АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА») Послевоенная история 1. Об аэродроме «НОЙТИФ»
|
стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 > ИСТОРИЯ ГОРОДА АЭРОДРОМ «НОЙТИФ» («КОСА») ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ АВИАЦИОННОЙ ЭСКАДРИЛЬИ 1989. 23 марта была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с подготовкой сил и средств к выводу из-под удара (без вылета)». 21 июля была осуществлена исследовательская проверка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном торпедно-бомбовом обычном варианте». С 22 по 27 августа эскадрилья участ вовала в ЛТУ ПЛА ВВС БФ на тему «Поиск и уничтожение подводных лодок противника самостоятельно и во взаимодействии с противолодочными силами флота в начальный период войны». В период с 18 по 23 сентября был проведен ставший уже традиционным межфлотский маневр в составе 3 Бе-12 на а/с «Североморск-2» ВВС СФ. А 9 ноября была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ЯБП (с вылетом)». В 1988-1989 гг. уровень оперативно-тактической подготовки личного состава эскадрильи, а также опыт освоения матчасти достигли максимума. В последующие годы началось движение «вниз». Сначала почти незаметное, а затем все быстрей и быстрей... 1990. Уже 4 января была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ОБП». 8 февраля была проведена тренировка по отработке отдельных элементов боевой готовности на тему «Оповещение и сбор личного состава 49-й ОПЛАЭ». 28 марта состоялись учения на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная»» с выполнением в течение 3 суток совместного поиска ПЛ противника с КПУГ 74-й и 53-й БКОВР в районе №11. 23 апреля перед АЭ были поставлены учебные задачи: Одновременно с 23 по 27 апреля группа офицеров управления ВВС БФ провела итоговую проверку 49-й ОПЛАЭ и частей обеспечения за зимний период обучения. 16 мая в соответствии с планом ОТП была проведена комплексная тренировка на тему «приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ОБП» 5 июня был проведен массированный поиск подводных лодок во взаимодействии с 451-й и 443-й КПУГ 32-й ДПЛК в районе №6. 1 июля состоялась частичная тренировка на тему «Действия личного состава 49-й ОПЛАЭ по сигналу «Экстренный сбор», а 20 июля — на тему «Подготовка самолета и оружия в варианте 30 ПЛАБ-50». 6 августа была проведена комплексная тренировка на тему «Вывод 49-й ОПЛАЭ из-под удара с подвеской оружия в поисково-ударном варианте без проверки средств поиска и поражения». В целом в 1990 году масштабных учений стало меньше, тренировки с ядерными боеприпасами прекратились. 1991. 25 января была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ОБП». 18 октября была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с подготовкой сил и средств к выводу из-под удара (без вылета)». В 1991 году появились планы объединения 49-й ОПЛАЭ (Бе-12, а/с «Коса») и 145-й ОПЛАЭ (Ил-38, а/с «Скульте») с перебазированием противолодочного полка на а/с «Скульте». Одним из мотивов объединения было усиление военного присутствия в республиках Прибалтики и попытка тем самым усилить психологическое давление с целью сбить волну сепаратизма. Вскоре Латвия получила независимость, а в декабре 1991 года 145-й ОПЛАЭ была расформирована. 1992. Количество учений и тренировок сокращается. Их сложность и напряженность резко понижается. 24 января была проведена тренировка по отработке отдельных элементов боевой готовности на тему «Оповещение и сбор личного состава 49-й ОПЛАЭ». 19 марта была проведена комплексная тренировка по отработке отдельных элементов боевой готовности: действия дежурно-вахтенной службы при получении сигнала и действия личного состава срочной службы при оповещении офицеров и прапорщиков, проверка наличия документов, тревожных чемоданов и их содержимого у офицеров и прапорщиков части. 28 сентября была проведена проверка боевой готовности дежурных сил с запуском двигателей и выруливанием их на исполнительный старт. Цели тренировки: отработка практических навыков экипажем при объявлении тревоги, принятии решения на выполнение боевой задачи, а также проверка знания вероятного противника ответами на вопросы проверяющих. Как видно, и весенняя, и осенняя проверки не отличались сложностью задач. В 1992 году приказом ГК ОВС СНГ №114 самолет Бе-12 был снят с вооружения с продолжением эксплуатации машин в частях до выработки ресурса. Этим решением в значительной мере была предопределена дальнейшая судьба противолодочной эскадрильи. 1993. 15 января была проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте», а 11 августа — проверка боевой готовности дежурных сил. План боевой подготовки был выполнен. Итоговая оценка боевой подготовки и воинской дисциплины — «хорошо». Тем не менее процесс распада шел все быстрее. 1994. 27 января состоялась комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ЯБП с выводом сил из-под удара». 26 августа — тренировка с расчетами противолодочного поста КП по действиям при обнаружении экипажами самолетов Бе-12 неопознанной ПЛ, а также отработка действий по уничтожению подводных лодок — нарушителей территориальных вод, предусмотренных приказом ГК ВМФ №0010. Годовой план боевой подготовки (в разы слабее, чем это было в середине 80-х) был выполнен. 1995. 12 января были проведены комплексные учения 49-й ОПЛАЭ по охране, защите и обороне жилого городка с привлечением личного состава к уничтожению диверсионных групп. Выполнена проверка боевой готовности сил боевого дежурства. 23 марта проведена комплексная тренировка на тему «Приведение 49-й ОПЛАЭ в б/г «полная» в поисково-ударном варианте с ЯБП с выводом сил из-под удара». 14 июня Главный штаб ВМФ выпустил директиву №730/1/0446 о перебазировании 49-й ОПЛАЭ с аэродрома постоянного базирования «Коса» («Нойтиф») на аэродром «Храброво» для постоянного совместного базирования с 397-й ОТАЭ ВВС ДКБФ. Решение о перебазировании напрямую вело к скорой ликвидации противолодочной эскадрильи, хотя никакими официальными документами оно не предполагалось. Вместе с тем, отсутствие перспектив уже было очевидным для всех — от командующего до матроса. 3 августа в Храброво перелетели первые 2 самолета — (б/н 07 и 25). 8 августа еще 2 (б/н 31 и 26). Спустя три недели. I сентября — еще 3 (б/н 80, 01 и 90). Перегон самолетов выполнили экипажи м-ра Пушнина С.А., к-нов Кремлёва А.В. и Маяковского Н. Посадка самолета б/н 90 проходила при сильном боковом ветре. В результате ошибки в технике пилотирования при приземлении лопнуло правое колесо основного шасси, из-за чего самолет сошел с бетонном ВИН на грунт и коснулся поплавком земном по верхности. Символично... На следующий день — 2 сентября — уже после официальной даты перебазирования (1 сентября 1995 года) экипажи к-на Кремлёва А.В. На а/с «Коса» осталась часть авиатехники, в том числе и уникальный Бе-14, который в том же году разделали на металлолом. Первые плановые полеты с аэродрома «Храброво» состоялись только 9 ноября 1996 г. Первый вылет на Бе-12 б/н 25 совершил экипаж в составе командира корабля — инспектора штаба авиации БФ п-ка Косарева A.M., помощника командира корабля — начальника штаба 49-й ОПЛАЭ м-ра Бреуса А.Н., штурмана корабля ст. л-та Гуркина А.А., радиста пр-ка Сафонова О.П. По итогам года боевая подготовка и воинская дисциплина в эскадрилье оценена на «удовлетворительно». Хотя о бытовом морально-психологическом уровне личного состава можно было только вспоминать. Ситуация усугублялась тем, что перебазировалась по сути только техника, личный состав остался «приписанным к гарнизону «Коса», вынужденный либо тратить несколько часов в день, чтобы добраться до места службы и обратно, либо «вахтовым методом» ютиться в гарнизонном поселке Храброво, возвращаясь домой только на выходные. 1996. 8 февраля первый вылет на маршрут с аэродрома «Храброво» совершил экипаж командира корабля — инспектора штаба ВВС БФ п-ка Косарева A.M. (на Бе-12ПС б/н 31). В тот же день состоялся первый вылет на боевую службу. Его совершил экипаж к-на Бобкова К.А. Первое боевое применение с нового места базирования выполнено 28 февраля. Бомбометание на полигоне Б-191 совершил экипаж м-ра Кудрявцева Г.М. (на Бе-12 б/н 07). С 19 по 24 марта — впервые с нового места базирования — эскадрилья принимала активное участие в учениях БФ. Осуществлялся поиск ПЛ, сбросом мишеней М-6 обеспечивались артиллерийские стрельбы кораблей всех классов (эсминцев, сторожевых кораблей, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, тральщиков и больших десантных кораблей). Силы флота обеспечивались для решения поставленных им задач по боевой подготовке зимнего периода обучения. Спустя месяц — с 18 по 23 апреля — эскадрилья вновь участвовала в учениях сил флота. 18 апреля экипаж к-на Грайло (на Бе-12 б/н 26) осуществили проверку постов минных наблюдений, постановку мин (бомбами) в назначенном районе. В тот же день на этом же самолете экипажи к-на Бобкова К.А. и к-на Кремлёва А.В. осуществили тактический поиск ПЛ в назначенном районе во взаимодействии с КПУГ. Кроме того, экипаж Бобкова К.А. осуществил сброс мишеней М-6 с целью обеспечения артиллерийских стрельб флота. Первое торпедометание с нового места базирования было выполнено 23 марта. Экипажи самолетов б/н 07 к-на Кремлёва А.В. и б/н 26 к-на Грайло выполнили торпедометание по дрейфующему имитатору ПЛ МГ-34. 1 августа экипаж п-ка Косарева A.M. на самолете Бс-12ПС б/н 31 выполнил первый после перебазирования полет с посадкой на воду и последующим возвращением на а/с «Храброво». По 1 сентября 1996 г. задачи, стоявшие перед эскадрильей, были в основном выполнены. Итоговая оценка боевой подготовки и воинской дисциплины — «удовлетворительно». Однако морально-психологическое состояние личного состава резко снизилось. Причин было много: незавидное материальное положение, неуверенность в завтрашнем дне, отрыв военнослужащих от семей, оставшихся в гарнизоне «Коса», задержки в выплате денежного довольствия. Все возраставшую негативную роль в морально-психологическом состоянии личного состава в 1996 г. играли ухудшающееся материальное положение военнослужащих, задержки в выплате денежного довольствия, плохое обеспечение вещевым и другими видами довольствия, обострилась и без того извечная проблема нехватки жилья. Одновременно размывались формировавшиеся десяти летиями идеологические и политические ориентиры. Следствием стала все возраставшая неуверенность личного состава в завтрашнем дне — губительная для боевого духа любой армии. 1 сентября 1996 г. — ровно через год после перебазирования — следующая значимая дата в истории противолодочной эскадрильи: 49-я Таллинская Краснознаменная орденов Ушакова и Нахимова отдельная противолодочная авиационная эскадрилья и 397-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья переформировываются в 316-й Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова отдельный смешанный авиационный полк с передачей ему Боевого Знамени, почетного наименования, орденов СССР и исторического журнала, принадлежащих 49-й ОПЛАЭ. При этом штатная численность Бe-12 была понижена с 11 до 9 самолетов. Переформирование было закончено 1 сентября. На этом историю 49-й ОПЛАЭ можно было бы считать завершенной, но жизнь (существование) противолодочной авиации еще продолжалась, на какое-то время остались и люди, и техника. А значит — дописывалась История. Первая летная смена смешанного полка состоялась 5 сентября. Летали экипажи п/п-ка Дубровского Н.А. и м-ра Егошина — на Ан-26 б/н 27, и п-ка Косарева A.M. и п/п-ка Малкова И.В. — на Бе-12 б/н 25. 16 октября 1996 г. было отмечено уникальным инцидентом в истории самолетов Бе-12. В этот день полк выполнял задание по обеспечению ходовых испытаний тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» на переходе морем из Санкт-Петербурга в базу флота «Балтийск». Задачу выполнял экипаж м-ра Бобкова К.А. со штурманом к-ном Филатовым А.С. Кроме Бе-12 крейсер «сопровождала» пара самолетов-разведчиков «Вигген» ВВС Швеции. Противолодочный самолет стал для них еще одним «объектом внимания». В одном из эпизодов «совместного маневрирования» ведомый шведской пары Иоран Карлссон не справился с управлением, и его самолет врезался в воду, в результате чего почти полностью разрушился. Пилот погиб. Этот случай пусть и невооруженного, но противостояния полностью соответствующий духу и фабуле «холодной войны», произошел на фоне ускорявшейся деградации Российской Армии в целом и умирания противолодочной эскадрильи в частности. стр. 1 > стр. 2 > стр. 3 > стр. 4 > стр. 5 > стр. 6 > стр. 7 > |
||||
Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы |
|||||