НАШИ ГЕРОИ
   Военачальники Погибшие
Сухопутные
Летчики
Моряки
Морпехи


Военачальники

2. Василевский А.М.
3. Баграмян И.Х.
4. Галицкий К.Н.
5. Завадовский М.Н.
6. Гурьев С.С.
7. Толстиков П.Ф.
Петерс Г.Б.

8. Пронин М.А.
9. Захаров Г.Н.
10. Иванников А.М.
Полецкий С.И.
Демяновский С.Г.

11. Банкузов А.И.
Устинов И.М.
Булахов А.А.
Дорофеев А.В.

.главная > люди> наши герои> военачальники > погибшие >
сухопутные > летчики > моряки > морпехи

НАШИ ГЕРОИ

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

ЗАХАРОВ ГЕОРГИЙ НЕФЕДОВИЧ

Герой Советского Союза генерал-майор авиации Захаров Георгий Нефёдович — командир 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. Геройски проявил себя в небе, руководя боевыми действиями авиадивизии, в составе которой воевал полк «Нормандия — Неман», и лично учавствуя в боях Земландской операции и при штурме Пиллау и косы.

Георгий Захаров родился 24 апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. В 1921 году остался сиротой, воспитывался в детском доме.

С 1926 по 1929 годы учился в Рязановском совхозе-техникуме Ульяновской области, работал в совхозе им. Крупской Мелекесского района, откуда ушел добровольцем в армию.

С 1930 года в Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской Воздушной бригады.

В 1936 году, уже старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И–15.

9 ноября 1936 года сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado Ar.68 (это был итальянский разведчик «Ромео»). В феврале 1937 года сбил истребитель Fiat CR-32. В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из 12 истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся на свой аэродром.

Сам он вспоминал о том поединке так: «Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу… Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть их к Мадриду… я знал: ни секунды по прямой!.. Трижды “Хейнкели” попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки…» После посадки в его самолёте насчитали 140 пробоин…

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея 6 личных и 4 групповые победы. Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай, где одержал ещё 2 победы, летая на биплане И–152 (в феврале и 29 апреля 1938 года сбил по одному самолёту Мицубиси А5М).

В 1939 году — командующий ВВС Сибирского ВО. В 1940 году — командир 43-й ИАД, дислоцировавшейся в БВО. На этой должности и встретил войну.

По возвращении в Советский Союз ему присвоили звание полковник,
а в 1941 году и генерал-майор авиации.

Начало Великой Отечественной войны Г.Н. Захаров встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил два Ju-88, в двух вылетах, летая на истребителе И–16.

Вот как он сам описывает это: «Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, “Юнкерсы” под вечер чувствовали себя в полной безопасности. Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил, дымя, но я думаю, что не вытянул — как и у первого, у него слишком мал был запас высоты…»

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале октября, на том же И–16, он уничтожил корректировщик Hs–126.

В ноябре 1941 года Захаров в период неудач Красной Армии был снят с должности, отправлен в Среднюю Азию и назначен командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан–Уде, но в декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков-добровольцев «Нормандия — Неман».

Он принял участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский фронт. Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в эскадрилью «Нормандия» новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г.Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).

Генерал-майор авиации Г.Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно.

Летом 1944 года уничтожил истребитель Ме–109, а в 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии
(1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) генерал-майор авиации Г.Н. Захаров совершил 153 успешных боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое командование авиационной дивизией и личное мужество и героизм, проявленные в воздушных боях против немецко-фашистских захватчиков
генерал-майору авиации Георгию Нефёдовичу Захарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда» (№ 6242).

Общим итогом боевой деятельности Г.Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в 3-х войнах.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС.
В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей.

За период службы награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды (дважды), многими медалями. Удостоен двух самых высших наград Франции — орден Почетного Легиона и Боевого Креста. Почетный мэр г. Парижа.

Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве.  Написал две книги воспоминаний о своей боевой деятельности: «Рассказы о истребителях» и «Я — истребитель».

Многие годы был вице-президентом общества «СССР — Франция», в котором вместе с бывшими командирами полка «Нормандия — Неман» вел большую работу, прилагая немало усилий по укреплению дружбы между нашими странами.

Умер 6 января 1996 года. Именем Героя названа улица в с. Старое Семёнкино

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 >
стр. 8 > стр. 9 > стр. 10> стр. 11

.

 

 

 

 

Захаров Георгий Нефедович

 

 

   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz