|
ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРНЫЙ МОЛ — 63 Первые сведения об «новом проливе» относятся к 1376 году. В 1426 году и позже этот пролив неоднократно упоминается. Проводимые строительные работы по предотвращению заноса его песком успеха не приносили. В 1447 году пролив решили обезопасить и даже зажигали огни для проходящих кораблей. Находился этот пролив к югу от высот Старого Пиллау, то есть 1,5 км севернее теперешнего пролива. О возникновении настоящего пролива имеется надпись на органе кирхи Старого Пиллау (1675). Старинная надпись сообщает, что хотя и был пролив в 1479 году, но он был занесён песком и существует только тот, что используют люди теперь (другие источники называют год 1497). Осенью 1510 года гигантские волны одна за другой накатывались на берег, срывая и унося в пучину моря деревья, кустарники и каменные валуны. Вода все ближе подступала к хижинам рыбаков, спасавших свое имущество. Под натиском стихии рухнули стены и перекрытия домов. В одно мгновение бушующий поток поглотил часть косы Фрише-Нерунг, превратив ее в водную пустыню. Именно так появился пролив, названный пиллауским или Фрише-Гафф, что означает «свежий», «опресненный». О торговом значении этого пролива говорит тот факт, что магистрат города Данцига пытался затопить в нем груженные балластом корабли, не желая допустить его использования кенигсбегскими купцами, не имевшими до этого выхода в Балтику. Столетиями вдоль берега пролива проходили торговые и военные суда европейских стран, К 1550 году относятся первые сведения о сооруженных здесь укреплениях. Одному из польских королей они показались недостаточными, и он потребовал усилить защиту пролива. С этой целью из Голландии пригласили двух военных инженеров. В возведенном ими форте постоянно несли караульную службу, а на земляных валах были установлены орудия. На берегу пролива построили таможню, приносившую баснословные доходы, из-за которых разгорались не только дипломатические споры, но и военные конфликты. С прибрежным течением в пролив поступали большие массы песка, образуя многочисленные мели. Для борьбы с ними уже в середине XVIII века стали использовать землечерпалки, с помощью которых ежегодно вынимали тысячи тонн грунта. Эти работы велись непрерывно. Иногда на помощь людям приходила сама природа. После одного из ледоходов глубина пролива достигла четырех метров. Проведенные в начале XIX века инженерные расчеты показали, что, во избежание кораблекрушения, безопасная ширина пролива должна быть не менее полукилометра. С этой целью началось возведение Южного и Северного молов, направивших балтийские воды в определенное русло. Для начала на косе Фрише-Нерунг возвели каменную гряду, выступавшую далеко в море. За валунами водолазы опускались на многометровую глубину у балтийского побережья. С помощью лебедки громадные булыжники вытягивали на берег, а затем на баржах доставляли в Пиллау. С таким трудом возведенное сооружение было обрушено штормовыми ветрами. Тогда для устойчивости мол укрепили свайными конструкциями, засыпав свободное пространство между ними камнем и залив раствором цемента. Северный мол строился с 1840 года по 1883 год. Целью этого строительства было обуздание силы выходящего потока, а также предотвращение размыва и обмеления пролива и заносов его песком. Строительство Северного мола было идеей инспектора по строительству гаваней Фишера. Немало трудностей преодолели строители. Уже готовая часть его обрушилась под ударами стихии. В 1843 году при строительстве мола от удара волн погибло несколько человек. 30 июня 1889 года строительство мола было закончено уже под руководством обер-президента Альбрехта Шликмана. На молу построен бруствер, высотой и толщиной в 1,5 м . Ширина мола в его голове составляла 12 м. Здесь возвышалась красная башня круглой формы высотой 8,5 м. В 1918 году цвет башни был бело-красный и зеленый. На поверхности дамбы до 1945 года функционировала железная дорога. Оконечность Северного мола, его корона, возвышаясь трехметровой высотой над уровнем моря, привлекает к себе внимание не только любителей рыбной ловли, но и всех, кто держит путь на балтийское побережье. Для защиты молов от непогоды были установлены бетонные волноломы в виде четырехлапых ежов. На оконечности Северного мола установлен красный маячок, на окончании Южного мола установлен зеленый маячок. Молы, расстояние между которыми составляла 361,6 м, образуют своеобразные морские ворота в Балтийск. Входные молы общей протяженностью более 1,5 км находились в ведении Министерства обороны РФ и к 2006 году нуждались в капитальном ремонте. В связи с чем было принято решение о передачи молов из ведения Минобороны России Калининградскому морскому каналу. Многие ежи пришли в негодность, да и количество их уже не соответствовало новым требованиям для безопасного судоходства по проливу. Была разрушена защитная стена с северной стороны. Кабель, подводящий питание к маячку, был не защищён и прищёл в негодность. Конечная площадка тоже требовала капитального ремонта. Строительные работы общей стоимостью более 1 млрд рублей продолжались с августа 2006 по декабрь 2009 г. Финансирование работ осуществлялось за счет федерального бюджета. Было привезено много новых ежей, которые с помощью плавучих кранов были установлены с обоих сторон мола. Преобразилась площадка, где установлен маячёк, переложена защитная стена, отремонтирована дорога вдоль мола. Теперь можно добираться на автотранспорте почти до конца мола. Реконструкция и ввод в эксплуатацию входных молов позволили повысить безопасность мореплавания на Калининградском морском канале. Северный мол является излюбленным местом для рыбаков. В благоприятную погоду конечная площадка и волноломы, особенно с северной стороны бывают буквально облеплены многочисленными рыбаками, которые приходят сюда рано утром. Балтийцы и гости города с удовольствием гуляют по молу, благо вдоль него расположены многие достопримечательности Балтийска: историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт», культурно-оздоровительный центр «Прибой» (аквапарк), оборонительные сооружения, памятник «Жена рыбака», недавно построенный городок МЧС, лоцманская башня и др. |
|
|||
Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы |
|||||