ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО — 67

Выбор места строительства собора на горе Школьной рядом с международным переговорным пунктом (ныне Телеком) вызвал много сомнений у православных — это место имеет недобрую славу. Старое немецкое кладбище, где хоронили знатных жителей Пиллау (можно судить по дорогим надгробьям), сохранялось до 80-х годов прошлого столетия. Оно знакомо многим балтийцам. Его постепенно растащили, перекопали в поисках наживы (вообще, могилокапание, к сожалению, было не таким уж редким занятием, и сохранилось до сих пор).

Кладбище постепенно сравнялось с поверхностью земли и заросло деревьями и кустами. Когда в феврале 2008 года на этом месте началось строительство Кафедрального храма в честь Святого праведного Фёдора Ушакова., многими горожанами это было воспринято как кощунство — как можно строить православный храм на немецких костях. Подробнее можно прочесть здесь >>> и здесь >>> .

Старинное кладбище XVII века, где захоронены известные деятели города Пиллау, имеет историческую ценность. Строители же без разбора и необходимой обработки вывезли кости на другую стройку. После возмущенных выступлений СМИ и общественности стройка была приостановлена, но через некоторое время, когда утихли страсти, вновь возобновилась.

К тому же под кладбищем находится большое подземелье. После выемки грунта фундамент храма может находиться в непосредственной близости с пустотой подземелья и неизвестно, выдержит ли старая кладка вес храма. Теперь по поводу подземелья. В горе Школьной, недалеко от здания управления тепловыми сетями, можно увидеть большой бункер. Возможно под горой Школьной имеется целая сеть связанных между собой подземных туннелей.

Однако городские и церковные чиновники проигнорировали этот прискорбный факт. После некоторого затишья стройка продолжилась. Здесь планируется установить самую высокую в Европе колокольню. Настоятель собора — отец Серафим, непосредственно руководит строительством.

Не зря говорят, что дорога к храму долгая. С момента освящения митрополитом Смоленским и Калининградским, ныне Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кирилом, закладного камня и креста на месте нынешнего строительства храма в честь святого праведного воина Федора Ушакова прошло 18 лет. Тогда все представлялось далеко не очевидным, как не очевидным казалось место, где должен был подняться храм.

Три года назад началось активное строительство храма. Учитывая большой объем предстоящих работ, для начала соорудили часовню, где прихожане и сегодня участвуют в службах, и только торжественные богослужения, по согласию Владыки, совершаются в нижнем храме новостройки. Уже выполнена основная сложная и объемная работа: на чиная от дорогостоящего фундамента, который должен выдержать здание даже в случае природных колебаний почвы и заканчивая кладкой стен.

Конструкция под барабан для крепления купола весит около 5,5 тонн. В качестве позолоты для его покрытия используется металл трититан. Он практичен и не поддается коррозии. Осенью 2010 года он с крестом был установлен на место.

Однако строительство объекта не закончится открытием собора. Существует план благоустройства всей территории. И, судя по эскизу, это будет одно из самых красивых мест в Балтийске.

Испокон веков храмы на Руси строились на пожертвования верующих, тех, кто приходил на службу в православные храмы и меценатов церкви. Строительство и данного объекта ведется на пожертвования. Некоторые калининградские небедные люди занимаются благотворительностью и вложили в строительство храма в Балтийске большие суммы. Помогали и прихожане. Кто-то приносил зарплату, кто-то заработок одного дня. Стараниями, усилиями, самоотверженностью многих людей удалось сделать, казалось бы, невозможное.

В здание храма при строительстве вложено множество кирпичей, на которых написаны имена балтийцев, внесших пожертвования на его строительство. Ну и конечно, надо отдать должное Владыке Серафиму, который стоял у истоков строительства храма и лично контролирует ход проводимых работ.

Осенью 2010 года был установлен на большой звоннице главный четырехтонный красавец-колокол, который после завершения строительных работ будет поднят на вершину храма на свое постоянное место. Его отливали воронежские мастера, как и 12-тонный для Калининградского храма Христа Спасителя. А вот перезвон малых колоколов балтийцы уже слышали во время проведения пасхального богослужения.

Предстоят ещё большиой объём внутренних работат, роспись стен, изготовление и установка церковных принадлежностей для совершения богослужений, прокладка дороги к храму.

31 мая 2010 года было одобрено предложение Центра национальной славы России и Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного освятить на границах Российской Федерации храмы во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В связи с этим строящийся в Балтийске храм был переименован в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и получил статус Патриаршего подворья.

1 октября 2010 года состоялся первый визит Патриарха Кирилла в город Балтийск. Кирилла сопровождали епископ Балтийский Серафим, губернатор Калининградской области Николай Цуканов и члены прибывшей московской делигации.

Прихожане встретили Патриарха Кирилла по доброй русской традиции — хлебом-солью. Патриарх сообщил верующим, что планирует освятить строящийся храм в 2011 году 12 сентября, в день памяти князя Александра Невского. Патриарх осмотрел строящийся комплекс и его нижний храм, который будет освящён в честь святого праведного Феодора Ушакова. Патриарх Кирилл посетил действующий на Школьной горке временный храм в честь святого праведного воина Феодора Ушакова.

В дар главному собору города Патриарх Кирилл передал икону святой великомученницы Екатерины.


Освящение первого православного храма в Пиллау

24 декабря 1760 года (13 декабря по ст.ст.) в Пиллау главой русской духовной миссии в Кенигсберге архимандритом Ефремом была освящена православная церковь во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

История её создания следующая: во время Семилетней войны русская армия заняла Восточную Пруссию, на территории которой была установлена российская гражданская администрация. Фактически Восточная Пруссия стала новой российской губернией. В Кенигсберге находился российский губернатор, население провинции принесло присягу на верность российскому правительству. В Кенигсберге даже чеканилась российская монета. Впрочем, местное самоуправление сохранилось. Русские гарнизоны стояли только в самых крупных городах. Российские чиновники и члены их семей жили в основном в Кенигсберге, Мемеле, Тильзите и Пиллау. Люди были тогда не просто верующие, а живущие по вере. Им нужны были богослужения и возможность исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Поэтому сразу же встал вопрос о создании православных храмов в местах сосредоточения русских людей.

Ещё в августе 1758 года губернатор Кенигсберга и Пруссии Николай Андреевич Корф обратился к императрице Елисавете Петровне с просьбой «отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью». Императрица Елисавета решила этот вопрос положительно. В Санкт-Петербурге изготовили стационарные иконостасы для трёх церквей, написали для них иконы. Были собраны три комплекта церковных принадлежностей для совершения богослужений, укомплектованы ризницы.

В апреле 1759 года было Святейшему Синоду было дано высочайшее указание: «в Кенигсберге, Пиллау и Мемеле подготовить удобные дома, или тамошние публичные кирхи». В Кенигсберге, как мы знаем, под православный храм была переоборудована Штайндаммская кирха, что хорошо описал Андрей Болотов в своих «Записках». В Пиллау был «надстроен» большой дом у входа в крепость. Он и стал православной церковью. Строительство обошлось в 1760 талеров. Одновременно решался кадровый вопрос: кому служить в прусских церквях. До сих пор богослужения проводили полковые священники. Но армия давно уже воевала за Вислой, и полковые священники должны были находиться в своих частях. Во вновь созданных храмах нужно было создать свой штат духовенства.

В конце концов штат создаваемой в Пиллау церкви был укомплектован. Однако при этом забыли про денежное довольствие.

Благодаря сохранившейся ведомости выплаты жалования достоверно известно, что в 1760 году в храме Святого Духа города Пиллау служили: священник Петр Федотов, дьякон Стефан Прокофьев, церковники: Николай Дмитриев и Иона Матвеев. По просьбе архимандрита Пилавский дьякон Стефан Прокофьев был оставлен жить и служить в Кенигсберге.

Впрочем, вскоре сам архимандрит Ефрем покинул Кенигсберг и возвратился в Россию. Сменивший его архимандрит Тихон первоначально озаботился получением официального разрешения Святейшего Синода крестить и присоединять к Православию пожелавших того местных жителей, а также совершать браковенчания. Синодальным определением, подписанным 1 июня 1761 года, разрешено было крестить и венчать крещенных прусских подданных в Православных храмах при соблюдении канонических правил.

Дьякон Стефан в Пиллау уже не вернулся. Архимандрит Тихон неоднократно просил заменить его в виду частых болезней. 13 марта 1762 года епископ Смоленский и Дорогобужский сообщал Святейшему Синоду, что на место Кенигсбергского, Мемельского и Пилавского дьяконов им отправлены в Кенигсберг учитель синтаксимии и немецкого языка Смоленского Авраамиева учительного монастыря иеродиякон Николай Цвет и диаконы, слушавшие Богословие: Смоленского Успенского собора - Василий Легонский и Благовещенской Смоленской церкви - Андрей Щировский.

Однако время деятельности первого в Пиллау православного храма приближалось к концу. Ещё на Рождество Христово скончалась императрица Елизавета Петровна. Новый российский император Петр III прекратил военные действия против Королевства Пруссии и 5 мая 1762 года заключил с прусским королем Фридрихом II мирный договор, по которому все занятые русскими войсками территории возвращались бывшему врагу. На исполнения этого решения отводилось два месяца. Из Восточной Пруссии выводились войска, российская администрация, вывозились запасы оружия и снаряжения. Вывозились и храмы. Свято-Духов храм действовал в Пиллау до осени 1762 года. После передачи Восточной Пруссии немецким властям, всё оборудование храмов в Кенигсберге, Пиллау и Мемеле было вывезено морем на галиотах в Санкт-Петербург.

Таким образом, к 4 октября 1762 года транспортные суда (галиоты) уже доставили из Кенигсберга в Санкт-Петербург упакованные в ящики церкви. Всё вывезенное из Пруссии церковное имущество было учтено.

Судьба бывших Прусских церквей потихоньку решалась. Синодальным указом от 18 января 1765 года бывшая в Пиллау церковь во имя Сошествия Святаго Духа была передана для оборудования храма в здании вновь строящейся в Санкт-Петербурге Академии Художеств. В течение многих десятилетий иконостас Пиллауской церкви украшал академический храм.

Таким образом, можно утверждать, что иконостас пиллаусской церкви пребывал в Академии художеств до ремонта 1830—1837 гг. Во время ремонта он был заменён на другой. Судьбу пиллауского иконостаса после 1837 года ещё предстоит установить.

Следующий православный храм в Балтийске, бывшем Пиллау, появился через две с лишним сотни лет. Это Свято-Георгиевский морской собор, находящийся неподалёку от пиллауской крепости, расположенный примерно там же, где стоял Свято-Духов храм. Он разместился в бывшей немецкой реформатской кирхе, использовавшейся в советское время в качестве складов Военторга. Свято-Георгиевский храм именуется собором, но, честно говоря, он очень мал по своим размерам. Православных же в Балтийске нынче много больше, чем в Пиллау времён Семилетней войны. Поэтому сегодня в Балтийске строится ещё один православный храм, уже большой по размерам собор — в честь святого воина Фёдора Ушакова.

Из статьи Протоиерея  Георгия  Бирюкова

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz