. главная > люди> наши герои> военноначальники > погибшие >
сухопутные > летчики > моряки > морпехи

НАШИ ГЕРОИ

МОРЯКИ

Афанасьев  Алексей Иванович — лейтенант, командир торпедного катера 2-го дивизиона торпедных катеров Балтийского флота.

Родился Афанасьев  А.И. в 1910 году на станции Березайка Бологовского района. Русский. В Военно-Морском Флоте с 1933 года. Член КПСС. На фронте с первого дня войны.

Жизнь Алексея Афанасьева в юности сложилась так, что после пятого класса школы ему пришлось пойти на работу. Он был и грузчиком, и рабочим на лесопилке, и пожарником. И в то же время постигал профессию шофера, руководил физкультурным кружком, был профсоюзным активистом.

Во время призыва в армию Алексей попросился на флот, и его желание удовлетворили. Привычный к труду, физически сильный, краснофлотец настойчиво учился, осваивая и технику, и грамоту. Впервые он вступил на борт торпедного катера на Черном море. Потом младший командир Афанасьев служил на Тихом океане. Его поразили и покорили безбрежные водные просторы. И он снова учился, по-прежнему занимаясь спортом, увлекшись еще и изобретательством.

Перед войной лейтенант Афанасьев стал командиром торпедного катера на Балтике. И здесь, в первый же день нападения фашистов — 22 июня 1941 года его экипаж участвовал в постановке мин у военно-морской базы Либавы (Лиепая). Немецко-фашистское командование стянуло на Балтику огромные военно-морские силы, и нашим морякам часто приходилось вступать в неравные схватки с врагом.

13 июля 1941 года четыре торпедных катера затемно вышли в море к каравану неприятельских судов. Утром катерники увидели 48 кораблей, идущих четырьмя кильватерными колоннами. В их числе были 8 миноносцев, 7 сторожевых судов, 20 торпедных катеров и другие корабли. Четырем нашим суденышкам ничего не оставалось, как вступить в бой с гитлеровской армадой.

Командир группы Гуманенко приказал Афанасьеву поставить дымовую завесу. Катер Алексея вырвался вперед навстречу вражескому каравану. Нужны крепкие нервы, расчетливость, отвага, чтобы на виду у врага на максимальной скорости нестись по волнам под градом снарядов, юрко маневрировать и, подойдя как можно ближе к огрызающимся кораблям, выбросить дымовые шашки.

Черная завеса растянулась по синей глади моря. Катера приблизились к каравану. Теперь нужно действовать внезапно и быстро. Они вырываются из завесы и оказываются между двумя кильватерными колоннами врага. Корабли фашистов совсем близко. Пошел ко дну один транспорт, потом второй, а также вражеский миноносец. Правда, и катер Гуманенко поврежден. Его берут под защиту, и четыре судна-малютки на большой скорости уходят от огня противника. В бою катер Афанасьева потопил немецкий транспорт.

26 июля 1941 года экипаж Алексея Ивановича снова ставил дымовую завесу и потопил сторожевой корабль и миноносец. Часто катерников преследовали в море фашистские истребители. И с ними экипаж Афанасьева смело вступал в перестрелку, сбив «юнкерса» и «мессершмитта».

Алексей Афанасьев при жестокой бомбежке и шквальном артиллерийском обстреле вступил в единоборство с крейсером врага. Удар оказался предельно точным: сразу же после взрыва торпед крейсер начал тонуть.

На счету одного из лучших торпедных катеров дивизиона потопленные вражеские корабли: три миноносца, шесть транспортов и один сторожевой корабль.

В листовке политотдела бригады торпедных катеров Балтийского флота о славном балтийце написано: «Афанасьев вырос в крупного новатора, блестящего мастера торпедных атак. Его катер выходил в атаку при любой видимости. Его торпеды, пущенные твердой рукой храбреца, били без промаха. Участвуя в походах поздней осенью и зимой, Афанасьев показал, что советские катерники могут выдержать любые штормы и холода, их воля, их мужество не знают предела».

Звание Героя Советского Союза А.И. Афанасьеву присвоено 3 апреля 1942 года

После войны продолжал службу в Военно-Морском Флоте. Капитан 1-го ранга в отставке А.И. Афанасьев работал секретарем парткома на одном из предприятий Ленинграда.

Умер А.И. Афанасьев в 1978 году .


Гуманенко Владимир Поликарпович — лейтенант, командир отряда торпедных катеров, который пустил на дно не один десяток транспортов и кораблей противника.

Гуманенко В.П. родился 27 июля 1911 года в посёлке Скадовск, ныне город Херсонской области Украины, в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончив 7 классов, работал слесарем-водопроводчиком.

В Военно-Морской Флот призван в 1933 году Симферопольским горвоенкоматом Крымской области Украинской ССР. В 1935 году окончил курсы командиров торпедных катеров, в 1939 году — курсы подготовки командного состава Краснознамённого Балтийского флота. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

13 июля, 1 августа и 27 сентября 1941 года отряд 2-го дивизиона торпедных катеров (Краснознамённый Балтийский флот) под командованием старшего лейтенанта Владимира Гуманенко вёл бои с вражескими кораблями, потопив при этом два больших транспорта и два миноносца, повредив два миноносца и баржу с танками.

Звание Героя Советского Союза Гуманенко В.П. присвоено 3 апреля 1942 года.

После войны отважный офицер продолжал службу в ВМФ СССР. В 1951 году он окончил Каспийское Высшее военно-морское училище, в 1956 году — академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии.
С 1962 года капитан 1-го ранга Гуманенко В.П. — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе-герое Ленинграде.

Скончался Гуманенко В.П. 17 февраля 1982 года. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.

Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени (№ 12), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

В музее города Скадовска Херсонской области Украины установлен бюст Героя, его имя было присвоено морской школе ДОСААФ в городе Херсоне.

В мае 1994 года военно-морской Андреевский флаг поднят на морском тральщике «Владимир Гуманенко» — современном корабле проекта 12.660 с уникальным оборудованием, предназначенным для противоминного обеспечения боевых кораблей. Он был заложен в 1987 году. В ноябре 2000 года «Владимир Гуманенко» успешно совершил переход с дважды Краснознамённого Балтийского на Краснознамённый Северный флот и вошёл в состав одного из соединений Кольской флотилии разнородных сил. По итогам боевой подготовки морской тральщик «Владимир Гуманенко» неоднократно был объявлен лучшим кораблем соединения. Флагманский корабль показал лучшие результаты по штурманской, противоминной и другим видам подготовки среди кораблей своего соединения. В 2005 году морской тральщик «Владимир Гуманенко» стал подшефным кораблем города Климовска Московской области.


Жильцов Василий Маркович — гвардии старший лейтенант, командир звена торпедных катеров 1-го отряда торпедных катеров 1-го гвардейского дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота.

Жильцов В.М. родился 29 ноября 1909 года в селе Старомихайловка, ныне посёлок городского типа Марьинского района Донецкой области Украины. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Образование неполное среднее.

В Военно-Морском Флоте с 1931 года. Окончил артиллерийскую школу учебного отряда Краснознамённого Балтийского флота и школу катерных боцманов.
С 1937 года — командир торпедного катера. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года.

Жильцов В.М. к июню 1944 года участвовал в потоплении десяти боевых кораблей противника. Однажды он раненый вел бой на горящем катере.

Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года.

После войны отважный офицер продолжал службу в Военно-Морском Флоте СССР. С 1953 года капитан 3-го ранга Жильцов В.М. — в отставке. Работал на Кронштадтском Морском заводе.

Скончался Жильцов В.М. 16 декабря 1976 года.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Мемориальная плита с барельефом Героя установлена перед проходной Кронштадтского Морского завода Министерства обороны РФ (город Кронштадт, ул. Петровская, д. 2).


Иванов Иван Сергеевич — гвардии капитан-лейтенант, командир отряда 1-го гвардейского Краснознаменного дивизиона торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота.

Иванов И.С. родился в 1914 году в селе Судак Краснопартизанского (бывшего Чапаевского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Окончил школу-семилетку и школу ФЗО. Работал литейщиком на заводе в городе Горловке.

В 1931 году добровольно ушел на флот. С начала Великой Отечественной войны до дня гибели сражался на Балтике, занимая должности командира звена и отряда торпедных катеров.
Ранен в 1941 году.

Отряд торпедных катеров под командованием Иванова, выполняя самые разнообразные задачи: вел поиск вражеских конвоев и уничтожал их, ставил мины, высаживал разведывательные группы в тылу противника, охранял свои коммуникации, поддерживал сообщение между Кронштадтом и передовой базой флота на острове Лавансари. Отважный катерник провел более 100 боевых операций, каждая из которых отмечена решительностью действий и высоким воинским мастерством.

В ночь на 13 июля 1941 года из Клайпеды вышел фашистский конвой в составе 48 транспортов и кораблей охранения. Прижимаясь к берегу, конвой шел в Ригу с подкреплениями для сухопутных войск, наступавших на Ленинград и Таллин. Используя ночь, ненастную погоду и темный фон берега, фашисты рассчитывали до рассвета пройти Ирбенский пролив — наиболее опасный участок пути. Однако свой замысел противнику осуществить не удалось. Дозорные корабли обнаружили вражеский конвой и сообщили об этом на базу легких кораблей флота, находившуюся на острове Сарема (Эзель). Тотчас же навстречу конвою были высланы четыре торпедных катера под командованием лейтенанта Иванова.

Обнаружив противника, катера разделились. Два из них во главе с Ивановым пошли между конвоем и берегом. Это было опасно, так как близость берега сковывала маневр и сильно затрудняла отход в море после боя. Но атака со стороны берега сулила многие выгоды: хорошую маскировку, внезапное нападение.

Лейтенант Иванов вел корабли вдоль вражеского конвоя, отыскивая достойный торпеды объект. Фашисты вскоре заметили катера и, не определив их принадлежность, запросили опознавательные. Иванов не отвечал. Тогда из строя навстречу кораблям вышел миноносец охраны. Катер главного старшины Афанасьева быстро поставил отсекающую дымовую завесу. Иванов на своем корабле врезался в клубящийся дым и через несколько секунд выскочил из него в неожиданном для врага месте. Оставляя пенистый след, торпеда пошла к цели. Едва миноносец успел открыть огонь из пушек и пулеметов, как последовал гулкий взрыв. Вражеский корабль разломился надвое и скрылся в морской пучине.

Тем временем катер Иванова, скрывшись в дымовой завесе, четко выполнил маневр и атаковал крупный транспорт противника, оставшийся без охраны боевых кораблей. С близкого расстояния был дан двухторпедный залп. Торпеды с математической точностью врезались в борт вражеского судна. Транспорт перевернулся и ушел под воду.

Катера Афанасьева, Белугина и Чебыкина также одержали крупные победы. Точными торпедными ударами они потопили еще три транспорта и одну самоходную баржу с войсками. На рассвете разгром фашистского конвоя завершили летчики морской авиации.

Звание Героя Советского Союза Иванову Ивану Сергеевичу присвоено 22 июля 1944 года за потопление его отрядом 13-ти вражеских кораблей и транспортов и проявленное при этом личное мужество.

26 августа 1944 года Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Иванов И.С. погиб при выполнении боевого задания в Нарвском заливе. Похоронен в городе Кронштадте. На могиле установлен памятник.

Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За оборону Ленинграда».


Кормич Михаил Данилович — старшина 1-й статьи, старший моторист торпедного катера Балтийского флота.

Кормич М.Д. родился в 1921 году в деревне Криничанской Софийского района Днепропетровской области. В 1938 году Михаил вступил в комсомол.
В январе 1941 года его призвали в Военно-Морской Флот. Окончил электромеханическую школу.

О том, как воевал Михаил Кормич, лучше всего могут рассказать сохранившиеся наградные листы. Командир дивизиона торпедных катеров капитан III ранга В. Алексеев, писал в наградном листке:

«Краснофлотец Кормич Михаил Данилович — участник Великой Отечественной войны с первых ее дней. Участвовал в боях в роте разведчиков. Выходил на боевое задание под огнем береговых батарей противника для дерзкого дневного разгрома группой наших катеров конвоя в составе шести транспортов, трех эсминцев, шести сторожевых кораблей и пятнадцати других кораблей охранения. В бою торпедными катерами потоплено два эсминца, четыре транспорта, три сторожевых корабля общим водоизмещением 23—25 тысяч тонн. Торпедный катер, на котором служит Михаил Кормич, потопил сторожевой корабль и поджег другой корабль противника.

Товарищ Кормич отличается прекрасным знанием материальной части и безукоризненным уходом за ней. Он обеспечил на всем протяжении боя бесперебойную работу мотора, кроме того, оказал помощь по восстановлению повреждения, толково и спокойно выполняя ряд поручений старшины группы мотористов в условиях горячего боя. В бою тов. Кормич вел себя мужественно и храбро».

Этот наградной лист был написан 19 июля 1944 года. 22 июля Кормичу вручили орден Отечественной войны I степени.

Ровно через месяц командир дивизиона снова представлял моториста торпедного катера Михаила Кормича к ордену.

«Старший краснофлотец Михаил Кормич — участник разгрома вражеского конвоя в составе 32-х кораблей охранения и двух транспортов в ночь на 19 августа 1944 года.

В этой операции группа торпедных катеров потопила два эсминца, два транспорта, шесть сторожевых кораблей, три тральщика и морской охотник.

Катер, на котором служит старший краснофлотец Кормич, преодолев огневое противодействие кораблей охранения и береговых батарей противника, вышел в атаку и с дистанции трех-четырех кабельтовых торпедировал и потопил сторожевой корабль противника.

Товарищ Кормич, находясь под жестоким огнем противника, вел себя стойко и мужественно и как старший моторист обеспечивал командиру катера необходимый ход, чем способствовал успеху атаки и потоплению корабля противника.

Во время всего боя моторы действовали безотказно. За образцовое выполнение боевого задания на своем посту и проявленные при этом личные храбрость и мужество старший краснофлотец Михаил Кормич достоин ордена...»

Командир бригады катеров капитан I ранга Кузьмин, прочитав представление, написал: «Кормича наградить орденом Красной Звезды».

11 октября 1944 года наша разведка обнаружила в море крупный конвой фашистов. Отряд торпедных катеров получил приказание перехватить его и уничтожить.

Катер, на котором служил Михаил Кормич старшим мотористом, был флагманским. Он первым атаковал врага, подойдя к конвою со стороны берега. Две торпеды, пущенные в борт вражеского транспорта, отправили его на дно. Успешно нанесли торпедный удар и другие катера, потопив еще два транспорта.

Им нужно было уходить, но фашистские корабли охранения открыли по катерам сильный артиллерийский огонь. Флагманский торпедный катер лег на курс, параллельный курсу конвоя, и стал преодолевать завесу все усиливавшегося огня.

Командир отряда, видя, в какое трудное положение попал катер, приказал сбрасывать за борт через определенные промежутки времени дымовые шашки. В сумятице боя фашисты посчитали, что советский катер поврежден и горит. Они перенесли огонь и стали стрелять по клубам дыма. Это дало возможность катеру на большой скорости оторваться от врага. Обошли конвой с кормы и другие наши катера.

В этом бою катерники проявили исключительное мужество и героизм. Флагманский катер, прорываясь сквозь вражеский огонь, получил множество пробоин и повреждений. Тяжело был ранен краснофлотец Першин, но он, истекая кровью, продолжал вести огонь по фашистским кораблям из пулемета.

В моторном отсеке было несколько повреждений. Смертельно ранило старшину 1-й статьи Н. Войноровского. Ранен в плечо и старший моторист Михаил Кормич. Но катеру нужна большая скорость, и мотористы делали все, чтобы нормально работали механизмы. Михаил Кормич, несмотря на ранение, продолжал вести вахту и помогал устранять повреждения в левом моторе. А повреждений становилось все больше. Осколки снарядов все чаще и чаще попадали в борт катера. Один из них пробил выхлопной коллектор. Ядовитые газы заполняли отсек. Стало тяжело дышать и следить за приборами. Но старший моторист Михаил Кормич знал, что судьба катера находится в его руках. Не снизит катер скорости — значит уйдет от гибели. Собрав последние силы, моряк телом закрыл пробоину на магистрали. Он скончался на боевом посту. Своим героическим подвигом воин спас катер и весь его экипаж.
Михаил Кормич
погиб 23-х лет

В 1964 году приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР старшина 1-й статьи Михаил Кормич зачислен навечно в списки ракетного катера «Мичуринский комсомолец». В кубрике ракетоносца стоит аккуратно заправленная койка, над ней портрет героя.

Молодые воины достойно продолжают дело, которому отдал жизнь их старший товарищ, берут с Михаила Кормича пример. Много лет экипаж ракетоносца носит звание отличного. Он обладатель приза ВМФ за ракетные стрельбы.

Прошло много лет после гибели Михаила Кормича. Балтийцы не забыли подвиг героя. В городе Балтийске его именем названа улица.


Кусков Виктор Дмитриевич — гвардии старший матрос, моторист торпедного катера 1-го гвардейского дивизиона торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота.

Кусков В.Д. родился 2 ноября 1924 года в деревне Перелоги ныне Рамешковского района Тверской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1954 года. Окончил 7 классов. Работал счетоводом в колхозе.

В Красной Армии с июля 1942 года. В 1943 году окончил учебный отряд Северного флота. В боях Великой Отечественной войны с 1943 года.

Виктор Кусков участвовал в сорока двух боевых походах, в которых было потоплено три корабля противника.

1 июля 1944 года во время пожара на торпедном катере и угрозы его взрыва бесстрашный гвардеец вместе с гвардии главным старшиной Григорием Матюхиным спас от неминуемой гибели двух тяжелораненых офицеров, один из которых — командир корабля.

Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года.

После войны отважный балтийский моряк окончил Военно-морское политическое училище имени А.А. Жданова в Ленинграде. С 1955 года старший лейтенант Кусков В.Д. — в запасе. Жил и работал в городе Пушкин Ленинградского горсовета, ныне администрации Санкт-Петербурга.

Скончался Кусков В.Д. 25 сентября 1983 года. Похоронен в Пушкине на Казанском кладбище.

Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.

* * *

Из воспоминаний Валентина Петровича Воробьёва — капитана 1-го ранга в отставке (см. журнал «Наш современник» № 6, 2001.)

Виктор Кусков не выделялся бойким характером в школьные годы, не отличался особо и когда подрос. Вдумчивого, старательного и отзывчивого матроса уважали и любили товарищи и друзья по электромеханической школе учебного отряда Северного флота, в которой он учился в 1943 году и которую окончил с отличием.

Учеба Виктору давалась легко, но в душе он с нетерпением ждал того дня, когда пойдет на корабли, будет участвовать в боевых походах. Радости краснофлотца не было конца, когда узнал, что его, моториста 3-го класса, направляют в бригаду торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота. Это известие было сверх всяких ожиданий. Виктор знал, что на катерах служат смелые, отважные люди. И когда молодой моряк менял черную ленту бескозырки на гвардейскую оранжево-чёрную, дал сам себе клятву, что оправдает звание гвардейца в предстоящих боевых походах.

А их было много. Тогда корабли Краснознамённой Балтики прочно держали оборону Ленинграда и Кронштадта. Большая, очень большая нагрузка ложилась и на «москитный флот», к которому относили торпедные катера. В отличие от больших кораблей, которые не могли выйти в море из-за сильной минной опасности, катера вели активные боевые действия на вражеских коммуникациях, несли дозорную службу, ставили минные заграждения... Более чем в 40 боевых выходах участвовал Виктор Кусков в первый год службы на Балтике.

Вот один из эпизодов. Катер, на котором мотористом служил В. Кусков, вёл бой с кораблями противника. Моторист надежно обеспечивал заданный командиром ход, быстро выполнял каждую команду, передаваемую с мостика по машинному телеграфу и переговорной трубе. Все шло хорошо. Бой, казалось, близился к концу. И вдруг в моторном отсеке разорвался вражеский снаряд. Был разбит левый мотор, поврежден маслопровод правого. Виктора контузило. На какое-то время он потерял сознание. Очнувшись, краснофлотец молниеносно оценил обстановку. Он видел, что масло не поступает в мотор, который вот-вот мог выйти из строя, заглохнуть. Случись такое — катер потеряет ход. Этим немедленно воспользуется враг, который попытается захватить катер. Исход боя могли решить секунды. И тогда, преодолевая боль, Виктор подполз к маслопроводу. Некогда было искать какой-либо материал, чтобы устранить неисправность, и краснофлотец голыми руками зажал пробоину. Горячее масло, металл обжигали ладони, пальцы. Боль была адская. Но мысль о том, что может случиться, если мотор заглохнет и катер потеряет ход, придавала силы моряку, и он не отнимал рук. Катер в тот раз благополучно прибыл в базу.

За этот и другие боевые походы гвардии старший краснофлотец В.Д. Кусков был удостоен ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За боевые заслуги». Да, Виктор мог себе сказать, что не зря носит на бескозырке оранжево-чёрную ленту.

...В ночь на 1 июня 1944 года четыре вражеских сторожевых корабля, тральщик и два миноносца пытались прорваться в Выборгский залив. Четыре торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В.П. Гуманенко решительно атаковали противника. Катер старшего лейтенанта В. Некрасова под сильным артиллерийским огнём вырвался вперёд и поставил дымовую завесу. Под её прикрытием остальные катера пошли в атаку. По ним вели огонь более 100 автоматических и полуавтоматических пушек. Несмотря на это, катер старшего лейтенанта С.А. Глушкова с короткой дистанции выпустил торпеды и потопил вражеский корабль. Два других торпедных катера под командованием старшего лейтенанта А.В. Суворова, встретив сильный заградительный огонь, не смогли приблизиться к противнику. Они атаковали его с другого направления и торпедировали сторожевой корабль. Вышедшие на помощь Гуманенко четыре торпедных катера под командованием Героя Советского Союза И.С. Иванова потопили еще один сторожевой корабль.

Во время этого боя был подбит катер лейтенанта М.Н. Хренова, на котором служил Виктор Кусков. На палубе начался пожар, который вскоре охватил весь катер. Виктор Кусков и Григорий Матюхин сражались с огнём за живучесть корабля. На моряках горела одежда, волосы, неимоверно жгло тело, из ран лилась кровь.

Исчерпав все возможности борьбы с огнём в моторном отсеке, моряки выбрались на палубу. Здесь лежали раненые. Григорий Матюхин и Виктор Кусков надели на них спасательные пояса и спустили за борт.

Командира моряки обнаружили в рубке. Тяжело раненный, он был без сознания. Рядом лежал офицер соединения лейтенант Прушинский.

Известно, что согласно требованиям корабельного устава, традициям, установившимся на флоте, командир покидает корабль последним. Да разве можно оставить катер, оставить раненых? Этого не могли допустить ни Матюхин, ни Кусков; они хорошо знали и другую морскую заповедь: «сам погибай, а товарища выручай». Старший краснофлотец Кусков надел на командира пробковый спасательный пояс и вместе с ним спустился за борт. Офицеру штаба помогал главный старшина Григорий Матюхин .

Оба моряка старались как можно быстрее «отбуксировать» офицеров от горящего катера. Это было нелегко: ведь оба и сами были ранены. Солёная вода разъедала раны и обожжённое тело. Кускову порой казалось: нет, не выдержать, нет, не хватит сил... «Я-то ладно, а командир,— пронеслась мысль. — Его надо спасать». И вновь откуда-то брались силы, и моряки поддерживали раненых офицеров, подбадривая друг друга.

Вскоре раздался сильный взрыв. В воздух взлетели обломки катера.

Силы оставляли Кускова и Матюхина. Но несгибаемая воля, чувство долга перед спасением раненых офицеров и надежда на помощь придавали им новую энергию. И они держались. Утром над местом гибели катера появился наш самолёт. Снизившись, он обследовал участок моря, разыскивая людей. Кусков и Матюхин кричали, махали руками. Лётчик заметил их и, покачав крыльями, ушёл в сторону нашего берега. А вскоре подошёл торпедный катер и доставил моряков на базу.

Когда смертельная опасность миновала, Кусков и Матюхин почувствовали, насколько они ослабли и как сами нуждаются в помощи. Два с половиной часа моряки держались на воде, спасая раненых командира и офицера, борясь за их жизнь. В госпитале врач насчитал у Виктора более 20 осколочных ран.

За участие в потоплении трех кораблей противника, отвагу и героизм, проявленные при этом, и за спасение раненых офицеров гвардии старшему краснофлотцу Виктору Дмитриевичу Кускову и гвардии главному старшине Григорию Ивановичу Матюхину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.


Маринеско Александр Иванович — капитан 3-го ранга, командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота.

Маринеско А.И. родился 15 января 1913 года на Украине, в городе Одессе. Украинец. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса.

В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

В ноябре 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ «Щ-306» («Пикша») Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознаменном учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова, он служил помощником командира на «Л-1», затем командиром ПЛ «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании —
капитан-лейтенант.

В первые дни Великой Отечественной войны 1941—45 годов подлодка «М-96» под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. Однако положение удалось исправить, и 14 августа 1942 года лодка потопила транспорт противника «Хелене». Но, возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и Маринеско наградили орденом Ленина.

В конце 1942 года Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года был исключён), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3 ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам».

В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром ПЛ «С-13». На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года. В октябре 1944 года он потопил вооруженный транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась но Маринеско все же догнал противника и потопил его артиллерией).

С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».

Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.

30 января 1945 года «С-13» атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось свыше 7.000 гитлеровцев. Немецким ВМС был нанесен серьезный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, №2—5, 7—11, ФРГ), с кораблем погибли 1.300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1 ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70-ти подлодок среднего тоннажа. Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником №1».

10 февраля 1945 года последовала новая победа — на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту которого пытались эвакуироваться свыше 3.000 солдат и офицеров противника.

Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако «Золотую Звезду» заменили орденом Красного Знамени.

Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1-го ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско все время умело уклонялся.

14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Н.Г. Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки “С-13” Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).

С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года Маринеско был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско уволен в запас.

Из 6-ти боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, половина была безуспешными, но он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету четыре потопленных транспорта массой в 42.557 брутто-регистровых тонн.

После войны в 1946—1949 годах Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949—1950 годах — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, но был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.

Наказание Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года — в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.

10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. Через 25 лет, постановлением президиума Ленинградского городского суда от 27 апреля 1988 года, приговор народного суда 2-го участка Смольнинского района города Ленинграда от 14 декабря 1949 года и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены и дело в отношении Маринеско прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

После освобождения бывший командир ПЛ «С-13» в период с конца 1951 по 1953 годы работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

А.И. Маринеско скончался в Ленинграде после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище города Ленинграда.

Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года.

Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.

Памятники А.И. Маринеско установлены в городах Калининграде и Кронштадте. На здании Одесского мореходного училища, в городе Кронштадте на доме №2 по ул. Коммунистической, а также на доме №6 по улице Маринеско (до 1990 года — улица Строителей) в Санкт-Петербурге, в которых жил А.И. Маринеско, установлены мемориальные плиты. Маринеско посвящен фильм «О возвращении забыть». Его именем названа набережная в Калининграде. В центральном музее Вооруженных Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13».

О Маринеско можно прочесть также в разделе ВОЙНА

стр. 1 > стр. 2 > стр. 3

.

 

Афанасьев Алексей Иванович

 

Гуманенко Владимир Поликарпович

 

Жильцов Василий Маркович

 

Иванов Иван Сергеевич

 

Кормич Михаил Данилович

 

Кусков Виктор Дмитриевич

 

Маринеско Александр Иванович

 

Памятник А.И. Маринеско в Калининграде

   

Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz