АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА»)
Послевоенная история

1. Об аэродроме «НОЙТИФ»
Исторический путь
противолодочной
авиационной эскадрильи
2. 1945—1962 гг.
3. 1963—1974 гг.
4. 1975—1988 гг.
5. 1989—1996 гг.
6. 1996—1998 гг.
Воспоминания
7. Клименков В.
8. Липатов С.
9. Малафеев Л.
10. Татарников Ю.
11. Истребительный полк

 

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 >
стр. 8 > стр. 9 > стр. 10 > стр. 11

ИСТОРИЯ ГОРОДА

АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА»)

ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ АВИАЦИОННОЙ ЭСКАДРИЛЬИ

Поломки 1973 года

Поломка самолета б/н 49

12 января экипаж в составе командира корабля Воронцова В.А., штурмана Кручинина В., правого летчика Горелкина А.С., а также радиста выполнил плановый ночной полет, который был заключительным в эту летную смену. Полет был рассчитан на 2 часа, но до окончания смены в 24:00 оставалось менее 2 часов, и экипажу нужно было спешить, чтобы уложиться до полуночи. В соответствии с планом полета на боевом курсе был открыт грузовой люк, но бомба не сбросилась. Попытка закрыть люк также не удалась. Руководитель полетов м-р Цоколов В.А. (в то время зам. комэмка по летной подготовке) приказал быстрее возвращаться. Экипаж повел самолет на свою «точку». РП и экипаж считали, что при посадке открытые створки грузового отсека могут быть частично стесаны о бетон, поэтому штурман и радист пытались закрыть их различными способами, но ничего не получалось. Затем к ним присоединился и правый летчик. Из-за дефицита времени командир вел самолет с большой скоростью, предполагая выполнить посадку с расчетного угла. Ему предстояло выпустить шасси до разворота, но на скорости около 400 км/час он этого делать не стал, рассчитывая выпустить шасси на посадочном курсе. Однако, чтобы не беспокоить РП, командир заранее доложил о выпуске. После чего благополучно забыл об этом. Правый летчик мог бы и должен был бы произвести выпуск шасси, но он был в грузоотсеке и занял свое место только над дальним приводом, то есть менее чем за 2 минуты до касания. В условиях цейтнота о шасси не вспомнил никто. Сели идеально, со снопом искр от стесываемых створок люка и редана. После остановки самолета отклонение от посадочной оси составило всего 2 метра. Если бы в действиях экипажа не было ошибок, в иной аварийной ситуации все бы были награждены. Но в данном случае командира корабля Воронцова перевели в правые летчики (он снова стал командиром корабля только в конце года).

Как выяснилось, причиной нештатной ситуации стало то, что при подготовке к полету и в полете все забыли включить главный выключатель вооружения. Будь он включен даже после возникновения нештатной ситуации, проблема закрытия грузоотсека не возникла бы и посадка была бы произведено без осложнений. Первопричиной также можно считать и спешку на всех этапах выполнения планового задания на новой технике. Тем не менее, после этого случая при возникновении любых нештатных ситуации с вооружением все экипажи в первую очередь обращали внимание на главный выключатель. А самолет б/н 49 был восстановлен силами ТЭЧ эскадрильи и в дальнейшем летал без ограничений.

Поломка самолета б/н 20

6 августа экипаж самолета 6/н 20 в составе командира Каретникова Г., штурмана Тимохина Б., правого летчика Никитина, радиста, а также штурмана-инструктора Липатова С.Ф. должен был выполнить второй полет за смену. В перерыв около 45 минут экипаж направился на ужин.
А в это время техник отряда Шарыгин решил показать молодому технику
л-ту Михайлову как гонять двигатели на земле. И показал это на готовящемся к вылету самолете. Гонку завершили. Но, уходя, Шарыгин с Михайловым забыли перевести выключатель проверки флюгирования на земле в исходное положение.

Прибыл экипаж. Быстро заняли рабочие места, запустили двигатели, порулили, РУД на взлетный, разбег... И через 6 секунд после дачи РУД вперед (как и должно быть при таком положении выключателя и положении РУД более чем на 42 градуса), когда самолет уже оторвал хвостовое колесо на скорости около 130 км/час левый винт стал во флюгер, тяга упала, самолет стало разворачивать. Командир убрал РУД. Но штурману показалось, что лопнуло колесо. А если лопнуло колесо — надо взлетать. Штурман кричит: «Шина! »,— командир снова дает РУД на взлетный. И винт снова становится во флюгер... Самолет под углом около 70 град сходит с полосы, несется к лесу и далее через лес, ломая деревья и себя. Через 19 секунд самолет остановился на берегу залива. У него оторвало консоль, колеса, одну из стоек шасси, из фюзеляжа торчали стволы деревьев. Экипаж не пострадал.

Через два дня на месте приварили колеса и двумя танками вытащили борт в ТЭЧ. Приехал командующий авиацией ДКБФ ген.-п-к Гуляев С.А., осмотрел самолет и приказал «восстановить!». Через год работ силами ТЭЧ эскадрильи с участием таганрогских специалистов самолет был возвращен в летное состояние с ограничениями на посадку на воду (она была запрещена) и понижением перегрузки в полете с 2,5 до 2. Облет восстановленного самолета в 1974 году совершил п-к Бойко П.И., который к тому времени уже был летчиком-инспектором. Командира корабля Г. Каретникова перевели в правые летчики, но спустя некоторое время снова восстановили командиром корабля. Однако судьба и карьера Каретникова не сложились: он все больше пил, был отстранен от полетов, переведен в Чкаловск (подальше от своей части) с предоставлением жилья, где золотой медалист летного училища Геннадий Каретников свел счеты с жизнью, повесившись...

Две поломки 1973 года были последними серьезными летными происшествиями в части. Борт 20 летал до 1998 года, борт 49 закончил свою службу несколько раньше.

1975. В этом году экипажи эскадрильи освоили полеты с грунтового аэродрома «Арёгала» (Литовская ССР). Данный вид подготовки был выполнен с целью повышения уровня мобильности и боевой устойчивости эскадрильи. На а/с «Арёгала» эскадрилья провела всё лето (с мая по сентябрь). В это время на а/с «Коса» выполнялся ремонт ВПП — осуществлялась укладка плит.

В июле — в период временного базирования на «Арёгале» — произошла катастрофа, которая унесла жизни шестерых служащих эскадрильи. За несколько дней до трагедии большая часть личного состава 49-й ОПЛАЭ ДД двумя вертолетами Ми-6 745-го ОПЛВП БД была доставлена с а/с «Арёгала» в гарнизон «Коса» на День ВМФ и выходные дни. При возвращении на «Арёгалу» на одном из двух вертолетов отказал один из двигателей (вероятно, попадание птицы). Ми-6 пошел на вынужденную посадку в районе поселка Кострово. В результате неудачного приземления в канаву, которой не было видно с воздуха, вертолет завалился на бок и загорелся. Эвакуация людей из лежащего на боку вертолета проходила очень тяжело. Из примерно 50 человек, находившихся на его борту, четверо сгорели сразу и еще двое умерли в госпитале от ожогов.

1976. В этом году завершилось комплектование части авиатехникой. В ноябре м-р Иринархов перегнал с авиазавода 14-й Бе-12 — Бе-12ПС
б/н 31 (заводской номер 3602804). Этот самолет был единственным в эскадрилье самолетом поисково-спасательной модификации и стал последним, зачисленным в штат 49-й ОПЛАЭ ДД.

1977. Впервые были выполнены упражнения по групповому торпедометанию днем (отряд м-ра Капустянского А.А.). Затем впервые было выполнено и одиночное торпедометание ночью.

В сентябре экипаж м-ра Матвеева В. перегнал Бе-12 с а/с «Коса» в Очаков.

1978. В течение года эскадрилья участвовала в сбор-походе кораблей ДКБФ, осуществляя их противолодочное охранение, проверялась комиссией командующего авиацией ДКБФ. В сентябре в очередной раз выполняла перелет на запасной аэродром «Арёгала», участвовала в зачетных учениях по итогам зимнего периода обучения и в конце учебного года.

В этом же году экипаж м-ра Иринархова В.М. перегнал два самолета б/н 88 и б/н 98 на ремонт в Евпаторию — первые самолеты были направлены на КВР спустя 8 лет после начала их эксплуатации.

1979. В феврале состоялся сбор-поход кораблей ДКБФ, в котором эскадрилья принимала непосредственное участие с задачей обеспечения кораблей.

По окончании зимнего периода обучения эскадрилья подверглась проверке офицерами штаба авиации БФ. А в апреле участвовала в ЛТУ противолодочной авиации. В ходе этого учения было произведено перебазирование на запасной аэродром «Арёгала». Длительного пребывания на «Арёгале» не было: взлет с «Косы», выполнение учебно-боевой задачи, посадка на «Арёгале» и вылет после непродолжительной подготовки.

С 5 по 13 июля, осуществив перелет, эскадрилья базировалась на запасном аэродроме «Арёгала» в течение недели.

С 3 по 9 сентября проводился сбор-поход кораблей и зачетное КШУ авиации ДКБФ. Эскадрилья принимала в нем непосредственное участие. Было осуществлено 2 вылета на поиск иностранной подводной лодки. Экипаж к-на Красниковского Н.Ю. обнаружил немецкую подводную лодку U 22 (S 171 проекта 206) и передал контакт с ПЛ кораблям флота.

В этом году ускорился процесс ремонта авиатехники. Экипаж м-ра Иринархова В.М. перегнал 2 самолета (б/н 88 и 98) на а/с «Коса» после ремонта в Евпатории, куда они поступили в 1978 году. В свою очередь, на ремонт в Евпаторию был отправлен самолет б/н 96. Самолет б/н 01 отправлен в Николаев для доработок поисково-прицельного комплекса (ППК). В октябре еще один Бе-12 был отогнан в Евпаторию на ремонт.

За год дежурные силы поднимались по тревоге 15 раз, из них 6 раз с фактическими вылетами, а остальные 9 — с запуском двигателей и выруливанием на старт для проверки готовности экипажей.

1980. В соответствии с планом оперативно-тактической и боевой подготовки на год 5 апреля был осуществлен перелет эскадрильи с а/с «Коса» на запасной аэродром «Арёгала». Возвращение состоялось через неделю — 12 апреля.

Во второй половине июня в соответствии с боевым распоряжением на противолодочную оборону сил высадки от 16.06.1980 эскадрилья участвовала в сбор-походе кораблей Балтийского флота, осуществляя их противолодочное охранение.

В этом же году в часть начали поступать первые самолеты варианта Бе-12Н, оборудованные (в ходе КВР) ППК «Нарцисс» и другой аппаратурой.

Август был очень «плотным» в плане боевой учебы. В течение одного месяца решалось столько боевых задач, сколько в иной год не ставилось и на весь летний период.

5 августа 7 экипажей на 6 самолетах Бе-12 под руководством командира эскадрильи п/п-ка Русакова B.C. впервые выполнили перелет на аэродром «Сафоново» (Североморск-2) СФ. Там экипажи участвовали в поисковых операциях на полигонах Баренцева моря. В частности, отрабатывался поиск и слежение за ПЛ с атомной энергетической установкой. Поставленные задачи были выполнены успешно. Самолеты и экипажи вернулись домой 8 августа.

19 августа эскадрилья составом в 8 самолетов осуществила перелет с а/с «Коса» на запасной аэродром «Арёгала», а спустя 4 дня — 23 августа — обратно.

В этот же период 49-я ОПЛАЭ ДД принимала непосредственное участие в учениях «Братство по оружию — 80», а в ходе сбор-похода кораблей БФ осуществляла противолодочную оборону морского десанта.

В результате выполнения поставленных задач приказом командующего ВВС ДКБФ 49-я ОПЛАЭ ДД подтвердила звание «Отличная часть».

1981. Постановлением Калининградского обкома ВЛКСМ от 20.01.1981 комсомольская организация части была награждена переходящим Красным Знаменем. 29 января Знамя Калининградского обкома ВЛКСМ было передано в эскадрилью на хранение.

С 20 по 22 марта эскадрилья участвовала в учениях стран Варшавского договора «Союз-81». В частности, эскадрилья была задействована в морских маневрах РПЛС ПНР, ГДР и СССР под названием «Вал-81», являвшихся частью учений «Союз-81».

В апреле — в период начинавшихся общественных волнений в ПНР и в первую очередь на ее балтийском побережье — экипажи к-на Малафеева А.Н. и к-на Мельникова В.Г. выполняли интенсивные полеты на разведку действий кораблей и судов стран НАТО вблизи границы польских территориальных вод.

Приказом командующего ВВС ДКБФ 49-я ОПЛАЭ ДД за зимний период обучения вновь подтвердила звание «Отличная часть».

В 1981 году название эскадрильи было несколько изменено. В соответствии с директивой штаба БФ 49-я ОПЛАЭ ДД была переименована в 49-ю отдельную противолодочную эскадрилью (ОПЛАЭ).

В соответствии с планом оперативно тактической и боевой подготовки 9 июля эскадрилья осуществила перелет с а/с «Коса» на запасной аэродром «Арёгала». В ходе учений был отработан вывод эскадрильи из-под удара. Кроме того, во время перелета экипажи отработали торпедами. На следующий день эскадрилья вернулась на Балтийскую косу. В ходе маневров отличились экипажи к-нов Мельникова В.Г. и Королькова С.А.

Эскадрилья участвовала в учениях «Запад-81», проводившихся с 4 по 12 сентября под руководством Министра обороны СССР. Накануне учений, в соответствии с советской традицией, в части был проведен митинг, на котором приняты повышенные социалистические обязательства на период учений.

И вновь приказом командующего ВВС ДКБФ 49-я ОПЛАЭ подтвердила звание «Отличная часть», а также была награждена переходящим кубком командующего ДКБФ как лучшая противолодочная часть.

1982. В соответствии с планом оперативно-тактической и боевой подготовки 16 апреля был осуществлен перелет эскадрильи с а/с «Коса» на а/с «Арёгала». 17 апреля были проведены митинг и субботник, посвященные 112-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина. 20 апреля с запасного аэродрома экипажи отработали торпедами и на следующий день вернулись на основной аэродром «Коса».

9 августа был осуществлен второй за год перелет эскадрильи с а/с «Коса» на «Арёгалу». В ходе маневра отрабатывался вывод эскадрильи из-под удара. 11 августа эскадрилья вернулась на базовый аэродром.

С 23 по 26 августа 49-я ОПЛАЭ принимала участие в сбор-походе кораблей Балтийской ВМБ. При этом она осуществляла вылеты на поиск ПЛ условного противника в центральной части Балтийского моря, а также — на обеспечение ближнего противолодочного охранения кораблей на переходе морем. Выполнено 3 вылета на поиск ПЛ и 4 вылета на ПЛО ОБК.

В рамках проводимой МО СССР инспекции со 2 по 8 октября эскадрилья осуществляла поиск ПЛ противника в западной и центральной частях Балтийского моря, а также охранение кораблей на переходе морем от подводных лодок условного противника.

12 ноября был проведен траурный митинг по случаю безвременной кончины Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л.И. Брежнева. Выступили: штурман корабля ст. л-т Прокопович П., техник группы регламентных работ пр-к Ярцев А., секретарь партийной организации ст. л-т Щукин В.Е., техник по обслуживанию системы «Краб» пр-к Казаков А.И. Скорбя о смерти Л.И. Брежнева, авиаторы-противолодочники еще теснее сплотились вокруг ЦК КПСС, Советского Правительства. Дальнейшее повышение боевой готовности, совершенствование воинского мастерства будет ответом за неустанную заботу партии и народа о ее вооруженных защитниках. Тогда никто не мог предположить, что целая эпоха уже близилась к завершению.

1983. С 6 по 7 апреля эскадрилья выполнила ЛТУ на тему «Боевые действия противолодочной авиации по поиску, слежению и уничтожению подводной лодки противника самостоятельно и во взаимодействии с противолодочными силами флота в условиях активных гидроакустических помех» с перебазированием на запасной аэродром «Арёгала». Учения проводилось в три этапа:
I. Приведение эскадрильи в б/г «полная».
II. Ведение боевых действий.
III. Нанесение ударов ОБП и ЯБП в ходе ведения боевых действий.

В ходе ЛТУ были отработаны задачи по доставке УЯБП на оперативный аэродром с последующим дежурством экипажей с подвешенным на самолет-носитель ЯО. 7 апреля был осуществлен вылет к-на Ахмедьянова А.Д. на самолете-носителе ЯО на обозначение удара ЯО. В ходе учений было совершено 25 боевых вылетов на поиск ПЛ и торпедометание. ПЛ была успешно обнаружена, и контакт с ней был передан кораблям флота. Торпедометание было также успешным. В период учений особо отличились экипажи п/п-ка Иринархова В.М., к-на Паутова В.Ф., к-на Кислицкого С.И.

С 24 июня по 5 июля 49-я ОПЛАЭ принимала участие в оперативно-исследовательском учении «Запад-83», проводившемся под руководством министра обороны. С 29 июня по 5 июля эскадрилья вела действия с аэродрома «Хаапсалу». В ходе учений проверялась готовность части к ведению боевых действий с учетом новых методов развязывания войны противником, в условиях применения высокоточного оружия, а также сильной ПВО и РЭБ.

В частности, 29 июня эскадрилья отрабатывала поиск ПЛ и слежение за ней, 30 июня было выполнено обнаружение условно аварийной подводной лодки С-363, 1 июля проводилась разведка ударных сил противника,
со 2 по 4 июля выполнялось боевое охранение кораблей, обнаружение крылатых ракет визуально и по локатору ПЛО ДесО.

1984. 28 марта проходила комплексная проверка 49-й ОПЛАЭ и частей обеспечения по приведению в б/г «военная опасность» в поисково-ударном варианте.

В рамках ЛТУ 30 марта впервые был осуществлен перелет эскадрильи с а/с «Коса» на а/с «Скульте». Маневр, в котором участвовало 9 самолетов
и 11 экипажей, был выполнен с целью отработки перебазирования на новый запасной аэродром и повышения маневренности эскадрильи. 1 апреля эскадрилья вернулась на основной аэродром. ЛТУ завершились 2 апреля.

18 июня был осуществлен перелет 9 самолетов и 10 экипажей с а/с «Коса» на запасной аэродром «Арёгала». 20 июня эскадрилья вернулась назад. Это был последняя передислокация на «Арёгалу» (аэродрому предстояла реконструкция).

Участие эскадрильи в учениях продолжалось по плотному графику: учения «Запад-84» — с 29 июня по 4 июля, исследовательские учения по теме «Турбо-вод» — с 12 по 22 июля, сбор-поход кораблей флота — с 28 августа по 4 сентября.

За 1984 год проведено 14 проверок боевой готовности, из них 6 — дежурных сил и 8 — эскадрильи с приведением в высшие степени боевой готовности. Достигнут срок приведения АЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте составил 2 часа 5 минут.

1985. В этом году график учений был очень плотным, особенно в весенне-летний период: 2 марта эскадрилья участвовала в оперативных КШУ под руководством Главнокомандующего ВМФ, 10 марта 4 экипажа 49-ой ОПЛАЭ выполнили перелет на 4 Бе-12 на а/с «Чкаловск» для участия в тренировке вывода сил из-под удара под руководством начальника штаба БФ, 25 апреля была проведена тренировка по подготовке 49-й ОПЛАЭ к выводу из-под удара из состояния б/г «постоянная» с подвеской оружия и средств поиска (вылеты не выполнялись), 2 июня было осуществлено приведение ОПЛАЭ в б/г «полная» распорядительным порядком в поисково-ударном варианте в темное время суток, 4 июня был выполнен вылет эскадрильи из состояния б/г «полная» с выполнением поставленных задач и посадкой на запасном аэродроме «Скульте», 11 июля проведена отработка элементов боевой готовности с расчетами КП офицерами штабных постов, подразделениями ПВО аэродрома, 15 июля во взаимодействии с частями войск ПВО ПрибВО и БФ были проведены учения по отражению налета на а/с воздушного противника, 19 июля была проведена тренировка с расчетом противолодочного поста командного пункта, включающая в себя отработку действий по поиску ПЛ по вызову и отработку поиска ПЛ во взаимодействии с вертолетами 745-го ОКПЛВП, 12 августа было проведено перебазирование группы в составе 2 экипажей (старший группы перебазирования м-р Мельников) на а/с «Североморск-2», 29 августа было проведено учение по ЗОМП.

В целом в 1985 году боеготовность эскадрильи поддерживалась на уровне требований приказа ГК ВМФ, командования БФ и командования ВВС БФ. Было проведено 30 проверок боевой готовности, 20 — ДС, 4 — по приведению ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте.

1986. С самого начала года график учений был достаточно напряженным. 23 января было отработано приведение эскадрильи в б/г «полная» распорядительным порядком в поисково-ударном варианте с последующим выводом из-под удара по сигналу обозначенным силам.

С 10 по 15 февраля ОПЛАЭ принимала участие в учениях «Дозор-86» под руководством командующего войсками западного направления Маршала Советского Союза Огаркова Н.В. При этом был вы полнен маневр на а/с «Скульте».

19 марта было отработано приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «военная опасность» для вывода из-под удара с подвеской оружия в поисково-ударном бомбовом варианте без проверки средств поиска и оружия в темное время суток (без вылетов), а 2 апреля было выполнено приведение эскадрильи в б/г «военная опасность» скрытно распорядительным порядком с подвеской оружия в поисковом и поисково-ударном вариантах с фактическим вылетом.

6 апреля начались ЛТУ частей ПЛА ВВС БФ под руководством командующего ВВС БФ. Личный состав был переведен на казарменное положение. С 6 по 8 апреля управление силами осуществлялось с КП, проводились учения по ЗОПМ и ПДСС. В заключительный день была проведена тренировка поста ПВО под руководством начальника ПВО БФ.

Тренировки продолжались 1 мая (в праздничный день) проводилась отработка элементов б/г в части контрольного оповещения с применением посыльных. 19 мая последовала тренировка с постом ПЛО. 17 июня был выполнен перевод ОПЛАЭ в б/г «военная опасность» распорядительным порядком для вывода из-под удара в поисковом и поисково-ударном вариантах (без вылетов). 23 июня вы полнялась совместная с постом ПЛО от работка действий при потере контакта с ПЛ. А 30 июля было осуществлено приведение ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисковом и поисково-ударном вариантах с фактическим вылетом.

В 1986 году были подтверждены сроки приведения 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная», составившие 2 часа 5 минут. Всего за год было проведено 36 проверок боевой готовности. 30 — ДС, 6 — по приведению ОПЛАЭ в б/г «полная».

1987. 19 января в эскадрилье и частях обеспечения была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «военная опасность» распорядительным порядком в поисковом варианте с последующим выводом из-под удара (без вылета)».

26 февраля состоялась исследовательская проверка боевой готовности на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном торпедном обычном варианте». Исследовались вопросы:
а) оповещение и сбор личного состава в новом варианте,
б) подготовка системы государственного опознавания самолетов нештатной группой обслуживания,
в) распределение членов летного состава и специалистов технических расчетов по подготовке авиатехники с перестройкой РЭС на частоты военного времени и оружия.

Эскадрилья приводилась в б/г «полная» составом в 10 летных экипажей и 10 самолетов Бе-12.

С 8 по 10 апреля было проведено ЛТУ 49-й ОПЛАЭ на тему «Действия ПЛА ВВС БФ в поисковой противолодочной операции с выполнением боевых упражнений». Учениями руководил заместитель командующего ВВС БФ ген.-м-р Воловин Н.Т. Эскадрилья подтвердила способность в установленное время достичь б/г «полная» в поисково-ударном варианте и решать свойственные эскадрилье задачи с основного и оперативного аэродромов. В ходе учений выполнялись упражнения по обнаружению двух ПЛ условного противника.

С мая по август в 49-й ОПЛАЭ и частях обеспечения проводились комплексные тренировки.

25 мая — на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ и частей обеспечения в б/г «полная» в поисково-ударном торпедном варианте». В готовность приводились 8 летных экипажей и 10 самолетов Бе-12, а также части обеспечения в полном составе. В ходе комплексной тренировки была проверена боевая готовность дежурных экипажей и дежурного расчета ЗПУ №4 от 270-го ОБС и РТО. Комплексная тренировка в целом достигла своих учебных целей.

26 июня — на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» распорядительным порядком с последующим выводом сил из-под удара (обозначенными силами)».
Тренировка преследовала цели:
а) совершенствовать навыки командования штаба по управлению силами в ходе при ведения 49-й ОПЛАЭ в б/г и выводе из-под удара по сигналу,
б) проверить элементы скрытности при оповещении, сборе личного состава, подаче оружия и средств АТО на стоянки самолетов, подготовке техники к боевому вылету,
в) проверить б/г ТЭЧ АЭ.

27 августа — на тему «Подготовка 49-й ОПЛАЭ к выводу из-под удара с подвеской оружия к поисково-ударном и бомбовом варианте в темное время суток без проверки средств поиска и оружия (без вылета)». Тренировка преследовала цели:
а) совершенствовать навыки командова ния штаба по управлению силами в ходе вывода из-под удара,
б) проверить подачу средств АТО и оружия на стоянки самолетов, действия расчетов в условиях ограничения времени,
в) проверить б/г 3-го отряда.

1988. 1 февраля была проведена тренировка по отработке отдельных элементов боевой готовности.
Тренировка преследовала цели:
а) проверить действия дежурно-вахтенной службы при получении сигнала,
б) проверить ход отработки штабом решения по поставленной задаче,
3) проконтролировать действия личного состава частей при получении сигнала «Учебная тревога. Вариант №2».

12 февраля 49-й ОПЛАЭ в торжественной обстановке было вручено Красное Знамя 49-й Таллинской Краснознаменной орденов Ушакова и Нахимова отдельной противолодочной авиационной эскадрильи. Прежнее Знамя 51-го МТАП было сдано в Музей Вооруженных сил в Москве.

15 февраля 49-я ОПЛАЭ была приведена в б/г «военная опасность» по сигналу в поисково-ударном варианте.
Цели тренировки:
а) проверить действия КП и личного состава АЭ при получении сигнала на приведение части в боевую готов ность «военная опасность»,
б) отработать действия технических расчетов и летного состава при подготовке самолетов к боевому вылету,
в) проверить готовность сил и средств ПВО,
г) проверить уровень боеготовности 1-го отряда.

С 16 по 20 мая были проведены ЛТУ эскадрильи под руководством командующего ВВС БФ ген.-л-та авиации Гончарова П.И. на тему «Подготовка и ведение боевых действий 49-й ОПЛАЭ в операции флота в рамках стратегической оборонительной операции на Западном ТВД с выполнением боевых упражнений». В ходе ЛТУ экипажи показали возросшее летное мастерство, успешно решили поставленные задачи, в результате чего:
а) была обнаружена ПЛ условного противника и контакт с ней был передан 442-й КПУГ 78-й БКОВР,
б) было выполнено 3 торпедометания практическими торпедами АТ-1М на полигоне Л-ЗОД,
в) выполнено 2 минометания,
г) выполнен полет по «большому кругу» с УЯБП на борту.

В частности, в последний день ЛТУ — 20 мая — была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с последующим выводом из-под удара (с вылетом обозначенных сил)».

29 июня в дневное время была проведена исследовательская проверка б/г на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном торпедном общем варианте». Оповещение осуществлялось с помощью звуковой сигнализации и с использованием оповестителей на 18 маршрутах.

6 августа состоялась комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с последующим выводом из-под удара обозначенных сил».

С 20 по 23 сентября по плану оперативной подготовки ВВС БФ был выполнен межфлотский маневр на а/с «Североморск-2» ВВС СФ в составе 3 Бе-12. Цель маневра — отработка навыков поиска атомных ПЛ.

26 октября 1988 года исполнилось 45 лет со дня формирования 51-го МТАП, чьи почетные наименования и ордена унаследовала 49-я ОПЛАЭ. Состоялся митинг, торжественное собрание, чествование ветеранов Великой Отечественной войны и передовиков социалистического соревнования.

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 >
стр. 8 > стр. 9 > стр. 10 > стр. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz