Общий чертёж форта

Схема форта времён Первой мировой войны

Вид из космоса на форт

Вид на ценральное ядро форта

Главные ворота, сзади центральное сооружение

 

 

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ФОРТ «ВОСТОЧНЫЙ» — 13

Франко-прусская война породила новые взгляды на фортификационное оборудование местности. Вокруг старых европейских крепостей начинается строительство фортов, вызванное увеличением дальнобойности осадной артиллерии. Фортовые «пояса», прикрывающие важные оперативные направления, получают крепости Кенигсберг и Пиллау.

Проектная документация фортов Пиллау, разрабатываемая в инженерном инспекторате Кенигсберга, была закончена в 1872 году . В ее основу были положены труды французского фортификатора Вобана, русского инженера Сухтелена и австрийского архитектора Максимилиана. И все же окончательное объемно-планировочное и конструктивное решение пиллауских фортов было доработано представителями передового тогда в Европе германского инженерного комитета Биехлером, Кемеке и Бранденштайном.

Рассмотрим общее устройство форта, который выполнял задачу прикрытия артиллерийским огнем со стороны моря и дороги в парке.

Форт представляет собой сжатый многоугольник и состоит из центрального сооружения, окруженного рвом. В подземных казематах, выложенных из многократно обожженного керамического кирпича, располагались казармы для постоянного гарнизона, склады, лазарет, мастерские и другие вспомогательные помещения. Для их жизнеобеспечения и функционирования были предусмотрены системы отопления, канализации, вентиляции, водоснабжения, а позднее и энергообеспечения. В качестве транспортных развязок использовались внутренний двор и система подземных коридоров (потерн). Для местной самообороны (в пределах фортового рва) предусмотрены кофр и полукапониры (флангового огня). Маневр силами и огневыми средствами осуществлялся через потерны, расположенные за внешней стеной рва (контрэскарпа).

В связи со строительством фортового пояса в Пиллау изменилось и само понятие — крепость. Так стали называть город со всем комплексом фортификационных сооружений. Центральное же ядро его (ранее именовавшееся крепостью) получило название цитадели — как последнего убежища обороняющихся.

Пока строились форты, естественно, совершенствовалась и артиллерия, в том числе и морская. Так, в конце 90-х годов XIX века на ее вооружении появились фугасные снаряды с взрывчатым веществом пироксилин. Кирпичные своды фортов и их грунтовая защита оказались неспособными противостоять силе их удара и взрыва. Поэтому уже наряду с дооборудованием фортов производилась и их модернизация с использованием нового тогда материала бетона, которым покрывали жизненно важные элементы (казармы, склады, входы и капониры). При этом были использованы идеи русского военного инженера генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена.

Пиллауские форты находятся на удалении друг от друга в несколько километров. Их казематы строились из кирпича со сводами толщиной в один метр и трёхметровым земляным накатом, А после применения в артиллерии фугасный бомб, чтобы усилить эти сооружения, был применён бетон. В целях маскировки все казематы и внутренние строения фортов были срезаны вровень с высотою вала

Форт «Восточный» находится северо-восточнее Цитадели в городском парке им. Адмирала Головко недалеко от восточных ворот Иностранного воинского захоронения Второй мировой войны. Построен в 1889 году, имеет обводной защитный ров.

На схеме видно, что форт конструктивно имеет шестиугольную форму, причём центральная юго-западная сторона этого шестиугольника разрезана и втянута во внутрь форта. Здесь же расположены единственные ворота, которые ведут во двор к главному сооружению, которое являлось редутом и пароховым складом (редут — это полевое фортификационное сооружение в виде многоугольника, подготовленное к круговой обороне. Редуты являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций).

Редут форта «Восточный» напоминает по форме полубаранку, ориентированную в основном на восток, против наступающих на Цитадель. Редут конструктивно является двухэтажным оборонительным сооружением с многочисленными окнами и бойницами как с наружной, так и с внутренней стороны. Подвальные помещения использовались для хранения боезапасов. С северной стороны во дворе были размещены четыре скорострельные зенитные батареи. Они защищали форт со стороны моря. Открытая часть редута в сторону ворот защищена толстыми высокими стенами из кирпича, которые на выходе из внутренней части переходят в земляной вал, опоясывающий все остальные стороны форта. Здесь же начинаются обводной ров, около десяти метров шириной.

Форт мало пострадал во время войны и мог бы стать отличным местом для посещения туристов, так как является образцом фортификационной архитектуры XIX—XX веков. Однако в лихие девяностые, когда везде царил беспредел, одному флотскому чиновнику удалось прихватизировать эту государственную и культурную ценность без всяких охранных обязательств. Как такое могло случиться? На это должна ответить военная прокуратура, которой видно это до лампочки. Все форты и Цитадель находились в ведении МО. Форт «Западный» брошен и благополучно разрушается. Форт «Штилле» хоть и охраняется, но используется в качестве горажей и складов. Цитадель пока охраняется от внешнего разграбления. А форт «Восточный» вообще продан и потерян как культурная ценность, ибо это теперь частная собственность. Правившие городом в то время А. Кузнецов и В. Егоров пытался продать целую Балтийскую косу со всеми потрохами немецкому липовому предпринимателю. Так что случившееся не удивительно. По непроверенным источникам. купивший форт начальник испугался, что его могут вернуть государству, и быстренько перепродал форт янтарным браткам, которые и владеют им по настоящее время. На окнах редута появились современные стеклопакеты. Что происходит за закрытыми воротами, неизвестно. По внешнему виду дворовых построек можно предположить, что в основном как склады и гаражи.

 

 

 

Левая сторона от входа

Правая сторона от входа

Северо-западная сторона с водным рвом

Северо-восточная сторона с защитным водным рвом

Сооружения на южной строне

Начало западной части обводного канала

   

Copyright © 2006—2011 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz