ДО ВОЙНЫ 1. В краю древних |
история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 > ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОВОЕННАЯ 8. Пиллау в XIX веке 8.1. Морская жизнь Пиллау В первой половине XIX века прусская статистика отнесла Пиллау к городам «второго разряда». Главными достопримечательностями города оставались крепость, маяк и гавань. При этом отмечались хорошие климатические условия, продолжительные зимы с обильною стужей. Однако в официальном сборнике отсутствовали данные о том, что торговое значение Пиллау — передней гавани Кенигсберга — постоянно возрастало. В эти годы на его рейде выстраивалась длинная очередь иностранных кораблей. Без пиллауских лоцманов ветер и течение могли сыграть с кораблем любую шутку. Особое мастерство требовалось от лоцманов в весеннее время, когда пролив «Плывшие в гавань три корабля издали казались белыми образами, парившими в воздухе. Их встречала лодка с лоцманами, с трудом державшими свой курс в неспокойное море. Я полагал, что она утонет, и был готов закричать. Но всякий раз были видны взмахи весел ее гребцов. На конец корабли бросили якорь, и лоцманы вскарабкались на их борт». Еще в 1806 году для безопасности плавания на горе Швальбенберг (ныне — гора Прохладная) был установлен специальный знак, служивший более века навигационным ориентиром. Его автор — известный немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель. Силуэт из красного камня в виде раскрытой книги был виден далеко в море. Тысячи птичьих гнезд, вырытых на одинаковом расстоянии друг от друга, дали горе имя — Ласточкина гора. По преданию, в одну из майских лунных ночей из горы Швальбенберг выходила прекрасная королева эльфов. Она наблюдала за тем, как ее подданные натирали до блеска песком драгоценные кубки, и слушала песни, славившие ее. Однажды молодой пиллауский рыбак застал эльфов за этим занятием. Увидев юношу, они скрылись в горе вместе с драгоценностями. И только откуда из глубины до него доносилась песня о счастье, которое могут дать эльфы людям, поделившись с ними своим богатством. Золотую чашу, забытую ими на берегу, рыбак отдал приходскому священнику. Рассказывали, что каждый раз, возвращаясь с моря с богатой добычей, он напевал о простом человеческом счастье, которому не нужны сокровища. По другой легенде, в течение многих лет на эту гору поднималась жена моряка, ушедшего в дальнее плавание. С вершины она надеялась увидеть знакомое судно. И хотя ей рассказали о гибели мужа, женщина продолжала ждать и верить в его возвращение. О Ласточкиной горе сохранились воспоминания одного из самых известных поэтов Восточной Пруссии Германа Зюдерманна. Дом, в котором жила его бабушка, вдова морского капитана, «…утопал в сирени и липах на склоне Ласточкиной горы, с высоты которой были далеко видны старый Пиллау и плантация, простирающаяся вплоть до Лохштедта. Женщина наблюдала маленький городок с его краснокирпичными крышами домов, с белым маяком у обширного порта, прибрежную полосу и ее защищающие стены пятизубчатой цитадели. Позади поросшая лесом коса, пропадающая в тумане, и затем, насколько может охватывать глаз, бескрайнее море, и всюду корабли, которые сюда приходят и уходят». 8.2. Балтийский маяк Если при плавании в светлое время суток ориентиром служил знак на горе Швальбенберг, то в темное путь морякам освещал огонь маяка, возведение которого завершилось в 1816 году. К сожалению, до сих пор неизвестно имя его архитектора. Одни исследователи считают им Карла Фридриха Шинкеля. Другие называют автором проекта директора гидротехнического строительства Щульце. С большей достоверностью известно имя строителя маяка Иоганна Фридриха Петерсона (1778—1834), более двух десятков лет служившего инспектором пиллауской гавани. Он родился в небольшой деревушке на балтийском побережье Германии. С юных лет в нем проявились способности к математике и рисованию. В Кенигсбергском университете и Берлинской академии Петерсон учился строить защитные сооружения на морском побережье. Балтийский маяк не единственный памятник его деятельности в Пиллау. Под началом Петерсона были укреплены берега и сооружена каменная гряда на косе Фундамент Балтийского маяка сложен из гигантских блоков, обнесенных полутораметровыми сваями, стянутыми для прочности тяжелыми коваными цепями. Несмотря на метровую толщину стен, маяк выглядит легким и стройным, похожим на восточный минарет. Высота маяка достигает 33,2 метра над уровнем моря, а огонь его виден на расстоянии 16 морских миль, что немногим более 32 километров. До 1830 года маяк не горел в летние месяцы О маяке говорят, что это святыня Балтийского моря, и поэтому он неприкосновенен. В 1999 году маяк вновь открылся для посещения. С его высоты можно взглянуть на город и его окрестности, полюбоваться морским заливом и Балтийской косой. Около года потребовалось умельцам немецкого города Эккенферде, чтобы построить необычную модель Балтийского маяка, сложив ее из 38.000 спичек. Ежегодно 8 июня маячники России отмечают свой профессиональный праздник. На территории маячного городка в честь этой даты установлен небольшой обелиск, в основание которого заложена капсула с пожеланиями потомкам-маячникам. До начала XX века на маяке размещалась и лоцманская служба. Позднее для нее построили деревянную башню. Красный флаг на галерее башни служил указателем штормовых ветров. Позднее лоцманы переселились в каменное здание на берегу пролива Несмотря на все принятые меры, морская стихия не давала покоя морякам у пиллауского побережья. В августе 1818 года жестокий шторм посадил на мель английский бриг «Индустрия». На помощь его экипажу пришли пиллауские лоцманы. Сорвавшийся с борта корабельный якорь наклонил лодку со спасателями, а накатившая волна перевернула ее. Смерть большого числа людей на глазах очевидцев обратила внимание прусских властей на изобретение Эрготта Шефера. Им были сделаны чертежи мортиры для подачи троса терпящему бедствие кораблю. После испытаний в пиллауской гавани «линомета» его стали применять для спасения людей на море. Тогда же на судах и рыбацких лодках начали устанавливать ракеты для выброса небольшого якоря на береговую отмель. 8.3. Жизнь города Рассказ об истории Пиллау не может быть полон без свидетельств современников. Один российский путешественник, посетивший Пиллау, писал: «Какая сутолока! Какая деятельность повсюду! Может быть, тут открылась ярмарка? Ничего подобного. Так здесь происходит ежедневно. Люди разных национальностей, идя навстречу друг другу и говоря на разных языках, делают все так, как будто от этого зависит счастье всей их жизни. При этом матросы, капитаны, экспедиторы, солдаты, рабочие, путешественники в сутолоке вряд ли замечают друг друга, настолько важным им кажутся собственные работы или занятия. Существует не много морских городов, где подобная деятельность сосредоточена на малом пространстве и, несмотря на толкотню, повсюду голландская чистота. Внутренняя ухоженность домов соответствует их внешнему виду. Виден достаток, на лицах полнота здоровья и благополучия. Праздность и бедность покинули стены этого города. К тому же все здесь не дороже, чем в Кенигсберге». Капитаны кораблей рассказывали, что вокруг них собирались толпы подростков, помощников торговцев, маклеров и владельцев мелких судов с рекламой товаров и услуг и предложением посетить их конторы. 8.4. Морские истории «Ветер полощет на солнце пестрые флаги различных наций,— так описывал жизнь в Пиллау очевидец. — Здесь свежий ветер сам надувает паруса трехмачтовика, а там под веселую песню матросы ставят их на другом судне или взбираются как обезьяны по вантам на высокие мачты. На больверке оживленное движение. Идет погрузка и выгрузка кораблей, выносят пакеты и катят бочки. «Английский дом» наполнен моряками. Группа капитанов обступила бильярд. Заключаются пари. Игра идет на бутылку портера и голландские дукаты. На столах стоят десятки уже выпитых бутылок». Нельзя не сказать и о том, что моряки всех стран утоляли свою жажду в сорока четырех тавернах, служивших им и в качестве гостиниц. Каждый из жителей Пиллау знал силуэты кораблей с «железными трубами». В августе 1822 года криками «Ура!» и «Виват!» они встретили прибытие первого колесного парохода «Коперник». Паровую машину построили в Англии. Судно совершало рейсы по заливу Большая часть мужского населения города имела морские профессии, с которыми, как известно, связаны дальние плавания и удивительные приключения. Так, осенью 1826 года английское китобойное судно потерпело бедствие у одного из островов архипелага 8.5. Композитор Рихард Вагнер в Пиллау Не меньший интерес вызывает и история «Тетиса», красавца-парусника, построенного в Пиллау и ходившего морским путем от Кенигсберга до Лондона. В июле 1839 года капитан Вульф и его команда готовились к отплытию с грузом овса и гороха. Однажды в вечерних сумерках по трапу стоявшего в гавани парусника поднялись мужчина и женщина в сопровождении огромного ньюфаундленда по кличке Роббин. Они немедленно укрылись в узкой и неудобной каюте капитана, единственном помещении для перевозки пассажиров. Таинственными спутниками, так боявшимися обнаружить себя, были немецкий дирижер и композитор Рихард Вагнер Преследуемые кредиторами, Вагнеры тайно покинули Миттау, где находились на гастролях. Супругам без документов удалось перейти 8.6. Ученый Якоби в Пиллау В первой половине XIX века в Пиллау жил и работал человек, оказавший значительное влияние на развитие мировой электротехники. Им был Мориц Герман Якоби 8.7. Опасности для города Балтийское море напоминало о себе штормами и ураганными ветрами, о которых сообщали городские хроники. В начале века ветер с такой силой раскачивал маяк, что нашедшие в нем укрытие люди заболели морской болезнью. В память «об ужасном урагане и наводнении в Пиллау, Кенигсберге и Мемеле» была отчеканена медаль. Шторм, обрушившийся на город в январе 1818 года, вызвал новые разрушения. Волны, перекатываясь через высокий больверк, гнали по улицам ледяные глыбы. Большинство домов осталось без кровли, а окна без стекол. Кованый осетр на крыше ратуши оказался согнутым так, что лежал почти горизонтально. Но, пожалуй, наибольшую опасность для горожан представляли эпидемии чумы, холеры и тифа. Только в первой половине XIX столетия город семь раз закрывался на санитарный карантин. Помощь больным оказывали военные медики. До 1870 года в одном из крепостных казематов размещался лазарет. Затем его переместили в новое здание на Лазаретштрассе (ныне — проезд от здания морской инженерной службы к Дому офицеров). Немецкие историки города отмечали, что должности гражданских врачей большей частью оставались вакантными. Так продолжалось до 1864 года, когда после окончания Кенигсбергского университета сюда прибыл доктор Антон Скиерло. В любое время дня и ночи он посещал больных, отправляясь на вызовы в самые отдаленные селения. Без помощи ассистентов ему приходилось принимать роды и делать сложные операции. До 1900 года А. Скиерло оставался единственным практикующим врачом в Пиллау. 8.8. Земельные споры В течение двух столетий город Пиллау развивался Промышленная революция XIX века изменила уклад городской жизни Пиллау. Большая часть бюджета шла на его благоустройство. Для многих поколений одним из символов города стали башенные часы, установленные над зданием ратуши. В 1842 году было обновлено дорожное покрытие между Новым и Старым Пиллау. По обеим сторонам мощеной дороги появились тротуары для пешеходов и пирамидальные липы. В вечернее время улицы освещались газовыми фонарями. Полувековой юбилей педагогической деятельности отметил учитель Цандер, ставший одним из почетных жителей города. Его ученики образовали одноименный фонд помощи малоимущим школьникам. Для обучения детей открылись и частные заведения: сначала школа для девочек, а затем и «элементарная школа». В городе, так тесно связанном с морем, готовились Лишь изредка сигналы учений и тревог нарушали мирное течение обывательской жизни. Поэтому появление в 1848 году у пиллауского побережья российской эскадры вызвало немало волнений. Комендант гарнизона получил строжайшие инструкции воздержаться «от неприязненных действий против русского флота». 8.9. Революционные настроения Спустя три месяца военное противостояние завершилось, но в домах под черепичными крышами не стало спокойнее. Охватившее всю Германию революционное движение пришло и в Пиллау. Более тысячи человек из Кенигсберга, Фишхаузена и Эльблонга приняли участие в собрании сторонников «прогресса в рамках закона». Звучали патриотические гимны и проходил сбор подписей в поддержку демократов, высланных за пределы Пруссии. Либеральные настроения проникли во все городские слои. Несколько офицеров, подписавших приветственный адрес к национальному собранию, были подвергнуты тюремному заключению и уволены из армии. Дисциплинарные взыскания и денежные штрафы были наложены и на школьных педагогов, посещавших заседания демократически-конституционного клуба. Один из верноподданных жителей Пиллау предложил королю Пруссии план борьбы с общественным либерализмом. По его мнению, в местах проведения собраний следовало заложить пороховые заряды, а затем объявить участникам о готовящемся взрыве. К счастью, эта идея не нашла королевской поддержки. Гарнизонные врачи признали автора душевно здоровым, а командование гарнизона выдало ему отличную характеристику. 8.10. Бытовые и религиозные страницы Во второй половине XIX века в Пиллау открылся отель «Ильскефалле», построенный купцом Фридрихом Краузе. Над входом в него висело изображение хорька. Чучела этого зверька украшали и стены небольшого помещения, где собиралась избранная публика и офицеры гарнизона, называвшие себя тоже «хорьками». Каждый из посетителей, уходя, оставлял столько денег, насколько считал себя должным. Многочисленная католическая община собиралась в храме «Мария — морская звезда», единственной пиллауской кирхе, имевшей свою башню. Ее соорудили из гранитных камней, доставленных сюда с острова Борнхольм, а материал для внутренней отделки привезли из Швеции. Автором проекта стал один из самых известных кенигсбергских архитекторов, Фритц Хайтман 8.11. Газеты Пиллау В городской типографии, располагавшейся в пристройке у маяка, печатались информационные листки о движении судов и грузов в гавани. Позднее здесь начала выходить еженедельная газета «Pillauer Leuchte», редактором которой был местный учитель А. Эрнст. Его критические статьи послужили причиной закрытия этого издания. В более позднее время в Пиллау выходили и другие газеты. Наиболее известна из них «Pillauer Merkur», основанная Ф. Санвальдтом и печатавшаяся 8.12. Первый поезд В сентябре 1865 года от кенигсбергского вокзала отошел в сторону Пиллау первый поезд. Через 78 минут он прибыл в пункт назначения, где, несмотря на раннее утро, его встречали восторженные толпы жителей. В двух вагонах умещалось всего лишь пятьдесят человек. Пиллауская железная дорога принадлежала акционерному обществу с английским капиталом. Она имела выход к российской железнодорожной сети и связывала Пиллау с Москвой и портами Черного моря. Это расширило английскую торговлю чаем, который через Пиллау везли в Россию. Этим же путем доставлялся и американский керосин. Спустя несколько лет из Пиллау ежедневно отправлялось десять товарных поездов. До открытия железной дороги торговля между двумя городами прекращалась с наступлением холодов. Когда однажды в Кенигсберге скопилось большое количество российских грузов, для них собрали флотилию судов. Попытка зимой пробиться в Пиллау окончилась неудачей. Тяжелые льды раздавили корабли, и все они затонули. Не менее опасной была и дорога вдоль побережья. Гибель и хищения грузов были столь велики, что кенигсбергские купцы с трудом соглашались на их перевозку. 8.13. Крестьянская жизнь Произошли изменения и в крестьянской жизни. Вокруг Пиллау появились десятки хуторов и больших имений, снабжавших жителей города свежими овощами и фруктами, молочными и мясными продуктами. Теплый влажный климат позволял выращивать здесь всевозможные овощи, ягоды, а сады издавна славились обилием разнообразных фруктов. Здешние края издавна были известны своими ягодами: облепихой, красной и черной смородиной, черноплодной рябиной, черникой, крыжовником и др. В лесах, особенно на косе, в обилии произростали разнообразные грибы. 8.14. Морская торговля В годы Крымской войны В середине столетия число кораблей, стоявших в пиллауской гавани, возросло в два раза, а грузооборот увеличился в пять раз. Малоизвестен факт о том, какую роль в этом сыграла сама природа. В последние дни марта 1850 года на побережье залива После того как купцы Кенигсберга исчерпали свои финансовые возможности, гавань вновь передали государству. Следствием этого стало международное признание Пиллау одним из самых опасных портов на побережье Балтийского моря. О строительстве портовых сооружений купцы и чиновники Кенигсберга договорились лишь в 1872 году. В Старом Пиллау укрепили землю от песчаных заносов, запретив пасти скот и выращивать овощи. Одновременно обустроили места корабельных стоянок во Внутренней гавани, связав ее с железной дорогой. Новую причальную стенку возвели на Русской дамбе, в 1865 году соединив ее с полуостровом. Здесь находилось Управление гаванью с флотилией пароходов, землечерпалок, деревянных и железных барж. Немецкая фирма «Шихау» намечала строительство верфи, но этот проект был отклонен в пользу Данцига. Однако принадлежавший ей плавучий док, ремонтные мастерские и склады использовались для испытаний сотен торпедных катеров, поступивших на вооружение На многочисленных рисунках и планах города, хранящихся в российских архивах, можно проследить изменение его водного ландшафта, появление новых гаваней: Передней, Рыбацкой, Нефтяной, Лоцманской, Строительной, Лесной — площадью более ста гектаров. Помимо них, в окрестностях города было множество удобных мест для стоянок рыболовных шхун, парусных судов и яхт. 8.15. Строительство гаваней Расчистка «морского пути» и укрепление берегов пролива велись непрерывно. Ежегодно Проведенные инженерами расчеты показали: для сохранения необходимых глубин ширина пролива должна составлять четыреста сорок метров. Началось возведение Южного и Северного молов, направивших морское течение в строго определенное русло. Сначала на косе Начатое в 1840 году строительство Северного мола проходило с большими трудностями. Часть его обрушилась под ударами морской стихии. Работы удалось завершить летом 1883 года, когда был уложен последний камень в полутораметровую защитную стенку, обращенную в сторону моря. По Северному молу проходила железнодорожная колея, разобранная после 1945 года. (подробнее о Северном и Южном молах смотри здесь >>>) 8.16. Строитель пиллауских гаваней Готтхильф Хаген В феврале 1884 года в Берлине умер человек, чье имя неразрывно связано с историей пиллауских гаваней. Признанием его заслуг стало звание почетного жителя Пиллау. А в сентябре 1889 года на самой кромке Русской набережной открылся монумент, сложенный из неотесанных гранитных валунов. Хаген родился в марте 1797 года в Кенигсберге. Его семья была известна в научных кругах Пруссии. Став студентом Кенигсбергского университета, Готтхильф Хаген больше всего заинтересовался гидротехническими сооружениями, ради них он отказался от блестящей карьеры ученого-астронома. На стипендию прусского министерства торговли и промышленности Хаген объехал и обошел пешком дамбы, плотины и каналы Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Италии и Швейцарии. Вся его дальнейшая деятельность была связана с их строительством. Когда в июне 1826 года Хагена назначили инспектором строительства пиллауских гаваней, он вряд ли думал, что в этом городе пройдут самые счастливые годы его жизни. Здесь он познакомился и подружился со многими моряками и торговцами, учителями навигационной школы, здесь женился на своей дальней родственнице, здесь в семье Хагена родилось двое детей. Под руководством Г. Хагена была выполнена большая часть инженерных работ в гаванях города, началось строительство Южного мола и укрепление берегов на косе Схему 1902 года города Пиллау с его гаванями и каналами смотри здесь >>> 8.17. Строительство Кенигсбергского канала Г. Хаген был одним из первых, кто сделал все необходимые расчеты для углубления водного пути от Кенигсберга в Пиллау. Остается неизвестным, собирался ли он принять участие в конкурсе на проект строительства Кенигсбергского канала, объявленном купцами Кенигсберга и Министерством транспорта в 1878 году. К этому их подтолкнула конкурентная борьба с портами балтийских государств и России. Среди нескольких десятков проектов первое место и денежное вознаграждение в размере 10 тысяч марок получил план инспектора строительства пиллауских гаваней Хуго Натуса. Он предложил вместо дорогостоящей расчистки фарватера углубить часть залива, отделив его специальным защитным сооружением. В 1889 году проект Натуса получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Необходимые вычисления произвел немецкий инженер по фамилии Кунтце. Строителям приходилось решать сложные инженерные задачи. Отказавшись от попыток соорудить земляную дамбу, они возвели ее из камня, укрепив с обеих сторон деревянными сваями. В основание была уложена «подушка» из связок прутьев, хвороста и камыша. Полуметровая дамба всего лишь на восемьдесят сантиметров возвышалась над уровнем моря. Деревья, посаженные на ней, служили указателями движения по каналу и укрепили земляной вал, уложенный в сторону залива. Больше всех повезло рыбакам, для которых в «теле» дамбы проделали несколько тридцатиметровых «разрывов». Длительное время обсуждался вопрос о строительстве отдельной дамбы и в заливе Фишхаузен. Многолетние наблюдения немецких ученых показали, что воды залива не окажут воздействия на судоходство в канале. Сделанные выводы позволили отказаться от нового дорогостоящего проекта. Выбранная инженерами линия канала до устья реки Прегель составляла 33 километра, а с учетом углубления реки эта цифра увеличилась до 40,5. Земляные работы, начавшиеся в 1890 году, велись в течение девяти лет. За это время пять земснарядов и двенадцать землечерпалок подняли со дна залива Под звуки оркестра экскурсионный пароход «Натус» 15 ноября 1901 года разорвал ленту, закрывавшую вход в канал, названный впоследствии Кенигсбергским. Следом за восторженными откликами жителей Пиллау наступило глубокое их разочарование. Все вышло не так, как ожидали. Уже в 1908 году только каждое седьмое из числа прошедших каналом судов зашло в Пиллау. Потеряли работу портовые грузчики и железнодорожники, владельцы мелких судов и хозяева гостиниц. Попытки магистрата наладить в городе выпуск тканей, плетение кружев, разведение шелкопрядов потерпели неудачу. Одной из мер помощи прусских властей жителям стало открытие в Пиллау подготовительного училища. В одном из его флигелей обитали будущие учителя народных школ. С 1945 года в этом здании работала средняя городская школа №1. Вид из космоса Балтийска с его гаванями и каналами смотри здесь >>> 8.18. Развитие туризма Выходом из положения стало развитие в Пиллау туризма и отдыха. Однако и здесь существовали свои трудности. Большая часть морского побережья Подписав в начале XX века торговый договор с Россией, правительство Германии связало с ним надежды на рост судоходства в новом канале для покрытия расходов на его строительство. Начало мировой войны помешало осуществить эти планы. Однако работы по углублению канала велись в 20—30-е годы XX века. Новые глубины позволили захо дить в Кенигсберг большегрузным кораблям. Для двустороннего движения планировалось строительство второй очереди канала. Подробнее о туристской и курортной жизни в Пиллау смотри здесь >>> история > довоенная 1 > довоенная 2 > довоенная 3 > довоенная 4 >
|
|
|||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы |
|||||