ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ЭКИПАЖУ БРОНЕКАТЕРА «508» — 54

История танковой башни у крепостной стены на улице Красной Армии такова. Она стояла на бронекатере, экипаж которого с апреля 1943 года и до последнего дня сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Этот корабль — представитель славного, не имевшего аналогов в иностранных флотах, семейства катеров,— заслужил у советских солдат ласковые прозвища: «броняшка», «бычок», «букашка». Небольшой и подвижный бронированный корабль мог подойти на близкое расстояние к противнику и в упор бить по нему. Он отлично решал поставленные задачи: ходил в разведку, обстреливал цели в тылу врага, высаживал и снимал десанты. На катерах этого проекта поставили башни от знаменитых танков «Т-34». Такое решение позволяло снабжать катера боеприпасами с армейских складов, а это было немаловажным достоинством. Ведь в боевых условиях военные флотилии подчинялись армейскому командованию. В годы войны вместо моторов отечественного производства на них стояли американские «паккарды», рельсы для постановки минных заграждений и даже железные «печки-буржуйки», чтобы экипаж не замерзал во время зимнего плавания. При длине бронекатера — 22,6 метра и ширине — 3,5 метра, он развивал скорость 20 узлов (около 40 километров в час) и имел дальность плавания 180 морских миль. Словом, это был «речной танк», созданный для войны в реках и озерах. И опыт боевых действий подтвердил его блестящую характеристику.

Бронекатер «508» входил в состав дивизиона бронекатеров, получившего в 1944 году за освобождение столицы Карелии имя «Петрозаводский». Затем его экипаж воевал на Чудском озере, освобождал побережье Эстонии. Под командованием капитана 2 ранга М.Ф. Крохина моряки-катерники участвовали в Таллинской операции, после окончания которой бронекатер по железной дороге доставили в город Тапиау (ныне — Гвардейск), где для него военными саперами был построен специальный спуск в реку Прегель. В ходе боев на Земландском полуострове в апреле 1945 года мощный по вооружению корабль поддерживал огнем своей артиллерии советские войска, наступавшие вдоль залива Фрише-Хафф, подавлял огневые точки противника, высаживал десанты на дамбу морского канала и косу Фрише-Нерунг (ныне — Балтийская коса). За участие в штурме Пиллау всему экипажу бронекатера была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР.

Усилиями городских ветеранов удалось сохранить башню легендарного бронекатера, ставшую одним из памятников боевой славы в Балтийске. В 1966 году башню-реликвию передали на хранение Музею Балтийского флота.

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz