Чертёж общего вида форта

Схема расположения основных частей форта

Вид из космоса

Юго-восточный капонир

Б — северо-западный капонир

Внутренний туннель северо-западного капонира

В — юго-восточный капонир

Общий вид форта сверху

Главный корпус форта

Замковый камень с датой начала строительства форта — 1869 и кирпич с клеймом строителя форта

Руины береговой части форта

Руины береговой части

Береговые строения

Ворота в форт

Казематные ворота

Защитный ров с водой

Восточные ворота

Каземат

Руины каземата

Руины берегового укрепления

Казарма с надписью над входом

Главный вход в форт

Туннель береговой части

Ров с остатками каземата

Вид на форт со стороны пляжа.

Левое крыло казарм

Внутренний туннель

Вентиляционный выход, вид из помещения

Ворота со стороны пролива

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КАРТА БАЛТИЙСКА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ФОРТ «ЗАПАДНЫЙ (МОРСКОЙ)» (пос. КОСА) — 12

Узкий пролив, как единственное место для прохода всех морских судов в ганзейский город Кенигсберг, естественно, требовал усиленной охраны. Поэтому с древних времен образование и развитие поселений по берегам пролива было связано с размещением здесь военного гарнизона.

Война со Швецией в 1626—1628 гг., когда воинственный шведский король Густав Адольф высадился в Пиллау и реально угрожал Кенигсбергу не только показала ненадежность его старых городских стен, но и определила необходимость строительства в крепости Пиллау фортификационных сооружений на прилегающих к проливу территориях.

Именно шведами в 1629—1635 годах началось строительство фортификационных сооружений, в том числе и на северной оконечности косы. Тогда же началось возведение и крепости Пиллау на северном берегу пролива, которую ныне называют «шведской крепостью».

К середине XIX века в Европе заканчивалась эпоха гладкоствольной артиллерии и начался переход к нарезной. Возросла боевая мощь армий. Старые крепости, в том числе и в Пиллау, оказались несостоятельными перед лицом новой тактики и стратегии. Появление нарезной артиллерии и значительное увеличение мощности и дальности стрельбы пушек требовали и новых форм укреплений.

Для морской крепости Пиллау в связи с внешнеполитическими обстоятельствами необходимо было иметь на южном берегу пролива новое крепостное сооружение. Им стал форт, ныне именуемый «Западный (Морской)».

В самом деле, в 1853—1856 годах шла война России с Англией и Францией. Российские порты были блокированы противником, и все грузы стран западной Европы шли на восток через Пиллау и Кенигсберг. Так, в 1852 году в порту Кенигсберга (при следовании через пиллауский пролив) бросили якорь более тысячи судов, а в I860 году их было уже более двух тысяч. В эти годы парусный флот вытеснялся пароходами, и между проливом возле Пиллау и Кенигсбергом строился судоходный канал.

Строительство форта «Морской» проходило во время правления короля, а затем императора Вильгельма I Великого. Вильгельм I стал королем
в 1861 году. Как известно, он не очень-то утруждал себя государственными делами, за него практически правил «железный канцлер» Отто Эдуард Леопольд Шенхаузен фон Бисмарк.

На закладном камне, венчающем свод одного из казематов форта «Западный», зафиксирована строителями форта дата —1869 год.
А в 1871 году, когда было полностью завершено возведение этого форта, произошло объединение мелких немецких государств и княжеств в единую Германскую империю, и Вильгельм I Великий стал её императором.

Построенный тогда форт «Западный» нельзя рассматривать как нечто неизменное, состоявшееся и вполне законченное. Строился он в течение пяти лет, а в это время совершенствовалась и артиллерия, и в конце 80-х годов XIX века на её вооружении появились фугасные снаряды со взрывчатым веществом пироксилином взамен черного пороха. Проведенные опытные стрельбы показали, что кирпичные своды фортов и грунтовая защита на них не способны противостоять их силе удара и взрыва.

В 1885 году в Кенигсберге работала комиссия государственной обороны, которая по предложению инспектора инженерного корпуса и крепостей генерала фон Бранденштайна решила усилить конструкции кенигсбергских фортов, в том числе и форта «Западный». Работы на косе начались в 1887 году и продолжались до 1891 года, с применением нового тогда материала — бетона. Учитывая его первоначальный дефицит, бетонирование по слою песка велось только для пороховых погребов и казарм. Таким образом, в покрытии форта «Западный» создавалась слоеная толща, состоящая из кирпича, двух слоев бетона, разделенных песчаной прослойкой. Аналогичным образом усиливались стены фортов, а защита окон, амбразур и дверей от опасного действия газов, образующихся при взрыве фугасных снарядов, осуществлялась устройством герметизированных бронированных створок и дверей.

Какие же задачи в то время выполнял форт «Западный»? Главная из них — это перекрытие артиллерийским огнем пиллауского пролива в случае военных действий. Кроме того, форт был своеобразным контрольно-пропускным пунктом для судов, следовавших по проливу и сухопутных караванов, двигавшихся по Вислинской косе. Проект морских фортов был разработан германским инженерным комитетом по поручению генерал-инспектора Камеке. При этом была использована инженерная мысль фортификаторов различных стран: Германии, России, Франции. Практическое воплощение проектов осуществлялось шефом инженерного корпуса генералом фон Астером и его преемником генералом Брезе-Биниарь. Оба они были представителями школы новопрусской системы укреплений.

Сооружение входило в несколько оборонительных систем. Во-первых, в «фортовый пояс» крепости Пиллау. Во-вторых, в оборонительную линию косы, выстроенную во второй половине XIX века. В-третьих, во время Второй мировой войны Западный форт был включен в систему береговых батарей.

На кирпичах, из которых выстроены все части укрепления, можно разглядеть клеймо изготовителя — «Гросс Штайнорт. В. Шульц» (Gr. Steinort. W. Schulz).

В конструкционном решении этот объект — форт капонирного фронта.

В обвалованном виде он представляет собой неправильный пятиугольник. С напольной стороны (направление предполагаемого противника) выдвинуты три капонира, или огневых фланговых оборонительных сооружения, где ведение флангового или косоприцельного огня было возможно в двух противоположных направлениях. В центре находится замкнутый, огороженный со всех сторон двор.

Форт (смотри схему) с тыльной части был защищен водным рвом, преодолеть который можно было по подъемному мосту (М). В горже
(то есть тыльной части) также располагались, слева направо: двухъярусная караульная казарма со складским помещением на нижнем уровне, горжевой капонир (Г), площадка для построения караула, колодец (К), канализация, три склада.

Передовая, или напольная, часть форта размещалась на отдельном фундаменте, то есть не была сомкнута с горжей единым основанием. Фундаментом служили скрепленные между собой морские валуны. Камни не все смыкались друг с другом, вероятно, в пространствах между ними были проложены какие-то коммуникации. Возможно, ливневая канализация. Между горжей и напольной частью находились соединительные земляные валы, являвшиеся элементами общей вальной системы (3). По ним можно было поднимать на валы артиллерийские орудия. До 1914 года в форте, например, находились три 210-мм пушки (Ringkanonen ). Во время Первой мировой войны форт защищали две зенитные пушки калибра 76,2 мм.

Для артиллерийской прислуги были предусмотрены четыре каменные лестницы, поднимающиеся на валы (Л). Располагались они приблизительно у входов в тайные проходы (потерны) к капонирам. Потерны имели три капонира. Слева направо: юго-восточный (А), юго-западный (Б) и северо-западный (В). На северо-востоке находился горжевой капонир. Обваловка сохранилась только у потерны капонира А. Капонир Б полностью разрушен — где морем, где людьми. Капонир В сохранился в незначительных объемах.

Казематы также подвергаются разрушению. Особенно пострадали западные участки форта. В казематах находились жилые помещения, обогревавшиеся горячим дымом, который поступал по специальным канальцам внутри кирпичей. Жилье соседствовало с кухней и складами воинского снаряжения. Тут же, в казематах, находились боеприпасы.

На хорошо сохранившихся конструкциях каменного обрамления въездных ворот до сих пор можно видеть металлические блоки, по которым направлялись цепи, опускавшие и поднимавшие мост через водный ров. Асимметрично расположенное центральное сооружение включало в себе казармы для солдат и офицеров, медицинский пункт, кухню и столовую, склады боеприпасов, снаряжения и топлива, караульное помещение.

Для жизнеобеспечения гарнизона были предусмотрены системы отопления с каминами и дымовыми обогревательными каналами внутри стен, водоснабжения из местного колодца, естественной вентиляции, выгребной канализации и энергообеспечения. Внутренний дворик служил транспортной развязкой и укрытием для орудий. Все казематы имеют сводчатое очертание и выполнены из многократно обожженного керамического кирпича. На земляной насыпи (боевом валу) с защитной толщей в два-три метра располагались позиции артиллерии (раскаты) с укрытиями для артиллеристов, расходные склады боеприпасов и наблюдательные сооружения. Для скатывания орудий с боевого вала во дворик предусмотрены пологие аппарели. Для местной самообороны (в пределах фортового рва) в углах центрального сооружения были выполнены напольный (со стороны моря), боковые и горжевой капониры.

К сожалению, проектировщики форта не учли в то далёкое время разрушительных абразивных процессов (геологической работы моря) и не предполагали, что через столетие часть конструкций форта будет непосредственно омываться волнами Балтийского моря, что приведет к значительным разрушениям несущих конструкций и ограждений форта. Но с морскими волнами шутки плохи. Даже мощным оборонительным стенам.

На момент возведения форта море находилось от берега дальше, чем сейчас. Кроме того, вдоль побережья в этом районе были выстроены берегоукрепляющие сооружения — несколько рядов свайных конструкций. Дальше по берегу моря, за фортом, располагалось несколько волноломов.

Перед самой крепостной постройкой по линии воды была насыпана каменная гряда, так называемый брекватер. Сегодня остатки этого барьера скрыты под водой, а сам он практически разрушен водной стихией. Вслед за сползающей в воду сушей сваливается в море и фортификационное укрепление.

Гарнизон форта в те годы составлял одну пехотную роту, артиллерийскую команду и одну-две группы саперов. На вооружении форта находились револьверные пушки, орудия калибров 9, 12, 15 см и мортиры.

Так уж сложилась его судьба, но за всю свою долгую жизнь форт «Западный» никогда не вел активных боевых действий. Однако неоднократно приводил себя в полную боевую готовность. Это случалось в 1914 году, когда потерпели поражение германские войска под командованием генерала Притвица. Сигнал боевой тревоги сыграли в форту и в 1920 году, когда отдельные подразделения Красной Армии под командованием М.Н. Тухачевского вступили в пределы Восточной Пруссии, приближаясь к Варшаве. До начала XX века форт «Западный» считался секретным объектом, в нем осуществлялось боевое дежурство,
а у ворот стоял полевой караул.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны форт представлял собой, в комплексе с полевыми фортификационными сооружениями, крупный опорный пункт. Однако после взятия Пиллау войсками 11-й Гвардейской армии он оказался в полном окружении подразделений, десантировавшихся на косу Фрише-Гафф, и вскоре капитулировал, хотя боевые действия южнее его продолжались вплоть до 9 мая 1945 года.

Несмотря на то, что памятник истории и культуры местного регионального значения форт «Западный» состоит на учете
в Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры и подлежит охране государством, практически он находится в бесхозном состоянии. Охрана его не организована, все желающие беспрепятственно попадают на его территорию. Некоторые неорганизованные посетители разбирают полуразрушенные кирпичные стены, нанося памятнику ощутимый вред. Кроме того, вследствие неорганизованной в данном месте эффективной берегозащите, морские штормы разрушают кирпичные стены и другие конструкции форта. Имеется реальная опасность полного его разрушения если срочно не принять действенных мер по его защите. А ведь этот форт представляет большую ценность как памятник фортификационного зодчества середины XIX века.

Описание составлено на основе материалов книги Веремеева В.Г. «Памятники оборонного зодчества», 2006 г. и архивов балтийского краеведа Шалагиновой Е. Использованы авторские фотографии, а также фотографии из архива балтийца Калиничева В. и из Интернета.


Прибрежная сторонаРуины северо-западного капонира

 

Арка веутреннего помещенияВид на арку изнутри

 Стена земляноговалаУзорная кирпичная кладка

 

 

Внутренний вид каземата

Сползающие в море части сооружения

Береговые укрепления

Вид с пляжа зимой

Руины береговых сооружений зимой

Руины северо-западного капонира

Правое крыло казарм

Развалины юго-западного капонира

Водяной ров

Вид на форт с Южного мола

Западная сторона форта

Во второй арке спрятан тайник

Северо-западная сторона, справа — гильза от снаряда

Руины приморской стороны

Внутренний двор

Руины внутренней части со стороны моря

Руины северо-западной части

Приморская часть

Проливная часть, вид со стороны двора

Вид сверху на казармы

Арки в защитном валу

Руины юго-западного капонира

Внутренний туннель

Приморская западная сторона

Развалины юго-западного капонира

Прибрежная  сторона

Пляжная сторона

Руины юго-западного капонира с береговой стороной

Руины юго-западного капонира

 

Дворовая часть

 

Вентиляционный выход

   

Copyright © 2006—2010 Ю&Н Каллиниковы
Разработка и дизайн Каллиниковы

           
Hosted by uCoz