АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА»)
Послевоенная история

1. Об аэродроме «НОЙТИФ»
Исторический путь
противолодочной
авиационной эскадрильи
2. 1945—1962 гг.
3. 1963—1974 гг.
4. 1975—1988 гг.
5. 1989—1996 гг.
6. 1996—1998 гг.
Воспоминания
7. Клименков В.
8. Липатов С.
9. Малафеев Л.
10. Татарников Ю.
11. Истребительный полк

 

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 >
стр. 8 > стр. 9 > стр. 10 > стр. 11

ИСТОРИЯ ГОРОДА

АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА»)

ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ АВИАЦИОННОЙ ЭСКАДРИЛЬИ

1989. 23 марта была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с подготовкой сил и средств к выводу из-под удара (без вылета)».

21 июля была осуществлена исследовательская проверка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном торпедно-бомбовом обычном варианте».

С 22 по 27 августа эскадрилья участ вовала в ЛТУ ПЛА ВВС БФ на тему «Поиск и уничтожение подводных лодок противника самостоятельно и во взаимодействии с противолодочными силами флота в начальный период войны».

В период с 18 по 23 сентября был проведен ставший уже традиционным межфлотский маневр в составе 3 Бе-12 на а/с «Североморск-2» ВВС СФ.

А 9 ноября была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ЯБП (с вылетом)».

В 1988-1989 гг. уровень оперативно-тактической подготовки личного состава эскадрильи, а также опыт освоения матчасти достигли максимума. В последующие годы началось движение «вниз». Сначала почти незаметное, а затем все быстрей и быстрей...

1990. Уже 4 января была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ОБП».

8 февраля была проведена тренировка по отработке отдельных элементов боевой готовности на тему «Оповещение и сбор личного состава 49-й ОПЛАЭ».

28 марта состоялись учения на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная»» с выполнением в течение 3 суток совместного поиска ПЛ противника с КПУГ 74-й и 53-й БКОВР в районе №11.

23 апреля перед АЭ были поставлены учебные задачи:
1) быть готовой с началом боевых действий или по приказанию с КП ВВС БФ привести силы в б/г «полная»,
2) в течение 3-х суток выполнить совместный радиогидроакустический поиск ПЛ противника с 436-й и 437-й КПУГ из состава 128-й БКОВР в районе №7.

Одновременно с 23 по 27 апреля группа офицеров управления ВВС БФ провела итоговую проверку 49-й ОПЛАЭ и частей обеспечения за зимний период обучения.

16 мая в соответствии с планом ОТП была проведена комплексная тренировка на тему «приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ОБП»

5 июня был проведен массированный поиск подводных лодок во взаимодействии с 451-й и 443-й КПУГ 32-й ДПЛК в районе №6.

1 июля состоялась частичная тренировка на тему «Действия личного состава 49-й ОПЛАЭ по сигналу «Экстренный сбор», а 20 июля — на тему «Подготовка самолета и оружия в варианте 30 ПЛАБ-50».

6 августа была проведена комплексная тренировка на тему «Вывод 49-й ОПЛАЭ из-под удара с подвеской оружия в поисково-ударном варианте без проверки средств поиска и поражения».

В целом в 1990 году масштабных учений стало меньше, тренировки с ядерными боеприпасами прекратились.

1991. 25 января была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ОБП».

18 октября была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с подготовкой сил и средств к выводу из-под удара (без вылета)».

В 1991 году появились планы объединения 49-й ОПЛАЭ (Бе-12, а/с «Коса») и 145-й ОПЛАЭ (Ил-38, а/с «Скульте») с перебазированием противолодочного полка на а/с «Скульте». Одним из мотивов объединения было усиление военного присутствия в республиках Прибалтики и попытка тем самым усилить психологическое давление с целью сбить волну сепаратизма. Вскоре Латвия получила независимость, а в декабре 1991 года 145-й ОПЛАЭ была расформирована.

1992. Количество учений и тренировок сокращается. Их сложность и напряженность резко понижается. 24 января была проведена тренировка по отработке отдельных элементов боевой готовности на тему «Оповещение и сбор личного состава 49-й ОПЛАЭ».

19 марта была проведена комплексная тренировка по отработке отдельных элементов боевой готовности: действия дежурно-вахтенной службы при получении сигнала и действия личного состава срочной службы при оповещении офицеров и прапорщиков, проверка наличия документов, тревожных чемоданов и их содержимого у офицеров и прапорщиков части.

28 сентября была проведена проверка боевой готовности дежурных сил с запуском двигателей и выруливанием их на исполнительный старт. Цели тренировки: отработка практических навыков экипажем при объявлении тревоги, принятии решения на выполнение боевой задачи, а также проверка знания вероятного противника ответами на вопросы проверяющих.

Как видно, и весенняя, и осенняя проверки не отличались сложностью задач.

В 1992 году приказом ГК ОВС СНГ №114 самолет Бе-12 был снят с вооружения с продолжением эксплуатации машин в частях до выработки ресурса. Этим решением в значительной мере была предопределена дальнейшая судьба противолодочной эскадрильи.

1993. 15 января была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте», а 11 августа — проверка боевой готовности дежурных сил. План боевой подготовки был выполнен. Итоговая оценка боевой подготовки и воинской дисциплины — «хорошо». Тем не менее процесс распада шел все быстрее.

1994. 27 января состоялась комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ЯБП с выводом сил из-под удара». 26 августа — тренировка с расчетами противолодочного поста КП по действиям при обнаружении экипажами самолетов Бе-12 неопознанной ПЛ, а также отработка действий по уничтожению подводных лодок — нарушителей территориальных вод, предусмотренных приказом ГК ВМФ №0010. Годовой план боевой подготовки (в разы слабее, чем это было в середине 80-х) был выполнен.

1995. 12 января были проведены комплексные учения 49-й ОПЛАЭ по охране, защите и обороне жилого городка с привлечением личного состава к уничтожению диверсионных групп. Выполнена проверка боевой готовности сил боевого дежурства.

23 марта проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ЯБП с выводом сил из-под удара».

14 июня Главный штаб ВМФ выпустил директиву №730/1/0446 о перебазировании 49-й ОПЛАЭ с аэродрома постоянного базирования «Коса» («Нойтиф») на аэродром «Храброво» для постоянного совместного базирования с 397-й ОТАЭ ВВС ДКБФ. Решение о перебазировании напрямую вело к скорой ликвидации противолодочной эскадрильи, хотя никакими официальными документами оно не предполагалось.

Вместе с тем, отсутствие перспектив уже было очевидным для всех — от командующего до матроса.

3 августа в Храброво перелетели первые 2 самолета — (б/н 07 и 25). 8 августа еще 2 (б/н 31 и 26). Спустя три недели. I сентября — еще 3 (б/н 80, 01 и 90). Перегон самолетов выполнили экипажи м-ра Пушнина С.А., к-нов Кремлёва А.В. и Маяковского Н. Посадка самолета б/н 90 проходила при сильном боковом ветре. В результате ошибки в технике пилотирования при приземлении лопнуло правое колесо основного шасси, из-за чего самолет сошел с бетонном ВИН на грунт и коснулся поплавком земном по верхности. Символично...

На следующий день — 2 сентября — уже после официальной даты перебазирования (1 сентября 1995 года) экипажи к-на Кремлёва А.В.
и п/п-ка Сомова П.П. выполнили перегонку 8-го и 9-го самолетов (б/н 98 и 20). На этом перебазирование самолетов на а/с «Храброво» было завершено.

На а/с «Коса» осталась часть авиатехники, в том числе и уникальный Бе-14, который в том же году разделали на металлолом.

Первые плановые полеты с аэродрома «Храброво» состоялись только 9 ноября 1996 г. Первый вылет на Бе-12 б/н 25 совершил экипаж в составе командира корабля — инспектора штаба авиации БФ п-ка Косарева A.M., помощника командира корабля — начальника штаба 49-й ОПЛАЭ м-ра Бреуса А.Н., штурмана корабля ст. л-та Гуркина А.А., радиста пр-ка Сафонова О.П.

По итогам года боевая подготовка и воинская дисциплина в эскадрилье оценена на «удовлетворительно». Хотя о бытовом морально-психологическом уровне личного состава можно было только вспоминать. Ситуация усугублялась тем, что перебазировалась по сути только техника, личный состав остался «приписанным к гарнизону «Коса», вынужденный либо тратить несколько часов в день, чтобы добраться до места службы и обратно, либо «вахтовым методом» ютиться в гарнизонном поселке Храброво, возвращаясь домой только на выходные.

1996. 8 февраля первый вылет на маршрут с аэродрома «Храброво» совершил экипаж командира корабля — инспектора штаба ВВС БФ п-ка Косарева A.M. (на Бе-12ПС б/н 31). В тот же день состоялся первый вылет на боевую службу. Его совершил экипаж к-на Бобкова К.А.

Первое боевое применение с нового места базирования выполнено 28 февраля. Бомбометание на полигоне Б-191 совершил экипаж м-ра Кудрявцева Г.М. (на Бе-12 б/н 07).

С 19 по 24 марта — впервые с нового места базирования — эскадрилья принимала активное участие в учениях БФ. Осуществлялся поиск ПЛ, сбросом мишеней М-6 обеспечивались артиллерийские стрельбы кораблей всех классов (эсминцев, сторожевых кораблей, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, тральщиков и больших десантных кораблей). Силы флота обеспечивались для решения поставленных им задач по боевой подготовке зимнего периода обучения.

Спустя месяц — с 18 по 23 апреля — эскадрилья вновь участвовала в учениях сил флота. 18 апреля экипаж к-на Грайло (на Бе-12 б/н 26) осуществили проверку постов минных наблюдений, постановку мин (бомбами) в назначенном районе. В тот же день на этом же самолете экипажи к-на Бобкова К.А. и к-на Кремлёва А.В. осуществили тактический поиск ПЛ в назначенном районе во взаимодействии с КПУГ. Кроме того, экипаж Бобкова К.А. осуществил сброс мишеней М-6 с целью обеспечения артиллерийских стрельб флота. Первое торпедометание с нового места базирования было выполнено 23 марта. Экипажи самолетов б/н 07 к-на Кремлёва А.В. и б/н 26 к-на Грайло выполнили торпедометание по дрейфующему имитатору ПЛ МГ-34.

1 августа экипаж п-ка Косарева A.M. на самолете Бс-12ПС б/н 31 выполнил первый после перебазирования полет с посадкой на воду и последующим возвращением на а/с «Храброво».

По 1 сентября 1996 г. задачи, стоявшие перед эскадрильей, были в основном выполнены. Итоговая оценка боевой подготовки и воинской дисциплины — «удовлетворительно». Однако морально-психологическое состояние личного состава резко снизилось. Причин было много: незавидное материальное положение, неуверенность в завтрашнем дне, отрыв военнослужащих от семей, оставшихся в гарнизоне «Коса», задержки в выплате денежного довольствия.

Все возраставшую негативную роль в морально-психологическом состоянии личного состава в 1996 г. играли ухудшающееся материальное положение военнослужащих, задержки в выплате денежного довольствия, плохое обеспечение вещевым и другими видами довольствия, обострилась и без того извечная проблема нехватки жилья. Одновременно размывались формировавшиеся десяти летиями идеологические и политические ориентиры. Следствием стала все возраставшая неуверенность личного состава в завтрашнем дне — губительная для боевого духа любой армии.

1 сентября 1996 г. — ровно через год после перебазирования — следующая значимая дата в истории противолодочной эскадрильи: 49-я Таллинская Краснознаменная орденов Ушакова и Нахимова отдельная противолодочная авиационная эскадрилья и 397-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья переформировываются в 316-й Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова отдельный смешанный авиационный полк с передачей ему Боевого Знамени, почетного наименования, орденов СССР и исторического журнала, принадлежащих 49-й ОПЛАЭ. При этом штатная численность Бe-12 была понижена с 11 до 9 самолетов. Переформирование было закончено 1 сентября. На этом историю 49-й ОПЛАЭ можно было бы считать завершенной, но жизнь (существование) противолодочной авиации еще продолжалась, на какое-то время остались и люди, и техника. А значит — дописывалась История.

Первая летная смена смешанного полка состоялась 5 сентября. Летали экипажи п/п-ка Дубровского Н.А. и м-ра Егошина — на Ан-26 б/н 27, и п-ка Косарева A.M. и п/п-ка Малкова И.В. — на Бе-12 б/н 25.

16 октября 1996 г. было отмечено уникальным инцидентом в истории самолетов Бе-12. В этот день полк выполнял задание по обеспечению ходовых испытаний тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» на переходе морем из Санкт-Петербурга в базу флота «Балтийск». Задачу выполнял экипаж м-ра Бобкова К.А. со штурманом к-ном Филатовым А.С. Кроме Бе-12 крейсер «сопровождала» пара самолетов-разведчиков «Вигген» ВВС Швеции. Противолодочный самолет стал для них еще одним «объектом внимания». В одном из эпизодов «совместного маневрирования» ведомый шведской пары Иоран Карлссон не справился с управлением, и его самолет врезался в воду, в результате чего почти полностью разрушился. Пилот погиб.

Этот случай пусть и невооруженного, но противостояния полностью соответствующий духу и фабуле «холодной войны», произошел на фоне ускорявшейся деградации Российской Армии в целом и умирания противолодочной эскадрильи в частности.

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 >
стр. 8 > стр. 9 > стр. 10 > стр. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz