ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ФОРТ» — 42

По мнению специалистов, историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт» не имеет аналогов в России. Памятник на Северном молу Балтийска — Главной базы Балтийского флота — установлен в ознаменование исторических побед русской армии и флота, когда во время царствования дочери Петра Великого государыни Елизаветы Петровны (1743—1761), Восточная Пруссия на несколько лет стала одной из российских провинций. В эти годы в пиллауской цитадели стояли полки русской армии, а в Крепостном канале швартовались корабли Балтийского флота. Обнаруженные здесь большие запасы «солнечного камня» специальным курьером доставили ко двору российской императрицы, высоко оценившей этот дар. Елизавета Петровна подписала указ об отправке в столицу «в должном ассортименте» всего янтаря, собранного в Пруссии.

Прусский король Фридрих Великий не простил жителей города, присягнувших российской короне. За годы своего правления он ни разу не посетил Пиллау.

После смерти императрицы Елизаветы Петровны вступивший на престол император Петр III заключил мир с прусским королем, вернув ему завоеванные российской армией земли, в том числе и Пиллау. И все же русские солдаты оставили о себе добрую память, построив защитную дамбу, названную их именем (ныне — Русская набережная).

Императрица Елизавета Петровна изображена скульптором такой, как диктуют традиции парадного портрета: верхом на коне, в платье
и в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в парике и маленькой женской треуголке на голове. Символично изображение Елизаветы, представленной в пору расцвета своей красоты. Кажется, будто она лично встречает все корабли, идущие Балтийским проливом в Калининградский порт. Властный жест отведенной назад руки как бы показывает, что за ее плечами Великая Россия. Блестящая наездница много времени проводила верхом и принимала на лошади военные парады. При ней впервые разработана дамская униформа для верховой езды: сочетание мужского мундира с женским платьем. Скульптор сознательно посадил императрицу лицом к Европе в знак уважения к соседям.

По замыслу автора, в царственном облике императрицы запечатлены грани ее характера: державная властность, решительность, незаурядный дар политика и военачальника и в то же время естественность и обаяние, олицетворяющие Россию, прославляющие ее.

Высота конной статуи — 6,3 метра, вес — 12 тонн. Общая высота сооружения — 14 метров.

В качестве постамента избрано стилизованное фортификационное укрепление, выполненное из огромных каменных глыб в форме православного креста, идеально привязанное к окружающей местности. Форт расположен вблизи «шведской крепости». Его размеры: 52 метра в длину, 25 метров в ширину, высота 5 метров. На верхней площадке установлен трехметровый постамент из бронзовых плит. На одной из них изображен российский императорский герб. Во внутренних помещениях форта плпнировалось открыть историко-культурный центр с экспозицией, посвященной освоению Россией Балтийского моря. Автор композиции — московский скульптор Георгий Вартанович Франгулян.

Идея создания историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт» принадлежит администрации президента Российской Федерации, Министерству культуры и администрации Калининградской области. Средства на строительство памятника Елизавете Петровне были собраны «Славянским фондом России», а на сооружение форта — фондом «Елизаветинский форт».

Первоначально предполагалось установить уникальную скульптуру в Калининграде, но, посетив город, скульптор и автор работы Г. Франгулян не нашел необходимой для возведения комплекса возвышенности. И когда ему предложили разместить памятник в самой западной точке страны — у основания Северного мола, это предложение счастливым образом совпало с первоначальным замыслом скульптора, настоявшего на решении о переносе памятника в Балтийск.

Скульптор прекрасно учел все точки рассмотрения памятника. Статуя имеет четкие очертания силуэта и видна издалека. Интересный эффект возникает в вечернее время, когда выхваченная из ночной тьмы снопом света конная статуя кажется летящей в пространстве. По словам Г. Франгуляна, «скульптура Елизаветы Петровны на коне войдет в историю. Это пока единственный в России памятник, посвященный императрице».

Сложнейшая работа над его созданием началась в мае 2003 года, когда на Казанском экспериментально производственном заводе была закончена гипсовая отливка. Затем мастера приступили к отливке в бронзе фрагментов фигуры императрицы, коня и плиты для постамента. Во второй половине июля бронзовый памятник был отправлен в Москву. Как известно, бронза является наиболее ценным архитектурным материалом, устойчивым к любым погодным условиям. 21 мая 2003 года в Балтийске прошла церемонию закладки памятника.

Скульптуру Елизаветы Петровны переправили в разобранном виде в Санкт-Петербург, а оттуда на пароме — к месту сборки, где в сентябре 2003 года ее смонтировали специалисты Всероссийского художественно-производственного объединения, в цехах которого отлили конный памятник императрице Елизавете.

Весь историко-культурный комплекс «Елизаветинский форт», занимающий площадь около одного гектара, впечатляет не только своей архитектурной и художественной формой. Он словно голос живой истории! Интересен факт, что памятники великим людям России — Петру I и Елизавете Петровне, отцу и дочери,— установлены вблизи друг от друга на береговой черте морского пролива.

Однако, в России, как всегда, все благие намерения разбиваются жадностью и порочностью местной власти. Новый глава Балтийского городского округа Ф. Ярошевич въехал в Балтийск на коне вместе с Екатериной. Строительство Екатерининского форта, которое осущестлял возлавляемый Ярошевичем одноименный благотворительный фонд, было отличным пиаром в избирательной компании будущего главы округа. Звучали обещания сделать этот форт жемчужиной города, разместить здесь центр культурной жизни Балтийска с долгожданным краеведческим музеем, которого до сих пор так и нет в городе. Однако после успешного избрания Ярошевич благополучно забыл о своих обещаниях, как и обо всех других, озвученных в период пиарской предвыборной компании. Земля под форт получена, здание построено, ну как тут не использовать его для своей выгоды. И вот уже форт вместо культурного центра превращается в центр развлечения нетрезвой молодежи с пивом и дискотеками. Теперь можно не думать о каких-то вложениях в завершение строительства, а нужно по максимуму выжать из форта бабки.

По заключению специалистов ФГУП Санкт-Петербургского НИИ «Спецпроектреставрация» в мае 2009 года, памятник императрице нуждается в срочных аварийно-восстановительных и ремонтных работах. Составленный экспертами акт технического состояния зафиксировал процесс его разрушения. Выявлены значительные повреждения стального каркаса, защитно-декоративного покрытия бронзовой скульптуры и листов облицовки постамента. Это происходит из-за нарушения гидроизоляции форта. При отсутствии вентиляции, особенно в зимнее время, здесь низкий температурный режим и повышенная влажность. В результате конструктивные элементы скульптуры подвергаются коррозии.

Постаментом для бронзовой конной композиции работы известного российского скульптора Георгия Франгуляна является специально возведенный форт «Елизаветинский», собственником которого зарегистирована супруга мэра Балтийска Федора Ярошевича — Людмила Ярошевич. Однако, по данным представителя регионального правительства, «форт до сих пор не сдан в эксплуатацию, а территория вокруг недостроя неухожена». Собственник самой скульптуры — государство в лице Музея Мирового океана — «безуспешно пытается заставить частного собственника форта достроить хотя бы постамент».

При этом, в соответствии с решением Арбитражного суда Калининградской области от 6 февраля 2009 года, заказчик-застройщик форта обязан «обеспечить условия экспонирования скульптуры, исключающие ее порчу или утрату». Требования охранного обязательства к внешнему и техническому состоянию памятника прописаны в соглашении фонда «Елизаветинский» с владельцем скульптуры — Музеем Мирового океана. По словам главного хранителя фондов музея Ирины Бойкиной, если они не будут соблюдаться, и строительство форта официально не завершится, скульптуру придется переносить в более безопасное для нее место.

 

 

 

 

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz