ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД (33 СРЗ) — 90

На территории балтийского грузового района расположен Судоремонтный завод № 33. Это ведущее промышленное предприятие города. Завод работает как с военными, так и с гражданскими судами России и иностранных государств.

Особенность завода в том, что он является самым близким к Западной Европе судоремонтным заводом с незамерзающей акваторией. Для возможности ремонта иностранных судов на территории завода организован пункт доступа на территорию Российской Федерации.

33 СРЗ — предприятие с богатой и славной историей и замечательными трудовыми традициями. Есть что-то символическое в том, что в день победы он отпраздновал и свое 65- летие. Как все начиналось...

В далеком 1945 году, когда Восточная Пруссия отошла к Советскому Союзу, на производственной базе Пиллауского завода был создан 33 Судоремонтный завод Балтийского флота с дислокацией в г. Балтийске.

В первый рабочий день вышли на работу 70 старшин и матросов, а также 450 военнопленных немцев. Это был истинно исторический день, но первым организаторам было не до истории. Завод в то время представлял собой ряд полуразрушенных зданий без крыш, окон, дверей и оборудования. Техническое отделение базы передало на завод передвижную судоремонтную мастерскую, два грузовых и один легковой автомобиль. Краснофлотцы работали самоотверженно по 12—14 часов на восстановлении завода. Жили здесь же, оборудовав казарму в одном из восстановленных помещений. Выходных не было.

Такой напряженный труд позволил уже в июне 1945 года восстановить водонапорную башню и смонтировать 300-киловаттный дизель-генератор. В первых числах июня начался планомерный ремонт израненных в боях кораблей, и в первую очередь — тральщиков, единственного класса кораблей, для которых война не закончилась.

Первый начальник завода Н.Л. Чарторижский, волевой, смелый офицер, имел много боевых и трудовых наград, был требовательным к себе и к подчиненным. Поддерживал на заводе железную трудовую и воинскую дисциплину.

К середине лета на заводе уже работали слесарно-механический, дизелеремонтный и электротехнический цеха, подняли и ввели в строй затонувший у причала плавучий док.

Решались кадровые вопросы. В списки заводских рабочих было зачислено более сотни выпускников московского ремесленного училища. Среди первых работников завода были Вячеслав Воронов, Виктор Антипов, Юрий Архипов, Виталий Мухин, Владимир Ильюхин, Анатолий Самосват, Евгений Попов, Вячеслав Самсонов. Быстро мужали и набирались опыта молодые рабочие завода.

Осенью 1945 года завод получил первый план зимнего судоремонта, предусматривающий ремонт более 100 кораблей и судов, и судоремонтники успешно выполнили его.

А летом 1955 года коллектив отметил свой первый 10-летний юбилей. Командовал заводом в то время подполковник-инженер Борис Алексеев.

За первые десять лет было отремонтировано и восстановлено более 1500 боевых кораблей и вспомогательных судов Южно-Балтийского флота. Люди продолжали делать историю своего родного предприятия, отдавая ему время, силы, идеи.

Предприятие уверенно смотрело в будущее. Занималось строительством производственных участков, освоением новых видов работ. И каждый свой шаг 33 судоремонтный завод сверял с требованием времени: в вопросах качества и производительности, в умении работать слаженной командой. Это был коллектив, нацеленный на результат. Завод постоянно выполнял оперативные и плановые заказы по ремонту кораблей. Четко выстроенная стратегия позволяла реализовывать самые амбициозные планы. К примеру, за выполненную работу по подготовке крейсера «Орджоникидзе», эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный» к походу в Великобританию с официальным визитом главы советского государства Н. Хрущева, коллектив завода получил благодарность от командира флота адмирала А. Головко. Был случай, когда за ночь рабочим завода удалось провести замену двигателя, а утром корабль ушел на боевую службу.

Одновременно с ремонтом кораблей развивалось и производство, росла техническая оснащенность цехов. В 1955 году было построено здание литейно-кузнечно-прессового участка с установкой чугунолитейных и медеплавильных печей. Началась интенсивная плавка чугуна и цветных сплавов. Об успехах завода в Балтийске заговорила вся страна. Насосы, используемые для орошаемого земледелия, выпускаемые на 33-ем, пользовались огромным спросом у жителей Ставрополья и Крыма.

В сентябре 1956 года начальником завода был назначен подполковник Вайсман Давид Лемильевич, прослуживший в этой должности почти 13 лет. Предприятие в эти годы строилось и развивалось исключительно за счет собственных сил и средств.

В 70-е годы правительство страны приняло решение о реконструкции 33 СРЗ с постройкой крупного блока цехов для размещения всех производств. Самоотверженность и трудолюбие послевоенного поколения позволяли выполнять любые поставленные перед коллективом завода задачи.

В период «Карибского кризиса» в 1962 году заводу было дано задание отправить на Кубу ракетные катера. Завод изготавливал укрытия для них. Заказ был очень срочным, люди работали по 14 часов в сутки, без выходных, и работа была выполнена в срок. Транспортные суда ушли в поход вовремя.

Несмотря на исключительную напряженность производственной программы, жизнь брала свое: люди основательно пускали корни на балтийской земле. Руководство завода проявляло заботу не только о работающих, но и их семьях. Были построены жилые дома по ул. Серебровской и Штурманской, общежитие на Советской, детский сад. Завод стал градообразующим предприятием.

В 1968 году завод реконструируется. Имея достаточную территорию и акваторию для развития, он играл важную роль в обеспечении оперативной готовности флота, выполняя доковые ремонты кораблей всех классов с доковым весом до 5000 тонн.

В феврале 1971 года руководство заводом принимает инженер-капитан 1 ранга Юрий Кузьмич Хмелевский.

К середине 80-х годов, в период руководства заводом капитана 1 ранга Владимира Алексеевича Тарасенко, были построены первая пусковая очередь блока цехов, ремонтные причалы с портальными кранами, новая котельная, подъездные железнодорожные пути, водонасосная станция и станция пожаротушения и другие участки. В плановом ремонте одновременно стояли до 10 кораблей и судов ВМФ.

В декабре 1987 года начальником завода был назначен капитан 1 ранга Леонид Анисимович Брычук. В этот период завод осваивал совершенно новые технологические процессы судоремонтного производства. Заводчане впервые приняли в ремонт гражданские сухогрузные и тунцеловные суда. Новые хозяйственные условия потребовали совершенно новых подходов к решению производственных проблем.

Начальник завода с декабря 1992 года капитан 1 ранга Валерий Андреевич Федоров хорошо видел перспективы развития судоремонтной отрасли в целом и балтийского судоремонта в частности. Благодаря его смелым проектам, 33 СРЗ вошел в сферу новых рыночных отношений. В этот период, ввиду недостаточной загрузки производственных мощностей объектами ВМФ, завод освоил ремонт судов рыбопромыслового флота. Все это говорило об огромном потенциале и перспективах завода.

Но грянули реформы. Страна утонула во взаимных неплатежах и долгах. Экономический кризис коснулся и 33-его завода. Значительно сократились заказы. Предприятие фактически было поставлено на грань выживания. И все же завод работал — под руководством капитана 1 ранга Сергея Константиновича Крестникова,— неимоверными усилиями поддерживая боеготовность кораблей Балтийского флота.

В настоящее время 33 СРЗ переживает трудные времена, рабочие по нескольку месяцев не получают зарплату и даже были вынуждены организовать митинг протеста. Сейчас завод является филиалом калининградского судостроительного завода «Янтарь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz