках и сундуках строго по весу на каждого взрослого и ребенка. Городские чиновники ежемесячно проверяли ее запасы. Соляной инспектор — так называлась эта должность — один из них даже получил звание почетного жителя города. Современник, уроженец города Фишхаузена, писал о своем посещении Пиллау: «Город настолько чист, что можно подумать, что это Голландия. Это объединение многих наций, и дети, рожденные здесь, говорят на многих языках. Что бы здесь ни делалось: сеяли ли хлеб, варили ли пиво, готовили ли лакомство,— все сделано лучшим образом, на все вкусы». Отметим, что право на пивоварение принадлежало далеко не всем. Доска с надписью «Здесь хорошее пиво» указывала каждый раз на его изготовителя. При этом состояние котлов, в которых оно варилось, качество и цена пива находились под контролем городских чиновников. До середины XVII века пиво для гарнизона и жителей Пиллау привозили из городов Фишхаузена и Хайлигенбайля (ныне — пос. Мамоново). Затем его стали варить в лохштедском замке из дождевой воды, для сбора которой был выстроен водопровод. Однако через Любимым напитком для местных жителей стал желудевый кофе. Его пили в вечернее время после окончания домашних работ. Настоящий кофе могли позволить себе лишь богатые люди. Каждый пиллауский мужчина с рождения прикреплялся к полку, в котором он будет в свое время проходить воинскую службу, длившуюся от полугода до двух лет. Вернувшись домой, он продолжал нести гарнизонную службу. Среди мужчин считалось хорошим тоном посещать воскресную службу в крепостной церкви в полной военной форме с регалиями и наградами. Под ее сводами проходили богослужения для кальвинистов и лютеран. Очевидно, религиозные споры не так сильно волновали жителей Пиллау, как вопросы нравственности и морали. «Во время проповеди стояла перед алтарем одна женщина, совершившая прелюбодеяние,— писал один из современников. — Лишь только были произнесены слова таинства и настало время причащения, ее выслали из крепости». Так продолжалось три воскресенья. И только после этого священник дал ей свое благословение. Не будем забывать, что портовая жизнь в Пиллау мало чем отличалась от других городов балтийского побережья. Тот же современник писал в своих записках: «Здесь меня позвали в один дом крестить. Так как крестной матерью была самая знатная из городских девушек, то на крестинах я так расщедрился в ее честь, что меня сочли более богатым, чем я был на самом деле, и стали очень ухаживать. В ту же ночь две женщины, принадлежащие к этому обществу, пришли в мою комнату в одних рубахах и перенесли меня сонного из моей постели в свою. С какой целью это было сделано — догадаться не трудно, но я хранил в памяти последний совет, данный мне моей матерью, и избег их намерений. В Пиллау неожиданно вернулся мой спутник, которого я посылал в Москву с товаром. Хотя он и представил мне огромный и неверный счет, но все же я был рад тому, что от своей торговой операции не только не понес убытков, но даже получил порядочную прибыль». О привлекательности пиллауских женщин ходили легенды. По одной из них, этим даром их наделила местная девушка. «Любовь, которую нельзя одолеть, и просьба карликов тронули наши сердца. Мы возвращаем прелестное дитя, похищенное нами. Отныне все свойства наших имен: любовь, сердечность, красота, прелесть, обаяние, радость, проницательность — станут ее внешностью и душой». На память о себе нимфы подарили волшебный амулет — янтарное ожерелье в виде кольца — и превратили в золото выплаканные материнские слезы. Несмотря на пришедшее к ним богатство, супруги так и остались жить в старой хижине. Прошли годы, и сердце их красавицы-девушки завоевал молодой капитан. Каждый из его кораблей носил имя одной из нимф. Он сам стоял у штурвала судна по имени «Любовь». И каждый раз, когда вместе с «янтарной принцессой» они плыли в дальние сказочные страны, дочери морского царя помогали им в пути. Легенды и сказания жителей Пиллау передавались в устной форме. Позднее их отпечатали, и в этом виде они дошли до нашего времени. Здесь, как и во всей Пруссии существовало обязательное школьное обучение. Одноклассная городская школа открылась в 1726 году. Дети Среди студентов Кенигсбергского университета в XVIII веке значилось и 45 жителей Пиллау. Плата за обучение была доступна лишь сыновьям состоятельных родителей. Интересно, что многие из них направляли своих детей в «полковую академию» в пиллауской крепости, где молодым людям преподавали фехтование, верховую езду и некоторые из наук. Не секрет, что пребывание молодых людей в Кенигсбергском университете носило слишком вольный характер. Обучение же в крепости проходило под солдатским надзором и в условиях воинской дисциплины. Основным источником пополнения городской казны оставались таможенные и лоцманские сборы с кораблей, заходивших в гавань. Для этой цели в начале века на берегу моря построили деревянную башню, прозванною «мореходной», в которой постоянно находились лоцманы. Заметив в подзорную трубу судно, они в любое время суток выходили навстречу ему. За это двенадцать пиллауских лоцманов получали небольшое жалованье, которым они делились с таможенным инспектором. У Дома Лицензий стояли два высоких навигационных знака, служивших в качестве ориентиров для плавания по фарватеру. Жители города платили многочисленные налоги. Например, любители золотых и серебряных украшений ежегодно отдавали в казну налог. Акцизные чиновники собирали пошлину за ввоз и вывоз из Пиллау предметов, произведенных за границей. Въезд в город охранялся солдатами инвалидной команды. Их пост находился вблизи того места, где сегодня на улице Красной Армии установлен мост через крепостной канал. Без разрешения ни один человек не мог прибыть в город или покинуть его. Многие путешественники пользовались фальшивыми паспортами, чтобы в чумное или военное время нельзя было определить маршрут их движения. Однако такие проделки требовали большой осторожности, ведь в случае разоблачения виновные награждались… пеньковой петлей. 5.5. Почта на косе Немалые испытания ожидали тех, кто хотел попасть в Пиллау по косе «По дороге на береговой черте виднелись следы больших несчастий, лежали обломки судов и выброшенные на берег корабли, несколько дней тому назад погибшие от бури». На побережье пролива стояли три одноэтажных домика, служивших местом отдыха курьерам и пассажирам почтовых дилижансов, проводившим время в ожидании, когда стихнет штормовой ветер или встанет лед, чтобы можно было переправиться в Пиллау. Стоимость почтовых услуг носила сезонный характер, а вот за скорость движения почтальонов платились большие деньги. При этом «вагон-мейстеры» половину своих доходов отдавали в государственную казну. Одетые в голубые мундиры, повязанные шелковыми шарфами, с бляхами почтового ведомства на груди, встречаясь с другой повозкой на косе Фрише-Нерунг они трубили в рожок и все едущие навстречу обязаны были уступить дорогу. В эту эпоху Германия состояла из трех сотен суверенных территорий, нередко враждовавших друг с другом, поэтому более безопасным считался морской почтовый путь. Для доставки, особенно иностранной корреспонденции, служили два почтовых галиота, отправлявшихся из Пиллау. Почта связывала жителей Пиллау с внешним миром. Надо сказать, что получение письма было нерядовым событием в жизни простого человека. Вблизи почтовой станции выросло небольшое селение — Нойтиф (ныне — поселок Коса). Его жители добывали себе пропитание ловлей рыбы, сбором янтаря и работой в лесничестве. С большим трудом им удавалось вырастить на песчаной почве немного овощей. 5.6. Строительство судов в Пиллау Отсутствие государственных заказов не привело к закрытию пиллауской верфи. Новые поколения корабелов спускали на воду суда меньшие по размеру и водоизмещению, чем во времена Великого курфюрста, но имевшие высокие мореходные качества. Ими заинтересовался «Ллойд» — самая известная судоходная страховая компания в мире. Первым в ее реестр был включен галеас «Юнгфрау В 1730 году корабельный плотник Ф. Лауберг с сыновьями спустил на воду двухмачтовое судно «Абрхам». Еще четырнадцать судов этого класса были заложены на пиллауской верфи в следующее десятилетие. Все они принадлежали местным торговцам, создававшим компании по их строительству. Как правило, сам капитан и его команда набирались из местных жителей. Последним из судов, сошедших с верфи Пиллау, стал бриг «Надежда», поднявший свои паруса в 1785 году. Его капитаном был правнук шкипера Лянге, на свадьбе которого в Пиллау танцевал Петр Великий. Четверть века это судно бороздило воды Балтийского моря, а его экипаж заработал целое состояние, доставляя на континент английские товары. В последующие годы в Пиллау строились небольшие суда, ходившие по заливу история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 >
|
|
|||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы |
|||||