НОВОСТИ 2007 2008
|
январь > февраль> март > апрель > май > Праздник Победы > июнь > трагедия > НОВОСТИ БАЛТИЙСКА Дайджест по материалам городских и областных СМИ и Интернета 2008 год ИЮНЬ ХРОНИКА ТРАГЕДИИ В БАЛТИЙСКЕ
05 июня в середине дня на судне «Енисей», стоящем на ремонте на 33СРЗ, произошел взрыв и начался крупный пожар, который был локализован пожарными через 2,5 часа. Есть пострадавшие, на данный момент не найдено 7 человек, находившихся на месте пожара. На 20 часов: один человек погиб, трое — госпитализированы, несколько человек числятся пропавшими. Пожар возник в машинном отделении судна в процессе ремонта. Пострадавшие — работники завода. Пожар в машином отделении продолжается, идет поиск пропавших. На 23 часа: Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Главного управления МЧС России по Калининградской области, в результате взрыва на судне и последовавшего за ним пожара один человек погиб, трое пострадали, двое из них в настоящее время находятся в госпитале в Балтийске, еще девять человек считаются пропавшими без вести. Контейнеровоз «Енисей» приписан к санкт-петебургской фирме «Енекс». Его водоизмещение — 1659 тонн, размеры 82х11,6 метра. По данным МЧС, пожар, длившийся около 6,5 часов, ликвидирован примерно в 21.30 мск. В его ликвидации принимали участие 82 человека, восемь единиц техники пожарной охраны, три расчета Балтфлота и три флотских пожарных катера, площадь возгорания составила около 500 кв. метров. По неофициальным данным, взрыв и последующий пожар произошел в результате проведения сварочных работ в одном из отсеков судна. По предварительной версии руководителя пресс-службы МЧС, могли сдетонировать топливные пары в баках — пожару предшествовал взрыв. На месте происшествия побывал губернатор Калининградской области Георгий Боос. В настоящее время ведется поиск людей, которые считаются пропавшими без вести. * * * На 10 часов 06 июня. По предварительной версии, причиной возникновения пожара могла стать детонация топливных паров в баках. Возгоранию предшествовал взрыв, а пожар, длившийся около 6,5 часов, был полностью ликвидирован вечером в минувший четверг. Как отметил Дыгало, на борту судна сварочных работ не планировалось. «Об этом свидетельствует тот факт, что среди пострадавших сварщиков нет. В данный момент следствие продолжается, причина ЧП устанавливается»,— пояснил он. Ремонтные работы на судне проводились частной компанией из Петербурга (?), которой принадлежит гражданское судно-контейнеровоз, передает РИА «Новости». На рассвете спасатели возобновили поисковые работы, сообщает НТВ. По сведениям МЧС, среди пропавших без вести могут оказаться не только члены экипажа сухогруза, но и работники завода. Для расследования обстоятельств происшествия в Балтийск направлена специальная комиссия Минобороны. Выяснением обстоятельств инцидента займется прокуратура, МЧС и специалисты Балтийского флота. На 13 часов. Сергей Кшнякин, первый заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Калининградской области: «На корабле находилось много баллонов с пропаном, кислородом, ацетиленом, и их нужно было выносить. После взрыва по всему судну распространилось топливо, и это осложнило ситуацию». Игорь Дыгало, помощник главнокомандующего Военно-морским флотом РФ, начальник службы информации и общественных связей ВМФ: «Если происходит возгорание на судне, этому всегда предшествует нарушение техники безопасности при внутрикорпусных работах, а именно таковые производились на „Енисее“. Этот корабль не принадлежит военно-морскому флоту, наше предприятие его ремонтировало». По данным МЧС, среди пропавших без вести могут находиться как члены экипажа «Енисея», так и производившие ремонтные работы мастера Балтийского судостроительного завода. На место происшествия прибыли сотрудники прокуратуры и правоохранительных органов, а также губернатор Калининградской области. По словам Георгия Бооса, сегодня в область должна прилететь специальная комиссия Министерства обороны России, которая будет выяснять причины случившегося. Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «Уже приступила к работе комиссия правоохранительных органов и прокуратуры. После проведения необходимых мероприятий можно будет говорить о причинах пожара, а также искать виновных». С наступлением темноты поисковые работы на месте трагедии решили приостановить в целях безопасности, так как все трюмы и помещения машинного отделения заполнены водой. По словам спасателей, на судне очень много открытых люков и технологических отверстий. Поиски пропавших без вести возобновились сегодня с рассветом. К работе приступили и представители прокуратуры, а также органы дознания МЧС и Балтийского флота. Из репортажа тележурналиста 1 канала TV Олега Грознецкого. Решающий этап борьбы с пожаром на судне «Енисей». Пенная атака. Бетонную плиту с помощью крана подвешивают над доком и используют как отражатель пенной струи. Теперь она попадает прямо в трюм. С другой стороны пожарные машины с помощью брандспойтов охлаждают дополнительные баки на судне — там более 10 тонн топлива. В борьбе с огнем принимало участие более сотни человек — сотрудники МЧС и подразделения Балтийского флота. Пожар, по словам очевидцев, вызвал мощный взрыв. Поначалу, одной из основных версий происшедшего была детонация топливных паров в баках. К тому же официальные представители Минобороны заявляли, что сварочных работ на судне Енисей не планировалось. Позже на одной из палуб специалисты МЧС обнаружили несколько газовых баллонов и фрагменты сварочного аппарата. Региональное следственное управление по факту взрыва и пожара возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности гибель людей. Виновные в гибели людей на судоремонтном заводе в Балтийске могут сесть в тюрьму на три года. Специалисты МЧС откачивают воду из трюмов и разбирают завалы. На это уйдет еще несколько часов. А пока судьба семерых ремонтников, которые могли находится на судне в момент взрыва, остается неизвестной. Сухогруз ещe не остыл после сильного пожара, и это серьeзно осложняет работу следователей. На 16 часов. В пятницу в Балтийск прибыл главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, чтобы лично участвовать в работе комиссии по выяснению причин пожара на 33-м судоремонтном заводе ВМФ. Вместе с Высоцким в Калининградскую область прибыла большая группа офицеров Главного штаба ВМФ, которые будут работать на месте трагедии вместе с сотрудниками следственного управления по Калининградской области. * * * 07 июня. «Вина за пожар на судне “Енисей” в Балтийске лежит на команде судна и на руководстве 33-го судоремонтного завода Минобороны РФ». — заявил адмирал. По словам Высоцкого, «по первым результатам расследования видно, что администрация судна “Енисей” допустила грубые нарушения при проведении ремонтных работ»,— сказал Высоцкий. Он также отметил, что есть вина и руководства 33-го судоремонтного завода, которые также допустили нарушения в вопросах, «постановки и приема судна “Енисей” в док». «Есть три версии этих нарушений: скорее всего, курение, недостаточная герметичность изоляции, либо, возможно, рабочие ввиду полной бесконтрольности решили ускориться и провести сварочные работы, которые не были запланированы»,— сказал адмирал. О том, что сварка не планировалась, по мнению Высоцкого, говорит профессиональный состав погибших рабочих: трое из них — маляры, четверо — трубопроводчики. «В совокупности причин состояния дел при таком проведении ремонта привело бы к трагедии если не 5 июня, то 6 или 7 это бы произошло»,— заявил он. Он также добавил, что находившееся на ремонте судно имело в своих баках запас топлива — 5,5 тонн дизельного топлива. «В большинстве случаев судно ставится в док на ремонт уже без топлива — проводится зачистка цистерн, пропаривание, наращиваются возможности по организации борьбы за живучесть судна, проводятся линии для подачи средств пожаротушения. Если же судно ставится с топливом, то это должно быть обоснованно, но здесь этого не случилось»,— пояснил Высоцкий. По словам главкома, судно не прошло подготовку перед поставкой в док. «Его протащили из Калининграда по каналу, ввели на завод, сразу в док и что-то начали оформлять»,— сказал адмирал. По его словам, акт по постановке судна в док был подписан 26 мая. «Возможно, он был оформлен задним числом. Мы разбираемся в этом,— пояснил Высоцкий. Комментируя поведение администрации завода во время ЧП, он сказал, что ничего толком организовано не было, была только видимость. «К противопожарным службам Балтфлота у нас претензий нет, они сделали главное и очень опасное — в первый момент обеспечили подъем баллонов с ацетиленом и кислородом, которые могли взорваться и тогда пострадали бы два стоящих рядом судна,— сказал главком. Он также подчеркнул, что, если по результатам расследования будет выявлен состав преступлений в отношении его подчиненных, то они понесут ответственность. «Вне зависимости от занимаемой должности, прежних заслуг они будут привлечены к уголовной ответственности,— пояснил Высоцкий. Рассказывая о 33-м судоремонтном заводе, на котором произошло ЧП, он сообщил, что в последние два года предприятие демонстрировало не самые блестящие результаты. «Здесь были сложные моменты, была смена руководства, а нынешний исполняющий обязанности директора был отстранен от своих обязанностей на прошлой неделе за нахождение на территории завода Минобороны иностранных граждан»,— сказал адмирал. По словам Высоцкого, 33-й завод играет достаточно серьезную роль для флота, так как на нем проводится оперативный доковый ремонт для кораблей 3-4 ранга. «На Балтфлоте много таких судов, и всем им периодически нужен такой ремонт»,— сказал он. «У нас есть ряд серьезных претензий к руководству завода. Hезадолго до трагедии его директор был отстранен от исполнения своих обязанностей в связи с грубым нарушением режимности предприятия. Есть претензии и по его финансовой деятельности, которая велась с нарушениями. В результате это могло привести к финансовому краху предприятия»,— рассказал Высоцкий. Он добавил, что в ближайшее время будет проведена проверка взаимодействия завода и ЗАО «Росбункер», которая занимается нефтеперевалкой. «Завод не получал финансовой отдачи от совместной деятельности, что вызывает у нас вопросы»,— отметил главком. Высоцкий сообщил, что ВМФ окажет помощь семьям погибших на пожаре. Это будет сделано по трем направлениям: решение жилищных и социальных вопросов (совместно с областными властями), оказание материальной помощи, а также помощи детям. На брифинге губернатор Калининградской области Георгий Боос заявил, что Судоремонтный завод в Балтийске, в доке которого на контейнеровозе «Енисей» прогремел взрыв и произошел пожар, приведший к гибели семи человек, не был должным образом защищен от пожара. Губернатор Георгий Боос отменил свое участие в Петербургском международном экономическом форуме и прибыл на место ЧП. «Когда на место происшествия прибыли представители флота, пламя над судном уже было высотой в 15 метров. А из средств тушения — только три брандспойта с водой»,— сказал Боос. По его мнению, вовремя включиться в борьбу с огнем специальные службы не смогли, так как не получили своевременной информации. «Мы сами о том, что случилось, узнали спустя несколько часов. И это станет отдельной темой, мы ее будем разбирать с руководством управления МЧС и командованием Балтфлота. Администрация завода так и не удосужилась нам сообщить о случившемся»,— сказал губернатор, особо отметив, что информацию о возгорании областное правительство получило «сложным путем». Он сказал, что о ЧП стало известно лишь тогда, когда люди услышали прогремевший на судне взрыв. «Халатность и разгильдяйство царили на заводе. Аналогично отнеслись и к работам на судне. В совокупности это и дало такие последствия,— сказал глава региона. * * * На 19 часов 07 июня «На 19.30 мск на борту судна “Енисей” в Балтийске обнаружены еще двое погибших. Таким образом, число жертв пожара на этом судне достигло девяти человек»,— сказал Дыгало. По его словам, тела не опознаны, для их опознания будет проводиться индентификационная экспертиза. * * * Восьмое июня объявлено в Калининградской области днем траура в связи с гибелью на пожаре 5 июня в Балтийске не менее семи человек, ставших жертвами взрыва и пожара судна-контейнеровоза «Енисей» в доке судоремонтного завода, сообщила РИА Новости в субботу руководитель пресс-службы регионального правительства Ирина Смирнова. «Указ об объявлении траура на 8 июня в Калининградской области подписал губернатор Георгий Боос. Пожар на судне произошел 5 июня, указ о трауре подписан лишь сегодня»,— сказала Смирнова. По ее словам, до сих пор найдены семь тел погибших. «Всего же огонь на судне унес жизни десяти человек. Двое из них — это члены экипажа: один из Астрахани, другой из Нижнего Новгорода. Остальные — рабочие завода, проживавшие в Балтийске. Насколько я знаю, пока не всех удалось найти. Но указ об объявлении траура уже подписан губернатором»,— добавила собеседница агентства. Она уточнила, что в связи с трауром отменены все увеселительные мероприятия, запланированные на местном уровне. Ранее губернатор Боос заявлял, что правительство Калининградской области и Балтийский флот окажут семьям погибших необходимую помощь, в том числе материальную и в решении жилищных или иных вопросов. * * * 8 июня. Помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало заявил сегодня, что все десять семей, потерявшие родных в пожаре на судне «Енисей» в Балтийске, получат компенсацию — более миллиона рублей, сообщает РИА «Новости». 9 июня. * * * Помещаем статью Ильи Стулова «Трагедия в доке была неминуема» с сайта Известия.Ру В минувшее воскресенье Калининград замер. На день в области воцарился траур. Впервые за долгие годы. На 33-м судоремонтном заводе в Балтийске уже третий день ищут погибших при взрыве на сухогрузе "Енисей". 5 июня 2008 года, 13 часов 47 минут — эта дата и время останутся в памяти жителей всего Балтийска. На заводе за 60-летнюю историю был только один случай, приведший к гибели человека. На этот раз количество пострадавших — 13 человек. Раненых трое. Еще десять пропали без вести. К воскресенью следователи обнаружили только семь тел. Очевидцы рассказывают: взрыв прогремел после обеденного перерыва. Затем над плавучим доком ПД-33 взметнулся столб пламени, «Енисей» заполыхал. Взрыв был такой силы, что на 15-метровую высоту взлетели баллоны воздуха высокого давления и крышка люка кормового машинного отделения весом в десятки килограммов. «Я вышел из кормового отделения дух перевести,— вспоминает Алексей. Слесарь-трубопроводчик пьет уже третьи сутки, но спиртное его не берет. — За две минуты до этого. Когда рвануло, даже не помню, как на доке очутился. Понял: спасся». Главком ВМФ Владимир Высоцкий уверен: трагедия должна была произойти. «Если бы не 5 июня, то 6-го или 7-го,— заявил он. — Основа всего — грубейшее нарушение техники безопасности и полная безответственность. Как со стороны администрации “Енисея”, так и завода. Судно встало в док с топливом на борту. Такое документы позволяют делать в исключительных случаях. В данной ситуации администрация завода не должна была доковать “Енисей”. Затем — произошел взрыв паров топлива. Возможны две причины: либо курение, либо где-то были оголенные провода. А может, кто-то решил ускориться и на свой страх и риск провести сварочные работы без противопожарного обеспечения». По мнению специалистов, в тот день на «Енисее» проводились несанкционированные сварочные работы. Чтобы вскрыть люк топливной цистерны, возможно, было решено разогреть «закисшие» болты. Такую операцию проводили тысячи раз. Но незадолго до этого откачали топливо, и в емкости остались концентрированные углеводородные пары. Газ при нагреве взорвался, дальше вспыхнули выплеснувшиеся из соседней цистерны четыре тонны солярки. На заводе эту версию не отрицают. «Но что значит “несанкционированные”? — удивляется трубопроводчик Алексей. — Откуда в машинном отделении сварочное оборудование? На борт его мог поднять только кран. Крановщик действует по приказу докмейстера. Так что все и всё знали. Просто для начальников главное — план и прибыль предприятия». «Конечно, всему виной постперестроечный менталитет, когда здоровье людей вторично, а деньги — первичны,— считает председатель заводского профкома Тамара Миргородская. — Страшно представить этот ужас, когда люди будут опознавать близких». Поиск тел ведется четвертые сутки. Убитые горем родственники все еще надеются на чудо. «Сереженька — сын мой единственный,— причитает Светлана Светлица. — Он так гордится, что в доковой бригаде работает». О сыне она до сих пор говорит в настоящем времени. Светлана верит, что Сергей вернется домой. Теперь у тех, чьи близкие погибли в горящем машинном отделении «Енисея», общая беда. Но боль у каждого все равно своя. Кто-то, как Светлана, потерял сына. Кому-то придется объяснять детям, что случилось с их отцом. Марине Юдиной — супруге газосварщика Алексея Шерстнева — в ближайшие две недели предстоит родить ребенка, которого Алексею так и не суждено увидеть. 10 июня Комиссия специалистов управления Главного командования ВМФ принимала участие в расследовании причин пожара судна «Енисей» на судоремонтном заводе СРЗ-33 в Балтийске. В ее выводах особо отмечаются действия спасательного отряда и противопожарных подразделений Балтийского флота, которые действовали совместно с расчетами МЧС, сообщает служба информации ВМФ. Благодаря их усилиям удалось предотвратить распространение огня на другие объекты. Главный старшина Роман Мишуков, старшина 1 статьи Владимир Голиков, матросы Радмир Яхин, Виктор Багринцев, Дмитрий Хомяков с риском для жизни эвакуировали с судна «Енисей» баллоны с ацетиленом, предотвратив своими действиями их взрыв и дальнейшее распространение пожара на другие объекты. Пожарные Балтийского флота совместно с расчетами МЧС работали в сложнейших условиях на борту судна, стоящего в доке, в условиях полной задымленности. В ходе руководства тушением пожара, находясь на верхней палубе, подполковник Григорий Плева сорвался с края крышки трюма и при падении в трюм зацепился рукой за трос. Был спасен старшиной 1 статьи Владимиром Голиковым, матросами Радмиром Яхиным, Антоном Ельцовым, Романом Ананевичем. В тушении пожара также участвовали буксир «Меженец» от ОАО «Калининграднефтегаз», 9 пожарных машин от МЧС. Действия дежурных сил Балтийского флота, команды противопожарной защиты и спасательных работ Балтийского гарнизона, пожарных машин и расчетов МЧС оцениваются как своевременные и правильные. В настоящее время на Балтийском флоте продолжается оказание помощи семьям погибших людей при пожаре на гражданском судне «Енисей». В Доме офицеров Балтийской военно-морской базы организовано круглосуточное дежурство по телефонной «горячей линии» для обращения граждан в связи с трагедией на 33 судоремонтном заводе ВМФ. Среди погибших восемь жителей Балтийска. На «горячую линию» позвонили более 30 человек, обеспокоенных судьбой своих родных и близких. Всем обратившимся предоставлена необходимая информация. Также дежурный офицер располагает данными счетов, на которые можно направлять денежные средства для материальной поддержки вдов и родителей погибших. Выплаты семьям будут производиться по мере поступления средств. Командование Балтийского флота обращается к руководителям и трудовым коллективам предприятий и организаций региона с просьбой оказать посильную помощь семьям, потерявшим своих мужчин в самом расцвете сил и возможностей. По вопросам оказания адресной помощи семьям погибших обращаться по телефонам: 11 июня Церемония прощания с Александром Еникеевым, Игорем Киселевым, Сергеем Логвиненковым, Тимуром Калашниковым началась в 12.00 на территории 33 СРЗ. На ней присутствовало командование Балтфлота, представители Министерства труда и социального развития Правительства Калининградской области и администрации БГО, коллеги, родные и близкие погибших. В 13.30 на новом городском кладбище началось отпевание и похороны. С погибшим Алексеем Шершневым, сотрудником фирмы ООО «Нордвег», прощались в 11.50 возле дома, где он жил, и похоронили на старом городском кладбище. Останки трех оставшихся неопознаными балтийцев будут похоронены после проведения экспертизы в специальной лаборатории. Все балтийцы искренне скорбят в связи с трагической гибелью 5 июня 2008 года на сухогрузе стк «Енисей» работников 33 СРЗ: маляров ДП: Трое из тринадцати, находившихся на «Енисее» во время взрыва, остались живы. В 14.30 5 июня в городскую больницу был доставлен первый потерпевший в тяжелом состоянии: ожоги 2 и 3 степени, повреждение тканей организма почти 36%. Старший механик Михаил Бояринцев находился в шоковом состоянии. Двое суток в реанимационном отделении больницы от Михаила не отходили врачи и медсестры. Когда угроза жизни была снята, его отправили в ожоговый центр Калининграда. Хочется надеяться, что самое страшное уже позади. Буквально через 20 минут на микроавтобусе сослуживцы привезли второго потерпевшего с «Енисея», Игоря Кравченко, с осколочным переломом бедра, лопатки и ключицы. Он был в срочном порядке госпитализирован — требовалась операция. Александр Дмитриенко, как сказали врачи, родился в рубашке. А сам Александр признался, что во время взрыва его отбросило ударной волной от прохода в машинное отделение, и это спасло ему жизнь. С ушибами мягких тканей и грудной клетки он был доставлен в городскую больницу, откуда вскоре вышел. 12 июня Следственная группа, расследующая причины пожара на сухогрузе «Енисей» в Балтийске, завершила официальную процедуру опознания погибших, сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь регионального следственного комитета Марианна Андрюшина. «По окончательным результатам процедуры достоверно установлены фамилии трех человек: это рабочие 33-го судоремонтного завода ВМФ РФ маляры Сергей Логвиненков, Игорь Киселев, Александр Еникеев»,? заявила М. Андрюшина. «Еще два тела, ? добавила она, ? опознаны условно. Предполагается, что они принадлежат рабочему завода Тимуру Калашникову и сотруднику субподрядной организации ООО «Hордвег» Алексею Шершневу». «Hо, ? по ее словам, ? точные данные по ним будут известны по результатам генетической экспертизы». Hа генетическую экспертизу будут направлены тела и фрагменты те, которые принадлежат заводчанам слесарям-трубопроводчикам Александру Бобрику, Сергею Светлицину и газоэлектросварщику Василию Маньковскому, а так же второму механику судна Hиколаю Малыгину и третьему механику Гарлану Закаряеву. «Следственная группа еще не определила место проведения генетической экспертизы. Известно, что это будет за пределами Калининградской области», ? сказала М. Андрюшина. Она добавила, что в настоящее время осмотр судна «Енисей» завершен. Следователи «устанавливают картину трагедии, но сообщать ее подробности пока преждевременно». 19 июня Какое наказание заслуживают должностные лица, по чьей халатности или же недосмотру погибли 10 человек? У руководства Военно-морского флота есть свой ответ на этот вопрос: за взрыв на 33-м судоремонтном заводе в Балтийске (Калининградская область) никто не понес сколько-нибудь серьезного наказания. В истории судоремонтных и судостроительных предприятий страны еще не было трагедий, по количеству жертв аналогичных тому, что произошло 5 июня «Там каждый человек ? отдельная трагедия,? сдерживая слезы, рассказывает председатель профкома завода Тамара Миргородская. ? У Саши Еникеева сыну Егорке всего восемь месяцев, у Светы Светлицы погиб единственный сын. Ребенок Леши Шерстнева только появится на свет. Ему не суждено увидеть своего отца». Причиной взрыва, как считают эксперты, могли стать сварочные работы, проводимые на судне в районе топливной цистерны. Рабочие попытались вскрыть горловину цистерны. Для ускорения работы решили разогреть «закисшие» болты на крышке. Если бы в емкости находились солярка или мазут, ничего не произошло. Однако именно из этой цистерны несколько часов назад было перекачано все топливо. В замкнутом пространстве сконцентрировались углеводородные взвеси. Воспламенившиеся пары привели к объемному взрыву и пожару. Но действующие инструкции запрещают постановку плавсредства в док с топливом. А сварочное оборудование на плавучий док можно доставить только с ведома конкретных должностных лиц завода. «Это азбука докования,? пояснил “Известиям” докмейстер с двадцатилетним стажем Владимир Иванов. ? Перед постановкой судна в ремонт специальная комиссия осматривает его и составляет акт о готовности. Отдельным пунктом этого акта значится не только откачка топлива, но и пропаривание цистерн водяным паром». Воспроизведенную «Известиями» версию балтийской катастрофы повторил и главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий, прилетевший в Балтийск на следующий день после происшествия. «Трагедия на “Енисее” произошла бы в любом случае ? если не 5 июня, то 6-го или 7-го,? заявил главком через два дня после трагедии. ? Основа всего ? грубейшее нарушение техники безопасности и полная безответственность». Адмирал пообещал никого не прикрывать и наказать всех виновных. Честно сказал, что акт о готовности постановки судна в док был составлен уже после взрыва. Более того, Владимир Высоцкий заявил, что директор предприятия Владимир Лукашев уже отстранен им от должности, правда, за другое прегрешение. Как выяснилось, на государственном режимном предприятии Министерства обороны самым приоритетным направлением является нефтеперевалочная деятельность частной компании с иностранным капиталом. И вот спустя несколько дней главнокомандующий подписал приказ №307, где подводятся предварительные итоги служебного расследования и наказываются виновные. Судя по приказу, люди, которые несли непосредственную ответственность за безопасность работ (начальник дока, докмейстер, доковый строитель, начальник производства и др.), не наказаны вовсе, вышестоящие должностные лица отделались легким испугом. «“Неполные служебные соответствия” получили два старших офицера Балтфлота, имеющие к 33-му судоремонтному заводу, который напрямую подчиняется Москве, весьма эпизодическое отношение,? сообщил «Известиям» источник в штабе флота. ? Таким же взысканием наказан и.о. начальника главного управления судоремонтных заводов». Странно выглядит в приказе фраза «рассмотреть вопрос о целесообразности нахождения директора ФГУП “33-й СРЗ” Минобороны России В.В. Лукашева в должности». Зачем рассматривать этот вопрос, если Лукашев, по утверждению главкома, уже был отстранен от должности? Помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало подтвердил «Известиям» факт выхода приказа, оценив предусмотренные там наказания должностных лиц как «чрезвычайно жесткие», однако добавил, что после окончания следствия возможен еще один приказ, где к виновным будут приняты «адекватные суровые меры». Следственным комитетом при областной прокуратуре уже возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 143 Уголовного кодекса «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека». Однако обвинения пока никому не предъявлены. * * * Наш комментарий. Трагедия на 33 СРЗ — далеко не случайна. Люди, знающие положение дел на заводе, не раз утверждали: беда не за горами. Не обязательно на доке, не обязательно у заводского пирса, но обязательно на 33 СРЗ. Беду ждали рабочие, беду ждал главком. «Если бы трагедия не произошла 5-гоиюня, она бы произошла 6-го или 7-го»,— честно признался Владимир Высоцкий на пресс-конференции. А предыстория подобного ожидания беды такова. Завод уже давно находился в затяжном кризисе. Когда-то успешное и процветающее предприятие, предназначенное для решения оперативных задач по ремонту военных кораблей и судов вспомогательного флота БВМБ, по сути, в настоящее время попало в кабалу нефтеперевалочной компании «Росбункер», которая использует территорию завода, оборудование и топливный терминал в своих целях, получая сверхприбыль от перевалки на Запад нефтепродуктов. 33 СРЗ превратился в некий сателлит этой нефтяной трубы, и все интересы завода теперь подчинялись углеводородной прибыли. Рабочие от такого сотрудничества не получали ни гроша. Ни себе в карман, ни в виде нового оборудования. Деньги, которые по праву должны были быть казенными, при ловких манипуляциях становились частными. Вот несколько примеров. Изначально завод получал от «Росбункера» по 7 долларов за каждую тонну переваленной нефти. Это самая низкая цена на рынке аналогичных услуг. Однако три года назад договор пересмотрели. Завод согласился на 2,7 доллара за тонну. Или такой нюанс. Для обслуживания танкеров 33 СРЗ передал в аренду «Росбункеру» 50-ый причал. Самый выгодный пирс для демонтажа и монтажа машинного оборудования ремонтируемых кораблей и судов. На причале находится башенный кран, приспособленный специально для этих целей. Однако передав в аренду оборудование, руководство завода теперь выписывает кран в сторонних организациях, выплачивая за него ежемесячно в среднем 200 тысяч рублей. Само собой, такие кабальные условия для завода подписывались руководителями СРЗ не просто так. Уровень финансового благосостояния первых лиц рос прямо на дрожжах. Не удивительно, что за несколько лет такого плодотворного сотрудничества арендодатель — судоремонтное предприятие стало… должником у своего арендатора. Вот они, изыски российской экономики. В начале года руководителем завода был назначен Владимир Лукашов — ставленник «Росбункера», засветившийся при банкротстве «Тарного комбината» в Калининграде. Каким образом, человек, ни дня до этого не проработавший в судоремонте, возглавил сложное профильное предприятие? На этот вопрос могут ответить только высокопоставленные офицеры в Главном управлении СРЗ. Члены конкурсной комиссии, которые и признали в претенденте Лукашове лучшего из лучших. Интересы «Росбункера» давно уже стали для заводской администрации первоочередными, а ремонт кораблей лишь вспомогательной заботой, от которой постепенно старались устраниться руководители. Отсюда и отношение к ремонтным делам. Пошли сторонние заказы, а вопросы соблюдения техники безопасности отошли на последний план, особенно если они тормозили выполнение коммерческих заказов. Ставить наспех в док судно с топливом, а тем более проводить на нем несогласованные сварочные работы — верх безответственности и разгильдяйства. Но на заводе такие события уже стали обычными — побыстрей сорвать бабки и занять док новым сторонним коммерческим судном. Естественно, на место в доке суда БВМБ уже могли рассчитывать в последнюю очередь. Так и ждут суда места в доке по 8—10 лет, пропуская несколько плановых сроков докования и не выходя в море. Необходимо отметить, что только случайно во время взрыва и пожара не производилась перекачка топлива на танкер на терминале «Росбункера», который находится буквально в нескольких десятках метров от дока со сгоревшим судном. Последствия могли быть непредсказуемыми для всего города. Это наглядно видно на приведенном ниже изображении из космоса.
Кроме грубейшего нарушения охранно-санитарных зон, на территории завода все работы по перевалке нефтепродуктов производятся «Росбункером» с вопиющими нарушениями технологических процессов, правил пожаро- и взрывобезопасности, что уже приводило к двум пожарам. Иногда балтийцы уже с сарказмом называют остров Русский, на котором и расположен 33 СРЗ, факелом. Юмор мрачный, но реалистичный. В октябре 2006 года ЗАО «Росбункер» при отсутствующей системе пожаротушения проводил открытую перекачку …нескольких эшелонов бензина. Температура вспышки этой углеводородной консистенции, прописаная в сертификате, 21 градус. То есть достаточно было одной искры, чтобы на воздух взлетел, даже не док, а весь остров. Со всем заводом, детским садом, заводским общежитием и жилыми домами. В конце декабря 2006 года на объекте «Росбункера» произошел пожар. После перекачки бензина из емкостей «Росбункера» в танкер, из-за нехватки продукта, насосы качали воздух. Образовалась взрывоопасная газовоздушная смесь. После промывки оборудования, вода с этой смесью по открытому водоводу сливалась в емкость для очистки. В это же время рядом велись сварочные работы и от искр проводившейся сварки начался сильный пожар. Сначала рабочие и охраники пытались потушить пожар своими силами с помощью огнетушителей. Через полчаса подключилась заводская пожарная машина. Через некоторое время приехали две гарнизонные пожарные машины. Пожар потушили, но после пережитых стрессов некоторые из работников компании уволились от греха подальше. В марте 2007 года компания стала перегонять так называемый сланцевый мазут. В результате несколько недель весь Балтийск задыхался от вони. Люди падали в обморок прямо на улицах. Посыпались обращения жителей в суд, в Совет депутатов, в мэрию. Но власти встали на защиту нефтяного монстра. Судья Николай Ясюк не посчитал, что балтийцы имеют право на чистый воздух, и отказал в иске. Зампредседателя окружного Совета депутатов Игорь Дикий соблаговолил ответить жителям на их жалобы спустя три месяца после того, как сланцевый мазут в закромах «Росбункера» иссяк. А действующий мэр Федор Ярошевич, который сначала пообещал разобраться с экологическим преступлением, затем стал открыто лоббировать интересы нефтеперевалочного монстра. В нарушение существующих норм и правил и по сей день «Росбункер» проводит незаконную перевалку нефтепродуктов. В декабре прошлого года Ростехнадзор выявил большое количество нарушений, свидетельствующих о неготовности наконец-то построенного противопожарного оборудования к эксплуатации. Перечень принципиальных замечаний составил три страницы. Однако акт о вводе в эксплуатацию противопожарной системы был все-таки подписан. Главой БГО Ф. Ярошевичем. По этой сделке в настоящее время возбуждено уголовное дело. Не менее опасная ситуация сложилась и на причалах вспомогательного флота, так как «Росбункер», опять в нарушение существующих норм и требований, устроил складирование без всякой охраны прибывающих на перевалку цистерн с топливом буквально в двадцати метрах от судов, в свою очередь имеющих топливные запасы. То же можно сказать и о сотнях цистерн с топливом, ожидающих своего часа разгрузки на вокзале в центре города, что является потенциальной бомбой для всего Балтийска. Можно в любом поисковике интернета задать слово «Росбункер» и получить массу интересной информации. Мы так и поступили и узнали, что в мае 2007 года группа британских компаний Baltic Oil Terminals завершила сделку по приобретению 25% акций ЗАО «Росбункер» за $9 млн., т.е. приобрела блокирующий пакет акций «Росбункера». Интерес к 50% акций ЗАО также проявляет дочерняя компания угольного трейдера Krutrade AG, аффилированная с группой «Кузбассразрезуголь». Представители британских компаний открыли свое представительство в Калининграде и начали активную работу на военном объекте — на территории 33 СРЗ, что является грубейшим нарушением режимности таких объектов. Не случайно по режимному предприятию Министерства обороны, коим сегодня и является 33 СРЗ, стали преспокойно разгуливать иностранные граждане. В мае этого года калининградские чекисты задержали шесть граждан Великобритании, которые проводили экскурс по объектам судоремонта. Этот инцидент повлиял на некоторые кадровые изменения, (главком Владимир Высоцкий заверил, что тогда же отстранил Владимира Лукашова от исполнения обязанностей), но вряд ли сможет повлиять на аппетиты опогоненных бизнесменов. Британская Baltic Oil Terminal (BOT) планировала до конца 2007 года увеличить разгрузочную мощность терминала ЗАО «Росбункер» до 60 тыс. тонн в месяц. Таким образом, «Росбункер» в ближайшее время может полностью перейти в руки иностранных, недружественных России, государств, и уже сейчас представители этих компаний имеют право свободного доступа на территорию военного объекта, каким является 33 СРЗ. Как такое могло случиться? Это можно объяснить лишь одним — коррупцией военных и гражданских чиновников, от которых зависело разрешение на такую незаконную сделку. Где большие деньги — закрываются глаза на законы и интересы народа. В том, что произошло 5 июня на 33 СРЗ, во многом ответственно руководство «Росбункера», развратившего своими деньгами нужных ему областных, муниципальных и военных чиновников, от которых зависело проталкивание незаконных документов по приобретению сначала места на территории военного объекта, а также уже готового оборудования для перевалки, терминала и топливной трассы к нему. Назовем поименно некоторых из них. В первую очередь, это бывший мэр Балтийска Александр Кузнецов, уже познавший в начале нового века радость от подарков первой нефтеперевалки в Балтийске — БНК и рьяно защищавший эту компанию, травившую в течение нескольких лет балтийцев газоконденсатом. Это он вместе с главным архитектором города того времени Еленой Новик поставил свои подписи на документах, разрешающих строительство новой нефтеперевалки «Росбункер» на территории 33 СРЗ. Это и главный областной санитарный врач Татьяна Груничева, легко откликнувшаяся на «просьбы» администрации города о строительстве нефтеперевалки и давшая разрешение на сокращение санитарно-защитной зоны для предприятия с законных 500 метров до 250 метров . Это и главный санитарный врач БГО Александр Васильев, сначала боровшийся с вредоносной деятельностью «Росбункера» на суде, а потом вдруг начавший оправдывать эту деятельность. Это и федеральный судья Николай Ясюк, который был сначала настроен на судебных процессах против деятельности «Росбункера», а потом, после месяца проволочек, оправдавший компанию (ныне бедствующий судья, как он говорил на суде, катается на новеньком мерседесе). И, конечно, нынешний глава округа Федор Ярошевич, сначала подыгрывавший народному гневу, когда «Росбункер» начал травить город своими испражнениями в конце февраля и марте 2007 года, и заявлявший, что своим распоряжением запретил деятельность компании. Через некоторое время Ярошевич вдруг становится лучшим другом «Росбункера», рекламируя его деятельность в ответах на запросы и в своей газете «Вестник Балтийска». Когда выяснилось, что заводской детсад №8 ну никак не вписывается даже в незаконно урезанную санитарную зону (учреждение находилось в 180 метрах от перевалки), Ярошевич срочно забирает садик на баланс муниципалитета и …закрывает его. Наконец, Ярошевич незаконно, своим распоряжением вводит в эксплуатацию объекты «Росбункера», до этого забракованные Ростехнадзором. Все эти неожиданные реверсы явно связаны с активной деятельностью бывшего генерального директора «Росбункера» В. Гаврилова (ныне он зам. директора, уступив свое место некоему А. Алиеву). После его визитов с чемоданчиком, где видно лежала волшебная палочка, строгие и неприступные чиновники становились лучшими друзьями «Росбункера». То же самое можно сказать относительно высокопоставленных военных чинов, закрывших глаза на внедрение подозрительной компании на военный объект. Это касается и бывшего командующего Балтфлота Константина Сиденко. Адмирал на встрече с жителями Балтийска начал защищать «Росбункер», который, по его словам, помог заводу в трудную минуту. Балтийцы, зная истинное положение вещей, освистали Сиденко. Ну и, конечно, руководители завода: Крестников Сергей — экс-начальник 33 СРЗ, сначала разваливший завод, поставив его на грань банкротства, а потом продавший перевалочную часть его «Росбункеру». Немало окормившись на этой сделке, благополучно слинял, отдав во власть «Росбункеру» завод и город. Брычук Максим — главный инженер 33 СРЗ. В бытность и.о. начальника завода продолжил дело Крестникова по сдаче завода «Росбункеру», от которого и окормляется. Бессовестно повел себя на суде, где огородил «Росбункер» от обвинения в отравлении города нефтепродуктами. И, наконец, Владимир Лукашов, уже прямой ставленник «Росбункера», планомерно ведший завод к банкротству. В перерыве одного из заседаний суда над «Росбункером» айкидист В. Гаврилов откровенно заявлял, что ему уже надоело дотировать завод и, если он захочет, то легко обанкротит его. Политика «Росбункера» была откровенно направлена на уничтожение завода, как судоремонтной структуры, и перевод его на услуги бурно развивающейся компании. Потом, видно почувствовав, что слишком много совершено противозаконных действий и рано или поздно придется отвечать, руководители компании начали процесс распродажи акций «Росбункера». Сначала блокирующий пакет акций в 25% был продан британской группе компаний ВОТ, затем контрольный пакет акций перешел в руки неизвестной нам компании с кавказкими корнями. Как заявил Главком ВМФ Высоцкий, финансовой отдачи заводу от «Росбункера» не было. Значит, все дотации компании оседали нелегально в карманах чиновников, дававших зеленый свет компании, которая уже не совсем российская. Такие руководители завода, заботящиеся только о личном благополучии, заставляли работников любыми средствами побыстрее пропускать коммерческие заказы. О соблюдении каких-либо правил техники безопасности, пожаро- и взрывобезопасности речь в таких условиях не шла. Закономерен и результат. Остается надеяться, что новое руководство флота сумеет разобраться в ситуации на заводе и дать ему достойную оценку. Может быть, случившаяся трагедия заставит тех, кому мы доверили нашу жизнь, заботиться не только о прибылях и доходах, а задуматься о людях, их жизни и здоровьи. P.S. К сожалению, наши надежды на справедливость в очередной раз не оправдались. Гора родила мышь. Громогласные заявления главкома о том, что виновные понесут ответственность, так и остались заявлениями. Истинные виновные так и не понесли никакого наказания. А наказаны офицеры, имеющие далекое отношение к трагедии, да и отделались они пшиком (выговором по граждански). А В. Лукашов продолжает директорствовать, несмотря на заверения главкома, что он его отстранил от занимаемой должности. Либо адмирал невнимательно читает подсовываемые ему его чиновниками документы, либо не владеет информацией. Надеяться больше не на кого. Чиновничий беспредел в стране продолжается! январь > февраль> март > апрель > май > Праздник Победы > июнь > трагедия > |
|
|||
Copyright © 2006—2007 Ю&Н Каллиниковы |
|||||