КНИГИ Оглавление Глава I. Люди. Разделение Глава IV. Запреты. Неявные законы Глава VI. Материально–разумное поле Приложение
|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИРОУСТРОЙСТВО КНИГИ Ничего нельзя посчитать с большой точностью Р. Фейнман Глава IV. Запреты. Неявные законы У Природы существует ряд запретов на знание. Точнее говоря,— это принципиальная невозможность знать что-либо. Человек стремится это узнать, а Природа говорит — нет, у тебя ничего не получится, хотя заниматься этим ты должен. Истина растекается и четкого знания быть не может. Например, безуспешными были попытки обнаружить абсолютную скорость движения тела в пространстве. Оказалось, что если на тело не действуют никакие силы, то установить движется оно или нет, нельзя. Это можно сделать только относительно точки, не принадлежащей этому телу. Но, ведь таких точек может быть сколько угодно. И у каждой точки будет своя скорость и направление движения. Получается странная картина — с одной стороны каждое тело постоянно движется относительно множества разных точек, а с другой, если забыть об этих точках, то это тело неподвижно, ибо как можно одновременно двигаться в разные стороны и с разными скоростями? На самом деле, каждое тело, хоть и изменяет свое отношение с другими телами, но относительно поля, создающего его,— это тело неподвижно. Подобным свойством обладает электромагнитное поле. С какой–бы скоростью не двигались тела относительно друг друга, с электромагнитным полем их отношение постоянно. Можно ли представить Природу, догоняющую свое творение, чтобы завершить в нем какие-то процессы? Очевидно, нет. То есть, отношение между Природой и каждым ее творением должно быть постоянным, независимо от скорости перемещения творений относительно друг друга. Запретом можно считать отсутствие у Природы каких-то постоянных точек отсчета, на которые можно уверенно опираться при ее изучении. Нет таких точек ни в пространстве, ни во времени, ни в отношениях кого-то или чего-то друг с другом. Известные физические константы, будь то скорость света, гравитационная постоянная или любая другая, строго говоря, не могут быть постоянными и должны изменяться вместе со всем миром. Не может быть постоянства и в отношениях между людьми. «Но братия мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» (Иов 6—15). Еще пример запрета. Все творения созданы из однотипных атомов, распределенных различным образом. У этих атомов есть чрезвычайно интересное свойство — неопределенность поведения. Физики описывают его принципом неопределенности Гейзенберга. Природа запрещает знать точно, где находится атом, с какой скоростью движется, когда будет излучать и т. д. То есть, неопределенность заложена в фундаменте творений Природы, и предугадать их поведение невозможно принципиально. Не потому, что трудно учесть все факторы при расчетах, а именно, так и должно быть. Природа не позволяет Вселенной успокоиться и умереть от однообразия. Всегда должна быть неожиданность. Предсказать погоду, землетрясения или, наконец, будущее можно только с какой-то степенью вероятности. Нельзя знать будущее потому, что Природа еще не создала его, и оно может быть каким угодно. Нельзя знать прошлое потому, что Природа убрала его, чтобы сотворить настоящее. Моя попытка посчитать количество своих предков — это также запрет, ибо Природа не позволяет, заглядывать в прошлое или будущее и получить достоверный ответ. Не только потому, что его нельзя проверить, но и потому, что этот ответ не укладывается в рамки обычных представлений (см. гл. 8). В равной степени Природа запрещает знать, что думает человек или что он сделает. Можно приблизительно угадывать мысли или поступки по каким-то внешним признакам, но не более того. Природа соразмеряет все свои творения и все их действия. Ни одно творение не может быть больше или меньше размеров, которые определяются его назначением. Ни одно действие не выходит за предначертанные ему рамки. Все творения такие, какими должны быть, чтобы существовать в единой системе. И еще важная особенность Природы. Мир созидается относительно каждого своего творения. Поэтому каждое творение может чувствовать себя в центре внимания Природы. Поэтому у каждого творения своя ситуация и свое восприятие настоящего момента. Порядок [определенность] и Беспорядок [неопределенность] в Природе должны сочетаться. Нельзя представить себе только упорядоченный или только беспорядочный мир. Ни тот, ни другой мир не могли бы существовать. Поэтому законы Природы носят, как относительно строгий, так и размытый, неявный характер. О строгости законов можно говорить только вокруг настоящего времени. Стоит отойти дальше в прошлое или будущее, как эта строгость постепенно теряется. То, что Природа позволяет знать человеку, относится к Порядку [определенности]. Этим занимается наука, это можно проверить экспериментально и выразить в математической форме (например, законы Ньютона). То, что скрыто от человека, относится к Беспорядку [неопределенности]. Об этом догадывается религия или философия [например, «Умножает народы и истребляет их: рассевает народы и собирает их » (Иов 12—23)]. Некоторые из подобных положений представлены в настоящей работе. Назову их неявными законами. В отличие от явных законов, позволяющих предугадывать результаты с большой точностью, исполнение неявных законов носит расплывчатый характер. Никто не знает когда и каким образом это происходит. Эти законы трудно или невозможно проверить на практике. Эти законы выполняются не сразу, и вероятность их исполнения сохраняется неопределенно долго. Тем не менее, они, пусть даже и выраженные в самой общей форме, также справедливы, как и законы Ньютона. Кстати, и в том и в другом случае, источник сил, вызывающих действие, неизвестен. Ньютон так и не смог установить причины движения тел. Казалось бы, это очень далекие друг от друга категории — чувства человека и силы, заставляющие перемещаться другие творения Природы [например, атомы или планеты]. Однако оказывается, что и те и другие предназначены для того, чтобы творения не успокаивались. И те и другие невидимы, и источник их неизвестен. Совершенно справедливо в словаре у В. Даля сила определяется, как неведомая причина всякого действия, движенья, стремленья, побуждения и т.д. Неведомая!! Все изменения в мире происходят под действием предназначенных для этого сил. Все силы согласуются между собой, и имеют единое происхождение, как бы они не противостояли друг другу. Человек наблюдает результаты действия сил, в каких-то случаях измеряет эти силы, и дает им имена, но узнать, что именно заставляет двигаться планету, луч света или человеческую руку — не может. Человек не может знать того, что ему не следует. И тогда у людей всегда будут разные мнения, разные представления о мире и бесконечные поиски истины. |
|
|||
Copyright © 2006—2012 Ю&Н Каллиниковы |
|||||