ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ОБОРОННЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ ПИЛЛАУ — 70.1

В РАЙОНЕ ПАМЯТНИКА «ЖЕНА МОРЯКА» (ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ)

Эти оборонные укрепления расположены в районе памятника «Жена моряка» и представляют собой в основном ДОТы, врытые в холм и обращённые в сторону моря, зашищая набережную от высадившегося десанта.

Особый интерес представляет изображенный на пятом фото вход в подземелье. Существует легенда о существовании под дном пролива Фрише-Гафф подземного туннеля до Балтийской косы, где нынче в руинном состоянии остались остатки Западного форта постройки 1869 года. Правда, эксперты полагают, что это просто «байка» и основана она на сюжете романа писателя-мариниста Леонида Платова «Секретный фарватер». Якобы существовал в Пиллау для прохода подводных лодок-малюток «Морских собак» этот самый секретный фарватер, по которому были отправлены в Южную Америку ценные документы и награбленные сокровища Третьего рейха. Правда, в романе немецкая лодка базировалась в скалах и подводных туннелях, коих в Балтийске никогда не было.

Как полагает балтийский краевед-писатель Сергей Якимов, поводом для рождения легенд о подземном ходе подо дном пролива могла стать вполне реальная история. Доподлинно известно, что в Шведской крепости находился штаб Управления обороной, который координировал действия немецких частей на Земландском полуострове.

Когда разведчики 11-й гвардейской армии ворвались в крепость, там никого из офицеров-штабистов и охранявших их солдат не оказалось: солдаты и офицеры вермахта ушли подземным ходом. Куда ведут эти ходы, выяснить так и не удалось — все они были заминированы. Рисковать жизнью саперов советское командование не стало, и все подступы к подземным коммуникациям просто замуровали. Техническую документацию города, в том числе инженерную и коммунального хозяйства, замковых сооружений, немцы вывезли в Германию.

Недавно окончательно стало ясно, что упомянутый туннель — отнюдь не фантазия автора. Более того, удалось отыскать человека, который с определенной точностью может показать, где подземный коридор выходит на поверхность уже на Балтийской косе. Речь идет о Северном форте, развалины которого частично замурованы с конца 1950-х годов и до сих пор тщательно не изучены.

Почему именно с конца пятидесятых? Да потому, что именно в это время специалисты ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения) вели там поисково-исследовательские работы.

«После трагической гибели одного из водолазов,— вспоминает старшина ЭПРОНа Максим Чистерук,— работы были свернуты, а предполагаемый ход к жерлу туннеля в форте забетонирован».

Причина гибели водолаза, к слову, так и не была установлена. Возможно, поэтому, памятуя горький опыт первых исследователей, руководство регионального МЧС предпочло не искушать любителей экстрима, сохранив место предполагаемого входа в туннель со стороны Балтийска в тайне.

Пока остается лишь предполагать, что могут обнаружить поисковики в лабиринтах загадочного сооружения, прорытого, судя по всему, еще в 16–м веке шведами и модернизированного с тридцатых годов века 20–го. Недаром в жаркие дни штурма Пиллау немцы предпочли взорвать шлюзы туннеля, скрыв все секреты под толщею вод Балтики.

На этом фоне отнюдь не безосновательной выглядит версия о «захоронении» здесь знаменитой янтарной комнаты, следы которой теряются как раз в те дни, когда советские части перерезали железнодорожное сообщение Кенигсберга с его аванпортом.

Кроме того, до сих пор остается неразгаданной судьба ценностей в 30 миллиардов рейхсмарок из отделения Имперского банка в Восточной Пруссии. Как известно, советские войска застали в нем только пустые сейфы. С января по март из Кенигсберга оставались только две свободные дороги — на Хайлигенбайль (нынешний Мамоново) и Пиллау. Последняя представляется предпочтительней из-за возможности вывезти ценности морем, например, на подводной лодке.

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz