. главная > люди> наши герои> военноначальники > погибшие >
сухопутные > летчики > моряки > морпехи

НАШИ ГЕРОИ

МОРЯКИ

В годы Великой Отечественной войны балтийские военные моряки-катерники проявили беспримерный героизм. Всего за годы Великой Отечественной войны катерники соединения совершили 2707 выходов, провели более 200 боев, произвели 141 минную постановку, потопили 119 и повредили 38 кораблей противника, участвовали в 767 операциях.

Родина высоко оценила ратные дела катерников Балтики. Ордена Красного Знамени и Нахимова I степени украсили боевое знамя торпедных катерников. За мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками личному составу соединения вручены 3584 государственные награды.

11 катерников стали Героями Советского Союза. Cлавные дела катерников Балтики Василия Жильцова, Владимира Гуманенко, Алексея Афанасьева, Абрама Свердлова, Сергея Осипова, Бориса Ущева и многих других вдохновляют молодых воинов на отличную службу Родине.

За успехи в боевой и политической подготовке катерники награждены Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Традиции героев живут и каждый день приумножаются.

В Севастопольской гавани (в юго-восточной части Балтийска) 9 мая 1987 года был открыт мемориал «Воинам-катерникам» в честь одного из старейших соединений флота. Соединение катерников сформировано 6 июля 1928 года. В 1944 году ее первому дивизиону, на боевом счету которого были десятки потопленных и поврежденных боевых кораблей, транспортов и сбитых самолетов противника, присвоили звание «гвардейский».

Справа и слева от стелы установлены бетонные плиты с бронзовыми барельефами Героев Советского Союза офицеров-катерников А.И. Афанасьева, В.П. Гуманенко, В.М. Жильцова, И.С. Иванова, В.Д. Кускова, Г.И. Матюхина, С.А. Осипова, А.Г. Свердлова, В.М. Старостина, В.И. Тихонова, Б.П. Ущева.

На мраморных плитах золотыми буквами высечены фамилии 356 катерников, отдавших свою жизнь за свободу и независимость Родины.

После окончания войны Балтийск стал местом базирования ракетного катерного флота. Сегодня в состав соединения входят современные корабли, способные поражать цели крылатыми ракетами на расстоянии более ста километров.

* * *

Их подвиги неразделимы. Говоря о Сергее Осипове и Владимире Гуманенко, нельзя умолчать об Алексее Афанасьеве, Иване Иванове, Василии Жильцове. Они делили опасности боев и радость побед.

На море первыми открыли боевой счет катерники. Стремительные и изворотливые, торпедные катера балтийцев нанесли удар по врагу 13 июля 1941 года.

Накануне вечером воздушная разведка обнаружила караван противника, состоявший из сорока восьми кораблей, или, как у моряков принято говорить, из сорока восьми вымпелов, идущих четырьмя кильватерными колоннами. В их числе были 8 миноносцев, 7 сторожевых судов, 20 торпедных катеров и другие корабли. В четыре часа утра отряд лейтенанта Гуманенко из четырех торпедных катеров был уже в море.

Командир катера Алексей Афанасьев получил приказание вырваться вперед и поставить дымовую завесу. Конечно, облако дыма не очень надежное укрытие от артиллерии, но оно лишает врага возможности вести прицельный огонь. Зато катер Афанасьева оказался на самом виду.

Едва спасительная завеса была поставлена — радист принял новый приказ: Афанасьеву и Иванову атаковать врага справа. Сам командир отряда Гуманенко, находившийся на катере лейтенанта Чебыкина, решил нанести удар слева. Попутный ветер гнал облако дымовой завесы на корабли противника. Вскоре и они оказались замаскированными. Когда катера выскочили из дымового укрытия, чтобы начать атаку, советские моряки увидели, что находятся между двумя кильватерными колоннами немецких кораблей. Расстояние от одной колонны до другой не превышало трех кабельтовых. Это меньше шестисот метров! Но катера были посередине. Значит, справа и слева до кораблей противника оставалось всего по триста метров. Такого сближения с противником не предусматривала ни одна инструкция.

Вперед вышел другой катер и атаковал вражеский миноносец. В это же время Иванов всадил торпеду в противоположный борт немецкого корабля. С двумя пробоинами миноносец затонул еще быстрее, чем транспорт.

Подбитый катер командира кренился на борт. И все же, поравнявшись с тяжело груженой баржей, Гуманенко приказал бить бронебойными пулями ниже ватерлинии.

Следующий бой советских торпедных катеров с противником произошел 26 июля 1941 года, в День Военно-Морского Флота.

Три катера капитан-лейтенанта Сергея Осипова вышли на поиск кораблей противника. Помогли летчики: они не только обнаружили караван фашистских судов, но и подожгли одно из них — танкер. Большое черное облако стало отличным ориентиром.

Вместе с горящим танкером в караване оказалось двадцать шесть судов. И почти все боевые — два миноносца, четырнадцать сторожевых кораблей и тральщиков, да еще торпедные катера. Даже они были раз в пять больше наших. Кроме торпед они имели по три, а некоторые даже по четыре смонтированные вместе автоматические пушки.

Осипов тремя катерами напал на двадцать шесть кораблей. В бой вступила артиллерия противника. И почти сразу же от конвоя отделилось восемь торпедных катеров.

Осипов приказал открыть огонь. А сам, высокий, худощавый, ловко взобрался на рубку и обхватил мачту рукой.

Враг рассчитывал, что три советских катера не примут атаку восьми немецких. Но наши моряки не дрогнули. Они мчались вперед, не сбавляя скорости, и осыпали немцев градом свинца. Гитлеровцы не выдержали и на полном ходу повернули обратно.

Артиллерийский огонь врага действительно усиливался. Теперь, когда дистанция значительно сократилась, били не только тяжелые пушки главного калибра, но и скорострельные орудия сторожевиков и тральщиков.

Командир катера Алексей Афанасьев мастерски поставил дымовую завесу. Наконец дымовая завеса укрыла катера. Эти секунды подобны передышке. Враг не может вести прицельный огонь, стреляет наугад. Главное же — фашисты не знают, откуда именно выскочат катера. И когда они вдруг прорвали дымовую завесу, гитлеровцам было нелегко мгновенно перенести на них огонь. Да и удержать катер в прицеле не так-то просто: кажется, он летит — по бокам, точно белые крылья, поднимается вспененная вода.

Впереди вражеские транспорт и миноносец. Катер, на котором находился Осипов, вел мичман Василий Жильцов.

Жильцов, державший миноносец в прицеле, выпустил торпеду. Довернул катер влево и уже почти совсем в упор ударил второй торпедой по транспорту.

И сразу за кормой катера потянулся быстро разраставшийся хвост дымовой завесы. Жильцов заботился не об одном своем катере: надо было дать возможность укрыться после атаки и остальным двум.

Прогрохотали два взрыва. Жильцов вопросительно глянул на командира и, уловив на его лице согласие, развернул катер обратно.

Когда снова выскочили из дыма, миноносца уже не было. Из воды торчал лишь нос транспорта.

В это время грохнули еще взрывы. Это Баюмов двумя торпедами ударил по второму миноносцу. Затем с небольшими интервалами — опять два взрыва: Афанасьев потопил сторожевик и тральщик.

Это лишь часть боевых дел пяти героев-катерников, удостоенных Золотой Звезды.

Побед и подвигов было много. Василий Жильцов, например, потопил десять кораблей противника! Однажды он раненый вел бой на горящем катере.

Алексей Афанасьев при жестокой бомбежке и шквальном артиллерийском обстреле вступил в единоборство с крейсером врага. Удар оказался предельно точным: сразу же после взрыва торпед крейсер начал тонуть.

Иван Иванов потопил одиннадцать кораблей. Дважды был ранен, но продолжал командовать катером.

Осипов и Гуманенко отличились во многих боях. Их отряды пустили на дно не один десяток транспортов и кораблей противника.

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3

.

 

Мемориал «Воинам-катерникам»

Часть мемориала «Воинам-катерникам» с бронзовыми барельефами Героев-катерников

Боевой путь соединения катерников

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz