ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ЮЖНЫЙ МОЛ — 64

Первые сведения об «новом проливе» относятся к 1376 году.

В 1426 году и позже этот пролив неоднократно упоминается. Проводимые строительные работы по предотвращению заноса его песком успеха не приносили.

В 1447 году пролив решили обезопасить и даже зажигали огни для проходящих кораблей. Находился этот пролив к югу от высот Старого Пиллау, то есть 1,5 км севернее теперешнего пролива.

О возникновении настоящего пролива имеется надпись на органе кирхи Старого Пиллау (1675). Старинная надпись сообщает, что хотя и был пролив в 1479 году, но он был занесён песком и существует только тот, что используют люди теперь (другие источники называют год 1497).

Осенью 1510 года гигантские волны одна за другой накатывались на берег, срывая и унося в пучину моря деревья, кустарники и каменные валуны. Вода все ближе подступала к хижинам рыбаков, спасавших свое имущество. Под натиском стихии рухнули стены и перекрытия домов. В одно мгновение бушующий поток поглотил часть косы Фрише-Нерунг, превратив ее в водную пустыню. Именно так появился пролив, названный пиллауским или Фрише-Гафф, что означает «свежий», «опресненный».

О торговом значении этого пролива говорит тот факт, что магистрат города Данцига пытался затопить в нем груженные балластом корабли, не желая допустить его использования кенигсбегскими купцами, не имевшими до этого выхода в Балтику. Столетиями вдоль берега пролива проходили торговые и военные суда европейских стран,
а в начале XVIII века местные жители впервые увидели корабль под российским Андреевским флагом.

К 1550 году относятся первые сведения о сооруженных здесь укреплениях. Одному из польских королей они показались недостаточными, и он потребовал усилить защиту пролива. С этой целью из Голландии пригласили двух военных инженеров. В возведенном ими форте постоянно несли караульную службу, а на земляных валах были установлены орудия. На берегу пролива построили таможню, приносившую баснословные доходы, из-за которых разгорались не только дипломатические споры, но и военные конфликты.

С прибрежным течением в пролив поступали большие массы песка, образуя многочисленные мели. Для борьбы с ними уже в середине XVIII века стали использовать землечерпалки, с помощью которых ежегодно вынимали тысячи тонн грунта. Эти работы велись непрерывно. Иногда на помощь людям приходила сама природа. После одного из ледоходов глубина пролива достигла четырех метров.

Проведенные в начале XIX века инженерные расчеты показали, что, во избежание кораблекрушения, безопасная ширина пролива должна быть не менее полукилометра. С этой целью началось возведение Южного и Северного молов, направивших балтийские воды в определенное русло.

Первый, Южный мол, был сооружён в 1767—1768 годах инженером Лилиенталем на косе Фрише-Нерунг и представлял собой просто нагромождение каменных глыб. За валунами водолазы опускались на многометровую глубину у балтийского побережья. С помощью лебедки громадные булыжники вытягивали на берег, а затем на баржах доставляли в Пиллау. С таким трудом возведенное сооружение было обрушено штормовыми ветрами. Лишь в конце XIX века стали укреплять косу не отдельными камнями и глыбами, а скреплёнными между собой конструкциями из камня и якорей. Пространство между ними заполняли особой смесью (10 частей песка и 1 часть цемента). Так постепенно был сооружён Южный мол, его торжественное освящение состоялось 3 сентября 1887 года. На оконечности Южного мола был установлен зелёный огонь.

Входные молы общей протяженностью более 1,5 км находились в ведении Министерства обороны РФ и к 2006 году нуждались в капитальном ремонте. В связи с чем было принято решение о передачи молов из ведения Минобороны России Калининградскому морскому каналу.

Многие ежи пришли в негодность, да и количество их уже не соответствовало новым требованиям для безопасного судоходства по проливу. Была разрушена защитная стена с северной стороны. Кабель, подводящий питание к маячку, был не защищён и прищёл в негодность. Конечная площадка тоже требовала капитального ремонта.

Строительные работы общей стоимостью более 1 млрд рублей продолжались с августа 2006 по декабрь 2009 г. Финансирование работ осуществлялось за счет федерального бюджета.

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz