Пиллаусский маяк. Вид со стороны набережной

Пиллаусский маяк. Вид со стороны ул. Морской бульвар

Маяк и памятник Петру I

Вид на маяк со стороны входа

Вид на маяк из пролива

Ночной маяк

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

БАЛТИЙСКИЙ МАЯК — 22

Балтийский маяк является архитектурным памятником города — наиболее посещаемое место гостями и туристами.

Пиллау как морской город для организации судоходства остро нуждался в навигационных огнях и ориентирах. С осени 1741 года ориентиром для подходящих к Пиллау кораблей стали огни на крыше башенки, которая стояла на горе Пфундбуденберг. В 1756 году близ перестроенной башенки были ещё поставлены фонари с горящим углем; отражение этого пламени от поставленных металлических пластинок было видно далеко. После 1804 года, когда гора была значительно срыта, огонь стали зажигать на горе Лемберг (Шведеншанце).

Несколько позже на углу улиц Лицентштрассе-Лотценштрассе (Лицентштрассе 1) началось сооружение маяка, который, кстати, до 1910 года одновременно являлся и лоцманской башней.

Путь кораблям, идущим в гавани Балтийска, указывает маяк, расположенный ныне на набережной Морского бульвара. Преодолев 123 ступеньки по винтовой лестнице, можно подняться на самый верх в застекленное со всех сторон фонарное сооружение, где установлена лампа, заключенная в сверкающие кольца линз. В нескольких местах на нем сохранились выбоины — память о минувшей войне. Светооптический аппарат изготовлен фирмой «Райт-Майер» в Германии.

Автором Балтийского маяка, по неподтвержденной документально версии, является выдающийся новатор европейской архитектуры XIX века Карл Фридрих Шинкель, по другой — им называют инженера-гидротехника Шульца, о жизни и судьбе которого известно довольно мало.

Строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон, родом из Зефельде в Гольштинии. В августе 1803 года Петерсон был назначен инспектором пиллауских гаваней. Он приступил к строительству маяка и завершил его в 1816 году. Под началом Петерсона укрепили береговую черту и начали сооружение каменной гряды на косе Фрише-Нерунг.

Высота Балтийского маяка, огонь которого виден на расстоянии 16 морских миль, достигает 33,2 метра над уровнем моря. Фундамент маяка сложен из гигантских гранитных блоков, обнесенных полуметровыми сваями, стянутыми для прочности тяжелыми коваными цепями. Несмотря на метровую толщину стен, маяк выглядит легким и стройным, похожим на высокий минарет. Кирпичная кладка маяка — монолит, способный выдержать природные катаклизмы.

Впервые маяк «включили» в январе 1813 года после того, как французский гарнизон оставил крепость. До конца Второй мировой войны вблизи маяка стоял памятник Великому курфюрсту, много сделавшему для развития Пиллау. В настоящее время здесь установлен памятник Петру I и является наиболее посещаемым местом гостями города и балтийцами.

Судьба благоволила маяку, служившему в 1945 году ориентиром советским летчикам, штурмовавшим Пиллау. Они не подвергали его обстрелам и бомбардировкам. Заминированный немецкими солдатами маяк, по счастливой случайности, избежал разрушений.

Работы по его восстановлению закончились 2 сентября 1945 года. Впрочем, разборка развалин и строительство маячного городка продолжались до 1953 года.

Первоначально источником света служило растительное масло, из-за дороговизны замененное в 1874 году керосином. Внутрь лампы вставляли по шесть фитилей, вложенных один в другой. В середине XIX века появилась газовая лампа. Впервые в европейской практике ее установили на пиллауском маяке, который заработал в автоматическом режиме. После того, как специалисты маячной службы научились использовать сжиженный газ, лампа могла гореть месяцами, не требуя особого ухода. А с 1913 года маячная лампа перешла на электрическое питание.

Днем маяк легко узнаваем благодаря своей оригинальной архитектурной форме, окраске, определенному природному и городскому ландшафту. Для отличия Балтийского маяка от других, в темное время суток применялись цветные стекла. Международным соглашением ему было присвоено специальное освещение. После установки в 1956 году нового аппарата, световые характеристики «проблескового огня» маяка стали следующими: три секунды темноты и девять секунд постоянного света.

Если раньше смотрителям приходилось по нескольку раз в день подниматься на башню маяка, чтобы открыть штору маячной линзы, то с середины 30-х годов XX века это делается автоматически. С момента включения Балтийского маяка в международную систему безопасности, его перестали отключать в светлое время суток. Маяк сам обеспечивает себя электроэнергией. Окраска маяка носит знаковый характер.

До 1930 года он был полностью белым, а в канун Второй мировой войны верхнюю часть маяка покрасили в красный цвет, оставив нижнюю — белой. В первые послевоенные годы сочетание этих цветов изменилось опять в пользу белого цвета.

В 1967 году Балтийскому маяку был присвоен первый класс. Самый западный маяк России был вновь открыт для посещения. За небольшую плату с его высоты можно полюбоваться окрестностями города, увидеть морской залив, Балтийскую косу и побережье.

 

 

 

Вахтенный смотритель маяка

 

Дизель-генератор для питания лампы маяка

 

Винтовая лестница внутри маяка

 

Лампа маяка

 

Вид на аванпорт из окна маяка

Вид сверху на дворик маяка

Вечерний маяк

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz