ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ (КЕНИГСБЕРГСКИЙ) МОРСКОЙ КАНАЛ — 80

Для обеспечения прохода кораблей с большой осадкой по фарватеру Пиллау-Кенигсберг, его приходилось практически непрерывно чистить, но это не помогало, и часть грузов перевозили лихтерами. Это было выгодно Пиллау, но приносило большие убытки купцам Кенигсберга, конкурирующим с Данцигом и Мемелем. Поэтому, начиная с 1878 года, начались проектно-изыскательские работы по углублению фарватера.

Г. Хаген был одним из первых, кто сделал все необходимые расчеты для углубления водного пути от Кенигсберга в Пиллау.

Среди нескольких десятков проектов первое место и денежное вознаграждение в размере 10 тысяч марок получил план инспектора строительства пиллауских гаваней Хуго Натуса. Он предложил вместо дорогостоящей расчистки фарватера углубить часть залива, отделив его специальным защитным сооружением. В 1889 году проект Натуса получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Необходимые вычисления произвел немецкий инженер по фамилии Кунтце. Из-за огромной стоимости работ организаторам конкурса пришлось уменьшить глубину будущего канала с 6,5 до 5 метров. Появление современных судов с большей осадкой показало ошибочность данного решения.

Строителям приходилось решать сложные инженерные задачи. Отказавшись от попыток соорудить земляную дамбу, они возвели ее из камня, укрепив с обеих сторон деревянными сваями. В основание была уложена «подушка» из связок прутьев, хвороста и камыша. Полуметровая дамба всего лишь на восемьдесят сантиметров возвышалась над уровнем моря. Деревья, посаженные на ней, служили указателями движения по каналу и укрепили земляной вал, уложенный в сторону залива.

Больше всех повезло рыбакам, для которых в «теле» дамбы проделали несколько тридцатиметровых «разрывов».

Выбранная инженерами линия канала до устья реки Прегель составляла 33 километра, а с учетом углубления реки эта цифра увеличилась до 40,5. Земляные работы, начавшиеся в 1890 году, велись в течение девяти лет. За это время пять земснарядов и двенадцать землечерпалок подняли со дна залива Фрише-Гафф тысячи кубометров ила, песка и торфа. Еще два года канал оборудовался системами безопасности, связи и оповещения. Были построены квартиры для служащих. В ночное время часть канала освещалась газовыми фонарями. К сожалению, из-за небольшой ширины «подошвы» канала двигаться по нему можно было лишь в одном направлении. В зависимости от размеров судна и грузов, все корабли делились на четыре класса. Их движение по каналу подчинялось строгим правилам. Днем на сигнальных мачтах поднимались зеленые шары, а ночью горел зеленый огонь. Отсутствие любого из этих сигналов означало свободный проход для кораблей первого класса, для других были свои условные сигналы. Места расхождения кораблей, идущих навстречу друг другу, были определены близ Пайзе, Гросс-Хайдекруга и у защитной дамбы. Для расхождения судов были построены новые гавани и удобные места якорных стоянок. Всеми работами на канале руководили инспектора пиллауской гавани, сумевшие сэкономить для государства несколько миллионов марок. За две недели до официального открытия по каналу курсировали портовые суда и буксиры, шла отработка правил движения и сигналов.

Под звуки оркестра экскурсионный пароход «Натус» 15 ноября 1901 года разорвал ленту, закрывавшую вход в канал, названный впоследствии Кенигсбергским. Официально открыл канал директор министерства доктор Шульц. На строительство было затрачено 7,3 млн. марок золотом.

В 1924—1930 годах были проведены работы по углублению и расширению канала, что было равносильно новому строительству. В 1938—1939 годах подобные работы были произведены ещё раз.

Ныне Кёнигсбергерзееканал ( KSK ) уникальное гидротехническое сооружение, важнейшая транспортная артерия экономической жизни Калининградской области и России. Он в течение столетия модернизировался в соответствии с достижениями в навигационном оснащении, в средствах управления судоходством согласно международным стандартам безопасности мореплавания. Калининградский морской канал соединяет порты Калининграда  с Балтийским морем. Водный путь начинается на реке Преголе, далее идет по Калининградскому, или Вислинскому, заливу и заканчивается в г. Балтийске.

Длина канала — 43 км 150 м, ширина фарватера — 50—80 м, глубина — 9—10,5 м. В состав морского канала входят 11 оградительных дамб протяженностью 31,5 км для защиты фарватера от наносов со стороны залива, средства навигационного оборудования (СНО) с сетями электроснабжения, посты управления движением судов, рейдовые причалы, станция расхождения и фарватер канала.

Калининградский морской канал — жизненно важная артерия. Это будет правильно и уместно для определения значения канала в жизни города и области, потому что с каналом связаны десятки предприятий, расположенных вдоль его берегов, они, так или иначе, обязаны своим рождением и деятельностью узкой полоске воды. Канал является кормильцем для десятков тысяч калининградцев и балтийцев: это и портовики, и судоремонтники, и работники промышленных предприятий.  Калининградский морской канал является единственным в России незамерзающим каналом на Балтике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz