АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА»)
Послевоенная история

1. Об аэродроме «НОЙТИФ»
Исторический путь
противолодочной
авиационной эскадрильи
2. 1945—1962 гг.
3. 1963—1974 гг.
4. 1975—1988 гг.
5. 1989—1996 гг.
6. 1996—1998 гг.
Воспоминания
7. Клименков В.
8. Липатов С.
9. Малафеев Л.
10. Татарников Ю.
11. Истребительный полк

 

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 >
стр. 8 > стр. 9 > стр. 10 > стр. 11

ИСТОРИЯ ГОРОДА

АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА»)

ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ ПОЛК

После войны советская авиация продолжала успешно эксплуатировать аэродром на Балтийской косе. Здесь был размещен штаб 24-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (24-я гв. иад) Балтийского флота и один истребительный полк этой дивизии.

Еще летом 1950 года на вооружении дивизии находились поршневые истребители. Так, в штабной эскадрилье, которая базировалась на косе, имелось до десятка истребителей отечественных конструкторов Лавочкина, Яковлева, а также американские Р-63 «Кингкобры» (самый современный и самый массовый истребитель лендлнза). «Кингкобры» сыграли определенную роль при переучивании на реактивные МиГ-15, так как конструкция шасси их была одинаковой схемы — с носовым колесом. Поэтому на них можно было отрабатывать посадку на повышенной скорости, имитируя МиГ-15. Командиром дивизии в то время был генерал-майор авиации П.И. Гончаров.

В связи с предстоящим перевооружением на реактивную технику и возросшими требованиями, предъявляемыми к аэродромам ее базирования, в 1950—1951 годах была произведена существенная реконструкция летного поля. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) с курсом 53 градуса была удлинена до 2000 метров, а ширина доведена до 60 метров. Были сооружены дополнительные бетонированные рулежные дорожки. Рассредоточенные стоянки для самолетов вдоль рулежных дорожек оборудовали позже — в конце 60-х годов, после уроков арабо-израильского конфликта. Реконструкцию взлетно-посадочной полосы производил строительный батальон, который размещался в подсобных помещениях ангара №3. Во время реконструкции ВПП истребительный авиаполк был временно выведен с аэродрома,— возможно, в Чкаловск.

Еще ранее, аэродром был оборудован системой посадки ОСП-48, которую установили в 1947—1948 годах: две приводные радиостанции, радиопеленгатор, маркер, светотехническое оборудование, KB- и УКВ-радиостанции. Сухопутный аэродром имел ближний привод, который был расположен па расстоянии одного километра от торца ВПП, установленного на бетонном основании в Калининградском заливе. Дальний привод находился на противоположном берегу залива, на удалении пяти километров.

После завершения реконструкции ВПП, в начале 1952 года, на аэродром был переведен боевой 14-й гвардейский истребительный авиационный Клайпедский дважды Краснознаменный ордена Ушакова 2-й степени полк 24-й гв. иад, на вооружении которого уже имелись реактивные истребители МиГ-15бис, позже поступили МиГ-17. Перевооружение на МиГ-15 завершилось в мае 1951 года. Этот истребительный авиаполк впоследствии был переименован в 246-й гвардейский и базировался на косе до 1960 года, после чего был расформирован. Штаб авиаполка размещался в здании, где в настоящее время находится филиал Института океанологии им. П.П. Ширшова. По воспоминаниям ветеранов, командирами полка в разное время были: подполковник А. Раев, полковник Лавренюк, полковник Агабалов, полковник Галютин. В полку было много боевых летчиков, один из них — командир эскадрильи майор А.И. Лашкевич, награжденный четырьмя орденами Красного Знамени.

В 1953 году командиром 24-й гв. иад был назначен дважды Герой Советского Союза полковник А.Е. Мазуренко (1917—2004). В годы войны он прошел путь от летчика до командира 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота. На штурмовике Ил-2 совершил 315 боевых вылетов, потопил 11 кораблей и судов лично и 20 — в группе, а также уничтожил большое количество боевой техники на суше. Последний боевой вылет совершил 8 мая 1945 года для нанесения бомбового удара по кораблям противника в районе острова Борнхольм, где потопил два транспорта.

Следующим командиром авиадивизии был назначен полковник Крюков, который недолго пробыл на этой должности, так как в марте 1954 года погиб. Летчики 246-го гв. иап под руководством командира дивизии выполняли ночные полеты, во время которых видимость резко ухудшилась из-за сгустившегося тумана. Командир дивизии дал команду на посадку всем экипажам, находившимся в воздухе, сообщив, что сам будет садиться последним. За это время туман полностью закрыл землю. Выполнив контрольный пролет над полосой, его двухместный учебно-тренировочный МиГ-15 УТИ ушел в сторону моря, после чего связь с самолетом оборвалась. В результате поисковых работ ни самолет, ни экипаж, в составе которого был также капитан Паршин, обнаружены не были. Только спустя несколько лет тела погибших летчиков нашли польские рыбаки.

После гибели Крюкова командиром авиадивизии стал дважды Герой Советского Союза полковник В.И. Попков. Вскоре штаб авиадивизии был переведен в Мамоново.

Впоследствии В.И. Попков был назначен на должность заместителя командующего ВВС Балтийского флота и в 1965 году переведен в штаб авиации ВМФ СССР.

В годы войны Виталий Иванович совершил более 400 боевых вылетов, провел 117 боев, лично сбил 41 самолет противника. Это он был прообразом главного героя известного кино фильма «В бой идут одни старики» («Маэстро»). На юбилей этого фильма Виталий Иванович был приглашен в качестве почетного гостя.

Последним командиром авиадивизии, вплоть до ее расформирования, был Герой Советского Союза генерал-майор В.П. Стрельников (1919—1993). Во время войны он служил на Северном флоте, совершил 150 боевых вылетов, сбил 7 самолетов, потопил 8 морских судов противника. Его имя присвоено истребителю-перехватчику МиГ-31 174-го гвардейского Краснознаменного истребительно-авиационного Печенгского полка имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова.

Дважды, в целях инспектирования Балтийского флота, 24-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию посещал министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. В январе 1956 года для проверки боевой готовности в воздух была поднята пара самолетов МиГ-17 на перехват условного противника. В качестве условного противника использовались два самолета дальней авиации Ту-16, которые поднялись с аэродрома г. Быхова и в режиме воздушного молчания «нарушили» воздушное пространство. Действия авиаторов Балтики получили высокую оценку Министерства обороны. За успешное выполнение поставленной задачи пилоты капитан И.Н. Гутенко и лейтенант Ю. Беляев были награждены часами.

Со второй проверкой Г.К. Жуков прибыл весной 1957 года. В воздух по тревоге было поднято дежурное звено истребителей МиГ-17. Несмотря на сложные метеоусловия, поставленная задача была выполнена, после чего звено вернулось на свой аэродром в условиях сильного тумана. Ведущим звена 246-го гв. иап был старший лейтенант В.П. Ошейко. Сразу же после посадки пилоты получили благодарность министра обороны и были награждены именными часами. В.П. Ошейко как один из лучших пилотов был зачислен в отряд космонавтов, являлся кандидатом в первую группу.

В 1958 голу было построено здание командно-диспетчерского пункта (КДП). До этого управление полетами осуществлялось с передвижных станций ЗОС (земное обеспечение самолетовождения).

Благодаря большой ширине, взлетно-посадочная полоса позволяла производить взлет так называемым «потоком», когда одновременно в воздух поднималось целое звено истребителей. Для стоянки истребителей использовались ангары №4, 5, 6.

В 1960 голу 24-я гв. иад попала пол хрущевское сокращение Вооруженных сил и была расформирована. С этого времени на территории аэродрома осталась лишь 17-я отдельная дальняя противолодочная авиационная эскадрилья (17-я ОДПЛАЭ).

В настоящее время аэродром принадлежит Министерству обороны, но частей постоянного базирования не имеет. Эпизодические полеты на аэродром совершают самолеты Як-18т, Ан-2 и Як-52 авиационно-спортивного клуба РОСТО) «Гвардейский», который базируется на аэродроме в поселке Борское, Гвардейского района. Для полетов используется северо-западная часть взлетно-посадочной полосы длиной 1000 метров. Радиотехнических средств посадки, а также светотехнических средств на аэродроме нет, поэтому полеты выполняются только в простых метеоусловиях.

После того как аэродром был оставлен военными, он пришел в запустение. Ангары находятся в полуруинированном состоянии, некоторые готовы обрушиться, демонтирована часть бетонных плит аэродромного покрытия. Однако и сегодня поражает воображение внушительность и мощность некогда одного из лучших аэродромов Германии. Возможно, это место недолго будет оставаться тихим уголком с живописной природой и скоро здесь появятся другие, не менее внушительные, сооружения, но это уже будет другая история.

Использованы материалы калининградского писателя Валерия Цветкова.

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 >
стр. 8 > стр. 9 > стр. 10 > стр. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz