ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

РУССКАЯ ДАМБА (остров РУССКИЙ) — 77

Во второй половине XVIII века над Пиллау прозвучали залпы новой войны. Весной 1757 года русская армия под командованием фельдмаршала С.Ф. Апраксина перешла прусскую границу, а у берегов Замланда появилась Ревельская эскадра Балтийского флота. Вскоре к ней присоединилась и Кронштадтская эскадра, выход которой задержался
из-за льда в Финском заливе. В море кораблям пришлось устранять серьезные повреждения, полученные в сильный шторм. Блокадные действия русского флота нанесли серьезный ущерб торговле Кенигсберга.

В июле 1757 года балтийские эскадры обстреляли пиллаускую крепость, вызвав панику среди горожан. Однако им не удалось разрушить ее укрепления. Вести прицельный огонь помешала плохая погода.

Шквальный ветер ломал мачты, а корпуса кораблей, расходившиеся от качки, давали течь. Число корабельных больных превысило несколько тысяч человек. На Военном совете было принято решение оставить часть сил для продолжения блокады, а остальным кораблям вернуться в Россию. Поздней осенью того же года парусный флот покинул рейд Пиллау.

С началом военной кампании в Санкт-Петербург ежедневно отправлялись доклады о пиллауской крепости, скорейшего занятия которой требовала императрица Елизавета.

Чем ближе к Пиллау подходили русские войска, тем меньше надежд король Пруссии возлагал на союзников-англичан, обещавших прислать для защиты города свои корабли. По его приказу в крепостном рву были затоплены орудия, боеприпасы и другое военное снаряжение, обнаруженное русскими солдатами ранней весной. Прусский гарнизон отступил из Пиллау, взяв с собой лишь денежную казну и часть провианта.

В день вступления русской армии в Кенигсберг, в январе 1758 года, ее новый главнокомандующий генерал В.В. Фермор обратился к жителям Пиллау с предложением о сдаче, обещая безопасность и сохранение всех привилегий.

Во второй половине дня Фермор отдал приказ о занятии Пиллау. Батальон мушкетеров пешим маршем, пройдя за день более сорока километров, к вечеру вступил в крепость. Там его ожидали чиновники магистрата и русские солдаты, освобожденные из плена. В течение трех дней инженер-майор Гербель составил план города и крепостных укреплений:

Среди военных трофеев оказался городской архив, несколько десятков небольших судов, стоявших в канале и 56 орудий и мортир.

Обнаруженные в Пиллау большие запасы солнечного камня специальным курьером были отправлены ко двору императрицы, высоко оценившей этот дар. Спустя несколько месяцев она подписала указ о доставке в столицу «в должном ассортименте» всего янтаря, собранного в Пруссии.

В Пиллау расположился сводный батальон Муромского, Троицкого, Нижегородского и Ростовского полков русской армии.

Указом Конференции — высшего военного и политического органа управления в России — в Пиллау, ставшем центром снабжения русской армии, были открыты «магазины» для хранения больших запасов продовольствия и фуража для кавалерии. Обеспечение войск находилось в критическом состоянии. Срыв поставок обмундирования привел к изменению сроков нового наступления.

Чтобы разгрузить транспорты, прибывавшие из России на пиллауский рейд, у жителей конфисковали парусные суда и рыбацкие лодки, выплатив их владельцам денежную компенсацию. Однако большая часть этих судов имела небольшую осадку и не могла выйти в открытое море.

По решению Н. Корфа «О починке гавани Пиллау» инженерные работы начали, не дожидаясь высочайшего разрешения. В них участвовали солдаты Пермского и Троицкого полков. Местных жителей отпускали домой для уборки урожая, и требовалось немало усилий, чтобы собрать их вновь. Для сооружения многометровой каменной гряды было установлено около четырех сотен свай.

Работы на «Русской дамбе» велись в течение 1759—1760 годов. Со временем каменную гряду удлинили и расширили, а на ее поверхности высадили деревья и растения. В XIX веке здесь построили жилые здания и заводские цеха. И сегодня, как и столетия назад, мы можем совершить прогулку по одной из самых известных улиц нашего города — Русской набережной.

Летом 1759 года в Пиллау работала землечерпалка, очистившая фарватер от заносов песка. Осенью Н. Корф утвердил ремонтную смету большого парома, перевозившего через пролив грузы и людей. Его ежегодно готовили к весенней навигации: конопатили, меняли настил.

Для укрепления побережья прусскими крестьянами было перевезено около тысячи повозок хвороста и заготовлено семь с половиной тысяч кольев. Из них вязались фашины — вид земляных укреплений.

В настоящее время остров Русский и Русская набережная ассоциируется в первую очередь с градообразующим судо-ремонтным заводом 33СРЗ и поселком, где живут в основном работники завода.

Русская набережная примыкает к узкому проходу во Внутреннюю гавань. По этому проходу осуществляется судоходство судов, ошвартованных в гавани.

На территории Русской дамбы 03.09.1887 г. был установлен памятник Готхильду Хагену, директору защитных построек в гавани.

На территории дамбы (33 СРЗ) находится четвертая пиллауская водонапорная башня, построенная в начале XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz