ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ЛОЦМАНСКАЯ БАШНЯ — 23

На улице адмирала Головко, на самом берегу пролива, возвышается необычная по своей форме 30-метровая башня, воплотившая в себе идеи архитектурного конструктивизма XX века. Характерной особенностью этого стиля являются композиции из геометрических фигур. Лоцманская башня в Балтийске объединяет в единое целое два полуцилиндра, при этом ее внутренний диаметр составляет около восьми метров. Лоцманскую башню возвели в 1936 году к началу Олимпийских игр, проходивших в Германии.

Первые лоцманы в Пиллау появились в начале XVI века. Их обязанности выполняли местные рыбаки, за небольшое вознаграждение проводившие суда морским проливом. Уже в 1608 году в Пиллау создается лоцманская служба.

В 1657 году была построена первая деревянная лоцманская башня, прозванной «мореходной», вместо старой, обветшалой маленькой башенки. Ее построили на том месте, где сегодня стоит Балтийский маяк. Её высота 43 фута — это была массивная постройка, снесённая в 1804 году. Одновременно она исполняла функции маяка. Заметив в подзорную трубу судно, лоцманы в любое время суток выходили навстречу ему.

Больше ста лет лоцманы несли круглосуточную вахту на маяке. Без помощи лоцманов ветер и течение могли сыграть с кораблем злую шутку. Особое мастерство требовалось от них в весеннее время, когда пролив Фрише-Гафф забивался льдом.

До 1910 года маяк был одновременно и лоцманской башней. В этом же году между Морским каналом и равелином Шторхнест близ крепостных ворот Фаульвинкель была построена деревянная лоцманская башня, которая простояла до 1937 года.

В 1936 году завершено строительство новой современной каменной лоцманской башни по улице Ам Зеетиф. Там разместились: служба лоцманского наблюдения за движением кораблей, дежурная служба управления движением кораблей в канале, радарные установки, радиосвязь и служба наблюдения за погодой.

Накануне Второй мировой войны лоцманов переселили в современное кирпичное здание, на первом этаже которого для них была оборудована комната отдыха. Позднее здесь разместился пост рейдовой службы Балтийской военно-морской базы. Его сотрудники вели контроль за кораблями, идущими по Калининградскому каналу и морскому проливу. До 1991 года проход по ним был закрыт для иностранных судов, а капитаны советских кораблей имели служебные карты с обозначением навигационных опасностей.

В начале 90-х годов XX века на лоцманской башне установили первую в регионе автоматизированную систему управления движением судов. На восьми этажах башни расположены самые современные средства наблюдения, позволяющие с точностью до пяти метров определить отклонение судов от оси фарватера. В мае 1995 года была создана единая служба «Общество морских лоцманов», которая обеспечивает проводку судов в порты Калининграда и гавани Балтийска.

Сегодня это архитектурное сооружение известно не только тем, кто морским путем прибывает в наш город. На протяжении десятилетий на площадках вокруг лоцманской башни проходит театрализованное представление, посвященное Дню Военно-Морского флота.

 

 

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz