ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

КРЕПОСТНОЙ КАНАЛ — 65

Крепостной канал — один из своеобразных символов нашего города — несет воды Балтийского моря к стенам древней цитадели. Эта первая искусственная гавань построена в юго-западной части Земландского полуострова.

До 1945 года «Грабен» называлась гавань, расположенная на востоке города, напротив Русской Дамбы, на западе соединяющаяся с крепостными рвами.

Уже в 1658 году близ крепости появились первые рвы. Когда Рауле потребовалась гавань для своих кораблей, защищенная от бурь и льдов, на этом месте в 1683 году была создана новая корабельная гавань, названная впоследствии «Канал».

В 1702 году канал обрёл сбою ширину, сохранившуюся до наших дней. Через канал была протянута канатная переправа, но был и деревянный мост.

В 1928 году этот мост был заменён на бетонный (прежний деревянный мост был несколько ближе к крепости). Во время Второй Мировой войны Грабен был засыпан и проложена грунтовая дорога. Водное пространство гавани составляло в 1928 году — 1,6 га . Нельзя не упомянуть то обстоятельство, что жители города до создания канализации использовали Грабен с известной целью.

Уже в середине XVII века канал надежно укрывал торговые и военные корабли, стоявшие здесь под защитой крепостных орудий. С запада естественной границей ему служит крепостной ров, а на востоке — берега Внутренней гавани.

С началом строительства в Пиллау бранденбургско-прусского флота канал расширили и значительно углубили. В 1683 году его назвали «Новой корабельной гаванью». В 1702 году Крепостной канал приобрел очертания, которые не менялись на протяжении последующих столетий.

В настоящее время его площадь составляет около двух гектаров. В годы Северной войны (1700—1721) здесь пополнял запасы продовольствия и воды галерный флот Петра Великого. Под нейтральными флагами в Крепостном канале швартовались корабли, приобретенные Россией за границей. Их принимали российские матросы и офицеры, прибывшие сюда из Кронштадта.

В XVIII веке у моста через Крепостной канал стоял караульный пост. Без разрешения часовых ни один человек не мог прибыть в город или покинуть его.

Во второй половине XIX века на укрепленных берегах канала появилась небольшая верфь, где строили парусники с отличными мореходными качествами.

В первой половине XX века переправиться на другой берег канала можно было за небольшую плату на лодке. На северо-востоке от Крепостного канала находился морской вокзал, куда прибывали океанские пассажирские лайнеры.

В мае 1945 года в канал вошли корабли Охраны водного района Балтийской военно-морской базы (ОВРА). Его набережные обновили военные строители Балтийского флота. В Пиллау берега канала были оживлённым местом торговли. В настоящее время берег с правой стороны, если смотреть с моста, застроен зданиями общежитий для моряков, а с левой стороны является стоянкой для кораблей ОВРА и закрыт для прохода.

Сегодня у моста через канал — любимое место рыбаков-любителей. Зимой здесь остаются лебеди, которых подкармливают сердобольные горожане. Перила моста через канал облюбовали балтийские молодожёны, вешающие на них замки — символ крепости семьи.

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz